Автор: Владимирова Ирина Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГКОУ РС(Я) "РС(К) ШИ для обучающихся с ТНР"
Населённый пункт: г. Якутск, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: Технологическая карта урока 3 класс
Тема: «Умножение и деление на 0»
Раздел: начальное образование
Технологическая карта открытого урока по математике в 3 «в» классе.
Тема урока: «Умножение и деление на 0»
Учитель: Владимирова И.И.
Дата: 01 декабря 2017г.
Время: 2 урок.
Цели: Познакомить с правилом умножения чисел на 0; Закрепить знание таблицы умножения, умение решать задачи
изученных видов; Учить рассуждать и делать выводы.
Задачи: Способствовать развитию умений применять правило умножения числа на 0; Выполнять устные вычисления;
решать задачи изученных видов; Способствовать развитию логического мышления.
Личностные УУД: Устанавливать связь между целью учебной деятельности, её мотивом и результатом.
Познавательные УУД: Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.
Коммуникативные УУД: Слушать и понимать речь других; Умение с достаточной полнотой и точностью выражать
свои мысли.
Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности на уроке; Высказывать своё предположение на
основе учебного материала.
Ход урока: 1.Орг. момент.
Перемена пролетела,
Дверь певуче заскрипела.
Мы вошли тихонько в класс,
И начнём урок сейчас.
2.Устный счёт: Счёт от 1 до 30 (вместо чисел, которые делятся на 3, хлопок); Счёт от 1 до 40 (вместо чисел, которые
делятся на 4, хлопок).
3.Игра «Называй не зевай!».
Расставь буквы в порядке возрастания соответствующих ответов и расшифруй предложение.
20-18= (х);17-11= (н); 6+3= (а); 15-5=(н); 20-7= (у); 20-5=(л); 40-20= (ь);
Ответ: Умножение на нуль.
4.Тема нашего урока: «Умножение и деление на 0».
Люди говорят:
«Не шутите с огнём!». А мы говорим: «Не шутите с 0». У нуля про запас, сотни каверз и проказ. Нужен глаз за ним, да
глаз!.
На доске написаны несколько примеров на умножение:
18х2 20х4 13х3 5х0
Попробуйте заменить в данных примерах умножение на сложение.
Какой пример вызвал у вас затруднение? (последний) Почему? Все примеры, кроме последнего можем решить заменяя
сложением. Последний нет, так как в сумме не может быть 0 слагаемых.
5.Работа по учебнику: Прочитать правило на стр.83 и запомнить.
- Что получается при умножении на 0? Ответ: Получается 0.
- О чём вы узнали, прочитав правило? Ответ: Делить на 0 нельзя.
Физминутка: Ветер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо,
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо всё выше, выше, выше.
Решение примеров устно. Дети решение проговаривают вслух.
Работа в тетрадях парами: Решение примеров с карточки. Взаимопроверка.
Решение задачи №4. Чтение детьми условие задачи.
- О чём говорится в задаче? Ответ: Об оркестре- мальчики, девочки.
Составление краткой записи задачи:
Д-7
М-? В 4 раза больше, чем девочек.
Сколько всего детей? На сколько мальчиков больше, чем девочек?
Решение: 7х4=28 (мальчиков)
28+7=35 (детей)
28-7=21 (мальчиков больше, чем девочек)
Ответ: на 21 мальчиков больше, чем девочек.
6.Домашнее задание: стр.83 № 5. Повторить правило.
7.Рефлексия:
-Сегодня на уроке что узнали нового?
-Что получается при умножении числа на 0?
-Какое правило нужно запомнить? Делить на 0 нельзя.
Технологическая карта урока математики по теме: «Повторение вычитания чисел с переходом через десяток»
Предмет: Математика
Класс: 1
Образовательная программа: УМК России
Автор учебника: М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова
Тема: Вычитание чисел с переходом через десяток.
Тип урока: открытие новых знаний
Дидактическая цель: создать условия для открытия детьми новых знаний по теме «Вычитание с переходом через
десяток»
Задачи урока:
1.
Предметные: создать проблемную ситуацию, выводящую учащихся на открытие алгоритма вычитания чисел с
переходом через десяток; совершенствовать навыки счёта.
2.
Метапредметные: продолжить формирование положительных мотивов учебной деятельности, учить принимать и
сохранять учебную задачу, осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, делать выводы;.
