Напоминание

Сохранение народных традиций в музыке


Автор: Людмила Валентиновна Веденеева
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: ГБНОУ РШИИ им. Р. Д. Кенденбиля
Населённый пункт: кызыл
Наименование материала: статья
Тема: Сохранение народных традиций в музыке
Раздел: дополнительное образование





Назад




Сохранение народных традиций тувинцев в профессиональной музыке

Культура сегодня существует и в национальной форме самовыражения.

Сохранение народных традиций — это сохранение уникальности этноса, и

сохранение

ценностного

ядра

культуры.

Национальные

традиции

должны

обогащаться и поддерживаться в настоящем времени, чтобы быть основанием для

развития культуры будущих поколений.

В фортепианной музыке Тувы есть замечательный пример бережного

отношения к национальной культуре тувинского народа. Фортепианная сюита

Хуреш-оола Дамба «Три тувинских танца», симфоническая поэма «Моя Тува»,

музыка к кинофильму «Танец орла» - являются ярким примером сохранения

культурного наследия родного края, и использования народных мелодий в

современном контексте.

Хуреш-оол Карасалович Дамба тувинский композитор, член Союза

композиторов РФССР, член Союза композиторов Тувы, педагог. В своём

творчестве он воспевал красоту родного края, и черпал вдохновение в

неиссякаемом источнике народного фольклора.

Сюита для фортепиано создана Хуреш-оолом Д. В годы учёбы в

Новосибирской

государственной

консерватории.

В

сюите

отчётливо

просматривается своеобразный синтез народного и современного. В данной сюите

представлены традиционные образы тувинского народа.

Первый номер - «Танец орла». Вся музыкальная композиция развивается из

народной мелодии «Доге Баары». Традиционный праздник, который в республике

отмечают каждый год Наадым. В первых звуках слышен шум толпы, конные

скачки и традиционная борьба Хуреш, которая непременно завершается танцем

победителя.

Второй - «Звенящая нежность». За основу взят одноимённый танец Аксёнова

А. Но в ином облике предстаёт перед слушателями знакомая мелодия. Бурные

переливы горных рек - пассажей, мерцающие, в первых лучах солнца, капельки

росы, и торжественный гимн женской красоте в среднем разделе — всё это можно

услышать в музыке танца.

Третий номер - «Танец шамана». Мистический образ, пришедший из

древности. Удары в бубен, звон колокольчиков, камлание, неистовый танец — это

апофеоз победы над злыми духами.

Необходимо отметить, что индивидуальный облик сюиты складывается на

основе специально разработанного комплекса новых выразительных средств,

технических приёмов, которые помогают композитору глубже и ярче раскрыть

художественный образ (топот ногами в танце орла, удар кулаком по клавишам в

танце шамана.)

Особая энергетика, пронизывающая сюиту, завораживает и приковывает

внимание слушателя. Новаторские идеи ошеломляют, поражают своей яркой

индивидуальностью. В этом произведении отражена целая эпоха, всё богатство и

разнообразие жизни тувинского народа.



В раздел образования




Яндекс.Метрика