Рабочая программа по развитию музыкального восприятия и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста "Музыкальная шкатулка"
Автор: Хаустова Ольга Михайловна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №4 "Лесная сказка" Населённый пункт: р.п.Шаховская Московской области Наименование материала: Методическая разработка Тема: Рабочая программа по развитию музыкального восприятия и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста "Музыкальная шкатулка" Раздел: дошкольное образование
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:
Программа разработана на основе авторской программы О.П.Радыновой «Музыкальные шедевры» и с учетом требований ФГОС
ДО
Актуальность данной программы обусловлена важностью формирования основ музыкальной культуры,а через нее и художественной и
эстетической культуры ребенка,именно в дошкольном детстве,так как невозможно переоценить значение развития отзывчивости на
высокохудожественные произведения музыкального искусства для становления личности.
В центре программы-развитие творческого слышания музыки детьми,которое предполагает побуждение детей к проявлениям различных
форм творческой активности-музыкальной,музыкально-двигательной,художественной.
Цель: формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста
Задачи:
- Развивать музыкально-эстетическое сознание
(эстетические эмоции,интерес к музыке,вкус,представления о красоте)
-Развивать музыкальное мышление
(осознание эмоционального содержания музыки,формы,языка,жанра и т.д.)
-Развивать творческое воображение
(образные высказывания о музыке,проявления творческой активности)
-Побуждать выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской творческой деятельности
(рисунки,образное слово,пластические этюды,инсценировки)
Дополнительные занятия с детьми помогают более глубоко раскрыть творческий потенциал каждого ребенка,стимулирует общее
интеллектуальное развитие.Восприятие музыкальной формы предполагает развитие таких умственных операций,как
сравнение,сопоставление,выделение черт общего и различного.Во время бесед о музыке словарь детей обогащается образными словами и
выражениями.Сконцентрированность внимания воспитанников на отдельно взятом произведении помогает формированию музыкального
вкуса,эстетических чувств,умению владеть красивыми движениями в танце,слышать «язык» музыки и средства музыкальной
выразительности.
Этим данная программа отличается от «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.Васильевой и программы
«Музыкальные шедевры» О.Радыновой.
Срок реализации программы - 2 год
Возрастная адресованность –старшая, подготовительная к школе группа
Количество занятий в учебном году – 32 занятия
Продолжительность занятий – 20-25 минут
Форма обучения – тематические занятия.
Первый год обучения:
Занятия объединены в три отдельных блока: «Детские игры», «Нянины сказки», «Симфоническая сказка «Петя и волк» С.Прокофьева»
Второй год обучения:
Занятия объдиняются в 4 отдельных блока: «Золушка», «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Творим и фантазируем».
Структура занятия:
-беседа по содержанию
- обогащение впечатлений и полноты восприятия образа через прослушивания стихотворений
-восприятие музыкальных фрагментов
-творческие импровизации под музыку
Методы обучения:
- метод контрастных сопоставлений
-метод уподобления характеру звучания (выявление и выражение смысла «музыкальной речи» в движении)
-словесный метод (пояснения,сравнения,слова-образы)
-метод полихудожественного уподобления (сравнение музыки и картины,музыки и художественного слова и т.д.)
Ожидаемые результаты:
-увеличение общей продолжительности времени сконцентрированного восприятия
-улучшение уровня исполнительской деятельности
-повышение уровня творческих проявлений,способности к оригинальному воплощению образа
-осмысленность и образная насыщенность высказываний о музыке,выразительность оценочных суждений о красоте музыкального образа
-наличие любимых произведений
Результаты проверяются на итоговых тематических занятиях и фиксируются в диагностических картах.
Подведение итогов реализации программы:
-способность к самостоятельному воплощению игрового образа в движении
-сформированность умения совместно со взрослым из отдельных эпизодов придумывать рассказ по содержанию нескольких музыкальных
произведений
-повышение уровня пластичности детей
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ В КРУЖКЕ ПО СЛУШАНИЮ МУЗЫКИ
С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ «МУЗЫКАЛЬНЯ ШКАТУЛКА» (1-й год обучения)
ПЕРВЫЙ КВАРТАЛ
(сентябрь,октябрь,ноябрь)
№
ТЕМА ЗАНЯТИЯ
ТЕОРИЯ
НАКОПЛЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ
ВПЕЧАТЛЕНИЙ
ПРАКТИКА
1
2
3
4
5
«Нас окружает музыка»
«Мы любим играть»
«На палочке верхом»
«Играют мальчики и девочки»
«Танцуем и играем»
Беседа о значении и
назначении музыки в жизни
человека. Понятия:
композитор, исполнитель,
слушатель.
