Напоминание

"Дезинфекционный режим в МО"


Автор: Гасанова Равзат Зубаировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ РД "ДБМК"
Населённый пункт: г. Махачкала Республика Дагестан
Наименование материала: Методическая разработка для специальности 34.02.01 Сестринское дело
Тема: "Дезинфекционный режим в МО"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение Республики Дагестан «Дагестанский базовый медицинский

колледж им.Р.П.Аскерханова»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

теоретического занятия

по теме:

ДЕЗИНФЕКЦИОННЫЙ РЕЖИМ В МЕДИЦИНСКИХ

ОРГАНИЗАЦИЯХ

ПМ 04,05,07

«РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ ПАЦИЕНТА ПОСРЕДСТВОМ

СЕСТРИНСКОГО УХОДА»

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 34.02.01 «СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО»

31.02.01 «ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО»

31.02.02 «АКУШЕРСКОЕ ДЕЛО»

Курс: 1

Автор – составитель: Р.З.Гасанова

2

Махачкала 2021г.

Согласовано

Методист

_____________________

(ФИО)

Методическая разработка на тему: «Дезинфекционный режим в МО»

включает в себя задания для различных методов оценки домашнего задания

и закрепления новых знаний обучающихся по теме занятия: вопросы для

фронтального опроса, тест-контроль, слайд-презентация.

Методическая разработка рекомендована для проведения теоретических

занятий по предмету «Основы сестринского дела».

Автор – составитель: Р.З.Гасанова

Рассмотрено и утверждено на

заседании цикловой методической

комиссии

________________________________

Протокол №___________

_________________________ 20___г.

Председатель ЦМК

_________________________________

(ФИО)

3

Содержание:

1. Пояснительная записка.......................................................................................4

2. Основная часть....................................................................................................5

2.1. Технологическая карта учебного занятия...................................................5

2.2. Содержание теоретического материала......................................................8

2.3. Дидактический материал............................................................................13

3. Заключительная часть.......................................................................................17

4. Информационные источники...........................................................................21

5. Приложение.......................................................................................................22

4

1.

Пояснительная записка

Методическая

разработка

предназначена

для

проведения

теоретического занятия по теме «Дезинфекционный режим в МО».

Борьба с внутрибольничными инфекциями - комплекс мер, которые

направлены на разрыв цепи передачи инфекции от одного пациента или

медработника к другому.

Пути передачи ВБИ многообразны, однако чаще всего инфекция

распространяется через плохо поддающиеся обеззараживанию медицинские

инструменты и оборудование. Наиболее сложными для санобработки

являются эндоскопы.

Важно обеспечить качество обработки инструментов на всех этапах -

от очистки до дезинфекции и стерилизации.

Данная тема входит в Раздел «Дезинфекция, предстерилизационная

очистка и стерилизация изделий медицинского назначения в МО».

Тип занятия: изучение нового материала.

Вид занятия: лекция.

Цели: изучение и первичное закрепление новых знаний.

5

2.Основная часть

2.1. Технологическая карта учебного занятия

ФИО преподавателя,

квалификационная

категория

Гасанова Равзат Зубаировна

Код, наименование

специальности

34.02.01. Сестринское дело 31.02.01 Лечебное дело 31.02.02 Акушерское дело

Учебная дисциплина/МДК

ПМ 04, 05, 07 Решение проблем пациента посредством сестринского ухода

Интегративные связи

Межпредметные

Внутрипредметные

Анатомия,

физиология,

патология,

фармакология,

психология, гигиена.

Предстерилизационная очистка изделий медицинского

назначения

Стерилизация

Приготовление дезинфицирующих растворов

Формируемые компетенции

Общие компетенции

Профессиональные компетенции

ОК 1 - 8.

ПК 2.1 – 2.8

Уровень освоения

1 - ознакомительный

Тема учебного занятия

Дезинфекционный режим в МО

Количество часов

2час (90мин)

Вид учебного занятия

лекция

Тип учебного занятия

Изучение нового материала

Методы обучения

Объяснительно-иллюстративный метод

Цели учебного занятия

Обучающая

Развивающая

Воспитательная

Усвоить

требования

к

дезинфекционному режиму в МО,

понятие дезинфекции, виды, методы.

