Напоминание

Морские обитатели


Автор: Великанова Снежана Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №190"
Населённый пункт: Г .Барнаул
Наименование материала: Проект
Тема: Морские обитатели
Раздел: дошкольное образование





Назад




Творческий проект:

«Морские обитатели» для старшей

группы.

Тип проекта: познавательно – творческий

Продолжительность проекта: среднесрочный

Предмет исследования: море и его обитатели

По количеству участников: групповой

Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы, родители, педагог по

доп. образованию.

Актуальность проекта: на сегодняшний день вопросы охраны окружающей

среды стоят очень остро. Одной из причин этого является отсутствие у людей

экологической грамотности и культуры.

Основы экологической культуры закладываются ещё в дошкольном

возрасте. Наша страна со всех сторон омывается морями. И что бы сохранить их

красоту и богатства, необходимо воспитывать у детей бережное и осознанное

поведение по отношению к родной природе. Но, к сожалению, из бесед с детьми

следует что, они очень мало знают о флоре и фауне морей, о работе морского

флота.

С целью осознания уникальности данных природных объектов и воспитания

экологически грамотного поведения и был разработан данный проект.

Цель проекта: создание условий для воспитания экологической культуры и

развития познавательных и творческих способностей детей в процессе

реализации творческого проекта «Мир моря».

Задачи проекта:

Сформировать у детей представления о морских обитателях;

Дать знания о труде моряков на корабле, слаженности в их работе;

Совершенствовать навыки речевого общения;

Развивать творчество, воображение, фантазию;

Формировать желание пользоваться специальной терминологией;

Формировать навыки поисковой деятельности;

Развивать коммуникативные навыки, самостоятельность, инициативу;

Воспитывать бережное отношение к природе.

Ожидаемые результаты:

овладение понятиями «морские обитатели», «млекопитающие», «моллюски»,

«кораллы», «водоросли»;

имеют простейшие представления о некоторых особенностях строения тела в

связи с их жизнью в воде, способах их передвижения (плавает, ползает),

способах маскировки, об уникальности каждого вида;

знают о взаимосвязи с другими обитателями;

имеют представление о взаимосвязи деятельности человека и окружающей

среды;

сформированы первоначальные навыки экологически грамотного поведения в

природе;

Формы и методы работы: наблюдения, эксперименты, игры, отгадывание

загадок, чтение художественной литературы, заучивание стихов, пословиц и

поговорок, рисование, аппликация, оригами, лепка.

Работа с родителями:

рекомендации родителям по отдыху с детьми на море.

совместное творчество по составлению литературных произведений.

Продукт проектной деятельности:

Оформление мини выставки в группе «Дары моря»

макет «Подводный мир»

рисунки «Золотые рыбки», «Мир моря».

оригами « Золотые рыбки»

Этапы реализации проекта.

I. Организационный:

Изготовление картотеки игр и наблюдений с детьми;

Сбор и анализ литературы;

Подбор материала для познавательной и творческой деятельности с детьми;

Беседы «Море в опасности», «Морские обитатели», «Рыбы – кто они?»,

«Морские растения», «Все о ракушках», «Кем быть?».

Наблюдения «Аквариумные рыбки», «Черепаха»

Разработка плана реализации проекта

II. Практический:

Познавательные занятия

1. «Моря бывают разные»

Цель: дать детям представление о том, что на земле существует много морей.

Каждое море имеет своё название и характерные особенности (тёплое, холодное

море). Продолжать знакомить детей с глобусом. Развивать любознательность,

речь, память.

2. «Путешествие по глубинам морского царя».

Цель: расширять представления детей о море, его обитателях, их строении и

способах защиты от врагов; поощрять стремление задавать познавательные

вопросы; воспитывать любовь к природе, бережное отношение.

3. «Чайка»

Цель: уточнить и расширить знания детей о чайке (внешний вид, сфера

обитания, питание, повадки, образ жизни); закрепить умение работать

ножницами; развивать мышление, наблюдательность, мелкую моторику;

воспитывать экологическое мировоззрение, интерес к природе родного края.

Экспериментирование:

«Окрашивание морской воды».

Материалы и оборудование: 2 стакана, соль, краситель.

Ход эксперимента:

1. В один стакан налить водопроводную воду и добавить 5 чайных ложек соли.

2. Во второй стакан налить водопроводной воды и добавить пищевой краситель.

3. В стакан с соленой водой аккуратно влить пару чайных ложек воды с

красителем.

Вывод: Окрашенная вода останется на поверхности, так как соленая вода более

плотная и тяжелая, поэтому она находится внизу стакана. А водопроводная вода

более легкая – поэтому она на поверхности.

«Научи яйцо плавать»

Цель: при помощи опыта показать детям свойства воды.

Задачи:

1. Приготовить насыщенный солевой раствор.

2. Проследить, как ведет себя яйцо в воде и солевом растворе.

3. Сделать выводы о свойстве морской воды.

Материалы и оборудование: сырое яйцо, стакан с водой, несколько столовых

ложек соли.

Вывод: Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в

ней утонуть.

«Загадочные кристаллы»

Цель: экспериментальным путем показать, как происходит кристаллизация

соли.

Задачи:

1.Приготовить солевой раствор.

2.Проследить за кристаллизацией соли.

3.Сделать выводы о том, как происходит кристаллизация соли в природе.

Материалы и оборудование: стеклянный стакан, соль, чайная ложка, карандаш,

краситель, камушек, нитки.

Ход эксперимента:

1.В стакан налить теплой воды и добавить пакетик соли.

2.Размешать воду до полного растворения соли.

3. Добавить краситель

4.Взять камушек, привязанный к карандашу и опустить в раствор.

5.Стакан поставить на солнечное окно.