Чтение стихотворения о
музыке
Беседа о разнообразии
детских игр.
Чтение стихотворения
Беседа о содержании
музыкальных произведений.
Определение характера и
средств музыкальной
выразительности
Беседа о разнообразии и
различие игр мальчиков и
девочек. Чтение
стихотворения
Беседа по содержанию
музыкальных произведений.
Прослушивание:
«Музыкальная табакерка»А.Лядов
Рассматривание иллюстрации
Прослушивание :
«Детские игры»(марш)Ж.Безе,
«Верхом на палочке»А.Гречанинов
Рассматривание иллюстраций
Прослушивание :
«Детские игры»(марш)Ж.Безе,
«Верхом на палочке»А.Гречанинов
Рассматривание иллюстраций
Прослушивание:
«Смелый наездник»Р.Шуман,
«Новая кукла»П.Чайковский
Рассматривание иллюстраций
Прослушивание:
Музыкальный этюды:
«Еду верхом на палочке»
«Маршируем как солдаты»
Музыкальные этюды:
6
7
8
9
10
11
«Мы любим играть»
«Сказка про котика»
«Сказка про котика»
«Нянины сказки»
«Волшебное озеро»
«Сказка о Бабе Яге»
Чтение стихотворений
Беседа о любимых детских
играх. Выявление средств
музыкальной
выразительности в музыке
Рассказывание сказки про
котенка. Чтение
стихотворения
Беседа по содержанию
музыкальных произведений.
Определение характера
музыкального образа и
средств музыкальной
выразительности
Рассказ о няне, чтение
стихотворения. Беседа о
знакомых детям «Волшебных
сказках»
Беседа о сказках. Обсуждение
музыкального образа.
Придумывание сказки и
Волшебном озере
Беседа о сказочных
персонажах. Выявление
средств музыкальной
выразительности и передачи
образа.
Беседа о понравившихся
произведениях. Определение
характера музыки и средств
музыкальной
«Смелый наездник»Р.Шуман,
«Новая кукла»П.Чайковский
Рассматривание иллюстраций
Слушание знакомых пьес по выбору детей.
Рассматривание иллюстраций
Прослушивание:
«Котик заболел»А.Гречанинов
«Котик выздоровел»А.Гречанинов
Рассматривание иллюстраций
Прослушивание:
«Котик заболел»А.Гречанинов
«Котик выздоровел»А.Гречанинов
Рассматривание иллюстраций
Прослушивание:
«Нянина сказка» П.Чайковский
Рассматривание иллюстраций
Прослушивание:
«Нянина сказка»П.Чайковский
«Волшебное озеро»А.Лядов
Рассматривание иллюстраций
Прослушивание:
«Нянины сказки»П.Чайковский
«Баба Яга»П.Чайковский
«Избушка на курьих ножках» М.Мусоргский
«Танцую с куклой»,
«Скачу на лошадке»
Танцевальные импровизации с
предметами
Музыкальные импровизации с
игрушкой «Мой котик»
Музыкальная импровизация
«Волшебное озеро»
Танцевальные творческие
12
«Нянины сказки»
выразительности
Прослушивание знакомых пьес по желанию
детей
импровизации на заданную тему
ВТОРОЙ КВАРТАЛ
(декабрь,январь,февраль)
№
ТЕМА ЗАНЯТИЯ
ТЕОРИЯ
НАКОПЛЕНИЕ
МУЗЫКАЛЬНЫХ
ВПЕЧАТЛЕНИЙ
ПРАКТИКА
13
14
15
16
17
«Сказочные чудеса»
«Белка»
«Белка»
«Богатыри»
«Богатыри»
Беседа о сказке А.Пушкина
«Сказка о царе Салтане».
Чтение фрагментов
произведения
Беседа о волшебной белке.
Чтение фрагмента «Сказки о
царе Салтане»А.Пушкина
Беседа о музыкальном образе,
определение характера и
настроения музыки
Беседа о богатырях. Чтение
фрагментов «Сказки о царе
Салтане» А,Пушкина
Беседа о музыкальном образе.
Выделения средств
музыкальной выразительности
Рассказ о Чудесной Царевне.
