Автор: Божко Татьяна Николаевна
Должность: Воспитатель ДОУ
Учебное заведение: БДОУ " Центр развития ребёнка-Детский сад 302
Населённый пункт: город Омск
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование духовно-нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста через знакомство с художественной литературой и фольклором
Раздел: дошкольное образование
Божко Татьяна Николаевна,
воспитатель БДОУ г. Омска
«Центр развития ребёнка – детский сад №
302»
Формирование духовно-нравственных качеств у детей младшего
дошкольного возраста через знакомство с художественной литературой и
фольклором.
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости,
агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под
влиянием
далеко
не
нравственных
мультфильмов
у детей искажены
представления
о
нравственных качествах:
о
доброте,
милосердии,
справедливости.[2]
В силу возрастных особенностей детей 2-3 го года жизни, не все дети
умеют
общаться
друг
с
другом,
некоторые
проявляют
склонность
к
враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной
ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания, основной
партнер у них - игрушка. Известно, что с раннего возраста идёт формирование
и
развитие
нравственных качеств
человека,
так
по
комплексной
образовательной программе «Мир открытий», под общей редакцией Л.Г.
Петерсон, И.А. Лыковой, стоят задачи: содействовать развитию деятельности
общения; интереса к общению с разными людьми; дальнейшему освоению
правил и способов общения; развивать инициативное общение ребенка со
сверстниками и взрослыми (не только близкими); проявлять при этом
доброжелательность, сопереживание, стремление оказать помощь.[1,стр.72 ]
Для решения данной проблемы я организовала проект «Приобщение
младших дошкольников к чтению и слушанию программных художественных
произведений». Я выбрала работу по ознакомлению детей с русскими
народными сказками, потешками, так как считаю, что они прочно вошли в
детский быт малыша, и по своей сущности вполне отвечают природе
маленького ребёнка, близки его мышлению, представлению.
Формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный
процесс.
Он
требует
постоянных
усилий
педагога,
систематической
и
планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.
Исходя из этого, поставила перед собой цель:
Формирование духовно-нравственных качеств у детей младшего дошкольного
возраста через знакомство с художественной литературой и фольклором.
Для достижения цели определила, следующие задачи:
1.Создать условия, способствующие формированию духовно-нравственных
качеств
у
детей
младшего
дошкольного
возраста
через
знакомство
с
художественной литературой и фольклором;
2.Развивать интерес, положительное отношение детей к совместному со
взрослым чтению, слушанию, инсценированию художественных произведений
как предпосылку развития потребности чтения художественной литературы.
3.Помочь родителям понять ценность сказки, её особую роль в воспитании
ребёнка.
Важнейшим условием успешной реализации моей
цели является
создание среды. В группе создан «Книжный уголок», который знакомит детей с
русскими народными сказками, потешками, песенками, иллюстрациями к ним
разных художников, также есть «Уголок ряженья», в котором имеются маски и
костюмы для самостоятельной игры, «Уголок театров», где собраны несколько
видов театров. Изучение темы я начала с подбора литературы по программе:
русские народные сказки: «Курочка ряба», «Репка», «Колобок» (в обработке К.
Ушинского), «Теремок», «Маша и медведь» (в обработке М. Булатова),
фольклор, стихотворения, авторские произведения. Все хорошо знают, что
каждая сказка чему-то учит малыша. Сказка заставляет ребенка плакать и
смеяться, переживать и надеяться, одним словом — чувствовать, поэтому
сказки нужно не просто читать малышам, а вместе с ним осмысливать
прочитанное. Такие понятия как "добро" и "зло" - очень важны в воспитании
ребенка,
и
легче
всего
объяснить
это
малышу
через
героев сказок.
Программные произведения разного жанра учат ребенка сопереживать, жалеть,
быть отзывчивым, слушать и познавать, сравнивать и мыслить. Маленькому
ребенку
нужно
помочь
научиться
самостоятельно
анализировать
положительные и отрицательные поступки героев. [3]В начале года было
организовано чтение русских народных сказок с рассматриванием иллюстраций
и обсуждением поступков героев. Это воспитывает интерес к русским
народным сказкам, учит сопоставлять иллюстрации с фрагментами сказки.
