Автор: Кораблева Елена Николаевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №22
Населённый пункт: г. Ставрополя
Наименование материала: Выступление на педагогическом совете
Тема: Использование элементов информационных технологий на уроках биологии и экологии
Раздел: среднее образование
Использование элементов информационных технологий на уроках
биологии и экологии
(выступление на педагогическом совете)
Подготовила: учитель биологии Кораблева Е.Н.
МБОУ СОШ №22 г. Ставрополь
Компьютерная революция, свершившаяся в течение двух последних
десятилетий, не могла не затронуть систему образования. Рассматривая
место, которое в этой системе занял персональный компьютер, нужно,
прежде всего, отметить уникальность этого положения. С одной стороны, он
стал естественным объектом учебного процесса, а с другой стороны – сам
явился ценным техническим средством обеспечения общего процесса
образования.
Проблему использования информационных педагогических технологий
целесообразно рассматривать в контексте решения фундаментальной задачи
системы школьного образования на любом этапе ее развития – повышения
качества обучения. В настоящее время можно констатировать факт низкой
эффективности обучения значительной части школьников. Один из реальных
путей
повышения
качества
школьного
образования
–
использование
современных
педагогических
технологий
обучения,
в
том
числе
и
информационных.
Информационная технология открывает для учащихся возможность
лучше осознать характер самого объекта, активно включиться в процесс его
познания, самостоятельно изменяя как его параметры, так и условия
функционирования. Использование информационной технологии позволяет
оперативно и объективно выявлять уровень освоения материала учащимися,
что весьма существенно в процессе обучения. Однако не все вопросы,
стоящие
перед
компьютеризацией
обучения,
разработаны
достаточно
детально,
что
затрудняет
внедрение
ее
в
практику
обучения.
Так,
недостаточно обоснована роль и место компьютера в процессе обучения
биологии, его сочетание с традиционными подходами к обучению учащихся;
отсутствует единая классификация педагогических программных средств: не
разработаны критерии оценки компьютерных программ по биологии и
практическая методика применения компьютера в обучении биологии.
Проблема подготовки к овладению информационно-функциональной
компетентностью представляется особенно актуальной в связи с изменением
парадигмы
информационного
образования
учащихся,
поиском
новых
подходов к решению этой проблемы, где исходным звеном выступает
личность – творческая, саморазвивающаяся и самосовершенствующаяся.
В процессе подготовки решаются задачи, связанные с определением
того, что должен знать школьник в соответствии с требованиями стандарта
по биологии и экологии, как эти знания он будет применять в учебной
деятельности, какими качествами личности он должен обладать, чтобы
знания и умения давали наилучший результат.
Использование электронных средств обучения позволяет учителю
простроить
индивидуальные
образовательные
траектории
развития
учащихся, в зависимости от индивидуальных особенностей и способностей
личности, диагностирование которых позволяет психолого-педагогический
мониторинг. Его необходимость обосновывается возможностями получения
такой информации об ученике, которая требуется учителю для успешной
работы.
Руководствуясь учебной программой и методическими указаниями, учитель
составляет план обучения с использованием ЭУ.
Электронный учебник используется при изучении нового материала и
его закреплении (20 мин. работы за компьютером). Учащихся сначала
опрашивают по традиционной методике или с помощью печатных
текстов. При переходе к изучению нового материала ученики парами
садятся у компьютера, включают его и начинают работать со
структурной формулой и структурными единицами параграфа под
руководством и по плану учителя.
Электронная
модель
учебника
может
использоваться
на
этапе
закрепления материала. На данном уроке новый материал изучается
обычным способом, а при закреплении все учащиеся 5-7 мин. под
руководством учителя соотносят полученные знания с формулой
параграфа.
В рамках комбинированного урока с помощью электронного учебника
осуществляется повторение и обобщение изученного материала (15-
17мин.). Такой вариант предпочтительнее для уроков итогового
повторения, когда по ходу урока требуется «пролистать» содержание
нескольких параграфов, выявить родословную понятий, повторить
наиболее
важные
факты
и
события,
определить
причинно
следственные связи. На таком уровне учащиеся должны иметь
возможность поработать сначала сообща (по ходу объяснения учителя),
затем в парах (по заданию учителя), наконец, индивидуально (по
очереди).
Отдельные уроки могут быть посвящены самостоятельному изучению
нового материала и составлению по его итогам своей структурной
формулы параграфа. Такая работа проводится в группах учащихся (3-4
человека). В заключении урока (10 мин.) учащиеся обращаются к
электронной формуле параграфа, сравнивая её со своим вариантом.
Тем самым происходит приобщение учащихся к исследовательской
работе на уроке.
ЭУ используется как средство контроля усвоения учащимися понятий.
В
состав
электронного
учебника
входит
система
мониторинга.
Результаты тестирования учащихся фиксируются и обрабатываются
компьютером.
Данные
мониторинга
могут
использоваться
учеником,
учителем,
методическими объединениями и администрацией. Процент правильно
решённых вопросов даёт ученику представление о том, как он усвоил
учебный материал, при этом он может посмотреть, какие структурные
единицы им усвоены не в полной мере, и впоследствии дорабатывать этот
материал. Таким образом, ученик в какой-то мере может управлять
процессом учения.
Полученные знания и умения в области компьютерных технологий
помогают ребятам усваивать в органическом единстве естественнонаучные
знания, прививать им навыки исследовательского мышления на основе
приобретенных ими теоретических и практических знаний в области
информационных
технологий,
развивать
критическое
мышление,
адаптироваться
в
современной
жизни
и
сделать
правильный
профессиональный выбор.
Литература
1.
Под ред.Циркина С.Ю. Справочник по психологии и психиатрии
детского и подросткового возраста. Питер, С-П: 2019.- 217 с.
2. Ускова Н.Н. Конспекты уроков для учителя информатики. Владос, М.:
2018. – 33 с.