Рассматривание иллюстраций к сказке
А.Пушкина «Сказка о царе Салтане»
Прослушивание:
«Три чуда: белка»
Н.Римский- Корсаков
Рассматривание иллюстрации
Прослушивание:
«Три чуда: белка»
Н.Римский- Корсаков
Рассматривание иллюстрации
Прослушивание:
«Три чуда: богатыри»
Н.Римский- Корсаков
Рассматривание иллюстрации
Прослушивание:
«Три чуда: богатыри»
Н.Римский- Корсаков
Рассматривание иллюстрации
Танцевальная импровизация
«Белка»
Музыкальная импровизация
«Богатыри»
18
19
20
21
22
«Царевна-Лебедь»
«Царевна-Лебедь»
«Любимые сказочные герои»
«Петя и волк»
«Птичка и утка»
Чтение фрагмента «Сказки о
царе Салтане» А,Пушкина
Беседа о средствах
музыкальной выразительности
Беседа о сказочных образах и
способах их изображения в
музыке
Чтение сказки. Беседа о
персонажах
Беседа об особенностях птиц.
Чтение фрагмента сказки
«Разговор птички с уткой»
Прослушивание:
«Три чуда: Царевна-Лебедь»
Н.Римский- Корсаков
Рассматривание иллюстрации
Прослушивание:
«Три чуда: Царевна-Лебедь»
Н.Римский- Корсаков
Рассматривание иллюстрации
Прослушивание знакомых произведений по
желанию детей
Рассматривание иллюстраций к сказке
Прослушивание:
«Птичка» С.Прокофьев
«Утка» С.Прокофьев
Рассматривание иллюстраций
Танцевальная импровизация
«Царевна-Лебедь»
Игровые и танцевальные
импровизации
ТРЕТИЙ КВАРТАЛ
(март,апрель,май)
№
ТЕМА ЗАНЯТИЯ
ТЕОРИЯ
НАКОПЛЕНИЕ
МУЗЫКАЛЬНЫХ
ВПЕЧАТЛЕНИЙ
ПРАКТИКА
23
24
«Птичка и утка»
«Кошка и птичка»
Беседа по содержанию сцены.
Выявление средств
музыкальной
выразительности при
передаче музыкальных
образов
Чтение фрагмента сказки
Прослушивание:
«Птичка» С.Прокофьев
«Утка» С.Прокофьев
Рассматривание иллюстраций
Прослушивание:
Музыкальные этюды: «Птичка»,
«Утка»
25
26
27
28
29
30
31
32
«Кошка и птичка»
«Волк»
«Волк»
«Петя ловит волка»
«Петя и волк»
«Знакомимся с инструментами
симфонического оркестра»
«Наша сказка»
«Играем в сказку»
«Кошка и птичка»
Беседа по содержанию сцены
Беседа о музыкальном образе.
Определение характера
персонажа
Беседа о содержании сцены
Беседа о средствах
музыкальной
выразительности
Беседа по иллюстрациям.
Обмен впечатлениями
Финальной сцены сказки.
Беседа по содержанию
Рассказ об инструментах
симфонического оркестра
Беседа по содержанию сказки
«Петя и волк»
Беседа о сказочных образах
«Кошка» С.Прокофьев
«Кошка и птичка» С.Прокофьев
Прослушивание:
«Кошка» С.Прокофьев
«Кошка и птичка» С.Прокофьев
Прослушивание:
«Волк» С.Прокофьев
«Волк и утка» С.Прокофьев
Прослушивание:
«Волк» С.Прокофьев
«Волк и утка» С.Прокофьев
«Петя ловит волка» С.Прокофьев
Рассматривание иллюстраций
Прослушивание:
«Петя ловит волка» С.Прокофьев»
«Финальное шествие» С.Прокофьев
Рассматривание иллюстраций
Прослушивания в записи фрагментов звучания
музыкальных инструментов.
