Напоминание

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию


Автор: Ксенофонтова Алевтина Ксенофонтовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №116"
Населённый пункт: г. Чебоксары, Чувашская Республика
Наименование материала: Проект "Люби и знай родной наш край"
Тема: Проект по нравственно-патриотическому воспитанию
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 116 «Родничок» общеразвивающего вида с

приоритетным осуществлением деятельности по физическому

развитию детей»

города Чебоксары Чувашской Республики

Проект по познавательному развитию

«Люби и знай родной наш край»

Выполнил: воспитатель

высшей квалификационной категории

Ксенофонтова А.К

Чебоксары, 2021

Паспорт проекта

3

Актуальность проекта

4

Анализ условий

4

Цели и задачи проекта

5

Участники проекта

6

Ресурсное обеспечение проекта

6

Механизм реализации проекта

6

План реализации проекта

8

Ожидаемые результаты

9

Перспективы дальнейшего развития

10

Список использованной литературы

11

1.Паспорт проекта.

Название проекта

«Люби и знай родной наш край»

Тема проекта

«Формированию

эколого

-

краеведческой

культуры детей в природе».

Автор проекта

Ксенофонтова Алевтина Ксенофонтовна

Участники проекта

Дети 2 младшей группы №10 «Смородинки»,

воспитатель, родители.

Место

реализации

проекта

Муниципальное

бюджетное

дошкольное

образовательное учреждение «Детский сад № 116

«Родничок»

общеразвивающего

вида

с

приоритетным осуществлением деятельности по

физическому развитию детей» города Чебоксары

Проблема, на решение

которой

направлен

проект

Расширение знаний о мире природы в целом и о

мире природы республики Чувашии.

Выявив интерес детей, была сформулирована

значимая для детей проблема, на решение которой

направлен проект: понять, что природу родного

края, в котором они живут, необходимо оберегать

и охранять.

Цель проекта

Формирование у детей дошкольного возраста

осознанно правильного отношения к явлениям,

объектам живой и неживой природы, любви к

природе родного края, которая составляет их

непосредственное окружение в этот период жизни.

Задачи проекта

Образовательная:

-формирование системы элементарных научных

экологических

знаний,

доступных

пониманию

ребенка;

-формирование первоначальных умений и

навыков экологически грамотного и безопасного

для природы и для самого ребенка поведения;

-освоение

элементарных

норм

поведения

по

отношению к природе, формирование навыков

рационального

природопользования

в

повседневной жизни;

-формирование

умения

и

желания

сохранять

природу родного края и при необходимости

оказывать

ей

помощь

(уход

за

живыми

объектами),

а

также

навыков

элементарной

природоохранной

деятельности

в

ближайшем

окружении.

Развивающая:

развитие

познавательного

интереса

к

миру

природы республики Чувашии;

развитие чувства эмпатии к объектам природы

родного края;

Воспитательная:

воспитание гуманного,

эмоционально-положительного,

бережного,

заботливого отношения к миру природы родного

края и окружающему миру в целом.

Сроки

реализации

проекта

1 год. долгосрочный

Ожидаемые

результаты

Сформированное правильное отношение к

явлениям, объектам живой и неживой

природы родного края.

2 .Актуальность.

Экологическое воспитание – новое направление в дошкольной

педагогике,

оно

отличается

от

традиционно

сложившейся

природоохранной деятельности дошкольных учреждений. В практике

работы детских садов это направление может быть реализовано людьми с

достаточным

уровнем

экологической культуры: пониманием

общих

экологических проблем, владением специальной методикой воспитания

детей,

готовностью

участвовать

в

решении

вопросов.

Обострение

экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной

просветительской работы по формированию у населения экологического

сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском

саду – первом звене системы непрерывного образования. Дошкольное

детство

начальный

этап

формирования

личности

человека,

его

ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается

позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к

окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания

является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к

природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он

знакомится в дошкольном детстве. В целом положительные тенденции в

настоящее время являются недостаточными для реализации общей

стратегии непрерывного экологического образования, для закладывания

основ экологической культуры, экологического сознания. Такие знания в

процессе общения ребенка с природой родного края обеспечивают ему

понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии

растений, правильную их оценку и адекватное реагирование.

