Автор: Ксенофонтова Алевтина Ксенофонтовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №116"
Населённый пункт: г. Чебоксары, Чувашская Республика
Наименование материала: Проект "Люби и знай родной наш край"
Тема: Проект по нравственно-патриотическому воспитанию
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 116 «Родничок» общеразвивающего вида с
приоритетным осуществлением деятельности по физическому
развитию детей»
города Чебоксары Чувашской Республики
Проект по познавательному развитию
«Люби и знай родной наш край»
Выполнил: воспитатель
высшей квалификационной категории
Ксенофонтова А.К
Чебоксары, 2021
Паспорт проекта
3
Актуальность проекта
4
Анализ условий
4
Цели и задачи проекта
5
Участники проекта
6
Ресурсное обеспечение проекта
6
Механизм реализации проекта
6
План реализации проекта
8
Ожидаемые результаты
9
Перспективы дальнейшего развития
10
Список использованной литературы
11
1.Паспорт проекта.
Название проекта
«Люби и знай родной наш край»
Тема проекта
«Формированию
эколого
-
краеведческой
культуры детей в природе».
Автор проекта
Ксенофонтова Алевтина Ксенофонтовна
Участники проекта
Дети 2 младшей группы №10 «Смородинки»,
воспитатель, родители.
Место
реализации
проекта
Муниципальное
бюджетное
дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад № 116
«Родничок»
общеразвивающего
вида
с
приоритетным осуществлением деятельности по
физическому развитию детей» города Чебоксары
Проблема, на решение
которой
направлен
проект
Расширение знаний о мире природы в целом и о
мире природы республики Чувашии.
Выявив интерес детей, была сформулирована
значимая для детей проблема, на решение которой
направлен проект: понять, что природу родного
края, в котором они живут, необходимо оберегать
и охранять.
Цель проекта
Формирование у детей дошкольного возраста
осознанно правильного отношения к явлениям,
объектам живой и неживой природы, любви к
природе родного края, которая составляет их
непосредственное окружение в этот период жизни.
Задачи проекта
Образовательная:
-формирование системы элементарных научных
экологических
знаний,
доступных
пониманию
ребенка;
-формирование первоначальных умений и
навыков экологически грамотного и безопасного
для природы и для самого ребенка поведения;
-освоение
элементарных
норм
поведения
по
отношению к природе, формирование навыков
рационального
природопользования
в
повседневной жизни;
-формирование
умения
и
желания
сохранять
природу родного края и при необходимости
оказывать
ей
помощь
(уход
за
живыми
объектами),
а
также
навыков
элементарной
природоохранной
деятельности
в
ближайшем
окружении.
Развивающая:
развитие
познавательного
интереса
к
миру
природы республики Чувашии;
развитие чувства эмпатии к объектам природы
родного края;
Воспитательная:
воспитание гуманного,
эмоционально-положительного,
бережного,
заботливого отношения к миру природы родного
края и окружающему миру в целом.
Сроки
реализации
проекта
1 год. долгосрочный
Ожидаемые
результаты
Сформированное правильное отношение к
явлениям, объектам живой и неживой
природы родного края.
2 .Актуальность.
Экологическое воспитание – новое направление в дошкольной
педагогике,
оно
отличается
от
традиционно
сложившейся
природоохранной деятельности дошкольных учреждений. В практике
работы детских садов это направление может быть реализовано людьми с
достаточным
уровнем
экологической культуры: пониманием
общих
экологических проблем, владением специальной методикой воспитания
детей,
готовностью
участвовать
в
решении
вопросов.
Обострение
экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной
просветительской работы по формированию у населения экологического
сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском
саду – первом звене системы непрерывного образования. Дошкольное
детство
–
начальный
этап
формирования
личности
человека,
его
ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается
позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к
окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания
является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к
природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он
знакомится в дошкольном детстве. В целом положительные тенденции в
настоящее время являются недостаточными для реализации общей
стратегии непрерывного экологического образования, для закладывания
основ экологической культуры, экологического сознания. Такие знания в
процессе общения ребенка с природой родного края обеспечивают ему
понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии
растений, правильную их оценку и адекватное реагирование.
