Напоминание

Формирование духовно-нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста через знакомство с художественной литературой и фольклором


Автор: Божко Татьяна Николаевна
Должность: Воспитатель ДОУ
Учебное заведение: БДОУ " Центр развития ребёнка-Детский сад 302
Населённый пункт: город Омск
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование духовно-нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста через знакомство с художественной литературой и фольклором
Раздел: дошкольное образование





Назад




Божко Татьяна Николаевна,

воспитатель БДОУ г. Омска

«Центр развития ребёнка – детский сад №

302»

Формирование духовно-нравственных качеств у детей младшего

дошкольного возраста через знакомство с художественной литературой и

фольклором.

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости,

агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под

влиянием

далеко

не

нравственных

мультфильмов

у детей искажены

представления

о

нравственных качествах:

о

доброте,

милосердии,

справедливости.[2]

В силу возрастных особенностей детей 2-3 го года жизни, не все дети

умеют

общаться

друг

с

другом,

некоторые

проявляют

склонность

к

враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной

ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания, основной

партнер у них - игрушка. Известно, что с раннего возраста идёт формирование

и

развитие

нравственных качеств

человека,

так

по

комплексной

образовательной программе «Мир открытий», под общей редакцией Л.Г.

Петерсон, И.А. Лыковой, стоят задачи: содействовать развитию деятельности

общения; интереса к общению с разными людьми; дальнейшему освоению

правил и способов общения; развивать инициативное общение ребенка со

сверстниками и взрослыми (не только близкими); проявлять при этом

доброжелательность, сопереживание, стремление оказать помощь.[1,стр.72 ]

Для решения данной проблемы я организовала проект «Приобщение

младших дошкольников к чтению и слушанию программных художественных

произведений». Я выбрала работу по ознакомлению детей с русскими

народными сказками, потешками, так как считаю, что они прочно вошли в

детский быт малыша, и по своей сущности вполне отвечают природе

маленького ребёнка, близки его мышлению, представлению.

Формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный

процесс.

Он

требует

постоянных

усилий

педагога,

систематической

и

планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.

Исходя из этого, поставила перед собой цель:

Формирование духовно-нравственных качеств у детей младшего дошкольного

возраста через знакомство с художественной литературой и фольклором.

Для достижения цели определила, следующие задачи:

1.Создать условия, способствующие формированию духовно-нравственных

качеств

у

детей

младшего

дошкольного

возраста

через

знакомство

с

художественной литературой и фольклором;

2.Развивать интерес, положительное отношение детей к совместному со

взрослым чтению, слушанию, инсценированию художественных произведений

как предпосылку развития потребности чтения художественной литературы.

3.Помочь родителям понять ценность сказки, её особую роль в воспитании

ребёнка.

Важнейшим условием успешной реализации моей

цели является

создание среды. В группе создан «Книжный уголок», который знакомит детей с

русскими народными сказками, потешками, песенками, иллюстрациями к ним

разных художников, также есть «Уголок ряженья», в котором имеются маски и

костюмы для самостоятельной игры, «Уголок театров», где собраны несколько

видов театров. Изучение темы я начала с подбора литературы по программе:

русские народные сказки: «Курочка ряба», «Репка», «Колобок» (в обработке К.

Ушинского), «Теремок», «Маша и медведь» (в обработке М. Булатова),

фольклор, стихотворения, авторские произведения. Все хорошо знают, что

каждая сказка чему-то учит малыша. Сказка заставляет ребенка плакать и

смеяться, переживать и надеяться, одним словом — чувствовать, поэтому

сказки нужно не просто читать малышам, а вместе с ним осмысливать

прочитанное. Такие понятия как "добро" и "зло" - очень важны в воспитании

ребенка,

и

легче

всего

объяснить

это

малышу

через

героев сказок.

Программные произведения разного жанра учат ребенка сопереживать, жалеть,

быть отзывчивым, слушать и познавать, сравнивать и мыслить. Маленькому

ребенку

нужно

помочь

научиться

самостоятельно

анализировать

положительные и отрицательные поступки героев. [3]В начале года было

организовано чтение русских народных сказок с рассматриванием иллюстраций

и обсуждением поступков героев. Это воспитывает интерес к русским

народным сказкам, учит сопоставлять иллюстрации с фрагментами сказки.