Рассматривание фото -альбома
Просмотр видео -записи мультфильма по сказке
«Петя и волк»
Прослушивание музыкальных фрагментов
симфонической сказки «Петя и волк»
С.Прокофьева
Музыкальный этюд
«Кошка и птичка»
Музыкальный этюд «Волк»
Танцевальные и игровые
импровизации по мотивам сказки
«Петя и волк»
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
КРУЖКА ПО СЛУШАНИЮ МУЗЫКИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
«МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКАТУЛКА»
№
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
«Нас окружает музыка»
«Мы любим играть»
«На палочке верхом»
«Играют мальчики и девочки»
«Танцуем и играем»
«Мы любим играть»
«Сказка про котика»
«Сказка про котика»
«Нянины сказки»
«Волшебное озеро»
«Сказка о Бабе Яге»
«Нянины сказки»
«Сказочные чудеса»
«Белка»
«Белка»
«Богатыри»
«Богатыри»
«Царевна-Лебедь»
«Царевна-Лебедь»
«Любимые сказочные герои»
«Петя и волк»
«Птичка и утка»
«Птичка и утка»
«Кошка и птичка»
ВСЕГО
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
ТЕОРИЯ
1
1
0.5
1
0.5
0.5
1
0.5
1
0.5
1
0.5
1
1
0.5
1
0.5
1
0.5
0.5
1
1
0.5
1
0.5
ПРАКТИКА
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
26
27
28
29
30
31
32
«Кошка и птичка»
«Волк»
«Волк»
«Петя ловит волка»
«Петя и волк»
«Знакомимся с инструментами
симфонического оркестра»
«Наша сказка»
«Играем в сказку»
ВСЕГО ЧАСОВ
1
1
1
1
1
1
1
32
1
0.5
1
1
1
1
0.5
25
0.5
0.5
0.5
7
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ
В КРУЖКЕ "МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКАТУЛКА" ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ (2-й год обучения)
ПЕРВЫЙ КВАРТАЛ
(сентябрь,октябрь,ноябрь)
№
ТЕМА ЗАНЯТИЯ
ТЕОРИЯ
НАКОПЛЕНИЕ
МУЗЫКАЛЬНЫХ
ВПЕЧАТЛЕНИЙ
ПРАКТИКА
1
2
3
4
5
«Знакомимся с балетом.С.Прокофьев
«Золушка»
«Сестры и Золушка»
«Сестры и Золушка»
«Феи времен года»
«.Феи времен года»
Рассказ о балете,как о виде
музыкального искусства.Беседа
о композиторе С.Прокофьеве.
Чтение либретто балета
«Золушка»
Рассказ и беседа по
содержанию сцены.
Закрепление знаний о
содержании сцены и средствах
музыкальной выразительности
Беседа по содержанию сцены
Беседа о характере
Рассматривание иллюстраций к балету
«Золушка»
Прослушивание музыкальных фрагментов:
«Па-де шаль», «Золушка», «Урок танцев»
Рассматривание иллюстраций
Прослушивание музыкальных фрагментов:
«Па-де-шаль», «Золушка», «Урок танцев».
Просмотр видео-фрагментов «Сестры и
Золушка»
Прослушивание музыкальных фрагментов:
«Фея Осени», «Фея Зимы», «Фея Весны»,
«Фея Лета»,
рассматривание иллюстраций
Рисование по результатам
музыкальных впечатлений
6
7
8
9
10
11
12
«Бал в королевском дворце»
«Бал в королевском дворце»
«Поиски Золушки.Финал»
«Играем в балет «Золушка»
«Знакомимся с балетом П.Чайковского
«Щелкунчик»
«Детский праздник»
«Детский праздник»
персонажей,выявление средств
музыкальной выразительности
Беседа по содержанию сцены
Беседа о средствах
музыкальной выразительности
Беседа по содержанию сцены
Обсуждение способов
воплощения музыкального
образа
Рассказ о композиторе
П.Чайковском.Чтение либретто
балета «Щелкунчик»
Беседа по содержанию сцены
Беседа по содержанию сцены
Просмотр видео-фрагментов «Подарки Фей
Времен года»
Прослушивание музыкальных фрагментов:
«Дуэт Принца и Золушки на балу», «Вальс-
кода», «Полночь»
Рассматривание иллюстраций
Просмотр видео-фрагментов «Золушка на
балу»
Прослушивание музыкальных фрагментов:
«Галоп Принца», «Посещение Принца»,
«Принц нашел Золушку».
Просмотр видео-фрагментов «Поиски
Золушки.Финал»
Рассматривание иллюстраций к балету.
Показ иллюстраций к балету
Прослушивание музыкальных фрагментов:
«Марш», «Детский галоп», «Сцена и танец
взрослых»
Рассматривание иллюстраций
Прослушивание музыкальных фрагментов.
Просмотр видео-фрагментов «Детский
праздник»
Творческие импровизации с
предложенными
атрибутами(Снежный
шарф,ленты,цветы,осенние листья)
Творческие импровизации на тему
«Танцуем на балу»
Рисование по замыслу «Золушка на
балу»
Танцевальные импровизации с
различными атрибутами
Творческие задания: «Танцуют дети с
куклами», «Танцуют взрослые»
ВТОРОЙ КВАРТАЛ
(декабрь,январь,февраль)
№
ТЕМА ЗАНЯТИЯ
ТЕОРИЯ
НАКОПЛЕНИЕ
МУЗЫКАЛЬНЫХ
ПРАКТИКА
ВПЕЧАТЛЕНИЙ
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
«Чудеса дядюшки Дроссельмейера»
«Мышиный король и Щелкунчик»
«Мышиный король и Щелкунчик»
«Куклы сказочного кололевства»
«Куклы сказочного королевства»
«Финал балета «Щелкунчик»
«Играем в сказку»
«Знакомимся с балетом
П.Чайковского «Спящая красавица»
«Фея Карабос и Фея Сирени»
«Фея Карабос и Фея Сирени»
Беседа по содержанию сцены
Беседа по содержанию сцены
Беседа о средствах
музыкальной
выразительности
Беседа по содержанию сцены
Беседа о характерах
сказочных персонажей
Беседа по содержанию сцены
Беседа по содержанию
Беседа о композиторе
П.Чайковском.
