Автор: Бондаренко Надежда Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МК ДОУ "Шевелёвский детский сад"
Населённый пункт: д.Шевели, Крапивинский муниципальный округ
Наименование материала: Консультация
Тема: «Роль развивающих игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей:
«Роль развивающих игр
в процессе формирования элементарных математических представлений у
детей дошкольного возраста».
Понятие «формирование математических способностей» является
довольно сложным и комплексным. Оно состоит из взаимосвязанных и
взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине,
времени, количестве, которые необходимы для познавательного развития
ребенка.
Формированию у детей математических представлений способствует
использование разнообразных дидактических игр.
Дидактические игры – игры, в которых познавательная деятельность
сочетается с игровой деятельностью. С одной стороны, дидактическая игра –
одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с другой –
игра является основным видом самостоятельной деятельности детей. А
самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае,
если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям.
Дидактическая игра – явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается
структура. Одним из элементов игры является дидактическая задача, которая
определяется целью обучающего и воспитательного действия. Вторым
элементом является содержание. Успешность игры – в ее результативности,
поэтому подготовка к игре – это уточнение имеющего багажа и умений или
формирование их. Третьим элементом игры являются правила. Они
определяют характер и способ игровых действий, организуют и направляют
поведение детей. Четвертый элемент – игровые действия, поступки, которые
совершает
каждый
участник
игры
для
достижения
результата.
Они
активизируют интерес к дидактической игре. Пятый элемент – результат.
Показатель уровня достижения детей в усвоении знаний, и развитие
умственной деятельности, взаимоотношений.
Какое же значение имеет игра? В процессе игры у детей вырабатывается
привычка
сосредотачиваться,
мыслить
самостоятельно,
развивается
внимание, стремление к знаниям. Увлекаясь, дети не замечают, что учатся,
познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях,
пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Для детей
дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них –
учеба, игра для них – труд, игра для них серьезная форма воспитания. Игра
для дошкольников – способ познания окружающего мира. В отличие от
других видов деятельности игра содержит цель в самой себе; посторонних и
отдельных задач в игре ребенок не ставит и не решает. Однако, если для
воспитанника цель – в самой игре, то для взрослого, который организовывает
игру, есть и другая цель – развитие детей, усвоение ими определенных
знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности.
Дидактическая игра лишь отчасти отвечает требованиям полной системности
знаний: иногда это – «взрыв удивления» детей от восприятия чего-то нового,
неизведанного; иногда игра – это «поиск и открытие», и всегда игра – это
радость, путь детей к мечте. Наполненность обучения эмоционально-
познавательным содержанием – особенность дидактической игры.
При использовании дидактических игр широко применяются различные
предметы и наглядный материал, который способствует тому, что занятия
проходят в веселой, занимательной и доступной форме. Для формирования
элементарных математических представлений у дошкольников используются
следующие виды дидактических игр:
1. Игры с предметами: «Собери пирамидку», «Собери матрешку», «Построй
башенку» и т. п. Задача этих игр – способствовать закреплению качеств
предметов (величина, форма, цвет).
2. Игры для сенсорного развития:
- на закрепление цвета предмета: «Разноцветные бусы», «Поставь букет в
вазу», «Угостим медведя ягодой» и т. п. Играя в эти игры, дети учатся
группировать, соотносить предметы по цвету.
- на закрепление формы предмета: «Какой это формы? », «Круг, Квадрат»,
«Заплатки для коврика», «Заштопай штанишки» и т. п. В этих играх дети
учатся различать, группировать предметы по форме, вставлять предметы
данной формы в соответствующие для них отверстия.
- на закрепление величины предмета: «Большие и маленькие», «Какой мяч
больше», «Угостим мишку» и т. п. Эти игры учат детей различать,
чередовать, группировать предметы по величине.
3. Игры с крышками от бутылок: «Воздушные шары», «Солнечная поляна»,
«Подбери колеса для машины» и т. п. Эти игры учат детей различать,
группировать, чередовать предметы по цвету, величине.
Важно
отметить,
что
каждая
игра
дает
упражнения
полезные
для
умственного развития детей и их воспитания. Благодаря играм удается
сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже самых несобранных
детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия,
а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается
интерес и к самому предмету обучения.
Роль дидактических игр в формировании элементарных математических
представлений у младших дошкольников очень велика. Они помогают
ребенку узнать, как устроен окружающий мир, и расширить его кругозор.