Напоминание

Формирование сенсорных представлений детей раннего возраста средствами природы ближайшего окружения


Автор: Логинова Марина Михайловна
Должность: Заведующий СОП
Учебное заведение: ГБУЗ "СП дом ребенка "Аистенок"
Населённый пункт: г. Улан-Удэ, Республика Бурятия
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование сенсорных представлений детей раннего возраста средствами природы ближайшего окружения
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема: «Формирование сенсорных представлений

детей раннего возраста средствами природы

ближайшего окружения»

Выполнила: Логинова М.М.,

Заведующий СОП

2019г.

Педагогические

исследования

свидетельствуют,

что

значительная часть трудностей в развитии связана с недостаточной

точностью и гибкостью восприятия как процесса отражения

предмета или явления через воздействие на органы чувств.

В настоящее время есть множество современных технических

средств, которые позволяют развивать сенсорные способности

детей, знакомить их с предметами и явлениями: это фотографии,

схемы, рисунки, чертежи; стали доступными новые компьютерные

технологии и интернет, но не стоит забывать и о том, что ребёнка с

раннего детства окружает удивительный мир живой природы,

полный ярких красок, разнообразных форм, звуков и запахов.

Считается, что для лучшего развития сенсорных способностей

детей раннего возраста, необходимо живое общение детей с миром

природы, наблюдения, а так же труд в природе.

Выделены следующие задачи:

- Воспитывать доброе, гуманное отношение детей к миру

природы.

- Учить детей наблюдать, видеть интересное в природе, вокруг

себя.

- Учить детей обследовать предметы, выделяя их цвет,

величину, форму.

- Развивать восприятие детей, умение активно использовать

зрение, слух, обоняние, осязание.

-

Формировать

простейшие

персептивные

действия

(погладить, надавить, понюхать и т.д.).

Для решения этих задач используются 3 основные формы

работы по развитию сенсорных способностей у детей: обучение в

процессе непосредственно-организованной деятельности (НОД),

на прогулке, в ходе наблюдения за природными объектами и в

индивидуальной работе, а также в свободной деятельности детей

через игры.

У детей формируют видеть сходство и различие предметов по

определённым признакам. Дети осваивают такие понятия, как

цвет, форма, размер.

Развитие сенсорных способностей невозможно без развития

речи детей. Их словарь обогащается такими словами как: большой,

маленький, высокий, низкий, красный, синий и т.д.

На первых этапах работы используют задания типа: «Найди

такой же». Предметы сравнивают по одному из признаков. Работа

в этом направлении активно ведется и на прогулке. Например,

когда с детьми наблюдаем цветочную клумбу на участке детского

сада. Сначала любуемся разнообразием цветов, ярких красок,

получаем общее положительное впечатление от наблюдения, затем

обращаем внимание детей на какой либо цветок и предлагаем

показать

цветок

такого

же

цвета.

Такие

задания

хорошо

воспринимаются детьми, и они с удовольствием выполняют их.

Для сравнения предметов по форме часто используется листья

растений, например, рассматривая и знакомясь с деревом берёзой,

обращаем внимание детей на форму листа независимо от его цвета

и предлагаем детям найти такой же (по форме) и показать его.

Природа даёт нам огромные возможности для развития

сенсорики, чувств, речи, движений.

Основной метод обучения на прогулке это наблюдение. Но у

детей раннего возраста наблюдательность, как качество личности,

развита очень слабо, поэтому основной задачей является - учить и

поддерживать стремление детей замечать изменения в природе и

привлекать их внимание к чему-то упущенному, не оставляя это на

потом.

На прогулке ребёнок сталкивается с массой отвлекающих

моментов: пролетела бабочка, проехала машина и т.д., поэтому,

чтобы удержать внимание ребёнка, наблюдение проводят короткие

(5-7 минут), яркие, интересные и содержательные наблюдения.

Этому способствует, во-первых, правильный выбор объекта

наблюдения, всплеск положительных эмоций малыша при виде их,

во-вторых, образная речь взрослого.

