Напоминание

"Система работы по развитию слухового восприятия у слабослышащих старшеклассников на индивидуальных занятиях"


Автор: Бондаренко Елена Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ РО Азовская школа-интернат
Населённый пункт: город Азов Ростовской области
Наименование материала: статья
Тема: "Система работы по развитию слухового восприятия у слабослышащих старшеклассников на индивидуальных занятиях"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




«

Система работы по развитию слухового восприятия у

слабослышащих старшеклассников на индивидуальных

занятиях

»

Актуальность

исследования

обусловлена

тем,

что

д а ж е

незначительное понижение слуха, возникшее у ребенка в раннем возрасте,

может помешать нормальному развитию его речи, затруднить обучение в

школе,

существенно

снизить

успеваемость,

а

подчас

и

отрицательно

отразиться на его судьбе. Анализ теоретических исследований показал, что

имеется немало исследований, посвященных развитию слухового восприятия

слабослышащих

детей.

Данной

проблемой

занимались:

российский

дефектолог,

профессор

Ф.А.

Рау,

им

были

разработаны

учебные

планы,

программы,

учебники,

методиче ские

по собия.

С п о с о бс тво ва л

осуще ствлению

дифференцированного

обучения

не слышащих,

слабослышащих

и

позднооглохших

детей.

Ф.Ф.

Рау

и

Н.Ф.

Слезиной

разработана научно мотивированная концентрическая система формирования

устной речи.

Актуальность названной проблемы усиливается в первую очередь в

связи с тем, что слуху принадлежит ведущая роль в формировании речи, а

снижение

слуха

ведет

за

собой

задержку

речевого

развития

детей,

обуславливает

происхождение

дефектов

произношения,

оказывает

отрицательное влияние на развитие мышления и общее развитие детей с

нарушением слуха. Во вторую очередь в связи с тем, что целенаправленной

работе

по

развитию

слухового

восприятия

у

слабо слышащих

старшеклассников уделяется не так много внимания, как аналогичной работе

с обучающимися младших классов, так как обучение с 7 класса строится на

основе общеобразовательных учебников для массовых школ.

Научный аппарат исследования:

Цель

исследования:

разработка

и

апробация

системы

работы

по

развитию

слухового

восприятия

у

слабослышащих

старшеклассников

в

процессе их обучения на индивидуальных занятиях.

Объект

исследования:

процесс

развития

слухового

восприятия

у

слабослышащих обучающихся старших классов.

Предмет исследования: содержание, методы и приёмы работы по

развитию

слухового

восприятия

у

слабослышащих

старшеклассников

на

индивидуальных занятиях.

Гипотеза исследования: процесс развития слухового восприятия у

слабослышащих

старшеклассников

будет

протекать

эффективно

при

соблюдении следующих условий:

- проведение дифференцированной диагностики и мониторинга

развития

слухового

восприятия

у

слабослышащих

старшеклассников,

использования данных обследования в работе с детьми;

- индивидуального подхода к слабослышащим старшеклассникам в

процессе развития у учащихся слухового восприятия;

- перспективного планирования индивидуальных занятий со

слабослышащими старшеклассниками.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по

проблеме

и

выявление

особенностей

развития

слухового

восприятия

слабослышащих старшеклассников.

2. Выявить уровень слухового восприятия на материале слов,

словосочетаний, текстов.

3. Изучить соотношение разных условий восприятия (слухового

восприятия с использованием индивидуального слухового аппарата и без

него) речевого материала слабослышащими старшеклассниками.

4. Разработать систему развития слухового восприятия

слабослышащих старшеклассников и апробировать ее.

Теоретической

основой

исследования выступили

работы,

рассматривающие психолого-клиническую характеристику слабослышащих

младших

школьников

(Т.А.Григорьева,

Л.В.Занков,

Д.М.Маянц,

М.М.Нудельман,

Т.В.Розанова,

В.А.Синяк,

И.М.Соловьев,

Л.И.Тигранова,

Ж.И.Шиф, Н.В.Яшкова и другие);

формы

и

методы

развития

слухового

восприятия

у

слабослышащих

старшеклассников

(Р.М.

