Напоминание

"Методы и приемы проведения родительских собраний"


Автор: Анастасова Валентина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Теремок"
Населённый пункт: ЯНАО г.Ноябоьск, мкр.Вынгапуровский
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: "Методы и приемы проведения родительских собраний"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация

для

педагогов

«

Методы

и

приемы

проведения

родительских

собраний

»

Подготовила

Воспитатель МБДОУ «Теремок»

Анастасова В.В.

г.Ноябрьск

Одной из основных форм работы по педагогическому просвещению семьи

является родительское собрание.

Это

одна

из

наиболее

распространенных и

традиционных

форм

работы

с

родителями

во

многих

детских

садах.

Их

целью

является

повышение

уровня

воспитательных умений, педагогической культуры родителей.

Основная

задача

родительских

собраний

в

детском

саду

это

обогащение

родителей педагогическими знаниями и опытом. Воспитатели и специалисты детского

сада должны помочь родителям научиться понимать потребности ребенка. Продуманная

и хорошо организованная работа с родителями будет способствовать более успешному

достижению результатов учебно-воспитательной работы в детском саду.

Как же нам педагогам готовиться

к проведению родительских собраний?

Подготовка родительского собрания

Для активизации родителей и для обеспечения их явки на собрание желательно

изготовить приглашение каждой семье в виде аппликаций, конструкций с учётом темы

собрания.

В соответствии с темой собрания изготовить оригинальные памятки с советами.

Подготовить для родителей ручки и листы бумаги, а также карандаши, работы

детей по лепке, рисованию, аппликации.

Продумать, кто и как обеспечить присмотр за детьми во время собрания.

Этапы проведения родительского собрания.

Водная часть

Основная часть

«Разное»

Время проведения собрания – 1 час. (40 мин.)

Формы родительского собрания.

Форма проведения родительского собрания в детском саду выбирается в зависимости

от

цели

и

задач

встречи,

профессионализма

воспитателя

и

особенностей

его

взаимодействия с родителями:

1.

Традиционные формы родительских собраний :

- коллективные

- индивидуальные

- наглядно-информационные

2.

Нетрадиционные формы родительских собраний:

- «Педагогическая лаборатория»

- «Читательская конференция»

- «Аукцион»

- «Лекция – семинар»

- «Душевный разговор»

- «Мастер – класс»

- «Педагогический консилиум»

- «Педагогический капустник»

Целесообразно

сочетать

разные

формы

работы,

например,

после

проведения

развлекательных мероприятий с родителями можно организовать беседы и собрания.

На общих родительских собраниях обсуждаются проблемы детей.

Целесообразно

провести

экскурсию

по

ДОУ,

познакомить

родителей

со

специалистами, с объяснением профиля и задач учреждения; можно издать буклет,

рекламу, рассказывающие конкретно об учреждении.

Наглядно-информационные методы

- Записи на магнитофон бесед с детьми

-Видеофрагменты организации различных видов деятельности

- Режимных моментов

- Занятий

- Фотографии по тематикам

- Выставки детских работ

- Стенды

- Ширмы

- Папки-передвижки

Вводная часть собрания

Вводная

часть

призвана

организовать

родителей,

создать

атмосферу

доброжелательности и доверия, сконцентрировать их внимание, замотивировать на

совместное решение проблем.

Это можно сделать путём сообщения темы, формы собрания или с помощью

коротких игр и занятий.

Можно создать определённый музыкальный фон: звуки гитары, фортепиано,

магнитофонной записи, которые будут сопровождать слова ведущего.

Приемы начала родительского собрания

Первый вариант

Каждый участник родительского собрания говорит своему соседу, называя его по

имени:

«Здравствуйте,

я

рад

Вас

видеть!»

-

и

обязательно

добавляет

что-нибудь

приятное для человека.

Второй вариант

Каждый говорит по очереди всем приветствие, причем не повторяясь. Можно на

различных языках.

Третий вариант

Родителям предлагается разделиться на малые группы (по цвету одежды, по знаку

зодиака, по первой букве имени и т. д.) и придумать соответствующее приветствие

всем участникам.