3.Анализ условий.

Внешние ресурсы

Внутренние ресурсы

Программно-

методическое

обеспечение

методические

пособия для

знакомства с

родным краем-

Чувашией,

развивающие

игры, плакаты,

видеофильмы,

игрушки,

дидактические

пособия, игры.

Кадровый

потенциал

Сотрудничество

с

социумом:,

Чувашский

государственный

театр

имени

М.

Сеспеля,

Чувашский

национальный

музей.

- Педагоги МБДОУ

- Специалисты

- Родители.

Материально-

техническое

обеспечение

Пополнение методического

обеспечения воспитательно-

образовательного процесса.

-Приобретение

необходимого

дидактического

материала

- Создание видеотеки

«Животные

и

растения Чувашии».

-

создание

специальных

условий

по

ознакомлению

детей

с

животными

нашего края.

4.

Цели и задачи проекта.

Цель проекта:

Формирование у детей дошкольного возраста осознанно

правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы,

любви к природе родного края, которая составляет их непосредственное

окружение в этот период жизни.

Задачи проекта:

Образовательная:

-формирование системы элементарных научных экологических знаний,

доступных пониманию ребенка;

-формирование первоначальных умений и навыков экологически

грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

-освоение элементарных норм поведения по отношению к природе,

формирование

навыков

рационального

природопользования

в

повседневной жизни;

-формирование умения и желания сохранять природу родного края и при

необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также

навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем

окружении.

Развивающая:

развитие познавательного интереса к миру природы республики Чувашии;

развитие чувства эмпатии к объектам природы родного края;

Воспитательная:

воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного,

заботливого отношения к миру природы родного края и окружающему

миру в целом.

Тип проекта: познавательно - коммуникативный.

Вид проекта: групповой.

Состав участников: дети, родители, педагоги.

5.Участники проекта.

Дети 2 младшей группы, в возрасте 3-4лет, количество – 27

воспитанников.

Воспитатель 2 младшей группы: Ксенофонтова А.К,

Педагог-психолог – Тарасова С.П.

Заведующий

МБДОУ №116

г.Чебоксары -

Семенова

Алена

Валерьевна.

Родители воспитанников.

Старший воспитатель - Щеглова Оксана Евгеньевна.

Сотрудники детской городской библиотеки им. В. Чаплиной.

Театр «Цветик-семицветик».

Кукольный театр.

Чувашский государственный театр имени М.Сеспеля.

Чувашский Национальный музей.

6.Ресурсное обеспечение проекта.

Кадровые:

Педагог-психолог,

старший

воспитатель,

воспитатель

2

младшей группы, узкие специалисты, заведующий ДОУ.

Материально-технические:

Проектор, ноутбук, магнитофон с флеш-памятью, принтер,

проекционный экран.

Информационные:

Презентации по теме, дидактические игры, методические издания,

Интернет-ресурсы,

предметные

и

сюжетные

картинки,

тематическая литература для детей.

I этап: подготовительный

Предварительная работа педагога

Изучение и сравнение программ по экологическому воспитанию: С. Н.

Николаевой «Юный эколог», Н.А. Рыжовой «Наш дом – природа»,

мониторинг уровня знаний детей по экологическому развитию, выявление

запросов

родителей,

анкетирование,

составление

планов

взаимосотрудничества с библиотекой, музеем, определение целей и задач.

II этап: основной

Включение каждого ребёнка в практическую деятельность для достижения

высокого уровня знаний, умений и навыков. Реализация проекта по

формированию экологической культуры «Родной край». Совместные

мероприятия с семьями воспитанников, совместные мероприятия с детьми

разного

возраста,

экскурсии

по

достопримечательностям

станицы

Гиагинской, пополнение развивающей среды, выставки детских работ,

семейных коллекций, коллекций сотрудников.

