Авторы: Соловьёва Светлана Николаевна, Щербакова Людмила Кирилловна
Должность: старшие воспитатели
Учебное заведение: МБДОУ № 109 "Букварёнок"
Населённый пункт: город Вологда
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
Раздел: дошкольное образование
НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
Подготовили старший воспитатель Соловьёва Светлана Николаевна
старший воспитатель Щербакова Людмила Кирилловна
«Не может быть настоящим сыном Отечества тот,
кто не стал истинным сыном матери и отца».
В.А.Сухомлинский
Патриотическое воспитание дошкольников – это не только воспитание любви к
матери, семье, родному дому, детскому саду, городу (селу), к родной природе,
культурному достоянию своего народа, своей нации и толерантного отношения к
представителям других национальностей, но и воспитание уважительного
отношения к труженику и результатам его труда, гордость за вой народ, который из
поколения в поколение несет народная культура и историческое прошлое страны,
родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям
государства и общенародным праздникам. Все это и есть начало патриотизма,
который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного
воспитания.
В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип
личности. Российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе,
независимые, с яркой индивидуальностью. В то же время в обществе наблюдается
явный «Дефицит нравственности» как у отдельных личностей, так и во
взаимоотношениях между людьми. Существенные изменения, происшедшие за
последние годы, новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили
переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в
общественной жизни. Идея воспитания патриотизма и гражданственности
становится государственной. ФГОС ДО, предъявляет требования к объединению
обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно –
нравственных и социокультурных ценностей и предполагает формирование
первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных
ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
Именно в дошкольный период происходит формирование духовно – нравственной
основы личности, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в
обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире.
Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для
эмоционально – психологического воздействия, так как восприятие ребенка,
получаемые им впечатления очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти
надолго, а иногда и на всю жизнь.
На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое
воспитание имеют свои особенности.
Патриотизм применительно к ребенку старшего дошкольного возраста
определяется, как его потребность участвовать во всех делах на благо
окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких
качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства;
осознание себя частью окружающего мира. В этот период начинают развиваться те
чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом,
своей страной. Корни этого влияния – в языке народа, который усваивает ребенок,
в народных песнях, музыке, играх, впечатлениях о природе родного края, о труде,
быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет.
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач
дошкольного учреждения.
Поэтому задачами педагогов являются:
Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду,
улице, селу /городу, округу, стране;
Формирование бережного отношения к природе и всему живому;
Воспитание уважения к труду, людям разных профессий;
Развитие интереса к русским народным традициям и промыслам; традициям и
промыслам;
Формирование элементарных знаний о правах человека;
Расширение представлений о родном городе / селе, округе, стране;
Знакомство детей с символами государства (гербом, флагом, гимном);
Развитие чувства ответственности и гордости за достижения своей страны;
Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в
играх, труде, быту. Под патриотическим воспитанием мы понимаем
взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое
направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих
нравственных качеств личности, приобщение его к истокам национальной
культуры, природе родного края, воспитание эмоционально – действенного
отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.
Первые чувства патриотизма: гордость за свою Родину, любовь к родному
краю, уважение традиций. Полученные на тематических утренниках и других
досуговых мероприятиях знания позволят подвести ребенка к пониманию
неповторимости культуры своего народа.
Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста –
формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, воспитание
чувства сопричастности к окружающему, развитие таких качеств, как сострадание,
сочувствие, находчивость, любознательность, коммуникабельность,
ответственность, чувство собственного достоинства.
Задачи нравственно – патриотического воспитания:
- формирование духовно – нравственного отношения и чувства сопричастности к
родному дому, семье, детскому саду, своему городу / селу, округу, стране;
- формирование духовно – нравственного отношения и чувства сопричастности к
культурному наследию своего народа;
- формирование духовно – нравственного отношения к природе родного края и
чувства сопричастности к ней;
- воспитание любви, уважения к соей нации, понимания своих национальных
особенностей, чувства собственного достоинства как представителя своего народа
и толерантного отношения к представителям других национальностей
(своим сверстникам и их родителям, соседям и другим людям);
- воспитание любви и уважения к истории своей семьи, истории Родины и малой
Родины.
