Напоминание

«Начальный этап работы над музыкальными произведениями из репертуара ДМШ»


Автор: Магеро Ирина Михайловна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ РТ "Кызылский колледж искусств им. А.Б Чыргал-оола"
Населённый пункт: г. Кызыл Республика Тыва
Наименование материала: Технологическая карта открытого урока
Тема: «Начальный этап работы над музыкальными произведениями из репертуара ДМШ»
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ГБПОУ РТ «Кызылский колледж искусств им. А.Б. Чыргал-оола»

Технологическая карта открытого урока

Учебный предмет: Изучение педагогического репертуара ДМШ

Преподаватель, специальность: Магеро Ирина Михайловна «Инструменты народного оркестра»

Студент, курс, специальность: Конгар Ая, 4 курс «Инструменты народного оркестра» (баян).

Форма обучения: индивидуальная.

Тема урока:

«Начальный этап работы над музыкальными произведениями из

репертуара ДМШ»

Тип урока:

комбинированный

Цель урока:

Сформировать навыки работы над музыкальными произведениями

из баянного репертуара ДМШ на начальном этапе.

Задачи урока:

Образовательные:

-

Обучение

формам

и

методам

работы

над

музыкальными

произведениями на начальном этапе;

- научить делать методический анализ произведения при общем

ознакомлении с произведением;

- научить делать сравнительный анализ (схожесть, различие) между

произведениями полифонического и гомофонного склада.

-пополнение учебно-педагогического материала для использования в

дальнейшей работе в качестве преподавателя.

Развивающие:

- Развитие навыков анализа и сопоставления при работе над

музыкальными произведениями;

- развитие музыкальной восприимчивости, умения слышать и

слушать;

- развить навыки использования основных методов работы над

произведением (словесных пояснений и показа на инструменте);

- развитие эмоционально-образного восприятия.

Воспитательные:

-воспитание самостоятельности в работе над музыкальным

произведением,

-воспитание художественного вкуса при выборе репертуара.

Структура урока:

1. Организационный этап: Приветствие, знакомство с учебным

предметом, сообщение темы и цели урока.

2. Основной этап: Проверка домашнего задания;

Разбор музыкального произведения И. Кригер Менуэт;

Разбор белорусского народного танца «Янка»;

Сравнительный анализ особенностей работы над произведениями

полифонического и гомофонного склада;

Роль начального этапа в работе над музыкальными произведениями.

3. Заключительный этап: Домашнее задание, оценка. Самоанализ

Продолжительность

урока

45 минут

Методы обучения:

Словесный (пояснения, анализ, сравнение), наглялный,

практический, видеометод.

Материально-

техническое обеспечение

урока:

Инструменты 2 шт.(баян, аккордеон), стулья-2 шт., пюпитр-1 шт.,

нотный материал, компьютер.

Основные понятия и

термины:

Репертуар, полифонический и гомофонный склад произведения,

структура, форма, темп, динамические оттенки, штрихи и т.д.

Ход урока

Организационный

этап

Преподаватель приветствует присутствующих экспертов,

преподавателей и студентку; знакомит с учебным

предметом, сообщает тему и цель урока.

2 мин

Основной этап

Проверка домашнего задания:

Преподаватель задаёт

вопросы по теме «Работа над музыкальным произведением

на начальном этапе», студентка отвечает.

2 мин

Разбор музыкального произведения И. Кригер Менуэт:

Студентка

рассказывает

о

композиторе,

об

эпохе,

о

произведении. Преподаватель дополняет, демонстрирует

иллюстрации,

видеозапись

на

ПК.

Студенка

играет

произведение, делает методический анализ произведения,

аппликатуру, мех. преподаватель дополняет, обобщают

методы работы над полифоническим произведением.

20 мин

Разбор

белорусского

народного

танца

«Янка»

Преподаватель проигрывает произведение, рассказывает о

произведении,

показывает

иллюстрации,

видеозапись

произведения; задает вопросы о характере, структуре,

методический

анализ

по

схеме,

проигрывают

вместе

произведение, расстановка аппликатуры в сложных местах,

мех. Поиск методов решения встречающихся трудностей.

