Напоминание

"Сестринский процесс при анемиях"


Автор: Тулпарова Румия Зиявдиновна
Должность: преподаватель терапии
Учебное заведение: ГБПОУ РД "ДБМК"
Населённый пункт: г. Махачкала Республика Дагестан
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Сестринский процесс при анемиях"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение Республики Дагестан «Дагестанский базовый медицинский

колледж им.Р.П.Аскерханова»

Методическая разработка

по теме:

СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС ПРИ АНЕМИЯХ

ДИСЦИПЛИНА: МДК 02.01.

Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях в терапии

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 02

«УЧАСТИЕ В ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОМ И

РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ПРОЦЕССАХ»

ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ: 34.02.01 «СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО»

Автор – составитель: Р.З.Тулпарова

Махачкала 2021 г.

2

СОДЕРЖАНИЕ

1.ХРОНОКАРТА

2.ТЕМА ЗАНЯТИЯ

3.ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА

4.МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

5.ВРЕМЯ, ОТВЕДЕННОЕ НА ТЕМУ

6.ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

7.СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

7.ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНЫХ ВОПРОСОВ

8.РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

3

ТЕМА: Сестринский процесс при анемиях

ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА:

Теоретическое занятие

Практическое занятие

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

1.УЧЕБНАЯ:

Усвоить

причины,

особенности

клинического

течения

анемий,

симптоматику, проблемы, их диагностику, уход и лечение.

Для формирования умений обучающиеся должны знать:

определение понятия "анемия", "гипохромия", «гиперхромия».

причины возникновения анемий;

симптомы и синдромы;

возможные проблемы пациента и семьи;

принципы диагностики, лечения и ухода за больными.

В результате усвоения темы обучающиеся должны уметь:

Осуществить сестринский процесс при анемиях.

2.ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ:

усвоить значение своевременного и полноценного проведения обследования

и лечения больного, соблюдения деонтологических принципов при общении

с

больным;

формирование

у

обучающихся

чувства

ответственности,

внимательного отношения к больному.

3.МЕТОДИЧЕСКАЯ:

4

определить степень усвоения материала, данного на предыдущем занятии,

умения логически и последовательно мыслить, применять полученные

знания на практике.

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ:

Теоретическое занятие - лекционный кабинет ДБМК.

Практическое занятие – учебный кабинет на базе БСМП.

ВРЕМЯ, ОТВЕДЕННОЕ НА ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ:

Теоретическое занятие - 2 часа (90 мин).

Практическое занятие – 6 часов (270 мин)

ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ:

1. Таблицы: «Анатомия и физиология системы крови »;

2. ТСО (компьютер, мультимедийный видеопроектор и др.).

3. Индивидуальные наборы тестовых заданий;

4. Слайд-презентация на тему: «Сестринский процесс при анемиях»;

5. Учебный видеофильм на тему: «Анемии»

6. Клинико-ситуационные задачи.

7. Тесты.

8. Глоссарий.

9. Графический диктант.

5

ХРОНОКАРТА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

2часа - 90 мин.

Элементы занятия

Время

1

Организационная часть

3 мин

2

Фронтальный опрос по предыдущей теме

15 мин

3

Изложение нового материала:

40 мин

4

Слайд-презентация на тему: «Сестринский процесс

при анемиях»

10 мин

5

Закрепление нового материала: тестовый контроль

10 мин

6

Оценка знаний обучающихся

5 мин

7

Обобщение

5 мин

8

Задание на дом

2 мин

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

6

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ

Проверяется

готовность

аудитории

и

обучающихся

к

занятию,

соответствие внешнего вида требованиям, наличие тетрадей для конспектов

лекций,

затем

проводится

перекличка

обучающихся

для

выявления

отсутствующих.

Вопросы для фронтального опроса по теме:

«Сестринский процесс при сахарном диабете»

Цель:

определить уровень знаний обучающихся по теме: «Сестринский

процесс при сахарном диабете».

1.

Дать определение понятия "сахарный диабет".

2.

Дать определение понятия "гипергликемия", «кетоацидоз».

3.

Дать определение понятия "гипогликемия".

4.

Факторы риска и причины возникновения сахарного диабета.

5.

