Автор: Бондаренко Елена Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ РО Азовская школа-интернат
Населённый пункт: город Азов Ростовской области
Наименование материала: статья
Тема: "Система работы по развитию слухового восприятия у слабослышащих старшеклассников на индивидуальных занятиях"
Раздел: среднее профессиональное
«
Система работы по развитию слухового восприятия у
слабослышащих старшеклассников на индивидуальных
занятиях
»
Актуальность
исследования
обусловлена
тем,
что
д а ж е
незначительное понижение слуха, возникшее у ребенка в раннем возрасте,
может помешать нормальному развитию его речи, затруднить обучение в
школе,
существенно
снизить
успеваемость,
а
подчас
и
отрицательно
отразиться на его судьбе. Анализ теоретических исследований показал, что
имеется немало исследований, посвященных развитию слухового восприятия
слабослышащих
детей.
Данной
проблемой
занимались:
российский
дефектолог,
профессор
Ф.А.
Рау,
им
были
разработаны
учебные
планы,
программы,
учебники,
методиче ские
по собия.
С п о с о бс тво ва л
осуще ствлению
дифференцированного
обучения
не слышащих,
слабослышащих
и
позднооглохших
детей.
Ф.Ф.
Рау
и
Н.Ф.
Слезиной
разработана научно мотивированная концентрическая система формирования
устной речи.
Актуальность названной проблемы усиливается в первую очередь в
связи с тем, что слуху принадлежит ведущая роль в формировании речи, а
снижение
слуха
ведет
за
собой
задержку
речевого
развития
детей,
обуславливает
происхождение
дефектов
произношения,
оказывает
отрицательное влияние на развитие мышления и общее развитие детей с
нарушением слуха. Во вторую очередь в связи с тем, что целенаправленной
работе
по
развитию
слухового
восприятия
у
слабо слышащих
старшеклассников уделяется не так много внимания, как аналогичной работе
с обучающимися младших классов, так как обучение с 7 класса строится на
основе общеобразовательных учебников для массовых школ.
Научный аппарат исследования:
Цель
исследования:
разработка
и
апробация
системы
работы
по
развитию
слухового
восприятия
у
слабослышащих
старшеклассников
в
процессе их обучения на индивидуальных занятиях.
Объект
исследования:
процесс
развития
слухового
восприятия
у
слабослышащих обучающихся старших классов.
Предмет исследования: содержание, методы и приёмы работы по
развитию
слухового
восприятия
у
слабослышащих
старшеклассников
на
индивидуальных занятиях.
Гипотеза исследования: процесс развития слухового восприятия у
слабослышащих
старшеклассников
будет
протекать
эффективно
при
соблюдении следующих условий:
- проведение дифференцированной диагностики и мониторинга
развития
слухового
восприятия
у
слабослышащих
старшеклассников,
использования данных обследования в работе с детьми;
- индивидуального подхода к слабослышащим старшеклассникам в
процессе развития у учащихся слухового восприятия;
- перспективного планирования индивидуальных занятий со
слабослышащими старшеклассниками.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по
проблеме
и
выявление
особенностей
развития
слухового
восприятия
слабослышащих старшеклассников.
2. Выявить уровень слухового восприятия на материале слов,
словосочетаний, текстов.
3. Изучить соотношение разных условий восприятия (слухового
восприятия с использованием индивидуального слухового аппарата и без
него) речевого материала слабослышащими старшеклассниками.
4. Разработать систему развития слухового восприятия
слабослышащих старшеклассников и апробировать ее.
Теоретической
основой
исследования выступили
работы,
рассматривающие психолого-клиническую характеристику слабослышащих
младших
школьников
(Т.А.Григорьева,
Л.В.Занков,
Д.М.Маянц,
М.М.Нудельман,
Т.В.Розанова,
В.А.Синяк,
И.М.Соловьев,
Л.И.Тигранова,
Ж.И.Шиф, Н.В.Яшкова и другие);
формы
и
методы
развития
слухового
восприятия
у
слабослышащих
старшеклассников
(Р.М.
Боксис,
В.А.
Борисова,
Т.А.
Власова, А.П. Гозова, Т.А. Григорьева, Н.Г. Морозова и др.);
индивидуальные
занятия
как
эффективное
средство
развития
с л у хо во го
во с п р и я т и я
у
с л а б о с л ы ш а щ и х
с т а р ш е к л а с с н и ко в
(М.А.Джапаридзе, Е.С.Махлах, Л.С. Выготский, С. А. Зыков и др.)
Таким образом, проведя анализ психолого-педагогической литературы
по
проблеме
исследования,
мы
пришли
к
выводам,
что
у
в с е х
слабослышащих детей имеется слуховой резерв. Этот слуховой резерв, иначе
потенциальные возможности, являются основой для становления речевого
слуха,
формирования
произношения,
развития
речи.
Этому
процессу
способствует
создание
слухоречевой
среды
в
процессе
обучения.
Цель
работы по развитию слухового восприятия у слабослышащих школьников -
максимально
эффективное
использование
слуха
для
усвоения
основных
школьных знаний в процессе речевого общения и для контроля собственного
произношения.
Формирование навыков восприятия устной речи у слабослышащих
детей
школьного
возраста
осуществляется
как
специальным
путем
(на
индивидуальных
и
фронтальных
занятиях
по
развитию
слухового
восприятия,
на
фронтальных
занятиях
в
слуховом
кабинете),
так
и
на
общеобразовательных уроках и во внеклассное время.
Анализ
психолого-педагогических
исследований
по
обозначенной
проблеме позволили нам сформулировать цель и задачи констатирующего
эксперимента. Цель констатирующего эксперимента: выявить актуальный
уровень
слухового
восприятия
слов,
словосочетаний,
текста
у
слабослышащих учащихся старших классов.