Вывод: кристаллизация происходит в насыщенном растворе при постепенном

испарении жидкости. Весь процесс происходит за 2-3 недели.

Чтение художественной литературы:

Цель: познакомить детей с изображением морских обитателей в

литературных произведениях.

Г. Косова «Азбука подводного мира»,

С. Сахарнов «Кто в море живёт?»,

А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»,

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»

Г.Х.Андерсен «Русалочка»

П. П. Ершов «Конек – Горбунок»

Чтение и заучивание стихотворений о море и морских обитателях

Цель: обобщать и систематизировать знания детей о море и морских

обитателях; учить стихотворение наизусть; развивать внимание, память.

Морской конёк

В море, в зарослях игривых,

Вьется пламя огонька –

Раздувают воды гриву

Норовистого конька.

Видит он любую норку,

За добычей смотрит зорко,

Не зевай, глупыш-рачок:

От врага – один скачок. Г.Р. Лагздынь

Заучивание пословиц и поговорок о море:

Цель: учить детей запоминать пословицы и поговорки, учить понимать смысл

пословиц и поговорок, помочь в придумывании своих. Развивать связную речь,

умение грамотно составлять предложения.

- В море раз побудешь, век не забудешь.

- В море дорог много.

- Море шутить не любит.

- Море кого любит, а кого губит.

- Море любит смелых да умелых.

- Перед морем все равны.

- Учись, матрос,— капитаном будешь.

Рассматривание картин, фотографий и иллюстраций:

Цель: показать красоту моря в творчестве известных художников, развивать

связную речь, умение грамотно составлять предложения

Рассматривание репродукций картин:

- И.К. Айвазовский «Ночь. Голубая волна», «Девятый вал», «Чёрное море»,

«Ураган на море»,

- А. Рылов «Море. Камни», «В голубом просторе»,

- А. Боголюбов «Парусник в море»;

Дидактические игры:

«Мир моря»

Цель: познакомить детей с богатым животным миром морей и океанов,

способствует развитию ассоциативной памяти.

Ход игры: дети должны разложить карточки на игровом поле по среде их

обитания.

«Зоологическое лото»

Цель: узнавать морских обитателей, размещать фишки с животными на

необходимые окошки своих карточек.

«Отгадай загадку»

Цель: развивать у детей воображение, мышление, умение делать

умозаключения, анализировать.

Ход игры: воспитатель или ребенок загадывает загадку, а дети, отгадав ее,

должны аргументировать свой ответ.

«Распутай путаницу»

Цель: умение ориентироваться на листе бумаги, находить выход из морского

лабиринта.

Ход игры: помочь морским обитателям найти своих детенышей, пройдя через

лабиринты.

Подвижные игры:

«Море волнуется»

Цель: развивать фантазию, художественный вкус в придумывании морских

фигур.

Ход игры: Ведущий отворачивается от остальных участников и говорит:

- Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура

на месте замри!

В этот момент игроки должны замереть в той позе, в которой оказались. Кто

первый из них пошевелится, тот становится на место ведущего или отдает фант.

«Водяной»

Цель: развивать умение с закрытыми глазами угадывать своего товарища.

Ход игры: дети стоят в кругу, а ведущий - в центре с завязанными глазами

должен определить, кто перед ним стоит.

«Рыбак и рыбки»

Цель: совершенствовать прыжки через скакалку, развивать ловкость и

выносливость.

Ход игры: водящий становится в центр круга, образованного остальными

участниками. «Рыбак» вращает скакалку так, чтобы она скользила по земле и

описывала круги под ногами играющих. Участники - «рыбки» должны

перепрыгивать через скакалку, чтобы не «попасться на удочку». Попавшаяся

«рыбка» становится «рыбаком».

«Водолаз»

Цель: закрепить название морских обитателей, учиться передавать

движениями их внешний вид и способы передвижения.

Ход игры: ведущий загадывает морское животное, а игроки должны изобразить

его. Кто интереснее изобразит становиться ведущим.

Сюжетно – ролевая игра:

«Путешествие на корабле»

Цель: дать знания о труде моряков на корабле, слаженности в их работе;

совершенствовать навыки речевого общения; развивать творчество,

воображение, фантазию; воспитывать интерес и уважение к труду работников

морского флота.

Художественное творчество:

«Морской пейзаж»

Цель: учиться при помощи акварельных красок передавать красоту морского

пейзажа.

«Золотая рыбка»

Цель: систематизировать знания о внешнем виде рыб, их среде обитания.

Учить передавать данные знания в рисунке.

«Аквариумные рыбки»

Цель: Создание макета аквариума с рыбками, на основе полученных знаний о

среде обитания морских рыб. Учимся находить сходства и отличия морских и

аквариумных рыб.

«Морские обитатели»

Цель: воспитывать любовь к окружающей природе, учить восхищаться этой

красотой, учить выражать свои знания в художественно – продуктивной

деятельности.

«Необычные рыбки»

Цель: развивать умение вырезать по контуру сложенную пополам бумагу,

дорисовывать необходимые детали фломастером.

«Рыбы в аквариуме»

Цель: развивать цветовое восприятие; чувство композиции; умение

рассматривать и оценивать созданные изображения; упражнять в подборе

разных оттенков цвета; закреплять приемы вырезания и аккуратного

наклеивания создавать картину из геометрических фигур.

«Ракушки»

Цель: учить при помощи пластилина передавать внешний вид ракушки,

закрепляя знания детей об их внешнем виде.

«Морское дно» (пластилинография)

Цель: формировать у дошкольников представление о морских обитателях,

путем интеграции познавательной деятельности, речевого развития и лепки.

III. Заключительный:

Оформление мини выставки в группе «Дары моря»

макет «Подводный мир»

рисунки «Золотые рыбки», «Мир моря».



В раздел образования




Яндекс.Метрика