Клинические проявления сахарного диабета.

6.

Клиника гипогликемической комы, сестринская помощь.

7.

Клиника гипергликемической комы, сестринская помощь.

8.

Методы диагностики сахарного диабета.

9.

Подготовка больного к УЗИ поджелудочной железы.

10. Возможные проблемы пациентов при сахарном диабете.

11. Принципы лечения и ухода за больными.

Тема: Сестринский процесс при анемиях

7

Цель

занятия:

усвоить

понятие

«анемия»,

изучить

принципы

сестринского

обследования

и

ухода

при

железодефицитной

и

В

12

-

фолиеводефицитной анемиях.

План лекции

Определение понятия "анемия". Основные группы анемий.

Причины железодефицитной и В-12-дефицитной анемий.

Клинические проявления железодефицитной и В-12- дефицитной

анемий.

Нормальные показатели клинического анализа крови.

Принципы диагностики, лечения и ухода за больными.

1

Использование моделей сестринского дела при уходе за пациентами с

анемией (Д. Орэм и В. Хендерсон).

Содержание

Анемия

патологическое

состояние,

характеризующееся

уменьшением содержания гемоглобина (у мужчин < 130, у женщин < 120

г/л) и количества эритроцитов в единице объема крови. Анемия может быть

самостоятельным заболеванием или проявлением других болезней.

Причинами анемии являются: потеря крови (острые и хронические

постгеморрагические анемии), дефицит витамина В

12

, белков, железа

(витаминодефицитные, белководефицитные, железодефицитные), инфекции

(постинфекционные), ускоренное разрушение эритроцитов (гемолитические)

или нарушение их образования в костном мозге (гипопластические).

В зависимости от этиологического фактора все анемии делятся на три

группы:

1) анемии вследствие кровопотери (постгеморрагические);

8

2)анемии

вследствие

нарушения

кровообразования

(железодефицитные,

витамин-В

12

-дефицитные,

гипопластические,

апластические и др.;

3)анемии

вследствие

повышенного

разрушения

эритроцитов

(гемолитические).

При анемиях иногда изменяется размер эритроцитов. По этому

признаку анемии бывают нормоцитарные (диаметр эритроцитов нормальный

— 7,2 мкм), микроцитарные (диаметр менее 7 мкм), макроцитарные (диаметр

10—20 мкм).

По концентрации гемоглобина в эритроците анемии подразделяются на

гипохромные (цветовой показатель менее 0,86), нормохромные (цветовой

показатель в пределах 0,86—1,05), гиперхромные (цветовой показатель

больше 1,05).

Клиника

Зависит от: формы анемии (постгеморрагическая, железо-дефицитная,

В

]2

-дефицитная, апластическая, гемолитическая и др.),

тяжести течения

заболевания (легкая — Нв до 90 г/л, средней тяжести — Нв до 60 г/л,

тяжелая — Нв менее 60 г/л).

Многообразие клинических и гематологических проявлений при

анемиях распределяется на следующие группы симптомов:

симптомы, общие для всех форм анемий

(связаны с гипоксией

тканей и изменениями аппарата кроветворения) — слабость, повышенная

утомляемость, головокружение, сонливость; бледность, головная боль,

одышка, тахикардия, шум в голове, боли в области сердца, систолический

шум, гипотония;

симптомы, свойственные отдельным формам анемий:

железодефицитная анемия — затруднение при глотании, извращение

вкуса (потребность есть мел, тесто, крупу, мясной фарш, глину, уголь,

землю), обоняния

(пристрастие

к запаху керосина,

ацетона,

мазута,

9

выхлопных газов бензиновых и/или дизельных автомобилей, тракторов,

резины и др.); сухость кожи и слизистых, выпадение волос, ломкость и

исчерченность ногтей, койлонихия (ложкообразная вогнутость ногтей),

трещины в углах рта; глоссит (боль и жжение языка), блестящий язык,

атрофический гастрит, запоры;

постгеморрагическая анемия — клинические проявления основного

заболевания (язвенная болезнь, злокачественная опухоль ЖКТ, геморрой,

фибромиома матки и др.);

гемолитическая анемия — желтуха, гемоглобинурия; пернициозная

анемия (В

12

-дефицитная) — нарушения желудочно-кишечного тракта в виде

ахилии, глоссита, а также невриты, радикулиты, полиневриты и др.;

симптомы, связанные с изменениями в крови:

При

железодефицитной

анемии

в

анализе

крови

выявляются

гипохромная микроцитарная анемия, анизо- и пойкилоцитоз, лейкопения,

увеличение СОЭ, снижение уровня железа в сыворотке крови.