3.Анализ условий.
Внешние ресурсы
Внутренние ресурсы
Программно-
методическое
обеспечение
методические
пособия для
знакомства с
родным краем-
Чувашией,
развивающие
игры, плакаты,
видеофильмы,
игрушки,
дидактические
пособия, игры.
Кадровый
потенциал
Сотрудничество
с
социумом:,
Чувашский
государственный
театр
имени
М.
Сеспеля,
Чувашский
национальный
музей.
- Педагоги МБДОУ
- Специалисты
- Родители.
Материально-
техническое
обеспечение
Пополнение методического
обеспечения воспитательно-
образовательного процесса.
-Приобретение
необходимого
дидактического
материала
- Создание видеотеки
«Животные
и
растения Чувашии».
-
создание
специальных
условий
по
ознакомлению
детей
с
животными
нашего края.
4.
Цели и задачи проекта.
Цель проекта:
Формирование у детей дошкольного возраста осознанно
правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы,
любви к природе родного края, которая составляет их непосредственное
окружение в этот период жизни.
Задачи проекта:
Образовательная:
-формирование системы элементарных научных экологических знаний,
доступных пониманию ребенка;
-формирование первоначальных умений и навыков экологически
грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
-освоение элементарных норм поведения по отношению к природе,
формирование
навыков
рационального
природопользования
в
повседневной жизни;
-формирование умения и желания сохранять природу родного края и при
необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также
навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем
окружении.
Развивающая:
развитие познавательного интереса к миру природы республики Чувашии;
развитие чувства эмпатии к объектам природы родного края;
Воспитательная:
воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного,
заботливого отношения к миру природы родного края и окружающему
миру в целом.
Тип проекта: познавательно - коммуникативный.
Вид проекта: групповой.
Состав участников: дети, родители, педагоги.
5.Участники проекта.
Дети 2 младшей группы, в возрасте 3-4лет, количество – 27
воспитанников.
Воспитатель 2 младшей группы: Ксенофонтова А.К,
Педагог-психолог – Тарасова С.П.
Заведующий
МБДОУ №116
г.Чебоксары -
Семенова
Алена
Валерьевна.
Родители воспитанников.
Старший воспитатель - Щеглова Оксана Евгеньевна.
Сотрудники детской городской библиотеки им. В. Чаплиной.
Театр «Цветик-семицветик».
Кукольный театр.
Чувашский государственный театр имени М.Сеспеля.
Чувашский Национальный музей.
6.Ресурсное обеспечение проекта.
Кадровые:
Педагог-психолог,
старший
воспитатель,
воспитатель
2
младшей группы, узкие специалисты, заведующий ДОУ.
Материально-технические:
Проектор, ноутбук, магнитофон с флеш-памятью, принтер,
проекционный экран.
Информационные:
Презентации по теме, дидактические игры, методические издания,
Интернет-ресурсы,
предметные
и
сюжетные
картинки,
тематическая литература для детей.
I этап: подготовительный
Предварительная работа педагога
Изучение и сравнение программ по экологическому воспитанию: С. Н.
Николаевой «Юный эколог», Н.А. Рыжовой «Наш дом – природа»,
мониторинг уровня знаний детей по экологическому развитию, выявление
запросов
родителей,
анкетирование,
составление
планов
взаимосотрудничества с библиотекой, музеем, определение целей и задач.
II этап: основной
Включение каждого ребёнка в практическую деятельность для достижения
высокого уровня знаний, умений и навыков. Реализация проекта по
формированию экологической культуры «Родной край». Совместные
мероприятия с семьями воспитанников, совместные мероприятия с детьми
разного
возраста,
экскурсии
по
достопримечательностям
станицы
Гиагинской, пополнение развивающей среды, выставки детских работ,
семейных коллекций, коллекций сотрудников.