Основная часть собрания

Основная часть собрания может быть разделена на два-три этапа выступления

воспитателя

группы,

или

других

специалистов

ДОУ,

освещающих

теоретические

аспекты рассматриваемой проблемы.

Беседу лучше вести при мягком освещении.

Переходы от одной ситуации к другой можно разделять короткой музыкальной

паузой.

По возможности разбираемые ситуации по возможности лучше инсценировать.

Для

иллюстраций

своих

идей

и

соображений

можно

использовать

магнитофонные

и

видеозаписи,

фотографии

и

интервью

детей

группы,

схемы

и

графики,

наглядно

представленные

тезисы

и

выступления.

Всё

это

будет

способствовать лучшему восприятию темы собрания

Разное

«Разное»

-

обсуждаются

вопросы

содержания

ребёнка

в

детском

саду,

проведения досуга, организации совместных мероприятий семьи и ДОУ.

Рекомендуются

заранее

продумать

несколько

вариантов

решения

проблемы,

которые будут предложены родителям для обсуждения , договориться с теми из них,

кто сможет помочь, взять на себя ответственность и т.д.

Часть вопросов заранее нужно решить с родительским комитетом.

Приемы завершения родительского собрания

Анкетирование родителей проводится на завершающем этапе собрания, чтобы дать

участникам

возможность

оценить

свои

знания

по

рассматриваемой

на

встрече

проблеме, оценить в целом результаты родительского собрания.

Блиц-интервью

центрального

агентства

печати

и

новостей.

Каждый

участник

делает

короткое

сообщение

о

родительском

собрании

в

двух-трех

предложениях.

Можно записать эти сообщения на диктофон или видеокамеру, а потом всем вместе

прослушать или просмотреть. Могут возникнуть уточнения, дополнения.

Выставки.

На

стенде

выставляются

работы,

сделанные

родителями

во

время

собрания.

Рационализаторские

предложения

по

совершенствованию

своей

работы

вносят сами родители. Они же оценивают результаты своей деятельности. Педагог

выделяет положительное в каждой работе и предлагает сравнить работы детей с

работами взрослых, выделить трудности в выполнении заданий.

Синтез информации в кратких выражениях. Участникам родительского собрания

предлагается

назвать

все

происходящее

на

собрании,

одним

словом.

Все

слова

записываются. Затем предлагается составить название из двух слов, потом - используя

целое предложение, которое раскрывает суть темы. Затем ответить на вопрос: «За что я

благодарен себе сегодня?»

Оценка по карточкам. Стенд или доска делятся на три части. В первой части будет

отмечаться все то, что участники увидели положительного на родительском собрании.

Во второй части должно быть указано, что не удовлетворило их ожидания. В третьей

части

будут

располагаться

предложения

по

дальнейшему

совершенствованию

родительских собраний. Каждый участник получает три карточки, соответствующие

трем

разделам

стенда,

и

заполняет

их

крупными

буквами.

Карточки-оценки

помещаются на стенде. Полученные ответы, при желании, можно обсудить со всей

группой.

Прощание.

Все

участники

родительского

собрания

в

неформальной

обстановке

прощаются

друг

с

другом

и

с

педагогом,

высказывают

свое

мнение

о

работе

родительского собрания, свои пожелания.

Советы и рекомендации по проведению родительских собраний в детском саду

1. Предупредить родителей о проведении родительского собрания в детском саду и о

теме, которая будет обсуждаться.

2. К родительскому собранию необходимо заранее хорошо подготовиться.

3. Необходимо согласовать с другими специалистами детского сада тему родительского

собрания, их роль на этом собрании и дать время на подготовку.

4. Начинать родительское собрание всегда надо с информации об успехах детей,

рассказать, что они научились делать.

Протокол родительского собрания в детском саду

1. Полное название детского сада

2. Дата проведения родительского собрания в ДОУ,

№ протокола.

3. Список присутствующих: педагогов, воспитателей, представителей администрации

и родителей.

4. Повестка дня, то есть тема вашего собрания , что на нём обсуждается.

5. Список докладчиков ( воспитателей, медицинских работников и т.д.)

6. Принятия решения.

