Напоминание

"Воспитание.Мысль и ценности".


Автор: Рыженкова Элина Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО ГЦДО " Лидер"
Населённый пункт: г.Обь Новосибирской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Воспитание.Мысль и ценности".
Раздел: дополнительное образование





Назад




ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:

СМЫСЛЫ, ЦЕННОСТИ, ПОДХОДЫ

НАЙТИ СВОЮ ДОРОГУ,

УЗНАТЬ СВОЕ МЕСТО В

ЖИЗНИ — В ЭТОМ ВСЕ

ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА, ЭТО ДЛЯ

НЕГО ЗНАЧИТ СДЕЛАТЬСЯ

САМИМ СОБОЮ.

ВИССАРИОН ГРИГОРЬЕВИЧ

БЕЛИНСКИЙ

Стремись не к тому,

чтобы добиться

успеха, а к тому,

чтобы твоя жизнь

имела смысл.

Альберт Эйнштейн

Смысл жизни назван «наиболее человеческой и вместе с

тем самой неуловимой» из всех позитивных характеристик

личности и определен как «наличие у человека связных

представлений о высшей цели и смысле мира и о своем

месте в нем» {Petersen, Seligman, 2002)

«Какой смысл жизни является для Вас

самым значимым в данный момент?

«Вспомните какой-нибудь пример из своей

жизни, который помог бы нам лучше

понять смысл Вашей жизни».

Вариант типологии, сложившийся в результате обобщения

исследований на представителях различных возрастных

групп

1.

Межличностные отношения. Ориентация на взаимоотношения с семьей,

друзьями или возлюбленными, например: «Наиболее осмысленным мне

кажется время, которое я провожу с друзьями и с моим парнем». В рамках

этой категории были выделены подкатегории: «Семья»,

«Возлюбленный(ая)», «Друзья» и «Совокупность подкатегорий».

2. Служение. Ориентация на отдачу, оказание помощи, адресованной

людям вообще, например: «Смысл моей жизни состоит в том, чтобы

помогать детям учиться».

3. Вера. Жизнь в соответствии с собственными верованиями и убеждениями

(религиозными, политическими или социальными), например: «Теперь,

когда я открыл для себя Бога, моя жизнь полна смысла». Эта категория

также делилась на подкатегории: «Религиозная или духовная вера» и

«Социальные и политические убеждения».

4. Получение. Подчеркнутая ориентация на материальные блага.

Достижение «психологических» благ, таких как уважение, успех или

престиж, не относится к этой категории. Пример ответа, попадающего в нее:

«Я хочу заработать столько денег, столько смогу, чтобы чувствовать себя

спокойно».

5. Рост. Смысл, полагаемый в собственном развитии и понимании

(например, в стремлении к достижению целей, в развитии своих

способностей, в обретении чувства собственной ценности, обретении не

зависимости), например: «Я уверен, что рожден познать себя и

раскрыть свои таланты. Изменение, рост, стремление к достижению

целей — в этом и состоит вся жизнь».

6. Здоровье. Смысл видится в поддержании своего физического или

психического здоровья, например: «Я хочу быть настолько здоровым,

насколько это возможно».

7. Работа. Смысл, вытекающий из занятий, деятельности, работы

(включая обучение, если оно рассматривается как работа); вместе с тем,

смысл, возникающий из занятий домашним хозяйством, относится к

категории «Межличностные отношения» («Семья»).

8. Удовольствие. Включает общие суждения о том, что удовольствие,

счастье, удовлетворение или просто течение повседневной жизни

являются наиболее осмысленными, например: «Смысл моей жизни

состоит в том, чтобы наиболее полно наслаждаться каждым ее днем».

Процентное распределение смыслов жизни по категориям у

представителей различных возрастов

Категория

Подростки

Студенты

колледжа

Взрослые

Пожилые

люди

Выдающиеся

люди

Межличностные

отношения

46

37

46

45

18

Служение

1

5

5

6

9

Вера

3

18

17

3

0

Получение

9

0.5

2

3

0

Рост

2

13

7

0

9

Здоровье

9

0.5

6

22

4

Работа

-

10

9

0

24

Удовольствие

1

10

0

19

9

Занятия

9

-

-

-

-

Школа

8

-

-

-

-

Внешний вид

5

-

-

-

-

Разное

8

6

8

2

9

Значение слова Смысл по Ожегову:

Смысл - цель, разумное основание чего-нибудь

Одним из значимых проявлений смысловых ориентаций

является показатель осмысленности жизни, который включает

осмысленность настоящего, прошедшего и будущего.

В организации системы ценностных ориентации смысловые

представления выполняют функции принятия или отрицания

определенных ценностей, определения их значимости.

Ценности усваиваются человеком в процессе социализации.