Чтение либретто балета
«Спящая красавица»
Беседа о музыкальных
образах
Беседа о средствах
музыкальной
Прослушивание музыкальных фрагментов:
«Заводные куклы», «Танец детей со
Щелкунчиком»
Рассматривание иллюстраций.
Просмотр видео-фрагментов «Заводные
куклы.Щелкунчик»
Прослушивание музыкального фрагмента
« Сражение»
Просмотр видео-фрагмента
«Сражение.Превращение Щелкунчика»
Просмотр видео-фирагмента
«Сражение.Превращение Щелкунчика»
Прослушивание «Вальс снежных хлопьев»
Прослушивание музыкальных
фрагментов:Испанский танец,Арабский
танец,Китайский танец,Русский танец,Танец
пастушков
Просмотр видео-фрагментов «Куклы
королевства сластей», «Танец Феи Драже»
Прослушивание «Вальс цветов»
Просмотр видео-фрагментов «Па-де-де»,
«Апофеоз»(Тающие огоньки,Финал)
Рассматривание иллюстраций к балету
Рассматривание иллюстраций к балету
Прослушивание музыкальных фрагментов:
«Фея Карабос», «Фея Сирени»
Рассматривание иллюстраций
Прослушивание музыкальных фрагментов
Просмотр видео-фрагментов «Фея Карабос в
замке»
«Нарисуй заводную куклу»
Творческое задание «Танцуем вальс
снежных хлопьев» (Снежные
шарфы)
Творческие импровизации «Кукла»
«Танцуем вальс
цветов»(Импровизация с цветами)
Творческие импровизации
«Сказочные образы и герои»
Творческие этюды «Фея»
Творческое задание «Рисуем Фею»
выразительности
ТРЕТИЙ КВАРТАЛ
(март,апрель,май)
№
ТЕМА
ЗАНЯТИЯ
ТЕОРИЯ
НАКОПЛЕНИЕ
МУЗЫКАЛЬНЫХ
ВПЕЧАТЛЕНИЙ
ПРАКТИКА
23
24
25
26
27
28
29
30
«Происшествие на балу»
«Принц на охоте»
«Сказочные гости»
«Сказочные гости»
«Играем в сказку»
«Сказочный вернисаж»
«Юные сказочники»
«Фантазеры»
Беседа по содержанию сцены
Беседа по содержанию сцены
Беседа о музыкальных образах
Беседа о содержании сцены
Беседа о средствах
музыкальной выразительности
Беседа по иллюстрациям.Обмен
впечатлениями
Придумывание сюжетной
линии.составление плана
сказки,написание
либретто,обсуждение игровых
персонажей
Беседа об особенностях
сказочных оборазов
Прослушивание музыкальных
фрагментов:.Вальс», «Вариации Авроры»
Просмотр видео-фрагмента «Принцесса с
веретеном.Финал»
Прослушивание музыкальных фрагментов:
«Жмурки», «Вариации Авроры»
Просмотр видео-фрагмента «Пробуждение в
замке», «Видения принца»
Прослушивание музыкальных фрагментов:
«Принцесса Флорина и Голубая птица», «Кот в
сапогах и Белая Кошечка», «Красная Шапочка
и Серый Волк», «Золушка и принц», «Мальчик-
с-пальчик и его братья»
Рассматривание иллюстраций.
Прослушивание музыкальных фрагментов:
«Золушка и принц», «Мальчик-с-пальчик и его
братья»
Просмотр видео-фрагментов «Сказочные гости
на балу»
Рассматривание иллюстраций к балету
Рассматривание выставки детских рисунков к
балетам.
Рассматривание иллюстраций к балетам
«Танцуем на балу»
Рисование по накопленным
музыкальным впечатлениям
«Принц в замке»
Творческое задание «Изобрази
сказочного гостя»
«Рисуем сказочного гостя»
Творческие импровизации под
музыку балета
Творческие импровизации «Мы
любим балет»
Танцевальные этюды «Персонажи
наших сказок»
31
32
«Создадим сказку сами»
«А у нас премьера!»
Работа над балетом-сказкой
Пластические этюды-импровизации
Подбор атибутов,элементов
декораций,костюмов
Показ музыкального спектакля