7. Подпись секретаря родительского собрания (воспитателя, или одного из родителей

дошкольников)

Памятки

Десять секретов успешного проведения родительского собрания

1. Выберите самый благоприятный день и час для проведения родительского собрания,

постарайтесь, чтобы на это время не было запланировано никаких других важных дел,

интересных телепередач и т.п.

2. Определите одну наиболее важную проблему и на основе ее обсуждения постройте

разговор с родителями.

3. Расставьте столы и стулья по кругу, чтобы все участники родительского собрания

хорошо видели и слышали друг друга.

4. Подготовьте визитки с именами родителей, особенно в том случае, если они еще

недостаточно хорошо знают друг друга.

5. Берегите время родителей. С этой целью установите регламент собрания и строго

следите за его соблюдением.

6. Используйте игровые элементы, групповые формы и способы организации

взаимодействия и общения.

7. Организуйте разговор за чашкой чая, что помогает сделать общение более

непринужденным и откровенным.

8. Опирайтесь на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитарных

родителей, на мнение членов родительского комитета.

9. Стремитесь к тому, чтобы на собрании было принято конкретное решение.

10. Придумайте вместе с родителями свои правила для одежду обязательно; не

молчать; отвергая предложение (мнение), вносить встречное; называть друг друга по

имени и отчеству).

Поведение педагога ДОУ на родительском собрании

1. Снимите собственное напряжение и тревогу перед встречей с родителями.

2. Дайте родителям почувствовать ваше уважение и внимание к ним.

3. Убедите родителей в том, что у детского сада и семьи одни проблемы, одни задачи,

одни дети.

4. Постарайтесь понять родителей, правильно определите наиболее волнующие их

проблемы.

5. Словом и делом помогите родителям находить оптимальные пути и способы

решения проблемных ситуаций, формируйте у них уверенность в

том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на Вашу поддержку и

помощь других педагогов детского сада.

Десять правил проведения родительских собраний.

1. Собрание должно запомниться.

2. Собрание должно заставить задуматься.

3. Собрание должно настроить родителей на позитивный, конструктивный лад.

4. Информационный блок должен быть хорошо подготовлен.

5. В присутствии других родителей следует хвалить детей, отмечая их достижения,

высказывать критику в адрес ребенка следует только в разговоре наедине с родителем.

6. На каждого родителя должно хватить времени.

7. Собрание – не лекция и не урок, привлекайте родителей к диалогу.

8. Уважайте свое время и время родителей - собрание не должно длиться более 1ч 20

мин:

20 мин.- донести новую информацию,

15-20 мин – выслушать вопросы и ответить на них,

20 мин – индивидуальные вопросы. Индивидуальные беседы с родителями могут

занять несколько больше времени. Если родителям понадобится время на

организационные вопросы, учтите это и предоставьте возможность для их обсуждения.

9. Каждое собрание должно содержать краткий отчет о самых интересных делах

группы, достижениях детей. Анонсируйте будущие мероприятия, приглашайте

родителей к сотрудничеству.

10. Будьте изобретательны - проводите каждое собрание по-новому.

Чего не стоит делать на собрании?

- Осуждать отсутствующих родителей за их неявку на собрание.

- Сравнивать успехи отдельных детей с упоминанием их фамилий.

- Давать негативную оценку всей группе.

- Использовать для общения с родителями назидательный тон.

Как сделать собрание запоминающимся?

Для этого надо:

- приводить интересные факты. Например: «Леонардо да Винчи, Мирей Матье –это

далеко не полный перечень знаменитых левшей, возможно, ваш ребенок пополнит их

ряды»;

- спрашивать мнение родителей по тому или иному вопросу;

- рекомендовать упражнения, книги, пособия;

- менять формы собраний.

Как настроить родителей на позитивный, конструктивный лад?

Это значит:

-

Сообщать

положительную

информацию

о

группе

в

целом,

хвалить

детей

за

достижения, поведение, поступки;

- Приглашать на ближайшие мероприятия и просить помощи и участия;

- Всегда поощрять наиболее активных родителей.

- Чаще смотреть на аудиторию, обращаться к родителям жестом, взглядом.



В раздел образования




Яндекс.Метрика