15 мин

Сравнительный анализ особенностей работы над

произведениями полифонического и гомофонного

склада. Заключение (вывод)

3 мин

Заключительный этап

Преподаватель даёт домашнее задание студентке; ставит

оценку; делает самоанализ.

3 мин

Организационный этап. Добрый день уважаемые эксперты, преподаватели, и Ая.

Сегодня состоится открытый урок по предмету «Изучение педагогического

репертуара ДМШ», который тесно связан с методикой обучения игре на инструменте

(баян, аккордеон) и учебной практики по педагогической работе; на этом предмете

мы

повторяем

теорию

и

закрепляем

на

практике.

Одни

из

главных

профессиональных компетенций, которые должны освоить студенты во время

изучения данного предмета - это освоение основного учебно-педагогического

репертуара, приобретение навыка методического анализа произведений, точного и

грамотного исполнения музыкальных произведений, владения профессиональной

терминологией.

Проводить его буду со студенткой 4 курса специальности «Инструменты народного

оркестра» Конгар Аей (баян), данный предмет она начала проходить с января месяца.

Тема урока: «Начальный этап работы над музыкальными произведениями из

репертуара ДМШ»

Цель урока: Сформировать навыки работы над музыкальными произведениями из

баянного репертуара ДМШ на начальном этапе. 1 мин

Основной этап. Проверка домашнего задания: Ая, я тебе задала к этому уроку

повторить тему по методике обучения «Работа над музыкальным произведением».

Сколько этапов работы над муз.произвед-ем ты знаешь?3 этапа- знакомство с

произведением,

освоение выразительных и технических средств, работа над

раскрытием художественного содержания произведения в целом. Какие основные

задачи

первого

этапа?

Создание

общего

представления

о

произведении

и

эмоциональное восприятие его в целом.

Преподаватель должен рассказать о создателе произведении, об эпохе, о характере,

выразительных

средствах,

форме,

структуре:

Предупредить

о

технических

и

художественных трудностях. после анализа попросить ученика проиграть начерно

сначала до конца. 2 мин план рядом поставить)

Разбор Кригер Менуэт. Взяли для примера произведение Иоганна Кригера Менуэт.

Иоганн Кригер немецкий композитор и органист эпохи барокко середины 17,18 века.

Писал помимо танцевальной музыки токкаты, фуги. Барокко переводится как

причудливый, странный.

Для эпохи барокко характерна вычурность и показная

роскошь нарядов, пышные балы, театрализованные представления, грандиозные

празднества. В эпоху барокко родились музыкальные термины, опера, симф. оркестры.

Господствовала в музыке полифония. 2 мин

Поставить видео и комментировать. Менуэт -Красивый, изящный, грациозный

танец родом из Франции. связан с именем французского короля Людовика XIV.

Поэтому его называли Король танцев и танец королей. Сначала его исполняли

партнерша и партнер, постепенно становится массовым. В 17-м веке с менуэта

начинался бал. Первыми всегда выходили король и королева, затем особы, связанные

с первыми лицами государства кровными узами, и, наконец, другие представители

аристократии.

Состоит из мелких шажков, поклонов

и реверансов. Его можно

назвать «приглашением к танцу», изящной танцевальной «беседой».как сложно было

двигаться женщинам в тесных корсетах и пышных юбках,высокие парики, мужчинам –

в скользких туфлях и тяжелых бархатных камзолах, 2мин

Ая

играет

произведение(1мин)

и

разбирает

менуэт

Кригера:танец

полифонического склада(по каким признакам- два самостоятельных голоса),

какой вид полифонии? В русском языке контраст это противоположные по значению

слова: белый-чёрный, горячий-холодный. В музыке:

регистры-верхний, низкий,

длительности долгие, короткие, штрихи легато стаккато, динамика форте пиано,

крещендо-диминуэндо. Присутствует этот контраст в музыкального произведения.