Каждый педагог строит свою работу в соответствии с возрастными и
индивидуальными особенностями воспитанников на основе
следующих принципов:
Принцип расширения связей ребенка с окружающим миром;
Принцип приоритетности регионального культурного наследия;
Принцип опоры на эмоционально – чувственную сферу ребенка;
«Позитивный центризм» (усвоение ребенком знаний, наиболее актуальных для его
возраста);
Непрерывность, преемственность и интегративность педагогического процесса;
Дифференцированный подход к каждому ребенку с учетом его психологических
особенностей, возможностей и интересов;
Рациональное сочетание разных видов детской деятельности, адекватный возрасту
баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
Деятельностный подход;
Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Основные методы образовательного процесса:
- игровые;
- поисково – исследовательские;
- проблемные;
- воспитывающие ситуации;
- анализ и самоанализ;
- похвала, одобрение;
- пример;
- обращение к книге и к другим культурным источникам.
Содержание нравственно – патриотического воспитания детей
дошкольного возраста:
- приобщение детей к культурному наследию, народным праздникам, традициям,
народному декоративно – прикладному искусству, устному народному творчеству,
к музыкальному фольклору, народным играм;
- знакомство с семьей: историей семьи, названиями членов семьи, родственников,
с понятием «предки», «родословная», «семейные традиции»;
- с детским садом: его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями;
со своим городом / селом, округом: его историей, гербом, традициями,
выдающимися горожанами / селянами прошлого и настоящего, с
достопримечательностями;
- проведение целевых наблюдений за состоянием объектов природы в разные
сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе (посев
цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и другое);
- организация творческой продуктивной, игровой деятельности детей, в которой
они проявляют сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные
сезоны года (в связи с приспособлением к новым жизненным условиям), помощь
взрослым (ежедневно и по мере необходимости).
Планирование воспитательно – образовательной работы осуществляется по
следующим доминирующим целям:
1.
Охрана и укрепление здоровья ребенка;
2.
Формирование чувства сопричастности к родному дому, культурному наследию,
природе родного края;
3.
Развитие любознательности;
4.
Формирование желания и умения заботиться о ближних, оказывать помощь
окружающим;
5.
Развитие стремлений к познавательной и другим видам деятельности;
6.
Формирование коммуникативных способностей.
Планирование образовательной деятельности соответствует следующим
требованиям:
1.
Разные виды детской деятельности логично и естественно связаны друг с другом
(беседа может подкрепляться целевой прогулкой, экскурсией к памятным местам,
в музей);
2.
В занятия включены разнообразные формы организации детей с преобладанием
подгрупповых и индивидуальных форм;
3.
Основное содержание образовательной деятельности – воспитание патриотизма –
пронизывает все виды НОД, в том числе прямо не относящиеся к данному
направлению (ФМЭП, конструирование, музыкальные и физкультурные занятия).
Каждый вид деятельности создает благоприятные возможности для
осуществления определенных задач воспитания:
на занятиях целесообразно решать задачи, связанные с умственным развитием
ребенка, в игре развивать навыки коллективизма, в процессе трудовой
деятельности – уважение людям труда, трудолюбие и бережливость,
организованность и чувство ответственности и долга.
Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Для дошкольного
периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим
влияниям, сила и глубина впечатлений. Потому-то все, что усвоено в этот период –
знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера,
оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом
дальнейшего развития личности.
Для более эффективной работы по нравственно – патриотическому воспитанию
детей дошкольного возраста используются следующие необходимые
педагогические условия:
Эвристическая среда в детском саду и в семье, тесное сотрудничество с членами
семьи, подготовленность педагогов и родителей к решению проблем воспитания
патриотизма у детей. Эвристическая среда характеризуется насыщенностью
положительными эмоциями и является для ребенка полем проявления его
творчества, инициативы, самостоятельности. Тесное сотрудничество педагога с
членами семьи выражается:
- в установлении доверительных деловых контактов с семьями воспитанников;
- в обеспечении родителей минимумом психолого – педагогической информацией,
обучении их способам общения с ребенком;
- в обеспечении регулярного взаимодействия детей, воспитателей и родителей;
- вовлечение членов семьи в педагогический процесс;
- создание в детском саду и семье предметной развивающей среды.