Активизация мыслительной

деятельности, развитие логического

мышления, развитие аналитического

мышления.

Воспитать чувство

ответственности и понимания

социальной значимости своей

будущей профессии

Методы контроля

результатов обучения темы

Фронтальный опрос, тестовый контроль

6

учебного занятия

Организация

образовательного

пространства учебного

занятия

Материально-техническое

обеспечение

Основная

литература

Дополнительная литература

Методическая

литература

Мультимедийное оборудование,

ноутбук

Е.В.Смолева

«Теория

сестринского дела»

Т.П.Обуховец «Основы

сестринского дела»

Рабочая программа,

календарно-

тематический план,

поурочный план,

методическая разработка

Характеристика этапов

урока

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Формы обучения

Результат

Организационный момент

(5 мин)

Приветствует, проверяет

готовность к занятию

Приветствуют педагога,

проверяют уровень своей

готовности к уроку

Фронтальная

Волевая саморегуляция

Проверка домашнего задания

(15 мин)

Проводит фронтальную проверку

домашнего задания с целью

выявления обучающихся, не

выполнивших данный вид работы;

организует повторение базового

теоретического материала

Демонстрируют уровень

выполнения домашнего

задания, задают вопросы,

возникавшие в ходе

осуществления

самостоятельной работы.

Фронтальная

Умение отличать

выполненное задание

от невыполненного,

определять объем

знаний, которые уже

были усвоены и

которые еще предстоит

усвоить.

Первичная проверка

понимания изученного

(5 мин)

Озвучивает важные положения

ранее пройденной темы,

осуществляет постановку учебной

проблемы.

Отвечают на вопросы педагога,

участвуют в процессе

постановки учебной проблемы.

Фронтальная

Умение точно

выражать свои мысли и

формулировать

вопросы для получения

ответов. Формирование

четких мыслительных

процессов, выработка

умения анализировать

информацию.

7

Изучение новых знаний

(55мин)

Излагает новый материал,

организовывает повторение особо

важных моментов для

выравнивания условий восприятия

информации разными группами

обучающихся

Слушают объяснения, задают

уточняющие вопросы

Фронтальная

Подведение под

понятие,

целеполагание

Подведение итогов занятия,

рефлексия (10мин)

Актуализирует внимание на

пройденном материале, задает

вопросы о задачах урока,

побуждает к высказыванию своего

мнения, соотносит достигнутые

цели с поставленным

результатом.

Формулируют результат работы

на уроке, называют основные

тезисы усвоенного материала.

Тестовый

контроль

Самоопределение,

самоусвоение знаний,

определение объема

материала, который

еще предстоит

выучить.

8

2.2.Содержание теоретического материала

Тема: Дезинфекционный режим в МО

Цель

занятия:

изучить

виды,

методы

и

средства

дезинфекции,

действующие нормативные документы, правила техники безопасности при

работе

с

дезинфицирующими

средствами,

обучить

приготовлению

дезинфицирующих растворов различной концентрации.

План лекции

Дезинфекция: понятие, виды, методы, режимы.

Действующие нормативные документы.

Средства для химической дезинфекции.

Приготовление

и

использование

традиционных

хлорсодержащих

дезинфицирующих растворов.

Характеристика современных средств дезинфекции.

Методические рекомендации к использованию дезинфицирующих средств.

Токсичность дезинфицирующих препаратов. Меры предосторожности.

Содержание

Дезинфекция (лат. de – приставка, означающая прекращение, устранение,

inficio – заражать; син. – обеззараживание) – комплекс мер по уничтожению

вегетирующих форм патогенных и условно-патогенных микроорганизмов.

Существует два основных вида дезинфекции:

• профилактическая дезинфекция – предупреждение внутрибольничных

инфекций;

• очаговая дезинфекция – обеззараживание в выявленном очаге инфекции.

Дезинфекцию можно осуществлять четырьмя методами: механическим,

физическим, химическим и комбинированным.