3.
Воспитательные: формировать умение работать в паре, группе, слушать и понимать речь других, готовность
прийти на помощь.
Методы обучения: словесный, проблемный
Формы организации познавательной деятельности: групповая, в парах, индивидуальная, фронтальная
Оборудование для учителя:
Оборудование для учащихся: учебники, счётный материал.
Формируемые УУД:
Познавательные УУД
-умение ориентироваться в системе знаний;
-поиск и выделение информации;
-проводить сравнение, устанавливать аналогии;
-умение делать простые выводы в результате работы;
- построение логической цепи рассуждений;
Коммуникативные УУД
-владение монологической и диалогической речью;
-формируем умение реализовывать высказывание на заданную тему;
- умение слушать и понимать других;
- умение отвечать на вопросы, отстаивать свою точку зрения
Регулятивные УУД
--формируем умение учиться высказывать своё предположение;
--формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
-формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию;
-формируем умение оценить свою работу и работу товарища
Личностные УУД
-формируем умение оценивать свои поступки и действия;
- формирование умения самоопределяться
Технологическая карта урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формирование УУД
1.Самоопределение
к деятельности.
Организационный
момент
1. Организует
актуализацию
требований
к
ученику
со
стороны
учебной
деятельности.
Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Наши ушки – на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
2.Создаёт условия
для
возникновения
у
учеников
внутренней
потребности
включения
в
учебную
Проговаривают
стихотворение
–
правила
поведения
на
уроке,
объяснять, для чего нужно выполнять
эти правила.
Высказывают пожелания.
К. - умение слушать и
понимать других;
Л.- самоопределение
деятельность.
Что бы вы хотели пожелать
друг другу на уроке?
2.Актуализация
знаний и фиксация
затруднений в
деятельности.
3 Выявляет уровень знаний,
определяет типичные
недостатки.
Устный счёт:
-Найти разность чисел 8 и 5
-Уменьшаемое 10 вычитаемое 9
-На сколько 7 больше 5
-Из 6 вычесть 2
-Вычитаемое 4 уменьшаемое 9
- Оле 10 лет, Саша на 3 года
моложе. Сколько лет Саше?
На сколько отрезок 8см,
длиннее отрезка 2 см?
Сколько нужно отнять от 10,
чтобы получилось 6?
1 слагаемое 2, сумма 10. Чему
равно 2-е слагаемое?
На доске запись:18-5; 13-4;
19-6; 12-5; 14-3;
- Прочитайте записи. Что вы
можете о них сказать?
Вычислите значения разностей,
которые можете найти.
Значения каких разностей не
Выполняют задания, тренирующие
отдельные способности к учебной
деятельности.
Фронтальная работа (ответы
показывают цифрами)
-Вычитание.
- Это разности.
- Все эти записи – выражения.
- Здесь есть такие разности, значения
которых мы можем найти, и есть
такие, значение которых найти не
можем.
Выполняют.
- 14-3, 12-5, потому что в
уменьшаемых единиц меньше, чем в
вычитаемых.
П: анализ объектов с
целью выделения
признаков, умение
отличать новое от уже
известного с помощью
учителя;
Р: принимать и сохранять
учебную задачу,
К: допускать
возможность
существования у людей
различных точек зрения,
в том числе не
совпадающих с его
собственной, и
ориентироваться на
позицию партнера в
общении и
взаимодействии;
учитывать разные мнения
и интересы и
обосновывать
собственную позицию
смогли вычислить?
3.Постановка
учебной задачи.
4 Организует выявление места
затруднения. Организует
фиксирование во внешней речи
причины затруднения.
Так что мы должны
повторять сегодня на уроке?
Да, тема нашего урока
«Повторение вычитания с
переходом через десяток»
Под руководством учителя выявляют
место затруднения.
Ставят цели, формулируют тему
урока.
Мы должны закрепить решение
примеров, в которых в
уменьшаемом единиц меньше, чем в
вычитаемом.
Р: целеполагание
П: умение
ориентироваться в своей
системе знаний: отличать
новое от уже известного с
помощью учителя;
К: умение оформлять
свои мысли в устной
форме
4.Построение
проекта выхода из
затруднения
5 Организует устранение и
фиксирование преодоления
затруднения.