Оживлённый темп, 3хдольный размер, выразительный

напевный характер,

тональность

ля

минор

гармонический

(грустно),

форма

3

хчастная,

почему.

длительности нот. Композитор использует характерный приём полифонии-длинные

звуки в одном голосе заполняются более мелкими в другом голосе. На первый план

выходит то один, то другой голос. Основная задача - научить слышать и вести

мелодическую линию в каждом голосе. Мелодия строится по секвенциям. Штрихи

Написано для клавесина, в переложении для баяна могут изменения в штрихе, в правой

легато, в левой стаккато, технические задачи. Приступая к разбору, расставляем

аппликатуру именно на начальном этапе (помогает их преодолению технич.рудностей),

украшения(мелизмы)

(чтобы

осознать

целостность

указания

характера,

темпа,

динамики, штрихов. ошибки надо отмечать про себя. Счёт вслух, помогает

ансамблевый метод). Каждое полиф. произведение это беседа разных голосов. Если

одному голосу нечего сказать, он должен помолчать, никто не должен вмешиваться в

середину разговора или говорить без надобности и смысла И.С. Бах

В каком классе дают полиф.произведения.(2 класс по программе). К контрастной

полифонии относятся старинные танцы:менуэты, бурре, гавоты, сарабанды и т.д.

Многим педагогам известна антипатия учащихся к полифоническим произведениям.

Трудные и скучные. ПоэтомуНадо выбирать доступные и привлекательные по

музыкальной образности. Г.Нейгауз «Ничто так не воспитывает слух, звуковое

разнообразие, легато,воспитывает внимание» -15 мин.

Следующее произведение белорусская полька «Янка».

Это произведение

пользуется популярностью среди педагогов и обучающихся. Оно отличается простым

гармоническим языком, ясной, запоминающейся мелодией, легкостью и изяществом (с

музыкальной стороны).

Белорусский народный танец формировался вместе со всей белорусской

культурой начиная с XIV

века была связана прежде всего с земледелием. Через

движения белорусы передали весь свой характер и черты, характерные для этих людей.

Они

показывают,

как

чувствуют

жизнь,

ее

красоту,

свой

темперамент

и

воодушевленность.Наиболее популярны белорусские народные танцы - «Крыжачок»,

«Полька-Янка», « «Бульба», Лявониха.

Полька - «Янка» названа по белорусскому мужскому имени Ян, Янка,

исполняется только под белорусскую народную «Янку». Темп движений – умеренно-

быстрый. Танец парный. Все движения проходят по кругу. Пары активно выстукивают

ритм танца ногами и кружатся под музыку.

Для ознакомления пьеса прозвучала в исполнении преподавателя в сдержанном темпе.

Диалог со студенткой: Размер 2/4Простая трехчастная форма, тональность D –

dur. Характер оживленный, веселый. Ответ: Штрихи в правой партии - legato и stakkato,

в левой партии - stakkato. Динамические оттенки mf

(мецефорте), присутствуют

акценты, которые помогают образно показать движение танца.Вопрос: Определи звуко

- высотность произведения?

Ответ: Полька имеет диапазон «октавы».Вопрос: В какой октаве начинается первая

часть произведения и в какой октаве начинается вторая часть произведения.

Ответ: Первая часть произведения начинается с ноты «фа-диез» первой октавы, вторая

часть начинается с ноты «ми» второй октавы.

Далее пьеса проигрывается целиком или фрагментарно (т.е. частично) в

медленном темпе с целью выявления длительностей нот (шестнадцатые, восьмые,

четвертные), пауз, ритмических группировок (две шестнадцатые восьмая - две

восьмые; две шестнадцатые восьмая - четверть; восьмая две шестнадцатые - две

восьмые; четыре восьмые), определение фраз, уточняются места движения меха (по 2

такта), определяются технически трудные места, которые предстоит преодолеть.

Затем ученица с преподавателем прохлопала в ладоши ритмический рисунок

мелодии со счетом вслух, а затем прохлопала ритмический рисунок с названием нот.