9

Механический:

Влажная уборка помещений

Освобождение помещений от пыли (пылесос, окраска и побелка)

Мытьё рук

Физический:

Проглаживание горячим утюгом, прокаливание

Использование солнечных лучей

Ультрафиолетовое облучение

Обработка кипятком, кипячение; кипячение в дистиллированной воде в

течение 30 мин и с добавлением натрия гидрокарбоната в течение 15 мин

Пастеризация

Обработка в сухожаровом шкафу (воздушный метод)

Обработка паром (паровой метод под избыточным давлением)

Химический:

Обработка

ветоши

и

медицинских

инструментов

с

помощью

дезинфицирующих средств:

орошение, протирание, полное погружение, распыление

Основные группы дезинфицирующих средств

Альдегидсодержащие: Формальдегид, «Септодор», «Гигасепт ФФ» и др.

Кислородсодержащие и средства на основе перекиси водорода: водорода

перекись, «Дезоксон-1», «Дезоксон-4», «Виркон» и др.

Поверхностно-активные вещества: «Аламинол», «Септабик» и др.

Спирты: этиловый (70%), «Октенисепт» и пр.

Фенолсодержащие: «Амоцид»

Хлорсодержащие: хлорная известь, кальция, натрия гипохлорит, хлора-

мин Б и др.

Методы дезинфекции медицинских инструментов

10

К основному методу дезинфекции медицинских инструментов относят метод

погружения в дезинфицирующий раствор.

Для дезинфекции методом

погружения используют следующие растворы.

• 3% раствор хлорамина Б с погружением медицинских инструментов на 60

мин.

• 6% раствор водорода перекиси с погружением на 60 мин или 4% раствор –

на 90 мин.

• 2% раствор глутарала с погружением на 15 мин.

• 70% раствор спирта с погружением на 30 мин.

Дезинфекция помещений, процедурного кабинета

Осуществляют путём двукратного протирания ветошью, смоченной в 1 %

растворе хлорамина Б с моющим средством или в 3% растворе водорода

перекиси с моющим средством.

Обработка ветоши:

1) погружение в один из растворов (1% раствор хлорамина Б, 0,5% раствор

кальция гипохлорита) на 60 мин перед использованием;

2) кипячение в 2% содовом растворе в течение 15 мин.

Если предметы обстановки или ветошь загрязнены кровью, следует

немедленно перейти на режим обработки с использованием 3% раствора

хлорамина Б.

Текущая уборка процедурного кабинета

Проводят 2 раза в день с применением 1% раствора хлорамина Б.

Ультрафиолетовое облучение и проветривание кабинета осуществляют 4раза

в день по 15–20 мин (после уборки и в процессе работы помещение следует

облучать стационарными или передвижными ультрафиолетовыми лампами).

Генеральная уборка процедурного кабинета

Выполняют 1 раз в неделю с применением 500 г 5% раствора хлорамина Б на

10 л воды.

11

Приготовление дезинфицирующих хлорсодержащих растворов

Хлорсодержащие

дезинфицирующие

растворы

применяют

для

обеззараживания различных помещений, туалетов, предметов ухода, посуды,

выделений пациентов и пр. Приготовление дезрастворов должно проводиться

централизованно в специально оборудованных помещениях, имеющих

приточно-вытяжную вентиляцию.

Необходимое оснащение

Защитная

одежда

(длинный

халат,

шапочка,

клеёнчатый

фартук,

респиратор, защитные очки, резиновые перчатки, сменная обувь).

• Сухая хлорная известь, хлорамин Б (сухой порошок).

• Ёмкости (эмалированные, пластмассовые или из тёмного стекла) для

дезинфицирующих растворов с обязательной маркировкой.

• Мерная посуда (1л, 10 л) с маркировкой.

• Деревянная лопатка для размешивания раствора.

• Вода.

• Средства личной гигиены (полотенце, мыло).

Порядок приготовления 10% раствора хлорной извести

1. Подготовиться к приготовлению дезинфицирующего раствора: надеть

спецодежду, проверить оснащение, отметить время начала процедуры.

