Напоминание

Рабочая программа по развитию музыкального восприятия и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста "Музыкальная шкатулка"


Автор: Хаустова Ольга Михайловна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №4 "Лесная сказка"
Населённый пункт: р.п.Шаховская Московской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Рабочая программа по развитию музыкального восприятия и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста "Музыкальная шкатулка"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:
Программа разработана на основе авторской программы О.П.Радыновой «Музыкальные шедевры» и с учетом требований ФГОС

ДО
Актуальность данной программы обусловлена важностью формирования основ музыкальной культуры,а через нее и художественной и эстетической культуры ребенка,именно в дошкольном детстве,так как невозможно переоценить значение развития отзывчивости на высокохудожественные произведения музыкального искусства для становления личности. В центре программы-развитие творческого слышания музыки детьми,которое предполагает побуждение детей к проявлениям различных форм творческой активности-музыкальной,музыкально-двигательной,художественной.
Цель:
формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста
Задачи:



- Развивать музыкально-эстетическое сознание
(эстетические эмоции,интерес к музыке,вкус,представления о красоте)
-Развивать музыкальное мышление
(осознание эмоционального содержания музыки,формы,языка,жанра и т.д.)
-Развивать творческое воображение
(образные высказывания о музыке,проявления творческой активности)
-Побуждать выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской творческой деятельности
(рисунки,образное слово,пластические этюды,инсценировки) Дополнительные занятия с детьми помогают более глубоко раскрыть творческий потенциал каждого ребенка,стимулирует общее интеллектуальное развитие.Восприятие музыкальной формы предполагает развитие таких умственных операций,как сравнение,сопоставление,выделение черт общего и различного.Во время бесед о музыке словарь детей обогащается образными словами и выражениями.Сконцентрированность внимания воспитанников на отдельно взятом произведении помогает формированию музыкального вкуса,эстетических чувств,умению владеть красивыми движениями в танце,слышать «язык» музыки и средства музыкальной выразительности. Этим данная программа отличается от «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.Васильевой и программы «Музыкальные шедевры» О.Радыновой.

Срок реализации программы
- 2 год
Возрастная адресованность
–старшая, подготовительная к школе группа
Количество занятий в учебном году
– 32 занятия
Продолжительность занятий
– 20-25 минут
Форма обучения
– тематические занятия. Первый год обучения: Занятия объединены в три отдельных блока: «Детские игры», «Нянины сказки», «Симфоническая сказка «Петя и волк» С.Прокофьева» Второй год обучения: Занятия объдиняются в 4 отдельных блока: «Золушка», «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Творим и фантазируем».
Структура занятия:


-беседа по содержанию - обогащение впечатлений и полноты восприятия образа через прослушивания стихотворений -восприятие музыкальных фрагментов -творческие импровизации под музыку
Методы обучения:

-
метод контрастных сопоставлений -метод уподобления характеру звучания (выявление и выражение смысла «музыкальной речи» в движении) -словесный метод (пояснения,сравнения,слова-образы) -метод полихудожественного уподобления (сравнение музыки и картины,музыки и художественного слова и т.д.)
Ожидаемые результаты:


-увеличение общей продолжительности времени сконцентрированного восприятия -улучшение уровня исполнительской деятельности -повышение уровня творческих проявлений,способности к оригинальному воплощению образа -осмысленность и образная насыщенность высказываний о музыке,выразительность оценочных суждений о красоте музыкального образа -наличие любимых произведений Результаты проверяются на итоговых тематических занятиях и фиксируются в диагностических картах.

Подведение итогов реализации программы:


