Напоминание

«Роль развивающих игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».


Автор: Бондаренко Надежда Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МК ДОУ "Шевелёвский детский сад"
Населённый пункт: д.Шевели, Крапивинский муниципальный округ
Наименование материала: Консультация
Тема: «Роль развивающих игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей:

«Роль развивающих игр

в процессе формирования элементарных математических представлений у

детей дошкольного возраста».

Понятие «формирование математических способностей» является

довольно сложным и комплексным. Оно состоит из взаимосвязанных и

взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине,

времени, количестве, которые необходимы для познавательного развития

ребенка.

Формированию у детей математических представлений способствует

использование разнообразных дидактических игр.

Дидактические игры – игры, в которых познавательная деятельность

сочетается с игровой деятельностью. С одной стороны, дидактическая игра –

одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с другой –

игра является основным видом самостоятельной деятельности детей. А

самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае,

если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям.

Дидактическая игра – явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается

структура. Одним из элементов игры является дидактическая задача, которая

определяется целью обучающего и воспитательного действия. Вторым

элементом является содержание. Успешность игры – в ее результативности,

поэтому подготовка к игре – это уточнение имеющего багажа и умений или

формирование их. Третьим элементом игры являются правила. Они

определяют характер и способ игровых действий, организуют и направляют

поведение детей. Четвертый элемент – игровые действия, поступки, которые

совершает

каждый

участник

игры

для

достижения

результата.

Они

активизируют интерес к дидактической игре. Пятый элемент – результат.

Показатель уровня достижения детей в усвоении знаний, и развитие

умственной деятельности, взаимоотношений.

Какое же значение имеет игра? В процессе игры у детей вырабатывается

привычка

сосредотачиваться,

мыслить

самостоятельно,

развивается

внимание, стремление к знаниям. Увлекаясь, дети не замечают, что учатся,

познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях,

пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Для детей

дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них –

учеба, игра для них – труд, игра для них серьезная форма воспитания. Игра

для дошкольников – способ познания окружающего мира. В отличие от

других видов деятельности игра содержит цель в самой себе; посторонних и

отдельных задач в игре ребенок не ставит и не решает. Однако, если для

воспитанника цель – в самой игре, то для взрослого, который организовывает

игру, есть и другая цель – развитие детей, усвоение ими определенных

знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности.

Дидактическая игра лишь отчасти отвечает требованиям полной системности

знаний: иногда это – «взрыв удивления» детей от восприятия чего-то нового,

неизведанного; иногда игра – это «поиск и открытие», и всегда игра – это

радость, путь детей к мечте. Наполненность обучения эмоционально-

познавательным содержанием – особенность дидактической игры.

При использовании дидактических игр широко применяются различные

предметы и наглядный материал, который способствует тому, что занятия

проходят в веселой, занимательной и доступной форме. Для формирования

элементарных математических представлений у дошкольников используются

следующие виды дидактических игр:

1. Игры с предметами: «Собери пирамидку», «Собери матрешку», «Построй

башенку» и т. п. Задача этих игр – способствовать закреплению качеств

предметов (величина, форма, цвет).

2. Игры для сенсорного развития:

- на закрепление цвета предмета: «Разноцветные бусы», «Поставь букет в

вазу», «Угостим медведя ягодой» и т. п. Играя в эти игры, дети учатся

группировать, соотносить предметы по цвету.

- на закрепление формы предмета: «Какой это формы? », «Круг, Квадрат»,

«Заплатки для коврика», «Заштопай штанишки» и т. п. В этих играх дети

учатся различать, группировать предметы по форме, вставлять предметы

данной формы в соответствующие для них отверстия.

- на закрепление величины предмета: «Большие и маленькие», «Какой мяч

больше», «Угостим мишку» и т. п. Эти игры учат детей различать,

чередовать, группировать предметы по величине.

3. Игры с крышками от бутылок: «Воздушные шары», «Солнечная поляна»,

«Подбери колеса для машины» и т. п. Эти игры учат детей различать,

группировать, чередовать предметы по цвету, величине.

Важно

отметить,

что

каждая

игра

дает

упражнения

полезные

для

умственного развития детей и их воспитания. Благодаря играм удается

сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже самых несобранных

детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия,

а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается

интерес и к самому предмету обучения.

Роль дидактических игр в формировании элементарных математических

представлений у младших дошкольников очень велика. Они помогают

ребенку узнать, как устроен окружающий мир, и расширить его кругозор.



В раздел образования




Яндекс.Метрика