Необходимым условием проведения целенаправленной работы является наличие
образовательного проекта или перспективного плана, которые включают в себя как
специально организованные занятия, так и совместно организованную и
самостоятельную деятельность детей.
Занятия проходят на доступном для понимания детей материале, начиная с
рассматривания семейных реликвий, наград, предметов военного быта, имеющихся
в семьях. Проводятся встречи с участниками войны, тружениками тыла, «детьми
войны». Хорошо, если это люди – родственники детей, посещающих группу.
Немаловажно изучение улиц, названных в честь героев, проведение тематических
экскурсий специалистами – экскурсоводами.
Необходимо привлекать к работе родителей, их помощь детскому саду возможна в
организации встреч с ветеранами, изготовлении самиздатовских книжек, рисунков
и пр.
Целесообразно создание в группах мини – музеев, в которых могут
находиться:
- художественная и публицистическая литература;
- малые скульптурные формы;
- фотоальбомы;
- семейные альбомы;
- реальные награды или их художественное изображение;
- запись рассказов участников сражений, их воспоминаний;
- запись рассказов детей;
- аудио-видео, CD записи с песнями времен войны;
- диафильмы, слайды, презентации.
Все вышеизложенные педагогические условия взаимосвязаны и
взаимообусловлены, мероприятия проводятся не только для детей, но для
родителей.
Формы работы с детьми и их родителями
по нравственно – патриотическому воспитанию
- интегрированные, познавательно – экологические занятия, физкультурные
досуги, военно – спортивные игры, музыкальные праздники, досуги и развлечения,
физкультминутки;
- беседы, рассказы, ситуативные разговоры;
- тематические презентации;
- дидактические игры и упражнения, СРИ, подвижные игры;
- чтение и обсуждение, рассматривание и обсуждение;
- изготовление атрибутов для СРИ;
- создание тематических папок и их оформление;
- изготовление поделок для группового помещения и праздникам;
- конструирование военной техники из бумаги и бросового материала;
- выставки книг с иллюстрациями, репродукций произведений живописи;
- викторины;
- инсценирование и драматизация отрывков художественных произведений,
разучивание стихотворений, пословиц и поговорок;
- рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок;
- продуктивная деятельность по прочитанному или просмотренному произведению,
рисование иллюстраций к художественным произведениям, рисование
иллюстраций к прослушанным (военным) песням, музыкальным произведениям;
- пение, беседы по содержанию песни, драматизация песни, слушание и
обсуждение (военных) песен;
- патриотические акции;
- экскурсии (к памятникам, в музей, библиотеку и пр.);
- посещение музеев, библиотек;
- целевые прогулки;
- народные праздники;
- создание мини – музеев, музеев – архивов, наполняемых детьми и родителями
семейными реликвиями;
- смотры – конкурсы;
- запись детских рассказов;
- интервьюирование;
- изготовление плакатов;
- организация встреч с уважаемыми людьми, ветеранами, тружениками тыла,
«детьми войны»;
- создание мини – музеев;
- просмотр и обсуждение видеоматериалов;
- посещение и изготовление макетов памятников и памятных мест.
- семейные вечера;
- музыкально – литературные композиции;
- тематические выставки;
- рукописные журналы;
- выставки рисунков, плакатов;
- проведение творческих мастерских;
- создание «Семейных клубов»;
- оформление выставок детского творчества, совместного творчества детей со
взрослыми;
- фотовыставки;
- викторины, сочинение загадок (о военных предметах и событиях войны);
- патриотические акции;
- консультации и рекомендации;
- анкетирование.
Патриотическое воспитание в детском саду – сочетание глубинных социальных
технологий обучения и оздоровления ребенка на уровне воли, выносливости,
смелости, познания традиций, погружения в патриотическую хронологию,
гармонии в семье и поэтическое мировосприятие, изучение трудовых и боевых
подвигов. В дошкольном возрасте формируются предпосылки гражданских
качеств, представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить в
этом возрасте чувство любви и привязанности к природным и культурным
ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.
Поэтому в детском саду среди направлений образовательной программы ДОУ
(физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-
эстетическое развитие) важное место занимает региональный компонент.