Боксис,

В.А.

Борисова,

Т.А.

Власова, А.П. Гозова, Т.А. Григорьева, Н.Г. Морозова и др.);

индивидуальные

занятия

как

эффективное

средство

развития

с л у хо во го

во с п р и я т и я

у

с л а б о с л ы ш а щ и х

с т а р ш е к л а с с н и ко в

(М.А.Джапаридзе, Е.С.Махлах, Л.С. Выготский, С. А. Зыков и др.)

Таким образом, проведя анализ психолого-педагогической литературы

по

проблеме

исследования,

мы

пришли

к

выводам,

что

у

в с е х

слабослышащих детей имеется слуховой резерв. Этот слуховой резерв, иначе

потенциальные возможности, являются основой для становления речевого

слуха,

формирования

произношения,

развития

речи.

Этому

процессу

способствует

создание

слухоречевой

среды

в

процессе

обучения.

Цель

работы по развитию слухового восприятия у слабослышащих школьников -

максимально

эффективное

использование

слуха

для

усвоения

основных

школьных знаний в процессе речевого общения и для контроля собственного

произношения.

Формирование навыков восприятия устной речи у слабослышащих

детей

школьного

возраста

осуществляется

как

специальным

путем

(на

индивидуальных

и

фронтальных

занятиях

по

развитию

слухового

восприятия,

на

фронтальных

занятиях

в

слуховом

кабинете),

так

и

на

общеобразовательных уроках и во внеклассное время.

Анализ

психолого-педагогических

исследований

по

обозначенной

проблеме позволили нам сформулировать цель и задачи констатирующего

эксперимента. Цель констатирующего эксперимента: выявить актуальный

уровень

слухового

восприятия

слов,

словосочетаний,

текста

у

слабослышащих учащихся старших классов.

Задачи констатирующего эксперимента:

1.Подбор

диагностических

методик,

направленных

на

выявление

актуального уровня слухового восприятия слов, словосочетаний, текста у

слабослышащих учащихся старших классов.

2.Организация и проведение констатирующего этапа эксперимента со

слабослышащими учащимися.

3.Количественный и качественный анализ результатов эксперимента.

Констатирующий

эксперимент

проводился

в

ГКОУ

РО

Азовской

школе-интернате №10 (II вид 2 отделение). В констатирующем эксперименте

участвовало пять учащихся 8 класса с нарушением слуха.

В ходе эксперимента были определены критерии развития слухового

восприятия

слабослышащих

старшеклассников:

м а кс и м а л ь н о

эффективное использование слуха для усвоения основных школьных знаний,

учебной терминологии; больший объем текстов по сравнению с младшей и

средней

школой;

усложненный

речевой

материал;

предъявление

речевого

материала на более дальнем расстоянии; меньшее количество времени на

индивидуальные

занятия

по

развитию

слухового

восприятия

и

формированию

произношения

(из

которых

половина

времени

уделяется

развитию

слухового

восприятия);

индивидуальные

занятия

проводятся

малыми группами.

Учащимся предлагался речевой материал из 50 слов по списку

Э.И. Леонгард, 5 словосочетаний и текст, которые учащиеся прослушивали с

индивидуальным аппаратом и без него. В ходе эксперимента проверялось

лучше слышащее ухо.

По

результатам

констатирующего

эксперимента

можно

сделать

следующие вывод: у большинства детей экспериментальной группы имеются

значительные

нарушения

слухового

восприятия.

Без

индивидуального

слухового аппарата из 50 предлагаемых слов

восприняли 5-7 слов

- три

человека,

22-30

слова

-

двое

обучающихся;

из

пяти

предложенных

словосочетаний

восприняли

2

словосочетания

-

три

человека,

3

словосочетания

-

два

человека.