Задачи констатирующего эксперимента:
1.Подбор
диагностических
методик,
направленных
на
выявление
актуального уровня слухового восприятия слов, словосочетаний, текста у
слабослышащих учащихся старших классов.
2.Организация и проведение констатирующего этапа эксперимента со
слабослышащими учащимися.
3.Количественный и качественный анализ результатов эксперимента.
Констатирующий
эксперимент
проводился
в
ГКОУ
РО
Азовской
школе-интернате №10 (II вид 2 отделение). В констатирующем эксперименте
участвовало пять учащихся 8 класса с нарушением слуха.
В ходе эксперимента были определены критерии развития слухового
восприятия
слабослышащих
старшеклассников:
м а кс и м а л ь н о
эффективное использование слуха для усвоения основных школьных знаний,
учебной терминологии; больший объем текстов по сравнению с младшей и
средней
школой;
усложненный
речевой
материал;
предъявление
речевого
материала на более дальнем расстоянии; меньшее количество времени на
индивидуальные
занятия
по
развитию
слухового
восприятия
и
формированию
произношения
(из
которых
половина
времени
уделяется
развитию
слухового
восприятия);
индивидуальные
занятия
проводятся
малыми группами.
Учащимся предлагался речевой материал из 50 слов по списку
Э.И. Леонгард, 5 словосочетаний и текст, которые учащиеся прослушивали с
индивидуальным аппаратом и без него. В ходе эксперимента проверялось
лучше слышащее ухо.
По
результатам
констатирующего
эксперимента
можно
сделать
следующие вывод: у большинства детей экспериментальной группы имеются
значительные
нарушения
слухового
восприятия.
Без
индивидуального
слухового аппарата из 50 предлагаемых слов
восприняли 5-7 слов
- три
человека,
22-30
слова
-
двое
обучающихся;
из
пяти
предложенных
словосочетаний
восприняли
2
словосочетания
-
три
человека,
3
словосочетания
-
два
человека.
С
аппаратом:
30-35
слов
(из
50
предложенных) восприняли трое обучающихся, 44-48 слов восприняли двое
обучающихся; 2-3 словосочетания (из 5 предложенных) восприняли трое, 4
словосочетания
-
двое
обучающихся.
Уровень
восприятия
текста
с
использованием
индивидуального
слухового
аппарата
средний
у
трёх
человек, высокий у двух человек, при этом уровень восприятия текста без
аппарата значительно ниже - у трёх обучающихся низкий, у двух человек
средний.
Результаты
констатирующего
этапа
эксперимента
позволили
нам
сформулировать
цель
формирующего
эксперимента:
разработать
и
апробировать
систему
работы,
направленную
на
развитие
слухового
восприятия слабослышащих старшеклассников.
Задачи формирующего этапа эксперимента:
1. Разработать содержание работы, направленное на развитие слухового
восприятия слабослышащих старшеклассников
2. Апробировать систему работы с детьми, направленную на развитие
слухового восприятия слабослышащих старшеклассников
3. Формулировка общих выводов по результатам экспериментальной
деятельности.
Формирующий эксперимент предусматривал тренировку слухового
восприятия слабослышащих учащихся с аппаратом и без него. Работа по
развитию слухового восприятия слабослышащих учащихся проводилась нами
на
индивидуальных
занятиях.
Речевым
материалом
служили
слова,
словосочетания, тексты. Индивидуальные занятия по развитию слухового
восприятия строились следующим образом: сначала учащемуся предлагалось
опознать
речевой
материал
на
максимальном
расстоянии
от
педагога
с
помощью
индивидуального
слухового
аппарата.
При
восприятии
и
опознавании учащийся прослушивал то или иное слово (словосочетание), не
имея
перед
собой
никакого
наглядного
материала.
Речевой
материал
произносился
голосом
разговорной
громкости
в
нормальном
темпе.
Учащийся воспринимал его с помощью слуховых аппаратов, с которыми
привыкли
работать
в
течение
года,
и
с
тем
же
усилением,
которое
применялось
на
занятиях.
Речевой
материал
-
слова
и
словосочетания,
произносился
не
более
двух
раз.
Оценка
ответа
происходила
после
воспроизведения
учащимся
услышанного,
он
получал
табличку
и
воспринимал слово (словосочетание) слухо-зрительно.
Результаты формирующего эксперимента позволили нам определить
цель
контрольного
этапа
эксперимента:
выявить
эффективность
разработанной
системы
развития
слухового
восприятия
слабослышащих
старшеклассников.
Задачи эксперимента:
1. Проведение повторного диагностического обследования учащихся с
нарушенным слухом.
3.
Качественный
и
количественный
анализ
данных
обследования
учащихся с нарушенным слухом.
4.
Формулирование
общих
выводов
по
результатам
проведенного
эксперимента.
Для проведения эксперимента нами использовались те же методики,
что
и
на
констатирующем
этапе
эксперимента.
При
проведении
контрольного эксперимента выявилось увеличение количества опознанных
слов и словосочетаний, повысился уровень восприятия текстов по сравнению
с констатирующим экспериментом.
Та к и м
о б р а зом , процесс
развития
слухового
восприятия
у
слабослышащих
старшеклассников
будет
протекать
эффективно
при
соблюдении
следующих
условий:
проведения
дифференцированной
диагностики
и
мониторинга
развития
слухового
восприятия
у
слабослышащих старшеклассников, использования данных обследования в
работе
с
детьми;
индивидуального
подхода
к
слабослышащим
старшеклассникам в процессе развития у учащихся слухового восприятия;
перспективного планирования индивидуальных занятий со слабослышащими
старшеклассниками.