Работа с детьми по образовательным областям:
1. Образовательная деятельность:
Блок «Познание»
Экология, краеведение:
«По родным просторам»; «Моя Чувашия – Родная земля»; «Моя Родина –
Россия.
Края родные дорогие»; « Республика Чувашия: её обитатели,
растительность»; «Знакомство с жизнью насекомых»; «Люби и оберегай
Большую и Малую Родину»; «Путешествие на лесную полянку»;
«Обитатели леса родного края»; «Что такое природа?»; «Знакомство с
обитателями рек родного края»; «Береги родную природу»; «Щедрые дары
природы»; «Как помочь животным родного края»;
«Лесные жители
родного края»; «Как помочь родной земле?»; «Растительный мир родного
края»;
«Ручейки
и
озёра»;
«Как
сохранить
природу
республики
Чувашия?».
Блок «Коммуникация»
Развитие речи:
«Медведица с медвежатами»; «Чтение стихов об осени» русских и
чувашских поэтов; Рассказывание по картине «Зайчиха с зайчатами»;;
Составление рассказов, опираясь на предметные картинки; «Чтение
стихотворений чувашских поэтов».
Блок «Художественное творчество»
Рисование:
«Лесные жители родного края»; «Листопад»; «Берегите птиц»; «Цветочки
на полянке»; «Утки на пруду»; «Обитатели водоёмов»; «Обитатели леса»;
Лепка:
«Корзинка с грибами»; «Лесные фантазии»; «Лисичка – сестричка»;
«Деревов снегу»; «Вот ёжик – ни головы, ни ножек»; «Птичка»; «Дары
осени»; «Прилетайте в гости»; «Расцвели подснежники в лесу»; «Такие
разные насекомые»;
Аппликация:
«Кто спрятался в траве?»; «Зайка серенький сидит»; «Грибы для белочки»;
«Мишка
косолапый»;
«Удивительное
рядом
–
мир
природы»;
«Лекарственные растения республики Чувашия»; «Зайчонок»; «Утки на
пруду»; «Красивый ёж»;
Конструирование:
«Цветочная клумба»; «Домик для животных»; «Грибная полянка»;
«Лесной
детский
сад»;
«Первоцветы»;
«Зоопарк»;
«Кораблик
для
насекомых».
2. Знакомство со свойствами огня и воды, песка, камней и воздуха
другими объектами природы родного края в ходе наблюдений, опытов,
исследований.
Опыт: «Что быстрее загорится»;
Эксперимент: «Как потушить огонь»;
Наблюдение: «Птицы в природе родного края»,
«Повадки животных
родного края», «Сезонные изменения в природе родного края»
Цикл образовательной деятельности - экспериментов: «В гостях у
профессора Любознайки»
3. Экологические игры.
«Что было бы, если из леса родного края исчезли…»; «Где что зреет?»;
«Земля, вода, огонь, воздух»; «Игра в слова»; «Где снежинки?»
4. Разучивание стихов.
И. Мазин «Давайте люди дружить друг с другом…»
Б. Заходер «Все-все»
А. Яшин «Покормите птиц зимой…»
К. Забойский «Всем известно, что жуки…»; «Сидит на ромашке смешная
букашка»
В. Берестов «Дерева, трава, цветок и птица…»; «Октябрь»
С. Ахматова «Хочу, чтоб в мире было много света…»
И. Черницкая «Пришла зима»
А. Фет «Чудная картина»; «Осенью»; «Как здесь свежо под липою
густою»; «Еще, еще! Ах, сердце слышит…»
М. Лермонтов «Осень»
С. Маршак «Круглый год. Июнь»
Я. Аким «Дождь»
Х. Андрухаев «Луна и солнце»«Лось», «Барсук», «Волок», «Дятел»,
«Пёсик», «Кузнечик», «Черепаха»; «Стук весны», «Кукушка», «Слепой
дождик», «Наш огород», «Хлебное зерно», «Зимой», «Саженец», «Зайка»;
Н. Буек «Как красива наша земля», «Зима», «Осень».