Работа с детьми по образовательным областям:

1. Образовательная деятельность:

Блок «Познание»

Экология, краеведение:

«По родным просторам»; «Моя Чувашия – Родная земля»; «Моя Родина –

Россия.

Края родные дорогие»; « Республика Чувашия: её обитатели,

растительность»; «Знакомство с жизнью насекомых»; «Люби и оберегай

Большую и Малую Родину»; «Путешествие на лесную полянку»;

«Обитатели леса родного края»; «Что такое природа?»; «Знакомство с

обитателями рек родного края»; «Береги родную природу»; «Щедрые дары

природы»; «Как помочь животным родного края»;

«Лесные жители

родного края»; «Как помочь родной земле?»; «Растительный мир родного

края»;

«Ручейки

и

озёра»;

«Как

сохранить

природу

республики

Чувашия?».

Блок «Коммуникация»

Развитие речи:

«Медведица с медвежатами»; «Чтение стихов об осени» русских и

чувашских поэтов; Рассказывание по картине «Зайчиха с зайчатами»;;

Составление рассказов, опираясь на предметные картинки; «Чтение

стихотворений чувашских поэтов».

Блок «Художественное творчество»

Рисование:

«Лесные жители родного края»; «Листопад»; «Берегите птиц»; «Цветочки

на полянке»; «Утки на пруду»; «Обитатели водоёмов»; «Обитатели леса»;

Лепка:

«Корзинка с грибами»; «Лесные фантазии»; «Лисичка – сестричка»;

«Деревов снегу»; «Вот ёжик – ни головы, ни ножек»; «Птичка»; «Дары

осени»; «Прилетайте в гости»; «Расцвели подснежники в лесу»; «Такие

разные насекомые»;

Аппликация:

«Кто спрятался в траве?»; «Зайка серенький сидит»; «Грибы для белочки»;

«Мишка

косолапый»;

«Удивительное

рядом

мир

природы»;

«Лекарственные растения республики Чувашия»; «Зайчонок»; «Утки на

пруду»; «Красивый ёж»;

Конструирование:

«Цветочная клумба»; «Домик для животных»; «Грибная полянка»;

«Лесной

детский

сад»;

«Первоцветы»;

«Зоопарк»;

«Кораблик

для

насекомых».

2. Знакомство со свойствами огня и воды, песка, камней и воздуха

другими объектами природы родного края в ходе наблюдений, опытов,

исследований.

Опыт: «Что быстрее загорится»;

Эксперимент: «Как потушить огонь»;

Наблюдение: «Птицы в природе родного края»,

«Повадки животных

родного края», «Сезонные изменения в природе родного края»

Цикл образовательной деятельности - экспериментов: «В гостях у

профессора Любознайки»

3. Экологические игры.

«Что было бы, если из леса родного края исчезли…»; «Где что зреет?»;

«Земля, вода, огонь, воздух»; «Игра в слова»; «Где снежинки?»

4. Разучивание стихов.

И. Мазин «Давайте люди дружить друг с другом…»

Б. Заходер «Все-все»

А. Яшин «Покормите птиц зимой…»

К. Забойский «Всем известно, что жуки…»; «Сидит на ромашке смешная

букашка»

В. Берестов «Дерева, трава, цветок и птица…»; «Октябрь»

С. Ахматова «Хочу, чтоб в мире было много света…»

И. Черницкая «Пришла зима»

А. Фет «Чудная картина»; «Осенью»; «Как здесь свежо под липою

густою»; «Еще, еще! Ах, сердце слышит…»

М. Лермонтов «Осень»

С. Маршак «Круглый год. Июнь»

Я. Аким «Дождь»

Х. Андрухаев «Луна и солнце»«Лось», «Барсук», «Волок», «Дятел»,

«Пёсик», «Кузнечик», «Черепаха»; «Стук весны», «Кукушка», «Слепой

дождик», «Наш огород», «Хлебное зерно», «Зимой», «Саженец», «Зайка»;

Н. Буек «Как красива наша земля», «Зима», «Осень».

