Напоминание

Использование элементов информационных технологий на уроках биологии и экологии


Автор: Кораблева Елена Николаевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №22
Населённый пункт: г. Ставрополя
Наименование материала: Выступление на педагогическом совете
Тема: Использование элементов информационных технологий на уроках биологии и экологии
Раздел: среднее образование





Назад




Использование элементов информационных технологий на уроках

биологии и экологии

(выступление на педагогическом совете)

Подготовила: учитель биологии Кораблева Е.Н.

МБОУ СОШ №22 г. Ставрополь

Компьютерная революция, свершившаяся в течение двух последних

десятилетий, не могла не затронуть систему образования. Рассматривая

место, которое в этой системе занял персональный компьютер, нужно,

прежде всего, отметить уникальность этого положения. С одной стороны, он

стал естественным объектом учебного процесса, а с другой стороны – сам

явился ценным техническим средством обеспечения общего процесса

образования.

Проблему использования информационных педагогических технологий

целесообразно рассматривать в контексте решения фундаментальной задачи

системы школьного образования на любом этапе ее развития – повышения

качества обучения. В настоящее время можно констатировать факт низкой

эффективности обучения значительной части школьников. Один из реальных

путей

повышения

качества

школьного

образования

использование

современных

педагогических

технологий

обучения,

в

том

числе

и

информационных.

Информационная технология открывает для учащихся возможность

лучше осознать характер самого объекта, активно включиться в процесс его

познания, самостоятельно изменяя как его параметры, так и условия

функционирования. Использование информационной технологии позволяет

оперативно и объективно выявлять уровень освоения материала учащимися,

что весьма существенно в процессе обучения. Однако не все вопросы,

стоящие

перед

компьютеризацией

обучения,

разработаны

достаточно

детально,

что

затрудняет

внедрение

ее

в

практику

обучения.

Так,

недостаточно обоснована роль и место компьютера в процессе обучения

биологии, его сочетание с традиционными подходами к обучению учащихся;

отсутствует единая классификация педагогических программных средств: не

разработаны критерии оценки компьютерных программ по биологии и

практическая методика применения компьютера в обучении биологии.

Проблема подготовки к овладению информационно-функциональной

компетентностью представляется особенно актуальной в связи с изменением

парадигмы

информационного

образования

учащихся,

поиском

новых

подходов к решению этой проблемы, где исходным звеном выступает

личность – творческая, саморазвивающаяся и самосовершенствующаяся.

В процессе подготовки решаются задачи, связанные с определением

того, что должен знать школьник в соответствии с требованиями стандарта

по биологии и экологии, как эти знания он будет применять в учебной

деятельности, какими качествами личности он должен обладать, чтобы

знания и умения давали наилучший результат.

Использование электронных средств обучения позволяет учителю

простроить

индивидуальные

образовательные

траектории

развития

учащихся, в зависимости от индивидуальных особенностей и способностей

личности, диагностирование которых позволяет психолого-педагогический

мониторинг. Его необходимость обосновывается возможностями получения

такой информации об ученике, которая требуется учителю для успешной

работы.

Руководствуясь учебной программой и методическими указаниями, учитель

составляет план обучения с использованием ЭУ.

Электронный учебник используется при изучении нового материала и

его закреплении (20 мин. работы за компьютером). Учащихся сначала

опрашивают по традиционной методике или с помощью печатных

текстов. При переходе к изучению нового материала ученики парами

садятся у компьютера, включают его и начинают работать со

структурной формулой и структурными единицами параграфа под

руководством и по плану учителя.

Электронная

модель

учебника

может

использоваться

на

этапе

закрепления материала. На данном уроке новый материал изучается

обычным способом, а при закреплении все учащиеся 5-7 мин. под

руководством учителя соотносят полученные знания с формулой

параграфа.

В рамках комбинированного урока с помощью электронного учебника

осуществляется повторение и обобщение изученного материала (15-

17мин.). Такой вариант предпочтительнее для уроков итогового

повторения, когда по ходу урока требуется «пролистать» содержание

нескольких параграфов, выявить родословную понятий, повторить

наиболее

важные

факты

и

события,

определить

причинно

следственные связи. На таком уровне учащиеся должны иметь

возможность поработать сначала сообща (по ходу объяснения учителя),

затем в парах (по заданию учителя), наконец, индивидуально (по

очереди).

Отдельные уроки могут быть посвящены самостоятельному изучению

нового материала и составлению по его итогам своей структурной

формулы параграфа. Такая работа проводится в группах учащихся (3-4

человека). В заключении урока (10 мин.) учащиеся обращаются к

электронной формуле параграфа, сравнивая её со своим вариантом.

Тем самым происходит приобщение учащихся к исследовательской

работе на уроке.

ЭУ используется как средство контроля усвоения учащимися понятий.

В

состав

электронного

учебника

входит

система

мониторинга.

Результаты тестирования учащихся фиксируются и обрабатываются

компьютером.

Данные

мониторинга

могут

использоваться

учеником,

учителем,

методическими объединениями и администрацией. Процент правильно

решённых вопросов даёт ученику представление о том, как он усвоил

учебный материал, при этом он может посмотреть, какие структурные

единицы им усвоены не в полной мере, и впоследствии дорабатывать этот

материал. Таким образом, ученик в какой-то мере может управлять

процессом учения.

Полученные знания и умения в области компьютерных технологий

помогают ребятам усваивать в органическом единстве естественнонаучные

знания, прививать им навыки исследовательского мышления на основе

приобретенных ими теоретических и практических знаний в области

информационных

технологий,

развивать

критическое

мышление,

адаптироваться

в

современной

жизни

и

сделать

правильный

профессиональный выбор.

Литература

1.

Под ред.Циркина С.Ю. Справочник по психологии и психиатрии

детского и подросткового возраста. Питер, С-П: 2019.- 217 с.

2. Ускова Н.Н. Конспекты уроков для учителя информатики. Владос, М.:

2018. – 33 с.



В раздел образования




Яндекс.Метрика