Напоминание

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников


Авторы: Соловьёва Светлана Николаевна, Щербакова Людмила Кирилловна
Должность: старшие воспитатели
Учебное заведение: МБДОУ № 109 "Букварёнок"
Населённый пункт: город Вологда
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Подготовили старший воспитатель Соловьёва Светлана Николаевна

старший воспитатель Щербакова Людмила Кирилловна

«Не может быть настоящим сыном Отечества тот,

кто не стал истинным сыном матери и отца».

В.А.Сухомлинский

Патриотическое воспитание дошкольников – это не только воспитание любви к

матери, семье, родному дому, детскому саду, городу (селу), к родной природе,

культурному достоянию своего народа, своей нации и толерантного отношения к

представителям других национальностей, но и воспитание уважительного

отношения к труженику и результатам его труда, гордость за вой народ, который из

поколения в поколение несет народная культура и историческое прошлое страны,

родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям

государства и общенародным праздникам. Все это и есть начало патриотизма,

который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного

воспитания.

В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип

личности. Российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе,

независимые, с яркой индивидуальностью. В то же время в обществе наблюдается

явный «Дефицит нравственности» как у отдельных личностей, так и во

взаимоотношениях между людьми. Существенные изменения, происшедшие за

последние годы, новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили

переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в

общественной жизни. Идея воспитания патриотизма и гражданственности

становится государственной. ФГОС ДО, предъявляет требования к объединению

обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно –

нравственных и социокультурных ценностей и предполагает формирование

первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных

ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

Именно в дошкольный период происходит формирование духовно – нравственной

основы личности, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в

обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире.

Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для

эмоционально – психологического воздействия, так как восприятие ребенка,

получаемые им впечатления очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти

надолго, а иногда и на всю жизнь.

На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое

воспитание имеют свои особенности.

Патриотизм применительно к ребенку старшего дошкольного возраста

определяется, как его потребность участвовать во всех делах на благо

окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких

качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства;

осознание себя частью окружающего мира. В этот период начинают развиваться те

чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом,

своей страной. Корни этого влияния – в языке народа, который усваивает ребенок,

в народных песнях, музыке, играх, впечатлениях о природе родного края, о труде,

быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет.

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач

дошкольного учреждения.

Поэтому задачами педагогов являются:

Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду,

улице, селу /городу, округу, стране;

Формирование бережного отношения к природе и всему живому;

Воспитание уважения к труду, людям разных профессий;

Развитие интереса к русским народным традициям и промыслам; традициям и

промыслам;

Формирование элементарных знаний о правах человека;

Расширение представлений о родном городе / селе, округе, стране;

Знакомство детей с символами государства (гербом, флагом, гимном);

Развитие чувства ответственности и гордости за достижения своей страны;

Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в

играх, труде, быту. Под патриотическим воспитанием мы понимаем

взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое

направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих

нравственных качеств личности, приобщение его к истокам национальной

культуры, природе родного края, воспитание эмоционально – действенного

отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.

Первые чувства патриотизма: гордость за свою Родину, любовь к родному

краю, уважение традиций. Полученные на тематических утренниках и других

досуговых мероприятиях знания позволят подвести ребенка к пониманию

неповторимости культуры своего народа.

Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста –

формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, воспитание

чувства сопричастности к окружающему, развитие таких качеств, как сострадание,

сочувствие, находчивость, любознательность, коммуникабельность,

ответственность, чувство собственного достоинства.

Задачи нравственно – патриотического воспитания:

- формирование духовно – нравственного отношения и чувства сопричастности к

родному дому, семье, детскому саду, своему городу / селу, округу, стране;

- формирование духовно – нравственного отношения и чувства сопричастности к

культурному наследию своего народа;

- формирование духовно – нравственного отношения к природе родного края и

чувства сопричастности к ней;

- воспитание любви, уважения к соей нации, понимания своих национальных

особенностей, чувства собственного достоинства как представителя своего народа

и толерантного отношения к представителям других национальностей

(своим сверстникам и их родителям, соседям и другим людям);

- воспитание любви и уважения к истории своей семьи, истории Родины и малой

Родины.