При В

12

-дефицитной анемии — гиперхромная макроцитарная анемия;

анизоцитоз,

пойкилоцитоз;

наличие

мегалобластов;

лейко-

и

тромбоцитопения; повышение уровня билирубина.

Сестринские диагнозы

Слабость; повышенная утомляемость; головокружение; сонливость;

бледность; головная боль; одышка; тахикардия, извращение вкуса, обоняния;

выпадение волос; ломкость ногтей; трещины в углах рта; запоры.

Уход и лечение

Медицинская сестра обеспечивает: уход за полостью рта, кожей,

слизистыми, половыми органами при физиологических отправлениях; четкое

и

своевременное

выполнение

назначений

врача;

своевременный

и

правильный

прием

больными

лекарственных

препаратов;

контроль

побочных эффектов лекарственной терапии; контроль АД, ЧДД, пульса;

10

готовность системы и всего необходимого для переливания крови, взятия

крови для анализа из пальца и вены, определение группы крови. Также она

проводит: беседы о значении систематического приема антианемических

препаратов, о рациональном питании; обучение больных правильному

приему антианемических препаратов, контролю ЧДД и пульса.

Режим

общий,

диета

полноценная,

витаминизированная,

включающая продукты, богатые железом (говядина, телятина, печень).

Предусматривается

лечение

основного

заболевания.

При

постгеморрагической

анемии

ликвидируется

источник

кровопотери

(желудочные,

пищеводные,

маточные,

геморроидальные),

при

В

12

-

дефицитной анемии назначается витамин В

12

внутримышечно (по 200—500

мкг и более в сутки).

При апластической анемии проводится лечение опухолевого процесса.

Всем больным назначаются препараты, содержащие железо: гемостимулин,

гемофер, ферроплекс, конферон, ферамид, ферроцерон, ферро-градумент,

тардиферрон, железа лактат, железа закисного сульфат, феррокаль, сироп

алоэ с железом, таблетки «Каферид», фитоферролактол, феррум-лек,

фенюльс, сорбифер, фенотек, которые принимаются после еды 2—3 раза в

день в течение 2—3 месяцев.

При нарушении всасывания железа в ЖКТ или плохой переносимости

препаратов

парентерально

вводят феррум-лек, фербитол, ферковен или

венофер. При тяжелой анемии по жизненным показаниям проводится

переливание цельной крови, эритроцитарной массы.

Клиническое улучшение при проведении лечения наступает обычно

раньше возрастания уровня гемоглобина в крови, которое начинается через 2

—3 недели от начала лечения.

Сестринские вмешательства

1.

Обеспечить диетическое питание с повышенным содержанием белка и

железа

11

2.

Провести беседу с пациенткой и ее родственниками о передачах мясных

продуктов

3.

Обеспечить свежим воздухом, проветривать помещение, прогулки на

свежем воздухе

4.

Осуществлять наблюдение за внешним видом, состоянием, пульсом,

АД, ЧДД

5.

Осуществлять контроль за деятельностью кишечника

6.

Проводить уход за полостью рта при приеме препаратов железа и

соляной кислоты

7.

Своевременно и правильно выполнять врачебные назначения

8.

Обеспечить подготовку к дополнительным исследованиям.

12

Тестовые задания для закрепления

Вариант 1

Выберите один правильный ответ:

1. Количество гемоглобина в норме у женщин:

1.

12 – 16 г/л

2.

80 – 100 г/л

3.

120 – 140 г/л

4.

180 – 200 г/л

2. Значение СОЭ в норме у мужчин:

1.

1-2 мм/ч

2.

2-10 мм/ч

3.

20 – 40 мм/ч

4.

40 – 50 мм/ч

3. Количество лейкоцитов в крови в норме:

1.