Ценность приобретает личностный смысл для

человека только в процессе осуществления

деятельности по «отстаиванию» этой ценности.

ЦЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ

Ряд ценностей

(по мотивам В.А.Караковского)

ЧЕЛОВЕК

БЛИЗКИЕ

ОТЕЧЕСТВО

ЧЕЛОВЕЧЕСТВО

ЦЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ

Разработка исследовательской группы под

руководством И.А.Зимней

Ценность ЖИЗНИ (она же ценность БЫТИЯ)

Ценность ДОБРА

Ценность ИСТИНЫ

Ценность КРАСОТЫ КАК ГАРМОНИИ

ЖИЗНЬ- ПРИРОДА

ДОБРО – НРАВСТВЕННОСТЬ

ИСТИНА – ПОЗНАНИЕ

ЦЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ

Список целей-идеалов Е.В.Бондаревской

ОТЕЧЕСТВО

КУЛЬТУРА

НРАВСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ

ТВОРЧЕСТВО

Концепция Е.В. Бондаревской «Воспитание как

возрождение гражданина, человека культуры и

нравственности»

Цель воспитания, как утверждает Е.В.

Бондаревская, - это целостный человек

культуры.

Ядром личности человека культуры,

обеспечивающим ее целостность, является

субъектность. Именно она обеспечивает

единство и меру свободы, гуманности,

духовности и жизнетворчества.

Концепция Е.В. Бондаревской: помощь ученику в обретении

ценностей и смысла жизни, в осуществлении его развития как

человека культуры и целостной личности, поддержка его

индивидуальности и самобытности.

Основная идея: культурологический подход к проектированию

образования, компонентами которого являются:

1) отношение к ребенку как субъекту жизни, способному к

культурному саморазвитию и самоизменению;

2) отношение к педагогу как посреднику между ребенком и

культурой;

3) отношение к образованию как культурному процессу,

движущими силами которого являются поиск личных смыслов,

диалог и сотрудничество его участников в культурном

саморазвитии;

4) отношение к учреждению как целостному культурно-

образовательному пространству.

Принципы личностно-ориентированного

обучения:

1. Принцип самоактуализации.

2. Принцип индивидуальности.

3. Принцип субъектности.

4. Принцип выбора.

5. Принцип творчества и успеха.

6. Принцип доверия и поддержки.

ФУНКЦИИ ЦЕННОСТЕЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ

ПРОЦЕССЕ

Проявленные ценности являются основанием для

формулировки целей воспитания, они указывают где

искать цели и ставить задачи, соответствующие

«природе» данного УО;

Ценности подсказывают признаки результата

воспитания, направление «восхождения»;

Ценности еще и мера развертывающегося

воспитательного процесса: тот ли он, соответствует

ли заявленным основаниям и сформулированным

целям.

Психологические механизмы

Психологические механизмы

усвоения ценностей:

усвоения ценностей:

Усвоение типического опыта

Накопление личного опыта

Механизмы усвоения типического

опыта:

Имитация

Идентификация

Чувство стыда

Чувство вины

Личная

деятельность

Самовоспитание

Катарсические

переживания

Привычка

Способы получения

личного опыта:

ВОЗРАСТНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ

ВОЗРАСТНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ

ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ

ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ

ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ

ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ

Возраст

Что

значит

правильно

себя

вести

Почему нужно правильно себя

вести

4 года

Вести

себя

как

хочется.

Справедливо то, что я делаю

Чтобы

получить

награду

и

избежать наказания

5-6 лет

Делать

то,

что

велят

взрослые

Чтобы избежать неприятностей

6-8 лет

Вести себя с другими так, как

они ко мне относятся

Чтобы не упустить своего

8-12 лет

Отвечать ожиданиям других,

доставлять удовольствие

Чтобы

все

хорошо

обо

мне

думали – другие и я сам

С 12 лет

Соответствовать

требованиям общества

Быть настоящим гражданином

Этап

Общее содержание

Стадии

Доморальный уровень

(все дошкольники и

большинство

семилетних детей,

30% - в 10 лет,

10% в 13-15 лет)

Нормы морали – нечто

внешнее, правила

соблюдаются из

эгоистических

соображений,

1 стадия: Ориентируется на наказания и

ведет себя хорошо, чтобы избежать

наказаний

2 стадия: Начинает ориентироваться также и

на похвалу и вести себя хорошо для того,

чтобы получить награду

Конвенциональная

мораль

(12 лет и далее)

Некритичное принятие

морали референтной

группы

3 стадия: Ориентация в поведении на

оправдание ожиданий и одобрение других

людей

4 стадия: ориентация на авторитет других

людей

Автономная мораль

(после 14, но в

реальности – не более

10 % подростков)

В целом: поступки

определяются не

внешним давлением, а

совестью.