-способность к самостоятельному воплощению игрового образа в движении -сформированность умения совместно со взрослым из отдельных эпизодов придумывать рассказ по содержанию нескольких музыкальных произведений -повышение уровня пластичности детей ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ В КРУЖКЕ ПО СЛУШАНИЮ МУЗЫКИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ «МУЗЫКАЛЬНЯ ШКАТУЛКА» (1-й год обучения) ПЕРВЫЙ КВАРТАЛ (сентябрь,октябрь,ноябрь) № ТЕМА ЗАНЯТИЯ ТЕОРИЯ НАКОПЛЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ВПЕЧАТЛЕНИЙ ПРАКТИКА 1 2 3 4 5 «Нас окружает музыка» «Мы любим играть» «На палочке верхом» «Играют мальчики и девочки» «Танцуем и играем» Беседа о значении и назначении музыки в жизни человека. Понятия: композитор, исполнитель, слушатель. Чтение стихотворения о музыке Беседа о разнообразии детских игр. Чтение стихотворения Беседа о содержании музыкальных произведений. Определение характера и средств музыкальной выразительности Беседа о разнообразии и различие игр мальчиков и девочек. Чтение стихотворения Беседа по содержанию музыкальных произведений. Прослушивание: «Музыкальная табакерка»А.Лядов Рассматривание иллюстрации Прослушивание : «Детские игры»(марш)Ж.Безе, «Верхом на палочке»А.Гречанинов Рассматривание иллюстраций Прослушивание : «Детские игры»(марш)Ж.Безе, «Верхом на палочке»А.Гречанинов Рассматривание иллюстраций Прослушивание: «Смелый наездник»Р.Шуман, «Новая кукла»П.Чайковский Рассматривание иллюстраций Прослушивание: Музыкальный этюды: «Еду верхом на палочке» «Маршируем как солдаты» Музыкальные этюды:
6 7 8 9 10 11 «Мы любим играть» «Сказка про котика» «Сказка про котика» «Нянины сказки» «Волшебное озеро» «Сказка о Бабе Яге» Чтение стихотворений Беседа о любимых детских играх. Выявление средств музыкальной выразительности в музыке Рассказывание сказки про котенка. Чтение стихотворения Беседа по содержанию музыкальных произведений. Определение характера музыкального образа и средств музыкальной выразительности Рассказ о няне, чтение стихотворения. Беседа о знакомых детям «Волшебных сказках» Беседа о сказках. Обсуждение музыкального образа. Придумывание сказки и Волшебном озере Беседа о сказочных персонажах. Выявление средств музыкальной выразительности и передачи образа. Беседа о понравившихся произведениях. Определение характера музыки и средств музыкальной «Смелый наездник»Р.Шуман, «Новая кукла»П.Чайковский Рассматривание иллюстраций Слушание знакомых пьес по выбору детей. Рассматривание иллюстраций Прослушивание: «Котик заболел»А.Гречанинов «Котик выздоровел»А.Гречанинов Рассматривание иллюстраций Прослушивание: «Котик заболел»А.Гречанинов «Котик выздоровел»А.Гречанинов Рассматривание иллюстраций Прослушивание: «Нянина сказка» П.Чайковский Рассматривание иллюстраций Прослушивание: «Нянина сказка»П.Чайковский «Волшебное озеро»А.Лядов Рассматривание иллюстраций Прослушивание: «Нянины сказки»П.Чайковский «Баба Яга»П.Чайковский «Избушка на курьих ножках» М.Мусоргский «Танцую с куклой», «Скачу на лошадке» Танцевальные импровизации с предметами Музыкальные импровизации с игрушкой «Мой котик» Музыкальная импровизация «Волшебное озеро» Танцевальные творческие