Сказки, которые невелики по объёму, я рассказывали детям наизусть, потому

что при этом достигается наилучший контакт с детьми. Большую же часть

произведений читаем по книге. Старалась детям читать выразительно,

заворожительно, меняя интонацию голоса. После рассказа сказки обязательно я

задавала вопрос, ставший традиционным в беседах по прочитанному: «Как

называется сказка?» Нормой для этого возраста являются односложные ответы:

«Про колобка» или «Про мышку… и мишку» и т. п. Предлагала детям

вспомнить наиболее интересные моменты и повторить их словами сказки. Дети,

подражая

голосу

воспитателя,

отвечали

как

герои

сказок.

Во

время

заключительной

беседы

я

старалаь

акцентировать

внимание

детей

на

моральных качествах героев, на мотивах их поступков.

Для закрепления понятий «добро-зло», «хорошо-плохо», «хороший - плохой»

проводились дидактические игры (пазлы, «герои сказок», «кто где живет») на

материале известных детям сказок. Дети, кто постарше учились пересказывать

фрагменты сказки, опираясь на картинки в дидактических играх.

Привлекали детей к участию в драматизации – показ знакомой сказки при

помощи нескольких видах театра – кукольного, деревянного, штыкового,

пальчикого,

одевали

костюмы

героев

сказок.

Драматизация

способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в

своих силах, самостоятельность, артистичность.

Особую роль в развитии детей младшего дошкольного возраста играют

потешки. Неповторимое своеобразие потешки особенно ценно для ребёнка.

Большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия,

доброжелательности,

чувства

сопереживания.

В

результате

общения

с

фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства:

радость, тревога, сожаление, грусть, нежность.

Также не маловажное значение имеет и работа с родителями. Для

родителей вначале были проведено анкетирование для выявления: читают ли

родители детям и что они читают. После анализа анкет для родителей были

разработаны

консультации: «Воспитание сказкой», «Роль художественной

литературы в жизни детей», «Как и когда рассказывать сказки». В них я

рассказала, какие сказки нужно читать детям, так как не все народные сказки

подходят для детей дошкольного возраста. В некоторых произведениях

встречаются выражения «недостойные» детского слуха; в них же мы можем

увидеть не очень доброжелательную концовку, что может расстроить, огорчить

ребенка. Прежде чем рассказать (прочитать) своему малышу сказку, её нужно

проанализировать самим. А также составлена картотека для чтения детям

художественных произведений по программе младшего дошкольного возраста,

в неё вошли такие произведения, как Э. Успенский «Про мальчика, который

дерется лопаткой», «По девочку, которая все время сосет палец»; Р. Сеф «Тот,

кто моет руки с мылом», «Я хотя и не большой»; Р. Кудашева «В лесу

родилась елочка»; М. Родина. «Снежинки»; Л. Толстой «Была у Насти кукла», в

которых

прослеживается

понимание

смысла

ситуации,

описываемой

в

литературном произведении и многие другие. [1, стр. 81]

Я считаю, что в результате проделанной работы есть

некоторые

положительные результаты: дети научились понимать смысл сказок; отличать

добро

от

зла,

хорошо

или

плохо,

можно

или

нельзя;

произошло

взаимопонимание,

благодаря

совместной

работе детей

и

родителей.

Я

продолжу свою работу в направлении ознакомления с художественными

произведениями и фольклором.

Вывод:

таким

образом,

я

поняла,

что

ценность художественной

литературы заключается во влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в

особенности

на

нравственное воспитание,

которое

возможно

через

все

виды произведений, а для младшего дошкольного возраста - именно сказок, т.

к. нравственность изначально заложена в их сюжете. Чтобы ребенок вырос

хорошим

человеком,

с

ним

необходимо

работать,

начиная

с

раннего возраста. Сказки

помогают

возрождать

в

людях

духовность,

милосердие, гуманность.

Литература:

1. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Мир

открытий» / науч. рук. Л.Г. Петерсон; под общ. ред. Л.Г. Петерсон, И.А.

Лыковой. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,

2019.

2. Дошкольное воспитание №4, 2015 г.с.14-16 ., Соловейчик «Нравственное

воспитание дошкольников»;

3. Дошкольное воспитание №1, 2019г.с. 18-28, Зимина И. «Народная сказка в

системе воспитания дошкольников».



В раздел образования




Яндекс.Метрика