2. Налить в ёмкость 2–3 стакана воды.

3. Осторожно всыпать туда 1 кг сухой хлорной извести и тщательно

размешать, разминая комочки.

4. Долить ёмкость водой до 10 л, перемешать до однородной массы.

5. Плотно закрыть ёмкость крышкой и оставить на сутки в тёмном

помещении; раствор необходимо перемешать несколько раз в течение суток.

6. Через сутки слить отстоявшийся раствор в другую ёмкость (процедуру

также проводить в защитной одежде), сделать на ней надпись о дате

приготовления и хранить в тёмном месте.

7. По окончании процедуры снять спецодежду, вымыть руки.

12

Приготовление рабочих растворов хлорной извести

1. Подготовиться к приготовлению дезинфицирующего раствора: надеть

спецодежду,

проверить оснащение, отметить время начала процедуры.

2. Налить в ёмкость 1 л 10% раствора хлорной извести (для получения 2%

раствора хлорной извести – 2 л, 3% - 3 л, 5% - 5 л).

3. Долить ёмкость водой до 10 л, перемешать.

4. Плотно закрыть ёмкость крышкой и сделать на ней надпись о дате

приготовления.

5. По окончании процедуры снять спецодежду, вымыть руки.

Процедура приготовления раствора хлорамина Б также должна выполняться

с соблюдением всех правил техники безопасности, в защитной одежде и с

обязательной маркировкой ёмкостей с жидкостью.

Для получения 1% раствора хлорамина Б нужно 10 г сухого хлорамина Б (для

2% - 20г, 3% - 30г, 5% - 50г) сначала тщательно размешать в специальной

ёмкости и затем долить водой до метки 1 л. Такой раствор используют для

работы сразу после его приготовления.

Обеспечение санитарно-гигиенического режима в лечебном учреждении

предусматривает тщательную регулярную уборку помещений. Тщательная

влажная

уборка

больничных

помещений

и

содержание

в

чистоте

оборудования, медицинского инвентаря, предметов по уходу, мебели –

обязательное условие соблюдения правил санитарно-гигиенического режима

в лечебном учреждении.

13

2.3.Дидактический материал

Вопросы для фронтального опроса по теме: «Сестринская педагогика»

1.Сущность процесса обучения, основные направления обучения.

2.Сестринские методы обучения.

3. Выбор методов обучения,

4. Планирование и организация процесса обучения.

5. Оценка эффективности обучения.

6. Принципы терапевтического общения.

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ

1.Обучение складывается из определенных действий, зависящих от

того, какую функцию выполняет обучаемый (пациент или члены его семьи) в

педагогической ситуации:

пассивного восприятия и освоения полученной извне информации;

активного самостоятельного поиска и использования информации;

организуемого

извне,

направленного

поиска

и

использования

информации.

В первом случае в основе обучения лежит преподавание пациенту или

членам его семьи готовой информации, готовых заданий и умений на основе

методов: сообщение, разъяснение, показ и требование к определенным

действиям

пациента.

Учение

складывается

из

таких

действий,

как

подражание,

дословное

или

смысловое

восприятие

и

повторение,

воспроизведение, тренировка, упражнение по стандартам и правилам.

Во втором случае пациент (или члены его семьи) рассматриваются

как субъект, формирующийся под воздействием собственных интересов и

целей.

Это

вид

естественного

самообучения,

направленного

на

удовлетворение своих потребностей и интересов.

14

В третьем случае медсестра организует внешние источники поведения

(требования, ожидания, возможности) так, что они формируют необходимые

интересы пациента (или членов его семьи), а уже на основе этих интересов

пациент и (или) члены его семьи осуществляют активный отбор и

использование необходимой информации. В основе обучения в третьем

случае лежит руководство процессом с помощью следующих методов:

постановка сестринских проблем, обсуждение поставленных целей вместе с

пациентом и членами его семьи, дискуссия, совместное планирование,

действия пациента, оценка результатов, обсуждение проб и ошибок.