12 «Нянины сказки» выразительности Прослушивание знакомых пьес по желанию детей импровизации на заданную тему ВТОРОЙ КВАРТАЛ (декабрь,январь,февраль) № ТЕМА ЗАНЯТИЯ ТЕОРИЯ НАКОПЛЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ВПЕЧАТЛЕНИЙ ПРАКТИКА 13 14 15 16 17 «Сказочные чудеса» «Белка» «Белка» «Богатыри» «Богатыри» Беседа о сказке А.Пушкина «Сказка о царе Салтане». Чтение фрагментов произведения Беседа о волшебной белке. Чтение фрагмента «Сказки о царе Салтане»А.Пушкина Беседа о музыкальном образе, определение характера и настроения музыки Беседа о богатырях. Чтение фрагментов «Сказки о царе Салтане» А,Пушкина Беседа о музыкальном образе. Выделения средств музыкальной выразительности Рассказ о Чудесной Царевне. Рассматривание иллюстраций к сказке А.Пушкина «Сказка о царе Салтане» Прослушивание: «Три чуда: белка» Н.Римский- Корсаков Рассматривание иллюстрации Прослушивание: «Три чуда: белка» Н.Римский- Корсаков Рассматривание иллюстрации Прослушивание: «Три чуда: богатыри» Н.Римский- Корсаков Рассматривание иллюстрации Прослушивание: «Три чуда: богатыри» Н.Римский- Корсаков Рассматривание иллюстрации Танцевальная импровизация «Белка» Музыкальная импровизация «Богатыри»
18 19 20 21 22 «Царевна-Лебедь» «Царевна-Лебедь» «Любимые сказочные герои» «Петя и волк» «Птичка и утка» Чтение фрагмента «Сказки о царе Салтане» А,Пушкина Беседа о средствах музыкальной выразительности Беседа о сказочных образах и способах их изображения в музыке Чтение сказки. Беседа о персонажах Беседа об особенностях птиц. Чтение фрагмента сказки «Разговор птички с уткой» Прослушивание: «Три чуда: Царевна-Лебедь» Н.Римский- Корсаков Рассматривание иллюстрации Прослушивание: «Три чуда: Царевна-Лебедь» Н.Римский- Корсаков Рассматривание иллюстрации Прослушивание знакомых произведений по желанию детей Рассматривание иллюстраций к сказке Прослушивание: «Птичка» С.Прокофьев «Утка» С.Прокофьев Рассматривание иллюстраций Танцевальная импровизация «Царевна-Лебедь» Игровые и танцевальные импровизации ТРЕТИЙ КВАРТАЛ (март,апрель,май) № ТЕМА ЗАНЯТИЯ ТЕОРИЯ НАКОПЛЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ВПЕЧАТЛЕНИЙ ПРАКТИКА 23 24 «Птичка и утка» «Кошка и птичка» Беседа по содержанию сцены. Выявление средств музыкальной выразительности при передаче музыкальных образов Чтение фрагмента сказки Прослушивание: «Птичка» С.Прокофьев «Утка» С.Прокофьев Рассматривание иллюстраций Прослушивание: Музыкальные этюды: «Птичка», «Утка»
25 26 27 28 29 30 31 32 «Кошка и птичка» «Волк» «Волк» «Петя ловит волка» «Петя и волк» «Знакомимся с инструментами симфонического оркестра» «Наша сказка» «Играем в сказку» «Кошка и птичка» Беседа по содержанию сцены Беседа о музыкальном образе. Определение характера персонажа Беседа о содержании сцены Беседа о средствах музыкальной выразительности Беседа по иллюстрациям. Обмен впечатлениями Финальной сцены сказки. Беседа по содержанию Рассказ об инструментах симфонического оркестра Беседа по содержанию сказки «Петя и волк» Беседа о сказочных образах «Кошка» С.Прокофьев «Кошка и птичка» С.Прокофьев Прослушивание: «Кошка» С.Прокофьев «Кошка и птичка» С.Прокофьев Прослушивание: «Волк» С.Прокофьев «Волк и утка» С.Прокофьев Прослушивание: «Волк» С.Прокофьев «Волк и утка» С.Прокофьев «Петя ловит волка» С.Прокофьев Рассматривание иллюстраций Прослушивание: «Петя ловит волка» С.Прокофьев» «Финальное шествие» С.Прокофьев Рассматривание иллюстраций Прослушивания в записи фрагментов звучания музыкальных инструментов. Рассматривание фото -альбома Просмотр видео -записи мультфильма по сказке «Петя и волк» Прослушивание музыкальных фрагментов симфонической сказки «Петя и волк» С.Прокофьева Музыкальный этюд «Кошка и птичка» Музыкальный этюд «Волк» Танцевальные и игровые импровизации по мотивам сказки «Петя и волк»