С

аппаратом:

30-35

слов

(из

50

предложенных) восприняли трое обучающихся, 44-48 слов восприняли двое

обучающихся; 2-3 словосочетания (из 5 предложенных) восприняли трое, 4

словосочетания

-

двое

обучающихся.

Уровень

восприятия

текста

с

использованием

индивидуального

слухового

аппарата

средний

у

трёх

человек, высокий у двух человек, при этом уровень восприятия текста без

аппарата значительно ниже - у трёх обучающихся низкий, у двух человек

средний.

Результаты

констатирующего

этапа

эксперимента

позволили

нам

сформулировать

цель

формирующего

эксперимента:

разработать

и

апробировать

систему

работы,

направленную

на

развитие

слухового

восприятия слабослышащих старшеклассников.

Задачи формирующего этапа эксперимента:

1. Разработать содержание работы, направленное на развитие слухового

восприятия слабослышащих старшеклассников

2. Апробировать систему работы с детьми, направленную на развитие

слухового восприятия слабослышащих старшеклассников

3. Формулировка общих выводов по результатам экспериментальной

деятельности.

Формирующий эксперимент предусматривал тренировку слухового

восприятия слабослышащих учащихся с аппаратом и без него. Работа по

развитию слухового восприятия слабослышащих учащихся проводилась нами

на

индивидуальных

занятиях.

Речевым

материалом

служили

слова,

словосочетания, тексты. Индивидуальные занятия по развитию слухового

восприятия строились следующим образом: сначала учащемуся предлагалось

опознать

речевой

материал

на

максимальном

расстоянии

от

педагога

с

помощью

индивидуального

слухового

аппарата.

При

восприятии

и

опознавании учащийся прослушивал то или иное слово (словосочетание), не

имея

перед

собой

никакого

наглядного

материала.

Речевой

материал

произносился

голосом

разговорной

громкости

в

нормальном

темпе.

Учащийся воспринимал его с помощью слуховых аппаратов, с которыми

привыкли

работать

в

течение

года,

и

с

тем

же

усилением,

которое

применялось

на

занятиях.

Речевой

материал

-

слова

и

словосочетания,

произносился

не

более

двух

раз.

Оценка

ответа

происходила

после

воспроизведения

учащимся

услышанного,

он

получал

табличку

и

воспринимал слово (словосочетание) слухо-зрительно.

Результаты формирующего эксперимента позволили нам определить

цель

контрольного

этапа

эксперимента:

выявить

эффективность

разработанной

системы

развития

слухового

восприятия

слабослышащих

старшеклассников.

Задачи эксперимента:

1. Проведение повторного диагностического обследования учащихся с

нарушенным слухом.

3.

Качественный

и

количественный

анализ

данных

обследования

учащихся с нарушенным слухом.

4.

Формулирование

общих

выводов

по

результатам

проведенного

эксперимента.

Для проведения эксперимента нами использовались те же методики,

что

и

на

констатирующем

этапе

эксперимента.

При

проведении

контрольного эксперимента выявилось увеличение количества опознанных

слов и словосочетаний, повысился уровень восприятия текстов по сравнению

с констатирующим экспериментом.

Та к и м

о б р а зом , процесс

развития

слухового

восприятия

у

слабослышащих

старшеклассников

будет

протекать

эффективно

при

соблюдении

следующих

условий:

проведения

дифференцированной

диагностики

и

мониторинга

развития

слухового

восприятия

у

слабослышащих старшеклассников, использования данных обследования в

работе

с

детьми;

индивидуального

подхода

к

слабослышащим

старшеклассникам в процессе развития у учащихся слухового восприятия;

перспективного планирования индивидуальных занятий со слабослышащими

старшеклассниками.



В раздел образования




Яндекс.Метрика