Можно

использовать

стихотворные

тексты,

загадки,

пословицы,

которые

воспринимаются

детьми

с

большим

интересом, обогащают их словарный запас, развивает эстетические

чувства

Например, при наблюдении:

За ромашкой: «Стоит в саду кудряшка,

Белая рубашка,

Сердечко золотое

Что это такое?» (ромашка)

Осенью: «Падают, падают листья

В нашем саду листопад

Желтые, красные листья,

По ветру вьются, летят»

За воробьём: «Скачет, скачет воробей,

Кличет маленьких детей,

Киньте крошек воробью.

Я вам песенку спою.

«Чик-чирик»».

За ёлкой: «Её всегда в лесу найдёшь

Пойдешь гулять и встретишь

Стоит колючая, как ёж,

Зимою в платье летнем»

Большое значение при работе с детьми имеют подвижные

игры. Например, используем: «Раз, два, три……беги», при

изучении понятий «высокий», «низкий», определяем с детьми при

наблюдениях (дерево высокое и низкое) объясняем им правила

игры, затем говорим: «Раз, два, три к высокой берёзе беги!», или

«Раз, два, три, к низкой берёзе беги!» - такая игра очень нравится

детям, она развивает их мышление, сенсорные способности, даёт

возможность поупражнять их в беге и создаёт положительный

эмоциональный

настрой.

Для

того,

чтобы

заинтересовать

малышей, иногда берем на прогулку игрушки: куклу, мишку и т. д.

Тогда используем такие игровые упражнения: «Покажи Мишке

красный, (желтый, зелёный) листочек», «Принеси Мишутке один

большой и один маленький листочек», «Покажем кукле Кате, где

растут широкие (узкие) листочки», «Выбери для Кати красный

(жёлтый) цветок».

Для того, чтобы дать детям понятие толстый, тонкий

предлагаем им поочерёдно обхватить ствол толстого дерева,

вдвоём, втроём затем показывала, что тонкий ствол можно

обхватить даже одной рукой.

Дети раннего возраста учатся различать три градации

величины. В этом помогают такие упражнения: «Найди листочки -

большой, средний и маленький», «Подбеги к высокому дереву» и

т.д.

Во время наблюдений в природе дети получают множество

впечатлений.

Знакомя

детей

с

разнообразными

деревьями,

обращаем их внимание на то, что стволы некоторых – гладкие

(берёза), а у других (ель) – всегда шероховатые. Для того чтобы

понять смысл этих слов детям нужно всего лишь дотронуться

рукой, погладить ствол. Вначале некоторые дети могут бояться

подойти близко к дереву, постепенно боязнь проходит, и все дети

с удовольствием трогают, рассматривают, обнимают, нюхают

исследуемые объекты.

На участке весной можно посадить разнообразные растения.

Для того, чтобы правильно посадить растение, необходимо

провести обследование семян, обратить внимание детей, какого

цвета семена, какой формы. Впоследствии, ухаживая за посадками,

дети учатся определять, нужно ли полить растение. Обращаем

внимание детей на цвет земли, предлагаем потрогать её рукой –

если она сухая, значит нужно полить. При этом не только

закрепляются

навыки

обследования,

но

и

воспитывается

заботливое отношение к растениям.

Неизгладимое впечатление на детей производит участие,

например, в сборе урожая. Собранные растения, приносятся в

группу. Здесь рассматривают их, уточняют их цвет, форму. Дети

учатся таким приёмам обследования, как – потрогать, надавить,

понюхать и т.д., обогащается их сенсорный опыт, а также речь.

Можно провести дидактическую игру «Чудесный мешочек».

Овощи складываются в непрозрачный мешочек, дети должны

достать морковь, лук или помидор. После того, как ребёнок

доставал овощ, уточняют с детьми, что это именно: лук или

морковь.

Эта

игра

очень

нравится

детям.

Она

расширяет

представления об овощах, а также развивает речь. При проведении

этой игры можно использовать загадки:

«Я расту на грядке длинная, оранжевая, сладкая» (Морковь)

«Круглый, гладкий бочок, кто же это?» (Лучок).

Дети учатся различать не только цвет, форму и размер

предметов, но и знакомятся с запахами. Для этого детям

предлагают рассмотреть несколько овощей и фруктов, правильно

назвать, затем их разрезают и дают детям понюхать. Они

вспоминают, а некоторые узнают, как пахнет тот или иной фрукт

или овощ. После этого можно провести игру «Отгадай, что на

тарелке». Ребёнок с закрытыми глазами определяет по запаху, что

перед ним.