2.Под

сестринскими

методами

(способами)

обучения

понимают

последовательное

чередование

способов

взаимодействия

медсестры

и

пациента, направленное на достижение целей сестринского процесса

посредством проработки учебного материала. Метод (по-гречески — «путь к

чему-либо») — способ достижения цели, способ приобретения знания. В

сестринской педагогике используются в основном методы традиционного

обучения: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, основная

сущность которых сводится к процессу передачи готовых известных знаний

пациентам или членам их семей с целью обучения.

3.Выбор методов обучения зависит от следующих условий: содержания

обучения, задач обучения, времени, которым располагает медсестра и

пациент, особенностей пациента, наличия средств обучения. Медсестра

выбирает из общего набора методов те, которые наиболее способствуют

решению конкретной обучающей задачи на конкретном этапе обучения.

Особенностью сестринской педагогики является индивидуальный подход

развития утраченных в связи с болезнью способностей пациента обслуживать

себя, если нет для этого противопоказаний. На формирование умений и

навыков, необходимых для восстановления здоровья пациента, и должны

быть направлены практические действия медсестры.

15

4.Медицинская сестра организует процесс обучения, состоящий из

формулировки мотива, построения плана (замысла, программы), исполнения

(реализации), контроля и оценки процесса обучения, его качества и

эффективности.

Планирование

обучения

обсуждается

совместно

с

пациентом, с учетом его индивидуальности, выбора времени обучения.

Медсестра создает учебные ситуации, ставит ясные и однозначные

задачи, которые характеризуются тем, что пациент или обучаемый получает

задание на усвоение с учетом темпа обучения. Решение учебной задачи

обеспечивается

медсестрой

посредством

учебных

действий,

которые

принимаются обучаемым. Медсестра осуществляет постоянный контроль

деятельности

обучаемых,

переходящий

в

самоконтроль

и

оценку

(самооценку). Активное участие пациента в процессе обучения поощряется

медсестрой с целью заинтересованности пациента в обучении. Всякое

действие становится регулируемым только при наличии контролирования и

оценивания в структуре деятельности.

5.Обучение считается эффективным, если медсестра и пациент или

обучаемый достигают поставленных целей по усвоению определенных

заданий. Медицинская сестра при этом должна иметь необходимые

коммуникативные

навыки,

обладать

педагогическим

тактом,

знать

теоретические основы педагогики, психологии и других смежных дисциплин.

6.Принципы терапевтического общения

Обращайтесь к пациенту по имени-отчеству и на «Вы».

Начинайте беседу с указания вашего имени-отчества и должности.

Смотрите пациенту в глаза, улыбайтесь; если пациент лежит, присядьте на

стул, стоящий рядом.

Обеспечьте

конфиденциальность

вашей

беседы.

Помните,

что

конфиденциальность является условием создания доверительных отношений

с пациентом.

16

Поощряйте вопросы вашего пациента.

Говорите

неторопливо,

доходчиво,

пользуйтесь

исключительно

положительной интонацией вашего голоса.

Соблюдайте принципы эффективного умения слушать.

Проявляйте мастерство общения медицинской сестры с пациентом.

Проявляйте

непрерывную

инициативу

в

создании

психологического

микроклимата при общении с пациентом.

Будьте естественны при разговоре, создайте атмосферу взаимопонимания,

доверия.

17

3.Заключительная часть

Тестовые задания для закрепления

1.Уничтожение в окружающей среде патогенных микроорганизмов

называется

а) дератизацией

б) дезинфекцией

в) стерилизацией

г) дезинсекцией

2.Ежедневная влажная уборка в палатах проводится

а) 4 раза

б) 3 раза

в) 2 раза

г) 1 раз

3.Раствор хлорамина, применяемый для дезинфекции многоразовых

мединструментов

а) 10%

б) 6%

в) 1%

г) 3%

4.Раствор, используемый для генеральной уборки процедурного кабинета

а) 6% раствор перекиси водорода с 0,5% раствором моющего средства

б) 3% раствор хлорамина

в) 3% раствор хлорной извести

г) 1% раствор хлорамина

5.Рабочий раствор хлорамина годен в течение (в днях)