4 – 9 х10 /л

2.

4 – 9 х10 /л

3.

12 – 14 х10 /л

4.

180 – 320 х10 /л

4.Количество тромбоцитов в норме:

1.

20 - 30 х10 /л

2.

100 –120 х10 /л

3.

180 – 320 х10 /л

13

4.

180 – 320 х10 /л

5.Анемия Аддисона-Бирмера развивается при дефиците витамина:

1.

В2

2.

В1

3.

В6

4.

В12

6. Основная причина В-12 дефицитной анемии:

1.

атрофический гастрит

2.

кровохарканье

3.

обильные менструации

4.

геморрой

7. Симптомы В12 дефицитной анемии:

1.

извращение вкуса и обоняния

2.

рвота «кофейной гущей», дегтеобразный стул

3.

отрыжка горьким, боль в правом подреберье

4.

жжение в языке, онемение конечностей

8.Кожные покровы при В12 дефицитной анемии:

1.

бледные

2.

гиперемированные

3.

бледно-желтушные

4.

цианотичные

9. Заболевание, при котором наблюдается красный «лакированный» язык:

1.

железодефицитная анемия

2.

В12 дефицитная анемия

3.

острый лейкоз

14

4.

хронический лейкоз

10.

В12 дефицитная анемия по цветовому показателю:

1.

гипохромная

2.

гиперхромная

3.

нормохромная

11.При В12 –дефицитной анемии в анализе крови наблюдается:

1.

лейкоцитоз, ускорение СОЭ

2.

лейкопения, уменьшение СОЭ

3.

повышение гемоглобина и эритроцитов

4.

повышение цветового показателя, снижение гемоглобина

12.При лечении В12 дефицитной анемии используется:

1.

адреналин

2.

гепарин

3.

ферроплекс

4.

цианкобаламин

13. Подготовка пациента к анализу крови:

1.

утром с исключением приёма пищи

2.

утром после обильного завтрака

3.

утром и вечером после обильного приёма пищи

4.

вечером с исключением приёма пищи

15

Вариант 2

Выберите один правильный ответ:

1. НАИБОЛЕЕ ЧАСТАЯ ПРИЧИНА РАЗВИТИЯ ЖЕЛЕЗОДЕФИЦИТНОЙ

АНЕМИИ:

1.

дефицит витаминов

2.

хронические кровопотери

3.

избыточное употребление углеводов

4.

избыточное употребление белков

2. ОСНОВНЫЕ СИМПТОМЫ ПРИ ЖЕЛЕЗОДЕФИЦИТНОЙ АНЕМИИ:

1.

раздражительность, бессонница

2.

лихорадка, головная боль

3.

обмороки, головная боль

4.

отёки, боль в пояснице

3. КОЖНЫЕ ПОКРОВЫ ПРИ ЖЕЛЕЗОДЕФИЦИТНОЙ АНЕМИИ:

1.

бледные

2.

гиперемированные

3.

желтушные

4.

цианотичные

4. ЖЕЛЕЗОДЕФИЦИТНАЯ АНЕМИЯ ПО ЦВЕТОВОМУ ПОКАЗАТЕЛЮ:

1.

гипохромная

2.

гиперхромная

3.

нормохромная

16

5.ПРИ ЖЕЛЕЗОДЕФИЦИТНОЙ АНЕМИИ В АНАЛИЗЕ КРОВИ:

1.

лейкоцитоз,увеличение СОЭ

2.

лейкопения, уменьшение СОЭ

3.

снижение гемоглобина и цветового показателя

4.

увеличение гемоглобина и эритроцитов

6.ПРИ ЖЕЛЕЗОДЕФИЦИТНОЙ АНЕМИИ МЕДСЕСТРА РЕКОМЕНДУЕТ

ПАЦИЕНТУ УПОТРЕБЛЯТЬ:

1.

кашу

2.

молоко

3.

мясо

4.

овощи

7. ПРОДУКТ С НАИБОЛЬШИМ СОДЕРЖАНИЕМ ЖЕЛЕЗА:

1.

крупа

2.

молоко

3.

мясо

4.