5 стадия: ориентация на принципы

общественного благополучия, принятые

перед обществом обязательства

6 стадия: ориентация на общечеловеческие

этические принципы

Стадии морального развития (Л.Колберг)

Педагогическая технология:

Показатели технологичности:

Четкое представление о педагогической цели

Осознание последовательности шагов и

этапов, необходимых для достижения цели и

находящихся в гармонии с логикой развития

самого объекта воздействия

Понимание природы и характера действий тех

внутренних психологических механизмов,

которые запускает педагог своими действиями

Осознание меры своих педагогических усилий

Осознание себя как «инструмента»

педагогического влияния

1 шаг: знакомство

Использование примеров из художественной и духовной

литературы; чтение и обсуждение прочитанного

Обсуждение реальных событий (близких детям), случившихся в

городе, стране, в мире, с этической точки зрения.

Просмотр видео-материалов, кинофильмов, спектаклей и их

обсуждение.

Организация экскурсий и обсуждение увиденного с ценностной

точки зрения.

Ценностные опросы.

Личный пример взрослого, демонстрация взрослым своего

отношения к определенным ситуациям.

Создание ситуаций для общения с людьми, имеющими разные

позиции, и последующее обсуждение.

Общение с природой; создание ситуаций для оказания помощи

живым существам.

2 шаг: проговаривание на своем

языке

Групповые дискуссии, обсуждения.

Ролевые игры и театральная драматизация.

Разбор реальных ситуаций,

проговаривание и обоснование выборов в

конкретной ситуации.

Планирование конкретных дел ценностного

содержания(индивидуально и в группе).

Разбор конфликтных ситуаций.

3 шаг: проживание и тренировка

Участие в театральных постановках, исполнение ценностно-

окрашенных ролей или их режиссура.

Творческая деятельность: нахождение ценностных сюжетов для

фотографии, рисунка и др.

Сюжетно-ролевые игры, предполагающие проживание ситуаций

выбора и принятия на себя ответственности за них.

Совместное с детьми проживание сложных жизненных ситуаций и

обстоятельств.

Опыт принятия других; забота о других, о тех, кто болеет (в том

числе животных).

Встреча с ветеранами, забота о них.

Помощь тем, кто попал в трудную жизненную ситуацию.

Встречи с духовно богатыми людьми.

Поездки в места, насыщенные культурными, духовными

смыслами - погружение в атмосферу культурно обогащённой

среды.

4 шаг: реальные ситуации

Установление и поддержание ценностных традиций

объединения, учреждения.

Разработка и проведение акций и событий, имеющих

ценностное содержание.

Использование ситуаций вхождения «новеньких» в

детский коллектив.

Публичная нравственная оценка событий и поступков.

Разрешение конфликтных ситуаций.

Подготовка ценностно-окрашенных событий.

Проведение совместной рефлексии детей и взрослых

значимых событий и явлений.

ПОДХОДЫ К ВОСПИТАНИЮ

Событийный подход

Образовательное (воспитательное)

событие - совместное переживание при

открытии чего-то важного для детского

коллектива и для каждого участника лично.

«Собраться вместе-это начало.

Держаться вместе-это прогресс.

Работать вместе-это успех»

Генри Форд

Образовательное событие

Дни НАУКИ

Ремесленная мастерская как форма культурологического

воспитания личности

ЭТНОМИР - это самый большой этнографический парк-музей

России, по сути, являющийся интерактивной моделью реального

мира. Здесь на площади 140 га представлены архитектура,

национальная кухня, ремесла, традиции и быт практически всех

стран.

ВЫСТАВКИ И ЭКСКУРСИИ

Обзорная экскурсия по Улице Мира

Экскурсия «Дом без углов»

Экскурсия «Очаги и хранители жилищ народов мира»

Экскурсия «Мудрецы всех времён и народов»

Выставка скульптур «Великие учителя человечества»

Экскурсия «Печка кормит, греет, лечит»

Экскурсия «Красота народного костюма»

Обзорная экскурсия по хуторам «Культура и традиции

Украины и Беларуси»

Экскурсия «Культура и традиции Беларуси»

Экскурсия «Традиции народов Сибири и Дальнего

Востока»

Экскурсия «Поэтика индийских мифов»

Мастер-классы

Мастер-класс «Брауни»

Мастер-класс «Гении»

Мастер-класс «Монгво»

Мастер-класс «Домовёнок»

Мастер-класс «Коса для Домового»

Мастер-класс «Берегиня»

Мастер-класс «Ладушка»

Мастер-класс «Традиционная кукла Бангладеш»

ИНТЕРАКТИВ И АНИМАЦИЯ

Встреча с весёлым сказочным героем

Викторина «Хижина, шале, хата»

Квест «Что нам стоит дом построить»

Чаепитие в юрте

Интерактивная программа «Музыка и

танцы народов Сибири и Дальнего

Востока»

Интерактивная программа «Кудесы»

Неделя хранителей домашнего очага

Типология воспитательных систем (по Е.Н.

