Напоминание

"Организация самостоятельной работы студентов по специальности "Инструменты народного оркестра""""


Автор: Магеро Ирина Михайловна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ РТ "Кызылский колледж искусств им. А.Б Чыргал-оола"
Населённый пункт: г. Кызыл Республика Тыва
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: "Организация самостоятельной работы студентов по специальности "Инструменты народного оркестра""""
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Магеро И.М. преподаватель ГБПОУ РТ «Кызылский колледж

искусств им. А.Б. Чыргал-оола»

Методические рекомендации

по организации самостоятельной работы студентов

специальности «Инструменты народного оркестра».

Специальный класс в колледже искусств является составной частью

профессиональной

подготовки

студентов

по

специальности

53.02.03

Инструментальное исполнительство «Инструменты народного оркестра». Одной

из задач в подготовке будущих преподавателей детских музыкальных школ по

специальности

баян,

аккордеон

является

подготовка

к

педагогической,

музыкально-исполнительской деятельности, в том числе на музыкальном

инструменте.

Накопление

педагогического

музыкально-инструментального

репертуара невозможно осуществлять исключительно в процессе аудиторных

занятий в специальном классе.

На занятии по специальности преподаватель может обучить студента

методам

и

приемам

работы

над

произведениями,

принципам

отбора

музыкального материала для педагогической практики и дать рекомендации по

его применению на занятиях, уроках, но в большей степени в решении задачи

накопления репертуара зависит от самостоятельной работы студента.

Формирование навыков самостоятельной работы должно происходить под

руководством педагога, особенно на начальном этапе обучения, пока студент не

научится

самостоятельно

осуществлять

грамотный

разбор

музыкального

произведения, осмысленно работать над ним, сознательно и рационально

преодолевая возникающие трудности, пока не сможет анализировать свои

действия, используемые методы и приемы.

Необходимо в первую очередь необходимо обучить первокурсников:

навыку грамотного разбора текста;

навыку чтения нот с листа;

приёмам преодоления технических трудностей;

приёмам запоминания наизусть;

основам самостоятельной работы со специальной литературой,

словарями;

приёмам

психологической самоподготовки к выступлениям (на

экзамене, перед аудиторией и др.)

Самостоятельную работу над музыкальным произведением дома необходимо

проводить

поэтапно.

На

этапе

первоначального

ознакомления

с

произведением,

реализуемого

посредством

чтения

с

листа,

для

более

эффективного осознания характера сочинения, его художественных образов

следует осуществлять:



анализ

формы

и

выразительных

средств

в

неразрывной

связи

с

содержательными особенностями, а также с учетом стилевой атрибутики автора,

эпохи создания и т.п.;



расстановку аппликатуры.

Успешность

прохождения

следующего

этапа

-

детального

освоения

произведения

обеспечивается

при

соблюдении

основных

условий

его

разучивания:

исполнение в медленном темпе;

мысленное членение музыкальной ткани по вертикали (с последующей

работой по голосам, каждой рукой отдельно), и по горизонтали – с

целью постижения структуры целого (мотивов, фраз

предложений,

периодов и пр.);

активизация

слухового

контроля

посредством

воспроизведения

каждого

разучиваемого

эпизода

с

использованием

различных

штриховых, ритмических, динамических и т.д. приемов исполнения.

Цель этого этапа освоения – поиск выразительных средств,

воплощения

художественного образа.

На заключительном этапе – концертной готовности произведения – важно

выстроить

композиционно-

драматургическое

целое.

Исполнительская

готовность произведения определяется степенью отработанности приемов

воплощения художественного образа, достигаемой в процессе корректировки

ранее принятых аппликатурных и других решений.

При работе над произведением необходимо активно использовать знания,

полученные по предметам специальных дисциплин, а также других предметов

учебного плана.

Преподаватель должен помочь спланировать пропорциональную работу

студента

над

всеми

разделами

дисциплины,

включая

различные

виды

самостоятельной работы:

разучивание рекомендуемых жанров программы;

чтение с листа и транспонирование, развитие памяти;

прослушивание и анализ исполнений;

анализ интерпретации.