свекла

8. МЕДСЕСТРА РЕКОМЕНДУЕТ ЗАПИВАТЬ ПРЕПАРАТЫ ЖЕЛЕЗА:

1. кофе

2. кислым фруктовым соком

3. минеральной водой

4. чаем

9. ПРЕПАРАТ ЖЕЛЕЗА ДЛЯ ПАРЕНТЕРАЛЬНОГО ПРИМЕНЕНИЯ:

1. гемостимулин

2. феррокаль

3. ферроплекс

17

4. феррум-лек

10. ПРИ ЛЕЧЕНИИ ЖДА ИСПОЛЬЗУЕТСЯ:

1. аспаркам

2. аскорутин

3. актиферрин

4. цианокобаламин

11. ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ВСАСЫВАНИЯ ПРЕПАРАТОВ ЖЕЛЕЗА

ИСПОЛЬЗУЮТ:

1. ретинол

2. цианкобаламин

3. аскорбиновую кислоту

4. эргокальциферол

12. КОЛИЧЕСТВО ЭРИТРОЦИТОВ В КРОВИ В НОРМЕ У МУЖЧИН:

1. 4,5 – 5,5х10

12

2. 4 – 5 х10

12

3. 4 – 9 х10

9

4. 180 – 320 х10

9

18

ОБОБЩЕНИЕ И ОЦЕНКА ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Преподаватель

подводит

итоги

занятия,

дает

оценку

работы

обучающихся во время урока, степени их участия в ходе занятия, отмечает

положительные и отрицательные стороны в ответах, выводит общие оценки

исходя

из

результатов

фронтального

опросов,

тестового

контроля,

терминологического диктанта, решения ситуационных задач, демонстрации

практических навыков по

сбору крови на анализ.

Затем каждому

обучающемуся выставляется средний балл в журнал за подготовленность к

домашнему заданию.

ЗАДАНИЕ НА ДОМ

Тема: «Сестринский процесс при анемиях».

Самостоятельная работа обучающихся

1.

Реферат на тему: «Современные методы лечения железо-дефицитной

анемии».

2.

УИРС на тему: «Уход за больными при анемиях».

Контрольные вопросы

1.

Понятие об анемиях.

2.

Причины развития анемий, факторы риска.

19

3.

Клиника железо- и В

12

– дефицитной анемий.

4.

Диагностические исследования при анемиях.

5.

Основные принципы лечения и ухода за больными при анемиях.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

ХРОНОКАРТА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

6 ЧАСОВ – 270 МИН.

Элементы занятия

Время

1

Организационная часть

3 мин

2

Фронтальный опрос

15 мин

3

Индивидуальный опрос

60 мин

4

Тестовый контроль

15 мин

5

Терминологический диктант (глоссарий)

15 мин

6

Графический диктант

10 мин

7

Решение ситуационных задач

15 мин

8

Просмотр учебного видеофильма

10 мин

9

Отработка практических навыков

40 мин

10

Решение кроссворда

10 мин

11

Самостоятельная работа обучающихся в отделении

50 мин

12

Обобщение, заполнение манипуляционных тетрадей

15 мин

20

13

Оценка знаний и умений обучающихся

10 мин

14

Задание на дом

2 мин

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ

Проверяется

готовность

аудитории

и

обучающихся

к

занятию,

соответствие

внешнего

вида

требованиям,

наличие

дневников

и

манипуляционных тетрадей, затем проводится перекличка для выявления

отсутствующих.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ФРОНТАЛЬНОГО ОПРОСА:

Цель: определить базовый уровень знаний по теме занятия.

1.

Сущность понятия "анемия", «гипохромия», «гиперхромия».

2.

Основные причины развития анемий.

3.

Симптоматика железо-дефицитной анемии.

4.

Симптоматика В

12

-дефицитной анемии.

5.

Принципы диагностики анемий.

6.

Основные принципы лечения и ухода за больными при анемиях.

7.

Проблемы пациента и их решение, роль медсестры.

8.

Возможные проблемы пациентов и сестринская помощь.

21

ВОПРОСЫ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОПРОСА:

Цель: выявить уровень подготовленности к домашнему заданию.

1.

Сущность «анемии».

2.