Каждый педагог строит свою работу в соответствии с возрастными и

индивидуальными особенностями воспитанников на основе

следующих принципов:

Принцип расширения связей ребенка с окружающим миром;

Принцип приоритетности регионального культурного наследия;

Принцип опоры на эмоционально – чувственную сферу ребенка;

«Позитивный центризм» (усвоение ребенком знаний, наиболее актуальных для его

возраста);

Непрерывность, преемственность и интегративность педагогического процесса;

Дифференцированный подход к каждому ребенку с учетом его психологических

особенностей, возможностей и интересов;

Рациональное сочетание разных видов детской деятельности, адекватный возрасту

баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

Деятельностный подход;

Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Основные методы образовательного процесса:

- игровые;

- поисково – исследовательские;

- проблемные;

- воспитывающие ситуации;

- анализ и самоанализ;

- похвала, одобрение;

- пример;

- обращение к книге и к другим культурным источникам.

Содержание нравственно – патриотического воспитания детей

дошкольного возраста:

- приобщение детей к культурному наследию, народным праздникам, традициям,

народному декоративно – прикладному искусству, устному народному творчеству,

к музыкальному фольклору, народным играм;

- знакомство с семьей: историей семьи, названиями членов семьи, родственников,

с понятием «предки», «родословная», «семейные традиции»;

- с детским садом: его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями;

со своим городом / селом, округом: его историей, гербом, традициями,

выдающимися горожанами / селянами прошлого и настоящего, с

достопримечательностями;

- проведение целевых наблюдений за состоянием объектов природы в разные

сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе (посев

цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и другое);

- организация творческой продуктивной, игровой деятельности детей, в которой

они проявляют сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные

сезоны года (в связи с приспособлением к новым жизненным условиям), помощь

взрослым (ежедневно и по мере необходимости).

Планирование воспитательно – образовательной работы осуществляется по

следующим доминирующим целям:

1.

Охрана и укрепление здоровья ребенка;

2.

Формирование чувства сопричастности к родному дому, культурному наследию,

природе родного края;

3.

Развитие любознательности;

4.

Формирование желания и умения заботиться о ближних, оказывать помощь

окружающим;

5.

Развитие стремлений к познавательной и другим видам деятельности;

6.

Формирование коммуникативных способностей.

Планирование образовательной деятельности соответствует следующим

требованиям:

1.

Разные виды детской деятельности логично и естественно связаны друг с другом

(беседа может подкрепляться целевой прогулкой, экскурсией к памятным местам,

в музей);

2.

В занятия включены разнообразные формы организации детей с преобладанием

подгрупповых и индивидуальных форм;

3.

Основное содержание образовательной деятельности – воспитание патриотизма –

пронизывает все виды НОД, в том числе прямо не относящиеся к данному

направлению (ФМЭП, конструирование, музыкальные и физкультурные занятия).

Каждый вид деятельности создает благоприятные возможности для

осуществления определенных задач воспитания:

на занятиях целесообразно решать задачи, связанные с умственным развитием

ребенка, в игре развивать навыки коллективизма, в процессе трудовой

деятельности – уважение людям труда, трудолюбие и бережливость,

организованность и чувство ответственности и долга.

Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Для дошкольного

периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим

влияниям, сила и глубина впечатлений. Потому-то все, что усвоено в этот период –

знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера,

оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом

дальнейшего развития личности.

Для более эффективной работы по нравственно – патриотическому воспитанию

детей дошкольного возраста используются следующие необходимые

педагогические условия:

Эвристическая среда в детском саду и в семье, тесное сотрудничество с членами

семьи, подготовленность педагогов и родителей к решению проблем воспитания

патриотизма у детей. Эвристическая среда характеризуется насыщенностью

положительными эмоциями и является для ребенка полем проявления его

творчества, инициативы, самостоятельности. Тесное сотрудничество педагога с

членами семьи выражается:

- в установлении доверительных деловых контактов с семьями воспитанников;

- в обеспечении родителей минимумом психолого – педагогической информацией,

обучении их способам общения с ребенком;

- в обеспечении регулярного взаимодействия детей, воспитателей и родителей;

- вовлечение членов семьи в педагогический процесс;

- создание в детском саду и семье предметной развивающей среды.