а) 45

б) 30

в) 14

г) 1

18

6.Вид уборки процедурного кабинета, которая проводится в конце рабочего

дня

а) заключительная

б) текущая

в) генеральная

г) предварительная

7.Экспозиция при дезинфекции инструментов в 3% растворе хлорамина (в

часах)

а) 24

б) 4

в) 2

г) 1

8.Дезинфекция ванны после пациента:

а) протереть 6% раствором перекиси водорода

б) обработать 3% раствором хлорамина

в) вымыть горячей водой с моющим порошком

г) протереть 2 раза с интервалом 10-15 мин. 1% раствором хлорамина

9.Концентрация раствора хлорамина при дезинфекции клизменных

наконечников

а) 6%

б) 4%

в) 3%

г) 1%

10.Условия хранения хлорсодержащих дезинфицирующих средств

а) не имеют значения

б) на свету

в) в темном сухом помещении

г) во влажном помещении

19

11.Время дезинфекции шприцев и игл одноразового использования в 5%

растворе хлорамина (в мин.)

а) 120

б) 60

в) 45

г) 15

12.Для приготовления 10% осветленного раствора хлорной извести 10 л

необходимо взять сухой хлорной извести (в граммах)

а) 1000

б) 500

в) 300

г) 100

13.К термическому методу дезинфекции относится

а) кипячение

б) ультрафиолетовое облучение

в) двукратное протирание дезинфицирующим раствором

г) погружение в моющий раствор

14.При хранении хлорсодержащих препаратов их активность

а) увеличивается

б) не изменяется

в) уменьшается

г) исчезает полностью

15.К методам дезинфекции относится все, кроме

а) рационального

б) физического

в) химического

г) механического

16.Экспозиция при дезинфекции медицинского инструментария в 3%

растворе хлорамина (в мин.)

а) 90

б) 60

в) 30

20

г) 15

17.Для приготовления 1 л 1% раствора хлорамина необходимо сухого

порошка (в граммах)

а) 100

б) 50

в) 30

г) 10

18.Клизменные наконечники сразу же после использования подлежат

а) кипячению

б) стерилизации

в) дезинфекции

г) ополаскиванию под проточной водой

19.Приготовленный осветленный раствор хлорной извести можно

использовать (в днях)

а) 15

б) 7

в) 3

г) 1

20.Для приготовления 1 л 3% раствора хлорамина необходимо сухого

порошка (в граммах)

а) 300

б) 100

в) 30

г) 10

Эталоны ответов

1б, 2в, 3г, 4в, 5г, 6а, 7г, 8г, 9в, 10в, 11б, 12а, 13а, 14в, 15а, 16б, 17г, 18в, 19б,

20в.

21

Задание на дом

«Дезинфекционный режим в МО».

Конспект лекции, учебник Е.В.Смолева «Основы сестринского дела» стр.

42-51.

4. Информационные источники

1.

Маколкин В.И., Овчаренко СИ., Семенков Н.Н. Сестринское дело, АН-

МИ - М, 2020.

2.

Мухина С.А. Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела:

Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2018.

3.

Мухина С. А. , Тарновская И. И. «Практическое руководство к предмету

«Основы сестринского дела»

Москва Издательская группа «Гэотар-

Медиа» 2018.

4.

Обуховец Т.П., Склярова Т.А., Чернова О.В. Основы сестринского дела.

– Ростов н/д.: Феникс, 2021.

5.

Основы сестринского дела: введение в предмет, сестринский процесс.

Составитель С.Е. Хвощёва. – М.: ГОУ ВУНМЦ по непрерывному

медицинскому и фармацевтическому образованию, 2021.

6.

Островская И.В., Широкова Н.В. Основы сестринского дела: Учебник. –

М.: ГЭОТАР – Медиа, 2018.

7.

Обуховец Т.П. Сестринское дело. Практикум, Феникс, Ростов-на-Дону -

2020.

8.

Сестринское дело, учебник /под редакцией Краснова А.Ф., Самара -

2019.

9.

Е.В.Смолева «Основы сестринского дела» Феникс, Ростов-на-Дону -

2020.



В раздел образования




Яндекс.Метрика