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КРУЖКА ПО СЛУШАНИЮ МУЗЫКИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ «МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКАТУЛКА» № СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 «Нас окружает музыка» «Мы любим играть» «На палочке верхом» «Играют мальчики и девочки» «Танцуем и играем» «Мы любим играть» «Сказка про котика» «Сказка про котика» «Нянины сказки» «Волшебное озеро» «Сказка о Бабе Яге» «Нянины сказки» «Сказочные чудеса» «Белка» «Белка» «Богатыри» «Богатыри» «Царевна-Лебедь» «Царевна-Лебедь» «Любимые сказочные герои» «Петя и волк» «Птичка и утка» «Птичка и утка» «Кошка и птичка» ВСЕГО 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 ТЕОРИЯ 1 1 0.5 1 0.5 0.5 1 0.5 1 0.5 1 0.5 1 1 0.5 1 0.5 1 0.5 0.5 1 1 0.5 1 0.5 ПРАКТИКА 0.5 0.5 0.5 0.5 0.5 0.5 0.5 0.5 0.5 0.5 0.5
26 27 28 29 30 31 32 «Кошка и птичка» «Волк» «Волк» «Петя ловит волка» «Петя и волк» «Знакомимся с инструментами симфонического оркестра» «Наша сказка» «Играем в сказку» ВСЕГО ЧАСОВ 1 1 1 1 1 1 1 32 1 0.5 1 1 1 1 0.5 25 0.5 0.5 0.5 7 ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ В КРУЖКЕ "МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКАТУЛКА" ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ (2-й год обучения) ПЕРВЫЙ КВАРТАЛ (сентябрь,октябрь,ноябрь) № ТЕМА ЗАНЯТИЯ ТЕОРИЯ НАКОПЛЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ВПЕЧАТЛЕНИЙ ПРАКТИКА 1 2 3 4 5 «Знакомимся с балетом.С.Прокофьев «Золушка» «Сестры и Золушка» «Сестры и Золушка» «Феи времен года» «.Феи времен года» Рассказ о балете,как о виде музыкального искусства.Беседа о композиторе С.Прокофьеве. Чтение либретто балета «Золушка» Рассказ и беседа по содержанию сцены. Закрепление знаний о содержании сцены и средствах музыкальной выразительности Беседа по содержанию сцены Беседа о характере Рассматривание иллюстраций к балету «Золушка» Прослушивание музыкальных фрагментов: «Па-де шаль», «Золушка», «Урок танцев» Рассматривание иллюстраций Прослушивание музыкальных фрагментов: «Па-де-шаль», «Золушка», «Урок танцев». Просмотр видео-фрагментов «Сестры и Золушка» Прослушивание музыкальных фрагментов: «Фея Осени», «Фея Зимы», «Фея Весны», «Фея Лета», рассматривание иллюстраций Рисование по результатам музыкальных впечатлений
6 7 8 9 10 11 12 «Бал в королевском дворце» «Бал в королевском дворце» «Поиски Золушки.Финал» «Играем в балет «Золушка» «Знакомимся с балетом П.Чайковского «Щелкунчик» «Детский праздник» «Детский праздник» персонажей,выявление средств музыкальной выразительности Беседа по содержанию сцены Беседа о средствах музыкальной выразительности Беседа по содержанию сцены Обсуждение способов воплощения музыкального образа Рассказ о композиторе П.Чайковском.Чтение либретто балета «Щелкунчик» Беседа по содержанию сцены Беседа по содержанию сцены Просмотр видео-фрагментов «Подарки Фей Времен года» Прослушивание музыкальных фрагментов: «Дуэт Принца и Золушки на балу», «Вальс- кода», «Полночь» Рассматривание иллюстраций Просмотр видео-фрагментов «Золушка на балу» Прослушивание музыкальных фрагментов: «Галоп Принца», «Посещение Принца», «Принц нашел Золушку». Просмотр видео-фрагментов «Поиски Золушки.Финал» Рассматривание иллюстраций к балету. Показ иллюстраций к балету Прослушивание музыкальных фрагментов: «Марш», «Детский галоп», «Сцена и танец взрослых» Рассматривание иллюстраций Прослушивание музыкальных фрагментов. Просмотр видео-фрагментов «Детский праздник» Творческие импровизации с предложенными атрибутами(Снежный шарф,ленты,цветы,осенние листья) Творческие импровизации на тему «Танцуем на балу» Рисование по замыслу «Золушка на балу» Танцевальные импровизации с различными атрибутами Творческие задания: «Танцуют дети с куклами», «Танцуют взрослые» ВТОРОЙ КВАРТАЛ (декабрь,январь,февраль) № ТЕМА ЗАНЯТИЯ ТЕОРИЯ НАКОПЛЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРАКТИКА
ВПЕЧАТЛЕНИЙ 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 «Чудеса дядюшки Дроссельмейера» «Мышиный король и Щелкунчик» «Мышиный король и Щелкунчик» «Куклы сказочного кололевства» «Куклы сказочного королевства» «Финал балета «Щелкунчик» «Играем в сказку» «Знакомимся с балетом П.Чайковского «Спящая красавица» «Фея Карабос и Фея Сирени» «Фея Карабос и Фея Сирени» Беседа по содержанию сцены Беседа по содержанию сцены Беседа о средствах музыкальной выразительности Беседа по содержанию сцены Беседа о характерах сказочных персонажей Беседа по содержанию сцены Беседа по содержанию Беседа о композиторе П.Чайковском. Чтение либретто балета «Спящая красавица» Беседа о музыкальных образах Беседа о средствах музыкальной Прослушивание музыкальных фрагментов: «Заводные куклы», «Танец детей со Щелкунчиком» Рассматривание иллюстраций. Просмотр видео-фрагментов «Заводные куклы.Щелкунчик» Прослушивание музыкального фрагмента « Сражение» Просмотр видео-фрагмента «Сражение.Превращение Щелкунчика» Просмотр видео-фирагмента «Сражение.Превращение Щелкунчика» Прослушивание «Вальс снежных хлопьев» Прослушивание музыкальных фрагментов:Испанский танец,Арабский танец,Китайский танец,Русский танец,Танец пастушков Просмотр видео-фрагментов «Куклы королевства сластей», «Танец Феи Драже» Прослушивание «Вальс цветов» Просмотр видео-фрагментов «Па-де-де», «Апофеоз»(Тающие огоньки,Финал) Рассматривание иллюстраций к балету Рассматривание иллюстраций к балету Прослушивание музыкальных фрагментов: «Фея Карабос», «Фея Сирени» Рассматривание иллюстраций Прослушивание музыкальных фрагментов Просмотр видео-фрагментов «Фея Карабос в замке» «Нарисуй заводную куклу» Творческое задание «Танцуем вальс снежных хлопьев» (Снежные шарфы) Творческие импровизации «Кукла» «Танцуем вальс цветов»(Импровизация с цветами) Творческие импровизации «Сказочные образы и герои» Творческие этюды «Фея» Творческое задание «Рисуем Фею»
выразительности ТРЕТИЙ КВАРТАЛ (март,апрель,май) № ТЕМА ЗАНЯТИЯ ТЕОРИЯ НАКОПЛЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ВПЕЧАТЛЕНИЙ ПРАКТИКА 23 24 25 26 27 28 29 30 «Происшествие на балу» «Принц на охоте» «Сказочные гости» «Сказочные гости» «Играем в сказку» «Сказочный вернисаж» «Юные сказочники» «Фантазеры» Беседа по содержанию сцены Беседа по содержанию сцены Беседа о музыкальных образах Беседа о содержании сцены Беседа о средствах музыкальной выразительности Беседа по иллюстрациям.Обмен впечатлениями Придумывание сюжетной линии.составление плана сказки,написание либретто,обсуждение игровых персонажей Беседа об особенностях сказочных оборазов Прослушивание музыкальных фрагментов:.Вальс», «Вариации Авроры» Просмотр видео-фрагмента «Принцесса с веретеном.Финал» Прослушивание музыкальных фрагментов: «Жмурки», «Вариации Авроры» Просмотр видео-фрагмента «Пробуждение в замке», «Видения принца» Прослушивание музыкальных фрагментов: «Принцесса Флорина и Голубая птица», «Кот в сапогах и Белая Кошечка», «Красная Шапочка и Серый Волк», «Золушка и принц», «Мальчик- с-пальчик и его братья» Рассматривание иллюстраций. Прослушивание музыкальных фрагментов: «Золушка и принц», «Мальчик-с-пальчик и его братья» Просмотр видео-фрагментов «Сказочные гости на балу» Рассматривание иллюстраций к балету Рассматривание выставки детских рисунков к балетам. Рассматривание иллюстраций к балетам «Танцуем на балу» Рисование по накопленным музыкальным впечатлениям «Принц в замке» Творческое задание «Изобрази сказочного гостя» «Рисуем сказочного гостя» Творческие импровизации под музыку балета Творческие импровизации «Мы любим балет» Танцевальные этюды «Персонажи наших сказок»
31 32 «Создадим сказку сами» «А у нас премьера!» Работа над балетом-сказкой Пластические этюды-импровизации Подбор атибутов,элементов декораций,костюмов Показ музыкального спектакля


В раздел образования




Яндекс.Метрика