Дать определение анемии.

3.

Классификация анемий.

4.

Факторы риска и этиология анемий.

5.

Клинические проявления анемий. Осложнения.

6.

Принципы диагностики и лечения, роль медсестры.

7.

Инфекционная безопасность медсестры.

8.

Оценка состояния пациента при анемиях: сбор информации, выявление

характерных жалоб, предрасполагающих факторов, осмотр, измерении

температуры, водный баланс. Анализ собранной информации и

выделение проблем.

9.

Планирование действий медсестры по уходу за больным при анемиях.

22

Терминологический диктант (глоссарий)

Анемия – это

Полицитемия – это

Эритропения - это

Макроцитоз – это

Микроцитоз – это

Анизоцитоз – это

23

Пойкилоцитоз – это

ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ

1.

Анемия – это повышение содержания гемоглобина в крови.

2.

Слабость и головокружение – характерные симптомы анемии.

3.

Гемоглобин у женщин в норме составляет 80-100г/л.

4.

Основной метод диагностики анемии – общий анализ крови.

5.

Цианокобаламин является препаратом железа.

6.

Основные

принципы

лечения

железо-дефицитной

анемии

диетотерапия и применение препаратов железа.

да

да

да

нет

нет

нет

24

КЛИНИКО - СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

ЗАДАЧА №1

В поликлинику на приём к терапевту обратилась молодая женщина 27 лет, с

жалобами на слабость, головокружение, сердцебиение при подъёме на 2 этаж

(живёт на 4 этаже в доме без лифта), сухость кожи, извращение вкуса – ест

уголь, мел

Находится в послеродовом отпуске – ребёнку 7 месяцев, кормит грудью.

Объективно: кожа бледная, сухая. ЧСС – 90 в мин (при нагрузке), ЧДД – 20 в

мин, АД – 100/70 мм рт ст.

Задания:

1.

Определите проблемы пациентки; сформулируйте цели и составьте

план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией

каждого сестринского вмешательства.

2.

Объясните пациентке принципы диетотерапии при её заболевании.

3.

Продемонстрируйте технику взятия крови из вены на биохимическое

исследование.

Эталон ответа

Нарушено удовлетворение потребностей: есть, двигаться, быть здоровым,

избегать опасности.

Проблемы пациента:

25

Настоящие:

слабость,

головокружение,

сердцебиение,

сухость

кожи,

извращение вкуса.

Потенциальные: риск развития тяжелой анемии, риск падений и травм.

Приоритетная проблема: слабость.

Цель краткосрочная: устранить слабость в течение недели.

Цель долгосрочная: улучшить состояние больной к моменту выписки.

План

Мотивация

1.М/с обеспечит пациентке питание

с высоким содержанием железа.

1. Борьба с дефицитом железа.

2.М/с

обеспечит

гигиену

кожи

пациента (обтирание, душ).

2.Профилактика

воспалительных

процессов.

3.М/с будет контролировать прием

лекарств.

3. Контроль лечения пациентки.

4.М/с будет следить за

лечебно-

охранительным режимом.

4.Обеспечить

физический

и

психический покой .

5.М/с будет наблюдать за внешним

видом и состоянием пациента.

5.Для своевременного распознавания

и

оказания

помощи

в

случае

падений, обмороков.

6.М/с будет выполнять врачебные

назначения.

Оценка эффективности: пациентка отметит уменьшение слабости, а затем

полное исчезновение жалоб. Цель достигнута.

26

ЗАДАЧА № 2

Пациент В., 51 год. Жалобы на резкую слабость, одышку при физической

нагрузке, боли в языке, плохой сон. Пять лет назад прооперирован по поводу

рака желудка, за медицинской помощью обращаться боялся, т.к. имеет

негативный опыт.

Объективно: кожа бледно-желтушная, язык ярко-красный, трещины в углах

рта, пульс 98 в мин., АД 110/70, ЧДД 22 в минуту, Нв 62 г/л.

Задания:

1.

Определите проблемы пациента, сформулируйте цели и составьте план

сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого

сестринского вмешательства.

2.

Объясните пациенту правила подготовки к УЗИ брюшной полости.

3.