Сказки, которые невелики по объёму, я рассказывали детям наизусть, потому
что при этом достигается наилучший контакт с детьми. Большую же часть
произведений читаем по книге. Старалась детям читать выразительно,
заворожительно, меняя интонацию голоса. После рассказа сказки обязательно я
задавала вопрос, ставший традиционным в беседах по прочитанному: «Как
называется сказка?» Нормой для этого возраста являются односложные ответы:
«Про колобка» или «Про мышку… и мишку» и т. п. Предлагала детям
вспомнить наиболее интересные моменты и повторить их словами сказки. Дети,
подражая
голосу
воспитателя,
отвечали
как
герои
сказок.
Во
время
заключительной
беседы
я
старалаь
акцентировать
внимание
детей
на
моральных качествах героев, на мотивах их поступков.
Для закрепления понятий «добро-зло», «хорошо-плохо», «хороший - плохой»
проводились дидактические игры (пазлы, «герои сказок», «кто где живет») на
материале известных детям сказок. Дети, кто постарше учились пересказывать
фрагменты сказки, опираясь на картинки в дидактических играх.
Привлекали детей к участию в драматизации – показ знакомой сказки при
помощи нескольких видах театра – кукольного, деревянного, штыкового,
пальчикого,
одевали
костюмы
героев
сказок.
Драматизация
способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в
своих силах, самостоятельность, артистичность.
Особую роль в развитии детей младшего дошкольного возраста играют
потешки. Неповторимое своеобразие потешки особенно ценно для ребёнка.
Большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия,
доброжелательности,
чувства
сопереживания.
В
результате
общения
с
фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства:
радость, тревога, сожаление, грусть, нежность.
Также не маловажное значение имеет и работа с родителями. Для
родителей вначале были проведено анкетирование для выявления: читают ли
родители детям и что они читают. После анализа анкет для родителей были
разработаны
консультации: «Воспитание сказкой», «Роль художественной
литературы в жизни детей», «Как и когда рассказывать сказки». В них я
рассказала, какие сказки нужно читать детям, так как не все народные сказки
подходят для детей дошкольного возраста. В некоторых произведениях
встречаются выражения «недостойные» детского слуха; в них же мы можем
увидеть не очень доброжелательную концовку, что может расстроить, огорчить
ребенка. Прежде чем рассказать (прочитать) своему малышу сказку, её нужно
проанализировать самим. А также составлена картотека для чтения детям
художественных произведений по программе младшего дошкольного возраста,
в неё вошли такие произведения, как Э. Успенский «Про мальчика, который
дерется лопаткой», «По девочку, которая все время сосет палец»; Р. Сеф «Тот,
кто моет руки с мылом», «Я хотя и не большой»; Р. Кудашева «В лесу
родилась елочка»; М. Родина. «Снежинки»; Л. Толстой «Была у Насти кукла», в
которых
прослеживается
понимание
смысла
ситуации,
описываемой
в
литературном произведении и многие другие. [1, стр. 81]
Я считаю, что в результате проделанной работы есть
некоторые
положительные результаты: дети научились понимать смысл сказок; отличать
добро
от
зла,
хорошо
или
плохо,
можно
или
нельзя;
произошло
взаимопонимание,
благодаря
совместной
работе детей
и
родителей.
Я
продолжу свою работу в направлении ознакомления с художественными
произведениями и фольклором.
Вывод:
таким
образом,
я
поняла,
что
ценность художественной
литературы заключается во влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в
особенности
на
нравственное воспитание,
которое
возможно
через
все
виды произведений, а для младшего дошкольного возраста - именно сказок, т.
к. нравственность изначально заложена в их сюжете. Чтобы ребенок вырос
хорошим
человеком,
с
ним
необходимо
работать,
начиная
с
раннего возраста. Сказки
помогают
возрождать
в
людях
духовность,
милосердие, гуманность.
Литература:
1. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Мир
открытий» / науч. рук. Л.Г. Петерсон; под общ. ред. Л.Г. Петерсон, И.А.
Лыковой. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,
2019.
2. Дошкольное воспитание №4, 2015 г.с.14-16 ., Соловейчик «Нравственное
воспитание дошкольников»;
3. Дошкольное воспитание №1, 2019г.с. 18-28, Зимина И. «Народная сказка в
системе воспитания дошкольников».