Необходимым условием проведения целенаправленной работы является наличие

образовательного проекта или перспективного плана, которые включают в себя как

специально организованные занятия, так и совместно организованную и

самостоятельную деятельность детей.

Занятия проходят на доступном для понимания детей материале, начиная с

рассматривания семейных реликвий, наград, предметов военного быта, имеющихся

в семьях. Проводятся встречи с участниками войны, тружениками тыла, «детьми

войны». Хорошо, если это люди – родственники детей, посещающих группу.

Немаловажно изучение улиц, названных в честь героев, проведение тематических

экскурсий специалистами – экскурсоводами.

Необходимо привлекать к работе родителей, их помощь детскому саду возможна в

организации встреч с ветеранами, изготовлении самиздатовских книжек, рисунков

и пр.

Целесообразно создание в группах мини – музеев, в которых могут

находиться:

- художественная и публицистическая литература;

- малые скульптурные формы;

- фотоальбомы;

- семейные альбомы;

- реальные награды или их художественное изображение;

- запись рассказов участников сражений, их воспоминаний;

- запись рассказов детей;

- аудио-видео, CD записи с песнями времен войны;

- диафильмы, слайды, презентации.

Все вышеизложенные педагогические условия взаимосвязаны и

взаимообусловлены, мероприятия проводятся не только для детей, но для

родителей.

Формы работы с детьми и их родителями

по нравственно – патриотическому воспитанию

- интегрированные, познавательно – экологические занятия, физкультурные

досуги, военно – спортивные игры, музыкальные праздники, досуги и развлечения,

физкультминутки;

- беседы, рассказы, ситуативные разговоры;

- тематические презентации;

- дидактические игры и упражнения, СРИ, подвижные игры;

- чтение и обсуждение, рассматривание и обсуждение;

- изготовление атрибутов для СРИ;

- создание тематических папок и их оформление;

- изготовление поделок для группового помещения и праздникам;

- конструирование военной техники из бумаги и бросового материала;

- выставки книг с иллюстрациями, репродукций произведений живописи;

- викторины;

- инсценирование и драматизация отрывков художественных произведений,

разучивание стихотворений, пословиц и поговорок;

- рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок;

- продуктивная деятельность по прочитанному или просмотренному произведению,

рисование иллюстраций к художественным произведениям, рисование

иллюстраций к прослушанным (военным) песням, музыкальным произведениям;

- пение, беседы по содержанию песни, драматизация песни, слушание и

обсуждение (военных) песен;

- патриотические акции;

- экскурсии (к памятникам, в музей, библиотеку и пр.);

- посещение музеев, библиотек;

- целевые прогулки;

- народные праздники;

- создание мини – музеев, музеев – архивов, наполняемых детьми и родителями

семейными реликвиями;

- смотры – конкурсы;

- запись детских рассказов;

- интервьюирование;

- изготовление плакатов;

- организация встреч с уважаемыми людьми, ветеранами, тружениками тыла,

«детьми войны»;

- создание мини – музеев;

- просмотр и обсуждение видеоматериалов;

- посещение и изготовление макетов памятников и памятных мест.

- семейные вечера;

- музыкально – литературные композиции;

- тематические выставки;

- рукописные журналы;

- выставки рисунков, плакатов;

- проведение творческих мастерских;

- создание «Семейных клубов»;

- оформление выставок детского творчества, совместного творчества детей со

взрослыми;

- фотовыставки;

- викторины, сочинение загадок (о военных предметах и событиях войны);

- патриотические акции;

- консультации и рекомендации;

- анкетирование.

Патриотическое воспитание в детском саду – сочетание глубинных социальных

технологий обучения и оздоровления ребенка на уровне воли, выносливости,

смелости, познания традиций, погружения в патриотическую хронологию,

гармонии в семье и поэтическое мировосприятие, изучение трудовых и боевых

подвигов. В дошкольном возрасте формируются предпосылки гражданских

качеств, представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить в

этом возрасте чувство любви и привязанности к природным и культурным

ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

Поэтому в детском саду среди направлений образовательной программы ДОУ

(физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-

эстетическое развитие) важное место занимает региональный компонент.