5.Оформление
альбомов:
“
Достопримечательности
моей
станицы”,
“Красная книга республики Чувашия”, «Хлеб – всему голова!», «Птицы
родного края»
6.Оформление дидактических игр по краеведению:
“
Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Бабушкин сундучок»,
«Мой край родной», «Я - фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом
родной».
7. Взаимодействие с родителями в ходе реализации проекта:
Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры
является не только работа с детьми, но и с их семьями. Экологическое
образование
дошкольников
можно
рассматривать
как
процесс
непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование
экологической культуры всех членов семьи. Экологическое образование
(просвещение) родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из
наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения.
Формы работы с родителями:
В совместной работе с родителями широко используются: консультации
для родителей, родительские собрания, беседы, тематические выставки,
смотры-конкурсы, анкетирование, развлечения, праздники, конкурсы.
1. Консультации:
«Земля – наш общий дом».
«Природа республики Чувашия»
«Детское экспериментирование в природе».
«Интересное рядом с нами».
«Выходные с родителями на природе».
«Экспериментируем вместе с детьми»
2. Привлечение родителей к оформлению уголка и календаря природы
3. Оказание помощи в пополнении уголка экспериментирования
4. Помощь в подборе литературы.
5. Анкетирование
6. Беседы об экологии и безопасности отдыха на природе
Акции «Покормим птиц», «Украсим аллею детского сада цветами» оказали
большое влияние на формирование бережного отношения к природе и ко
всему живому, развитие желания сохранять и приумножать богатства
родного края, сплочение детского коллектива, а также укрепление детско-
родительских отношений.
III этап: итоговый
Цель: оценка эффективности проведенной работы.
Проведение диагностики.
Подготовка аналитического материала по итогам реализации проекта..
Участие в педагогическом совете с презентацией проекта.
Фотовыставка ««Мой край родной»».
Проведение недели «Любимый чувашский край».
.
Экскурсия в парк Николаева ,зооуголок «Ковчег».
Экскурсия в Чувашский Национальный музей
Итоговое мероприятие «Путешествие по республике Чувашия».
Выступление
на
итоговом
педагогическом
собрании
с
показом
презентации по теме проекта.
У детей наблюдается:
- рост познавательной активности;
- повышение качества усвоения знаний о родном крае;
- повышения уровня социализации, дети являются активными участника-
ми всех мероприятий проводимых в детском саду.
Вывод:
Данный проект можно реализовать в условиях большинства
дошкольных учреждений. Проект не требует значительных материальных
затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников.
9.Ожидаемые результаты.
- рост познавательной активности;
- повышение качества усвоения знаний о родном крае;
- повышения уровня социализации, дети являются активными
участниками всех мероприятий проводимых в детском саду.
10.Перспективы дальнейшего развития.
Деятельность, осуществляемая по проекту, после его завершения
будет продолжаться. В процессе реализации проекта будет накоплен
определенный опыт; расширены и закреплены представления о
родном крае, способствующие развитию у детей познавательной
активности.
ЛИТЕРАТУРА
1.Кондратьева Н.Н. Программа «Мы» экологического образования детей.
СПб., 2000.
2.Марковская М. М. Уголок природы в детском саду. М., 1984.
3.Масленникова О.А., Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском
саду.Волгоград. Из-во: Учитель, 2009г.
4.Наш дом – природа.//Дошкольное воспитание. – 1994. – №7.
5Николаев С.Н., Ознакомление дошкольников с неживой природой.
М.:Педагогическое общество России, 2003.
6.Николаева С. Н. Программа экологического воспитания дошкольников.
М., 1995.
7.Рыжова Н.А., Наш дом природа. М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2005.