Автор: Людмила Валентиновна Веденеева
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: ГБНОУ РШИИ им. Р. Д. Кенденбиля
Населённый пункт: кызыл
Наименование материала: статья
Тема: Сохранение народных традиций в музыке
Раздел: дополнительное образование
Сохранение народных традиций тувинцев в профессиональной музыке
Культура сегодня существует и в национальной форме самовыражения.
Сохранение народных традиций — это сохранение уникальности этноса, и
сохранение
ценностного
ядра
культуры.
Национальные
традиции
должны
обогащаться и поддерживаться в настоящем времени, чтобы быть основанием для
развития культуры будущих поколений.
В фортепианной музыке Тувы есть замечательный пример бережного
отношения к национальной культуре тувинского народа. Фортепианная сюита
Хуреш-оола Дамба «Три тувинских танца», симфоническая поэма «Моя Тува»,
музыка к кинофильму «Танец орла» - являются ярким примером сохранения
культурного наследия родного края, и использования народных мелодий в
современном контексте.
Хуреш-оол Карасалович Дамба тувинский композитор, член Союза
композиторов РФССР, член Союза композиторов Тувы, педагог. В своём
творчестве он воспевал красоту родного края, и черпал вдохновение в
неиссякаемом источнике народного фольклора.
Сюита для фортепиано создана Хуреш-оолом Д. В годы учёбы в
Новосибирской
государственной
консерватории.
В
сюите
отчётливо
просматривается своеобразный синтез народного и современного. В данной сюите
представлены традиционные образы тувинского народа.
Первый номер - «Танец орла». Вся музыкальная композиция развивается из
народной мелодии «Доге Баары». Традиционный праздник, который в республике
отмечают каждый год Наадым. В первых звуках слышен шум толпы, конные
скачки и традиционная борьба Хуреш, которая непременно завершается танцем
победителя.
Второй - «Звенящая нежность». За основу взят одноимённый танец Аксёнова
А. Но в ином облике предстаёт перед слушателями знакомая мелодия. Бурные
переливы горных рек - пассажей, мерцающие, в первых лучах солнца, капельки
росы, и торжественный гимн женской красоте в среднем разделе — всё это можно
услышать в музыке танца.
Третий номер - «Танец шамана». Мистический образ, пришедший из
древности. Удары в бубен, звон колокольчиков, камлание, неистовый танец — это
апофеоз победы над злыми духами.
Необходимо отметить, что индивидуальный облик сюиты складывается на
основе специально разработанного комплекса новых выразительных средств,
технических приёмов, которые помогают композитору глубже и ярче раскрыть
художественный образ (топот ногами в танце орла, удар кулаком по клавишам в
танце шамана.)
Особая энергетика, пронизывающая сюиту, завораживает и приковывает
внимание слушателя. Новаторские идеи ошеломляют, поражают своей яркой
индивидуальностью. В этом произведении отражена целая эпоха, всё богатство и
разнообразие жизни тувинского народа.