Плохое владение навыком чтения нот с листа не даст студенту того

необходимого представления об авторском замысле произведения, чтобы

грамотно выстроить последующую работу. Перед преподавателем и студентом

встаёт задача формирования и развития навыка чтения нот с листа. В процессе

восприятия текста присутствуют три слагаемых: вижу – слышу – играю. После

восприятия нотного текста наступает этап «слышу». Слышать музыку, видя ее

запись и не касаясь клавиатуры баяна, аккордеона – очень сложное умение,

овладение которым связано с большими затратами времени. Лишь после того,

как

в

сознании

возникли

ассоциации

между

«слышанием»

текста

и

двигательными представлениями, можно переходить к третьему этапу «играю».

Воспитание навыков чтения с листа и транспонирования нужно осуществлять

регулярно в практических самостоятельных занятиях, используя в качестве

нотного материала лёгкие пьесы, а затем и более сложные произведения.

Одной

из

форм

работы,

требующей

к

себе

внимания,

являются

самостоятельные аналитические занятия, посвященные знакомству с аудио и

видеозаписями современных выдающихся и молодых исполнителей, которые

студент должен знать и уметь анализировать.

Таким

образом,

приступая

к

изучению

произведения,

необходимо

предварительно проанализировать все указания в нотном тексте, проиграть его

целиком, используя навык чтения нот с листа, определить в общих чертах

особенности стиля и характера, и только тогда начинать кропотливую работу над

деталями с решением технических и художественных задач в совокупности.

Вместе с этим следует ознакомиться с творчеством автора произведения,

познакомиться с литературой и живописью его времени, получить более

широкое представление о той эпохе, в которой он жил, – это расширит кругозор,

поможет лучше понять произведение и содержательнее исполнить его. Полезно

послушать изучаемое произведение или родственное ему по стилю в записи, что

в

наше

время

возможно

благодаря

информационно-коммуникационным

технологиям,

но

не

следует

механически

копировать

ту

или

иную

интерпретацию, так как оно приводит к утрате прочувствованного отношения к

исполняемой музыке.

Для самостоятельной работы студентов над музыкальным произведением

можно использовать рекомендательные списки произведений, входящими в

программу учебной дисциплины МДК 01.01. Специальный инструмент

по

специальности

53.02.03

Инструментальное

исполнительство

(по

видам

инструментов) Инструменты народного оркестра.

С целью планирования и контроля самостоятельной работы студентов, с 1-3

курсы

рекомендуется

включать

в

индивидуальный

план

пьесы

для

самостоятельного

изучения,

которые

исполняются

на

экзамене.

Для

самостоятельного разучивания студент вправе выбрать (при согласовании с

преподавателем) любое произведение.

Литература:

1.

Акимов Ю. Чтение нот с листа // Баян и баянисты. Вып. 1. М., 1970

2.

Баян и баянисты [Текст]: сб. метод. статей. – М.: Советский композитор,

1970, 1978, 1981, 1984 – Вып. 1, 4, 5, 6.

3.

Вопросы фортепианной педагогики [Текст]: сборник статей / под ред.

В. Натансона. – М., 1976. – Вып. 4.

4.

Говорушко П. Работа баяниста над музыкальным произведением[Текст] / П.

И. Говорушко.– М.: Музыка, 1966. – 78 с.

5.

Липс, Ф. И. Искусство игры на баяне [Текст] / Ф. И. Липс. – М., 1985. – 268 с.

6.

Нейгауз, Г. Г. Об искусстве фортепьянной игры [Текст]: записки педагога / Г.

Г. Нейгауз. – 5-е изд. – М.: Музыка, 1987. – 238 с.

7.

Шахов, Г. Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование в классебаяна.

[Текст]: учеб. пособие для муз. училищ / Г. Шахов. – М.: Музыка, 1987. – 140

с.



В раздел образования




Яндекс.Метрика