5.Оформление

альбомов:

Достопримечательности

моей

станицы”,

“Красная книга республики Чувашия”, «Хлеб – всему голова!», «Птицы

родного края»

6.Оформление дидактических игр по краеведению:

Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Бабушкин сундучок»,

«Мой край родной», «Я - фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом

родной».

7. Взаимодействие с родителями в ходе реализации проекта:

Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры

является не только работа с детьми, но и с их семьями. Экологическое

образование

дошкольников

можно

рассматривать

как

процесс

непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование

экологической культуры всех членов семьи. Экологическое образование

(просвещение) родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из

наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения.

Формы работы с родителями:

В совместной работе с родителями широко используются: консультации

для родителей, родительские собрания, беседы, тематические выставки,

смотры-конкурсы, анкетирование, развлечения, праздники, конкурсы.

1. Консультации:

«Земля – наш общий дом».

«Природа республики Чувашия»

«Детское экспериментирование в природе».

«Интересное рядом с нами».

«Выходные с родителями на природе».

«Экспериментируем вместе с детьми»

2. Привлечение родителей к оформлению уголка и календаря природы

3. Оказание помощи в пополнении уголка экспериментирования

4. Помощь в подборе литературы.

5. Анкетирование

6. Беседы об экологии и безопасности отдыха на природе

Акции «Покормим птиц», «Украсим аллею детского сада цветами» оказали

большое влияние на формирование бережного отношения к природе и ко

всему живому, развитие желания сохранять и приумножать богатства

родного края, сплочение детского коллектива, а также укрепление детско-

родительских отношений.

III этап: итоговый

Цель: оценка эффективности проведенной работы.

Проведение диагностики.

Подготовка аналитического материала по итогам реализации проекта..

Участие в педагогическом совете с презентацией проекта.

Фотовыставка ««Мой край родной»».

Проведение недели «Любимый чувашский край».

.

Экскурсия в парк Николаева ,зооуголок «Ковчег».

Экскурсия в Чувашский Национальный музей

Итоговое мероприятие «Путешествие по республике Чувашия».

Выступление

на

итоговом

педагогическом

собрании

с

показом

презентации по теме проекта.

У детей наблюдается:

- рост познавательной активности;

- повышение качества усвоения знаний о родном крае;

- повышения уровня социализации, дети являются активными участника-

ми всех мероприятий проводимых в детском саду.

Вывод:

Данный проект можно реализовать в условиях большинства

дошкольных учреждений. Проект не требует значительных материальных

затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников.

9.Ожидаемые результаты.

- рост познавательной активности;

- повышение качества усвоения знаний о родном крае;

- повышения уровня социализации, дети являются активными

участниками всех мероприятий проводимых в детском саду.

10.Перспективы дальнейшего развития.

Деятельность, осуществляемая по проекту, после его завершения

будет продолжаться. В процессе реализации проекта будет накоплен

определенный опыт; расширены и закреплены представления о

родном крае, способствующие развитию у детей познавательной

активности.

ЛИТЕРАТУРА

1.Кондратьева Н.Н. Программа «Мы» экологического образования детей.

СПб., 2000.

2.Марковская М. М. Уголок природы в детском саду. М., 1984.

3.Масленникова О.А., Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском

саду.Волгоград. Из-во: Учитель, 2009г.

4.Наш дом – природа.//Дошкольное воспитание. – 1994. – №7.

5Николаев С.Н., Ознакомление дошкольников с неживой природой.

М.:Педагогическое общество России, 2003.

6.Николаева С. Н. Программа экологического воспитания дошкольников.

М., 1995.

7.Рыжова Н.А., Наш дом природа. М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2005.



В раздел образования




Яндекс.Метрика