-Действительно, в разности 13-
4 мы не можем от 3 отнять 4
-Давайте попробуем найти пути
решения этого примера
-Предлагаю вам в паре
подумать, как можно найти
значение выражения 13 – 4. Вы
можете воспользоваться
счётными палочками.
-Вспомните правила работы в
паре.
Будьте взаимно вежливы при
ведении диалога с соседом.
Помните, время у вас
ограничено.
Моделируют с помощью счетных
палочек арифметическое
действие и ход его
выполнения.
- Сначала надо вычесть 1 из 11, а
потом ещё 2: ведь 3 – это 1 и 2.
- Можно пользоваться таблицей
сложения: ведь мы знаем, что если из
суммы вычесть слагаемое, то
получится другое слагаемое.
Ф/минутка:
Птички полетели,
Крыльями махали,
На деревья сели,
Вместе отдыхали.
П:построение логической
цепи рассуждений,
доказательство,
выдвижение гипотез и их
обоснование;
К: умение оформлять
свои мысли в устной
форме, слушать и
понимать речь других
Р: умение работать по
коллективно
составленному плану
По сигналу работа
заканчивается.
- Какие пути решения вы
нашли?
1способ:
1.Сначала
вычитаем
столько, чтобы получилось 10.
2.Вспоминаем состав числа 4
(вычитаемого), заменим его
суммой
удобных
слагаемых
(3+1).
2 способ: вспомнить состав
числа
11. 13 - это 4 и 9, значит, 13-4=9
- Какое затруднение возникло
при
выполнении задания?
- При решении этого примера
нужно хорошо знать состав
чисел
от 2 до 18.
-Какой способ вам больше
понравился?
Так сколько приемов
вычитания вы предложили? А
сейчас наша задача составить
алгоритм к каждому приему
вычитания с переходом через
десяток.
Алгоритм вычитания (1 способ)
1 Читаю пример…
2 Число единиц уменьшаемого
– …
Поэтому вычитаемое…
разбиваем на части… и … .
3 Вычитаем из … сначала …
единиц, получаем 10, а потом
из 10 вычитаем оставшиеся …
единиц. Получаем…
4 Ответ: …
Алгоритм вычитания (2 способ)
5. Закрепление
Самостоятельная
работа в парах:
1).14-6=8 2).14-6=8
14-4-2 6+8- 6=8
-Какой вывод можно сделать?
-Найдите в паре значения
выражений 13-5, 18-9, 14-7, 11-
4, 15-8, 17-9 тем способом,
который больше понравился.
Под руководством учителя учащиеся
выполняют задания с
проговариванием алгоритма вслух.
-Находить значения этих выражений
можно двумя разными способами:
пользоваться таблицей сложения
(составом числа уменьшаемого) или
заменить вычитаемое суммой
удобных слагаемых
Р: умение
контролировать,
оценивать
правильность
выполнения
действия,
корректировать
П: -умение
ориентироваться в
системе знаний;
проводить сравнение,
устанавливать аналогии;
умение делать простые
выводы в результате
работы; построение
логической цепи
рассуждений;
К: умение слушать и
понимать других;
умение отвечать на
вопросы, отстаивать свою
точку зрения
6. Решение задачи
8 Организует деятельность по
применению полученных знаний
Раздача условий задачи:
Чтение условия задачи.
-О чём говорится в задаче? (о
мячах).
-Сколько мячей было в
корзине?
-Сколько мячей взяли?
- Какой главный вопрос
задачи?
-Какие слова возьмём в краткой
записи?
Выполняют задание
самостоятельно в тетради.
Выполняют самопроверку по эталону.
Называют с помощью учителя место
своего затруднения, причину,
исправляют ошибки.
Работа в парах. Взаимопроверка.
Р: контроль, коррекция,
выделение и осознание
того, что уже усвоено и
что ещё подлежит
усвоению, осознание
качества и уровня
усвоения
Л. самоопределение
7.Рефлексия
деятельности.
- Чему мы сегодня научились
на уроке?
- Какими знаниями,
полученными на уроке, вы
хотели бы поделиться?
Закончите фразу:
Мне на уроке
понравилось ........ Мне
показалось трудным...........
Анализируют свою деятельность
К: умение с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли
П: рефлексия
Л: - внутренняя позиция
школьника на уровне
положительного
отношения к школе,
Я бы хотел ещѐ..................
Главным своим результатом я
считаю.........