Автор: Светлана Александровна Варлакова
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: ГАПОУ НСО "Куйбышевский медицинский техникум"
Населённый пункт: г. Куйбышев, Новосибирская область
Наименование материала: Статья
Тема: Активизация учебной деятельности студентов путем организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы
Раздел: среднее профессиональное
"Активизация учебной деятельности студентов путем организации
аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы»
В рамках темы самообразования по совершенствованию учебной
деятельности мною уделено особое внимание организации самостоятельной
работы
студентов
с
применением
информационно-коммуникационных
технологий. Являясь эффективным и актуальным методом организации
самостоятельной работы, ИК-технологии позволяют достичь основной ее
цели - развить умения получать знания из различных источников, формируя
при этом профессиональное мышление, через выполнение различного рода
заданий. В случае применения ИКТ для организации самостоятельной
работы, источниками знаний являются интернет-ресурсы, мультимедийные
лекции и т.д., а задания и их оценивание предлагаются в электронном виде.
Применение
информационных
технологий
облегчает
доступ
к
информации,
открывает
возможности
вариативности
самостоятельной
деятельности, ее индивидуализации и дифференциации. Внедрение новых
информационных
технологий
в
организацию
самостоятельной
работы
позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего
обучения, повысить темп занятия, увеличить объем самостоятельной работы
учащихся.
На практических занятиях по фармакологии самостоятельная работа
занимает большую часть учебного времени и применение ИКТ позволяет
каждому студенту, выполняя задания различной степени сложности, освоить
учебный материал по заданной теме в рамках своих индивидуальных
возможностей, при этом имея выбор дидактических и учебно-методических
пособий и интернет справочников. Но для того, чтобы самостоятельная
работа прошла продуктивно, необходима определенная подготовка и
организация данного процесса.
Организация аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы с
использованием ИК-технологий происходит в несколько этапов:
1. Планирование самостоятельной работы. На данном этапе роль
преподавателя заключается в подготовке источника знаний (интернет-
справочники, презентации, электронные тесты и задачи). Кроме того
необходимо разработать инструктаж для студентов, в котором подробно
изложен ход работы и предлагаемые ресурсы.
2.
Подготовительный
этап.
Подразумевает
озвучивание
цели
самостоятельной
работы
и
стоящие
перед
студентами
задачи.
Предоставляется разработанная инструкция, обсуждаются формы контроля и
критерии оценивания.
3. Самоорганизация. Это и есть собственно самостоятельная работа, в
ходе которой роль преподавателя заключается лишь в наблюдении, если
правильно организованы первые два этапа.
4. Самоконтроль. На данном этапе студенты оценивают свои
промежуточные и конечные результаты самостоятельной работы, согласно
критериям,
предоставленным
на
втором
этапе
организации
учебного
процесса.
5. Рефлексия. Этот этап позволяет преподавателю и студентам
определить возникшие трудности, скорректировать при необходимости
результаты самоконтроля, обсудить выбранные студентами траектории
выполнения самостоятельной работы и их эффективность.
Выбор вида заданий для самостоятельной работы по дисциплине
фармакология
зависит
от
формы
ее
организации:
аудиторной
или
внеаудиторной.
При
аудиторной
самостоятельной
работе
наиболее
распространенными
являются:
заполнение
тематических
таблиц
с
использованием интерне-ресурсов, поиск лекарственных препаратов по
заданным характеристикам с применением электронных справочников,
заполнение глоссария по теме, тестирование в целях самоконтроля в
электронном виде. Внеаудиторные виды работы включают: подготовку
тематических презентаций, видеофильмов, рефератов и докладов. Кроме того
выполняется учебно-исследовательская работа, в процессе выполнения
которой
студенты
демонстрируют
знание
и
владение
основными
исследовательскими
методами
(анализ
литературы,
поиск
источников
информации, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных
результатов, видение и выдвижение новых проблем, гипотез, методов их
решения);
владение
компьютерной
грамотностью
для
введения
и
редактирования информации; владение коммуникативными навыками.
Анализ использования ИКТ в организации самостоятельной работы
студентов показывает, что усвоение учебного материала происходит гораздо
быстрее,
студенты
не
испытывают
трудностей
при
определении
фармакологической
группы
лекарственных
препаратов.
Электронные
справочники позволяют легко ориентироваться в большом количестве
лекарственных
веществ,
формируют
умение
мыслить
логично
и
анализировать
представленную
информацию.
Таким
образом,
информационно-коммуникативные технологии могут существенно повысить
эффективность
образовательного
процесса,
решить
стоящие
перед
образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой,
творчески свободной личности.
Литература
1.
Краевский, В. В. Методология педагогики: новый этап: учеб. пособие
для студ. высш. учеб. заведений / В. В. Краевский, Е. В. Бережнова. –
М.: Издательский центр «Академия», 2006Гершунский Б. С.
Философия образования. - М., 1998.
2.
Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад;
редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. – М.:
Большая Российская энциклопедия, 2008.
Роберт И.В. Современные
информационные технологии в образовании. - М.:Школа-Пресс, 1994.
3.
Селевко, Г. К. Традиционная педагогическая технология и её
гуманистическая модернизация. – М.: НИИ школьных технологий,
2005.
4.
Кругликов, Г.И. Настольная книга мастера профессионального
обучения: учеб. пособие для СПО / Г.И.Кругликов. – 6-е изд.,
стереотип. – М.: Академия, 2013. – 271 с.