В левой партии ученица назвала нотами басы с аккордами.Ознакомившись с

устным анализом произведения, ученица приступает к разбору нотного текста в

медленном темпе каждой рукой отдельно, соблюдая правильную смену меха при игре.

Особое внимание уделили игре левой партии, бас и аккорд ученица старалась

играть «активно» т. е. крепкими пальцами, стараясь при этом соблюдать штрих

stakkato.Одним из важных моментов на начальном этапе работы над произведением

является работа над аппликатурой. Верная и удобная аппликатура способствует

легкому и правильному исполнению текста, неправильная - тормозит процесс

выучивания (т. к. ноты для аккордеона то автор заранее позаботился и расставил в

нотах аппликатуру).

При

разучивании

музыкального

произведения

также

важен

ритмический

контроль, развивающий чувство единого дыхания, понимания целостности формы.

Проведя

начальный

этап

работы

над

музыкальным

произведением,

преподаватель поставила для ученицы видео польки «Янка». При просмотре внимание

ученицы было обращено на характер исполнения польки, а также на костюмы

исполнителей.

Надо ли делать Теоретический анализ текста музыкального произведения (даже

краткий), углубление которого будет продолжаться на протяжении всей работы над

произведением способствует успешному запоминанию.

В завершении урока преподаватель должен домашнее задание по разбору нотного

текста каждой рукой отдельно со счетом вслух, соблюдая штрихи и правильную смену

меха при игре.

Подведение итогов урока: рефлексия (анализ, самоанализ, выводы). Таким образом, в

результате начального этапа работы над произведением ученик должен как можно

больше узнать о нём, грамотно музыкально мыслить, понимать предстоящие

технические и художественные задачи.

Сравнительный анализ между произвед. гомоф. и полиф. склада:

Гомоф. - Тональность и гармония вомпринимаются через вертикаль.главный

мелодический голос и гармоническое сопровождение,мех расставлять легче,потому что

окончание фраз и мотивов совпадает с дыханием во всех голосах,Запоминается легче,

потому что память в основном держится за мелодическую линию.

Полиф. умение мыслить горизонтальной мелодией, гармонический слух, ладовое

чутьё., мелодический голос сочетается с другими голосами, то один, то другой голос

является ведущим.

Итоги: В результате первоначального знакомства с произведением учащийся должен

как можно больше узнать о нем, понимать предстоящие технические и худож.задачи,

представлять конечное звучание пьесы. несмотря на важность первый этап

непродолжителен 1-3 урока.

Заключение: Изучение того или иного музыкального произведения может дать

хорошие результаты только при условии правильного представления о приемах работы

над ним, в основе которых лежит принцип поэтапного последовательного разучивания.

План методического разбора произведения на 1 этапе:

1.

Рассказать о создателе произведения (композитор или народ).

2.

Об эпохе, когда жил композитор, и когда создавалось произведение.

3.

О произведении (сюжет).

4.

После проигрывания педагом или прослушивание записи.

5.

Характер

произведения,

форма,

структура

произведения

(фразировка, аппликатура, мех).

6.

Поиск выразительных средств (Темп, лад, Мелодия, Ритм, штрихи,

Динамика, регистр, гармония, агогика).

7.

Проигрывание со счётом и пение голосом или с педагогом

Основные методы работы над полифонией.

1. Разбор мелодии по фразам и мотивам. Большое внимание к ведению меха.

Плавное, без толчков. Чтобы голос в левой руке не перебивал по звуку голос

в правой можно использовать приём «недожатия» басов на баяне в левой

руке, но лучше использовать выборную клавиатуру.

2. При работе над каждым голосом анализировать построение мелодии,

кульминации и т.д.

3. Играть и петь нотами

4. Выучивать мелодию отдельно правой и левой руками. Заучивать наизусть

каждый голос.

5. Не затягивать работу над голосами, надо их соединять

6. Играть 2 мя руками и петь один из голосов

7. Игра ансамблем с педагогом - меняться голосами.



В раздел образования




Яндекс.Метрика