Эти сенсорные качества пригодятся им в течение всей жизни.

После того, как дети познакомились с эталонами цвета, можно

использовать их для уточнения цвета окружающих предметов. Для

этого показываем эталон, например, карточку красного цвета и

предлагаем: выбери всё красное. Дети с интересом воспринимали

такие задания, а если испытывали затруднения, то результата

достигали совместными усилиями.

Такие же упражнения можно проводить и с эталонами формы.

Для этого можно использовать различные природные материалы:

овощи, фрукты, камешки, шишки, листья деревьев.

Дети очень радуются, когда к ним на занятие или на прогулку

приходит какой-то персонаж. Персонаж выполняет задания,

например - «Принеси жёлтый листочек». Иногда он ошибается

(специально) и дети с удовольствием исправляют его ошибку.

Иногда персонаж просит детей помочь ему, например, разложить

камушки, от большого к маленькому. В играх «Что перепутано?»,

«Помоги найти ошибку» целью является исправление ошибки

самими детьми. Это помогает детям обрести уверенность в своих

силах, закрепить полученные знания.

В песочнице тоже не теряем время даром. Дети учатся

узнавать свойства песка, ведь если он сухой из него не получиться

куличик. При постройке куличей уточняем цвет ведёрка, его

размер, сравниваем куличики по размеру, по высоте – закрепляем

знания полученные раннее.

В группе используем ёмкость с водой для определения

тяжелый – лёгкий (камень тонет, шишка плавает). Игра с водой

«Вылови

рыбку»

воспринимается

детьми

с

неизменным

восторгом. Ведь рыбки у нас тоже разные по цвету форме,

размеру. И если удаётся выловить ту, нужную, это – победа! Перед

игрой уточняем:- «Илюша, какая рыбка тебе больше нравится, эта?

Какая она?» (синяя, маленькая). В этой игре закрепляются

сенсорные представления, развивается глазомер, ловкость рук,

речь детей, воспитывается настойчивость.

Так же может быть коллекция камней. Они разнообразны по

форме, цвету, размеру, поверхности. Здесь дети выполняют

следующие

задания:

«Выбери

самый

большой

(маленький)

камушек», «Найди самый гладкий, шероховатый». Дети могут

выстраивать ряды от маленького к большому.

Знакомим

детей

и

с

различными

звуками.

Для

этого

используем

музыкальные

инструменты

(игра:

«Угадай,

что

звучит»). На прогулке дети слышат щебет птиц, чирикание

воробья, карканье вороны, мяуканье кошки. Они с удовольствием

запоминают, а потом и узнают эти звуки. Игра «Отгадай, что

звучит» проводят и по-другому (с использованием природных

материалов). Дети узнают звук переливающейся воды, шорох

листьев, стук шишек друг о друга, стук камешков, всплеск воды

при падении предмета.

Занятия с детьми по сенсорному воспитанию, а так же

наблюдения

в

природе

способствуют

развитию

сенсорной

культуры детей, совершенствует восприятие, развивается умение

наблюдать, воспитывается гуманное отношение к природе.

Организация предметно – развивающей среды в группе

Организуя

предметно-развивающую

среду

в

группе

необходимо,

чтобы

в

окружении

детей

находились

стимулирующие его развитие

Материалы:

1. Материалы, использующиеся в процессе специально–

организованного обучения.

2.

Иной,

но похожий

(мяч

резиновый,

пластмассовый,

массажный и т.п.).

3.

Свободный,

т.

е

позволяющий

ребёнку

применить

усвоенные средства и способы познания в других обстоятельствах.

Предметно-развивающая

среда

группы

должна

соответствовать возрасту детей, а материал предъявляемым ему

требованиям, т.е. он эстетичный, безопасный, доступный для

детей и имеется в достаточном количестве.

Таким образом, в группе должны быть созданы необходимые

условия для развития сенсорных способностей детей, которые

обеспечивают самостоятельную, индивидуальную и совместную

деятельность.



В раздел образования




Яндекс.Метрика