Интеграция регионального компонента / нравственно – патриотического

воспитания с образовательными областями основной образовательной

программы

Воспитывать у детей дошкольного возраста чувство любви и привязанности к

малой родине, родному дому, проявлением на этой основе ценностных идеалов,

гуманных чувств, нравственных отношений к окружающему миру и сверстникам.

Использовать знания о родном крае в игровой деятельности. Вызывать интерес и

уважительное отношение к культуре и традициям северного народа, стремление

сохранять национальные ценности

Познавательное развитие

Приобщать детей к истории города Вологды. Формировать представления о

традиционной культуре родного края через ознакомление с природой

Речевое развитие

Развивать речь, мышление, первичное восприятие диалектной речи через

знакомство с культурой Вологодского края.

Художественно-эстетическое

развитие

Приобщать детей младшего дошкольного возраста к музыкальному творчеству

родного края; воспитывать любовь в родной земле через слушание музыки,

разучивание песен, хороводов. Знакомство с культурой, бытом и традициями

северного народа.

Формировать практические умения по приобщению детей старшего дошкольного

возраста к различным народным декоративно-прикладным видам деятельности.

Физическое развитие

Развивать эмоциональную свободу, физическую выносливость, смекалку, ловкость

через традиционные игры и забавы ненцев.

В детском саду для дошкольников создана развивающая и воспитывающая

среда. Осуществляется сотрудничество педагогов с семьей, работниками

учреждений культуры (библиотека, краеведческий музей, академический театр,

кукольный театр,и пр.), общественных организаций, включающее в себя

установление доверительных деловых контактов, общей позиции в деле

воспитания детей. Созданы условия для совместной деятельности детей,

родителей, педагогов детского сада, работников музея, библиотеки и другие

эмоционально значимые для ребенка учреждения. Проводится систематическая

работа по психолого – педагогическому просвещению родителей в области

нравственного, патриотического воспитания ребенка. Обеспечивается

подготовленность педагогов по вопросам духовно – нравственного,

патриотического воспитания детей, выражающаяся в обогащении их

необходимыми знаниями, умениями. Разработаны и апробированы перспективные

планы по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста,

перспективные планы по ознакомлению дошкольников с родным краем.

Используемая литература

Библиотека программы воспитания и обучения в детском саду

«От рождения до школы»

1.

Веракса Н.Е., Галимов О.Р. «Познавательно-исследовательская деятельность

дошкольников» /Методическое пособие/, изд. Мозаика – Синтез, 2012 г.

2.

Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников№

/Методическое пособие/, изд. Мозаика – Синтез, 2008 г.

3.

Додокина Н.В., Евдокимова Е.С. «Семейный театр в детском саду», изд. Мозаика –

Синтез, 2008 г.

4.

Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром /в ст., ср., подг. гр. д/с.,

изд. Мозаика – Синтез, 2011 г.

5.

Дыбина О.В. «Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе» /

соответствует ФГТ/, изд. Мозаика – Синтез, 2012 г.

6.

Дыбина О.В. «Ребенок и окружающий мир», изд. Мозаика – Синтез, 2008 г.

7.

Зацепина М.Б. «Дни воинской славы /патриотическое воспитание дошкольников» //

Методическое пособие/, изд. Мозаика – Синтез, 2008 г.

8.

Комарова Т.С., Зацепина М.Б. «Интеграция в системе воспитательно-

образовательной работы детского сада /Методическое пособие/, изд. Мозаика –

Синтез, 2010 г.

9.

Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В. «Информационно –

коммуникативные технологии в дошкольном образовании» /Методическое

пособие/, изд. Мозаика – Синтез, 2011 г.

10. Крашенинников Е., Холодова О.Л. «Развитие познавательных способностей

дошкольников», изд. Мозаика – Синтез, 2014 г.

11. Куцакова Л.В. «Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и

дома»/Методическое пособие/», изд. Мозаика – Синтез, 2007 г.

12. Павлова Л.Ю. «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим

миром» /Методическое пособие/, изд. Мозаика – Синтез, 2014 г.

13. Соломенникова О.А. «Занятия по формированию элементарных экологических

представлений», изд. Мозаика – Синтез, 2009 г.

14. Соломенникова О.А. «Экологическое воспитание в детском саду», изд. Мозаика –

Синтез, 2005 г.



В раздел образования




Яндекс.Метрика