Продемонстрируйте на муляже технику внутримышечного введения

500 мкг цианкобаламина.

Эталон ответа

Нарушено удовлетворение потребностей: есть, двигаться, спать,

быть

здоровым, избегать опасности.

Проблемы пациента:

Настоящие: резкая слабость, одышка при физической нагрузке, боли в языке,

плохой сон.

Потенциальные: риск развития тяжелой анемии, риск падений и травм.

Приоритетная проблема: одышка.

27

Цель краткосрочная: уменьшить одышку при физической нагрузке.

Цель долгосрочная: улучшить состояние больного к моменту выписки.

ПРОБЛЕМЫ ПАЦИЕНТА

ДЕЙСТВИЯ МЕДСЕСТРЫ В

СВЯЗИ С УХОДОМ

1.

Слабость

2.

Утомляемость

3.

Сердцебиение

4.

Головокружение

5.

Тошнота

6.

Диспептические явления

7.

Нарушение координации

8.

Онемение конечностей

9.

Трофические изменения кожи

10. Ломкость ногтей

1.

Контроль за соблюдением

больным предписанного

режима

2.

Контроль за характером

питания

3.

Регулярное измерение АД и

пульса

4.

Уход за кожей

5.

Своевременное и чёткое

выполнение всех назначений

врача

6.

Оказание помощи больному

при нарушении координации

движений.

7.

Контроль за

физиологическими

отправлениями (цветом стула)

8.

Проведение бесед по

профилактике анемий.

Оценка эффективности: пациент отметил уменьшение одышки, а затем

полное исчезновение жалоб. Цель достигнута.

28

ОТРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

Преподаватель выбирает из группы успевающего обучающегося,

который принимает зачет у остальных по технике выполнения следующих

практических манипуляций: уход за тяжелобольным и методы ухода за ними:

кормление, смена нательного и постельного белья, правила подготовки к

исследованию крови, демонстрирует технику

забора крови на анализ

согласно

алгоритму

данной

манипуляции,

внутривенная

инъекция,

внутримышечная инъекция, внутривенное капельное введение растворов.

При

этом

преподаватель

внимательно

контролирует

ответы

обучающихся, следит за соблюдением алгоритмов выполнения манипуляций,

инфекционной безопасности.

ОБОБЩЕНИЕ И ОЦЕНКА ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

Преподаватель

подводит

итоги

занятия,

дает

оценку

работы

обучающихся во время урока, степени их участия в ходе занятия, отмечает

положительные и отрицательные стороны в их ответах, выводит общие

оценки, исходя из результатов фронтального, индивидуального опросов,

тестового контроля, терминологического диктанта, решения ситуационных

задач, демонстрации практических навыков по проведению венепункции,

внутримышечной инъекции. Затем каждому обучающемуся выставляется

средний балл в журнал за подготовленность к домашнему заданию и

отдельно оценка в манипуляционную тетрадь за выполнение практических

навыков.

29

ЗАДАНИЕ НА ДОМ

Тема: «Сестринский процесс при острых и хронических лейкозах.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.

Мухина С.А. Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела:

Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008.

2.

Мухина С. А. , Тарновская И. И. «Практическое руководство к предмету

«Основы сестринского дела»

Москва Издательская группа «Гэотар-

Медиа» 2008.

3.

Обуховец Т.П., Склярова Т.А., Чернова О.В. Основы сестринского дела.

– Ростов н/д.: Феникс, 2002.

4.

Основы сестринского дела: введение в предмет, сестринский процесс.

Составитель С.Е. Хвощёва. – М.: ГОУ ВУНМЦ по непрерывному

медицинскому и фармацевтическому образованию, 2001.

5.

Островская И.В., Широкова Н.В. Основы сестринского дела: Учебник. –

М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008.

6.

Маколкин В.И., Овчаренко СИ., Семенков Н.Н. Сестринское дело в

терапии, АН-МИ - М, 2000.

7.

Обуховец Т.П. Сестринское дело в терапии. Практикум, Феникс, Ростов-

на-Дону - 2002.

8.

Сестринское дело, учебник /под редакцией Краснова А.Ф., Самара -

1999.



В раздел образования




Яндекс.Метрика