Барышникову, И.А. Колесниковой)

1. Ценности: Знание, Интеллект, Разум, Познание, Наука.

Ориентация на созидание человека Знающего и Познающего, человек строящего

свои отношения с собой, людьми, миром на основе знаний и постоянно

пополняющего их в процессе познания.

2. Ценности: Добро, Культура, Творчество.

Ориентация на созидание человека, способного осваивать и преобразовывать

мир человеческой культуры, осуществлять жизненный выбор нравственны

путем.

3. Ценности: Справедливость, Гражданственность, общественность,

Демократия.

Ориентация на созидание человека, полноценного субъекта социальной жизни,

способного понять и принять существующие нормы, самореализовываться,

раскрывая индивидуально – личностный потенциал, готовый социальному

творчеству.

4. Ценности: Свобода, Достоинство, Уникальность.

Ориентация на созидание человека, как творческой индивидуальности,

способного к самоопределению и самореализации во всех сферах жизни.

Типология воспитательных систем (по Е.Н.

Барышникову, И.А. Колесниковой)

1.Воспитательная система рационально – познавательной ориентации

(ценности: Знание, Интеллект, Разум, Познание, Наука). Ориентация на

созидание человека Знающего и Познающего, человек строящего свои

отношения с собой, людьми, миром на основе знаний и постоянно

пополняющего их в процессе познания.

2. Воспитательная система нравственно-культурной ориентации

(ценности: Добро, Культура, Творчество). Ориентация на созидание человека,

способного осваивать и преобразовывать мир человеческой культуры,

осуществлять жизненный выбор нравственны путем.

3. Воспитательная система социальной ориентации (ценности:

Справедливость, Гражданственность, общественность, Демократия).

Ориентация на созидание человека, полноценного субъекта социальной жизни,

способного понять и принять существующие нормы, самореализовываться,

раскрывая индивидуально – личностный потенциал, готовый социальному

творчеству.

4. Воспитательная система индивидуально-личностной ориентации

(Свобода, Достоинство, Уникальность). Ориентация на созидание человека, как

творческой индивидуальности, способного к самоопределению и

самореализации во всех сферах жизни.

Воспитательная система детского

коллектива

Воспитательная система детского

коллектива – это способ организации

жизнедеятельности и воспитания членов

детского сообщества, представляющий

собой целостную и упорядоченную

совокупность взаимодействующих

компонентов и способствующий развитию

личности и коллектива.

Структура программы воспитательной деятельности

1.Введение. Концептуальная основа программы.

2. Анализ социально-педагогической ситуации.

3. Актуальность программы.

4. Нормативно – правовые и методические основы

разработки программы.

5. Цели и ценности, задачи, функции и принципы.

6. Планируемые результаты. Коллективный и

личностный рост участников воспитательного

процесса.

Структура программы воспитательной деятельности

7. Ключевые компоненты системы воспитательной

деятельности.

8. Содержание (тематические блоки). Пути реализации.

9. Технологическая оснащённость программы.

10. Диагностический инструментарий для оценки

эффективности программы.

11. Условия реализации программы.

МОДЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

педагога-воспитателя:

Стратегическая устремленность и долгосрочная

перспектива планирования процесса воспитания в

учреждении;

Направленность содержания воспитательной

деятельности на развитие детей;

Системность осуществления воспитательного

взаимодействия;

Ориентация воспитательного процесса на развитие

индивидуальности детей;

Технологичность работы педагога-воспитателя;

Диагностическая оснащенность деятельности

педагога-воспитателя.

НАПРАВЛЕННОСТЬ СОДЕРЖАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ (отличительные черты успешно работающих

педагогов-воспитателей)

Сформированность научного представления о личности, ее

структуре и компонентах, условиях и факторах ее развития.

В формулировке цели воспитания всегда содержится

информация о качествах личности, на развитие которых будет

направлен воспитательный процесс.

Нередко планы воспитательной работы содержат разделы,

связанные с развитием личностных потенциалов

(интеллектуального, ценностного, коммуникативного,

физического, эстетического).

Ни одно организуемое дело не проводится только просто ради

мероприятия, или просто ради того, чтобы отметить «красный

день» календаря. Любое дело должно внести вклад в развитие

детей.

Особое внимание при анализе состояния и эффективности

воспитания, при составлении психолого-педагогической

характеристики группы детей уделяется результатам развития

детей, изменениям параметров личностного развития каждого

ребенка и детского коллектива в целом

.

Человечество никогда не достигло бы

сверкающих высот, если бы не те,

которые дерзнули поверить, что их

внутренние возможности сильнее

обстоятельств".

БРЮС БАРТОН



В раздел образования




Яндекс.Метрика