Интеграция регионального компонента / нравственно – патриотического
воспитания с образовательными областями основной образовательной
программы
Воспитывать у детей дошкольного возраста чувство любви и привязанности к
малой родине, родному дому, проявлением на этой основе ценностных идеалов,
гуманных чувств, нравственных отношений к окружающему миру и сверстникам.
Использовать знания о родном крае в игровой деятельности. Вызывать интерес и
уважительное отношение к культуре и традициям северного народа, стремление
сохранять национальные ценности
Познавательное развитие
Приобщать детей к истории города Вологды. Формировать представления о
традиционной культуре родного края через ознакомление с природой
Речевое развитие
Развивать речь, мышление, первичное восприятие диалектной речи через
знакомство с культурой Вологодского края.
Художественно-эстетическое
развитие
Приобщать детей младшего дошкольного возраста к музыкальному творчеству
родного края; воспитывать любовь в родной земле через слушание музыки,
разучивание песен, хороводов. Знакомство с культурой, бытом и традициями
северного народа.
Формировать практические умения по приобщению детей старшего дошкольного
возраста к различным народным декоративно-прикладным видам деятельности.
Физическое развитие
Развивать эмоциональную свободу, физическую выносливость, смекалку, ловкость
через традиционные игры и забавы ненцев.
В детском саду для дошкольников создана развивающая и воспитывающая
среда. Осуществляется сотрудничество педагогов с семьей, работниками
учреждений культуры (библиотека, краеведческий музей, академический театр,
кукольный театр,и пр.), общественных организаций, включающее в себя
установление доверительных деловых контактов, общей позиции в деле
воспитания детей. Созданы условия для совместной деятельности детей,
родителей, педагогов детского сада, работников музея, библиотеки и другие
эмоционально значимые для ребенка учреждения. Проводится систематическая
работа по психолого – педагогическому просвещению родителей в области
нравственного, патриотического воспитания ребенка. Обеспечивается
подготовленность педагогов по вопросам духовно – нравственного,
патриотического воспитания детей, выражающаяся в обогащении их
необходимыми знаниями, умениями. Разработаны и апробированы перспективные
планы по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста,
перспективные планы по ознакомлению дошкольников с родным краем.
Используемая литература
Библиотека программы воспитания и обучения в детском саду
«От рождения до школы»
1.
Веракса Н.Е., Галимов О.Р. «Познавательно-исследовательская деятельность
дошкольников» /Методическое пособие/, изд. Мозаика – Синтез, 2012 г.
2.
Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников№
/Методическое пособие/, изд. Мозаика – Синтез, 2008 г.
3.
Додокина Н.В., Евдокимова Е.С. «Семейный театр в детском саду», изд. Мозаика –
Синтез, 2008 г.
4.
Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром /в ст., ср., подг. гр. д/с.,
изд. Мозаика – Синтез, 2011 г.
5.
Дыбина О.В. «Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе» /
соответствует ФГТ/, изд. Мозаика – Синтез, 2012 г.
6.
Дыбина О.В. «Ребенок и окружающий мир», изд. Мозаика – Синтез, 2008 г.
7.
Зацепина М.Б. «Дни воинской славы /патриотическое воспитание дошкольников» //
Методическое пособие/, изд. Мозаика – Синтез, 2008 г.
8.
Комарова Т.С., Зацепина М.Б. «Интеграция в системе воспитательно-
образовательной работы детского сада /Методическое пособие/, изд. Мозаика –
Синтез, 2010 г.
9.
Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В. «Информационно –
коммуникативные технологии в дошкольном образовании» /Методическое
пособие/, изд. Мозаика – Синтез, 2011 г.
10. Крашенинников Е., Холодова О.Л. «Развитие познавательных способностей
дошкольников», изд. Мозаика – Синтез, 2014 г.
11. Куцакова Л.В. «Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и
дома»/Методическое пособие/», изд. Мозаика – Синтез, 2007 г.
12. Павлова Л.Ю. «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим
миром» /Методическое пособие/, изд. Мозаика – Синтез, 2014 г.
13. Соломенникова О.А. «Занятия по формированию элементарных экологических
представлений», изд. Мозаика – Синтез, 2009 г.
14. Соломенникова О.А. «Экологическое воспитание в детском саду», изд. Мозаика –
Синтез, 2005 г.