Автор: Чернова Татьяна Анатольевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГБОУ школа №1174 детский сад "Карусель"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Развивающая психолого-педагогическая программа подготовки детей к школе и профилактики школьной дезадаптации "В школу уверенным шагом"
Раздел: дошкольное образование
Развивающая психолого-педагогическая программа подготовки детей к школе
и профилактики школьной дезадаптации
«В школу уверенным шагом»
( в рамках реализации программы по преемственности
между детским садом и начальной школой)
Содержание:
1.Аннотация на развивающую психолого-педагогическую программу «В
школу уверенным шагом»…………………………………………………...стр 3
2.Пояснительная записка…………………………………………………….стр 3
3. Содержательная часть программы………………………………………..стр 4
3.1 Цель и задачи программы………………………………………………..стр 4
3.2 Структура программы……………………………………………………стр 5
3.3 Технология реализации программы……………………………………..стр 5
3.4 Формы и психолого-педагогические методы используемые при
проведении курса……………………………………………………………..стр 6
3.5 Ожидаемые результаты…………………………………………………..стр 7
4
. Календарно-тематическое
планирование
реализации
психолого-
педагогической
программы
«В
школу
уверенным
шагом»
д ля
подготовительных к школе групп……………………………………………стр 7
2
Аннотация на развивающую психолого-педагогическую программу «В
школу уверенным шагом». В условиях модернизации образования
проблема подготовки детей дошкольного возраста к систематическому
обучению в школе приобретает особую актуальность. Предлагаемая
программа представляет собой модификацию имеющихся методических
разработок, удачная комбинация которых позволяет в игровой форме и с
помощью сказок сформировать такие необходимые компоненты
психологической готовности к школе, как мотивация и предпосылки учебной
деятельности. Программа направлена на развитие мотивационно-личностной
и познавательной сфер детей старшего дошкольного возраста и адаптацию
детей первых классов к школьному обучению.
Включает в себя два блока. Блок развития мотивационно-личностной сферы
«Лесная школа» разработан на основе одноименных сказок М.А.Панфиловой
и направлен на формирование эмоционально-мотивационной готовности к
школьному обучению и профилактику проблем школьной дезадаптации. Блок
развития познавательной сферы представляет собой систему игровых
комплексов, направленных на развитие психологических основ учебных
действий, формирование такого уровня эмоционально-волевой регуляции,
который бы позволил детям в дальнейшем учиться без дополнительной
помощи.
Пояснительная записка
Проблема
психологической
подготовки
детей
к
школе
не
нова,
но
в
настоящее время приобретает особую актуальность.. Исследование развития
учебной мотивации у школьников от первого ко второму классу, проведенное
под руководством Н.И. Гуткиной, показало, что у большинства детей учебная
мотивация не развивается от первого ко второму классу, причем у многих
школьников она. ухудшается. Современная социальная ситуация развития
детей дошкольного и младшего школьного возраста приводит к тому, что
ученики очень рано теряют интерес к учебе. В первую очередь это связано с
тем, что в подготовительной группе детского сада дети проходят тот же
материал,
что
и
в
первом
классе.
И
это
происходит
в
то
время,
когда
первоклассникам необходима новизна и интеллектуальная нагрузка, что было
выяснено в специальных исследованиях.
С другой стороны, в настоящее
время,
когда
не
все
дети
охвачены
дошкольным
образованием,
встает
проблема обеспечения равных стартовых возможностей перед поступлением
в школу тех детей, которые не посещают детские дошкольные учреждения.
Подготовка к школе таких детей осуществляется в разных формах: через
группы кратковременного пребывания, подготовительные курсы при школах.
Однако, как правило, и в предшкольных группах, и на подготовительных
курсах
при
школе
педагоги
при
подготовке
детей
к
систематическому
обучению ориентируются не на уровень психического развития ребенка,
3
которого
он
должен
достичь
после
полноценного
проживания
всего
дошкольного
возраста,
а
на
так
называемую
«готовность
к
школьному
обучению»,
заданную
как
первичные
школьные
умения
и
навыки
(счет,
чтение,
письмо). Ведущей
целью
подготовки
к
школе
должно
быть
формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной
деятельностью, — любознательности, инициативности, самостоятельности,
произвольности,
творческого
самовыражения
ребенка
и
развитие
психологической готовности к школе.
Психологическая готовность к школе — это психологические предпосылки к
овладению учебной деятельностью, которые формируются внутри ведущей
деятельности, присущей дошкольному возрасту, то есть в игре. В качестве
предпосылок к овладению учебной деятельностью в отечественной
психологии выделяются следующие:
• наличие познавательных и социальных мотивов учения;
• умение ребенка работать по образцу;
• умение ребенка работать по правилу;
• умение ребенка слушать взрослого и выполнять его инструкции;
• умение ребенка обобщать
Эти основные параметры психического развития ребенка, на которые
опирается начальное обучение в школе. Если ребенок хочет учиться, умеет
работать по образцу и следовать заданному правилу, может применить
правило на аналогичном задании, то такой ребенок эффективно будет
осваивать азы учения и достаточно быстро продвигаться вперед..
Предлагаемая нами развивающая психолого-педагогическая программа «В
школу уверенным шагом» максимально отвечает предполагаемым задачам,
стоящим перед первоклассником. В основу легла программа М.А.
Панфиловой «Лесная школа» . Особенностью данной программы является
реализация основного вида деятельности ребенка – игры с целью решения
поставленных задач. Для этого был внесен игровой развивающий блок в
каждое занятие. В период начала школьной жизни у детей отмечается
значительное повышение личностной и ситуационной тревожности . Им не
всегда понятно, для чего существуют школьные правила, сложно принять эти
правила и контролировать с их помощью свое поведение. Отсюда нарушение
дисциплины первоклассниками, их эмоциональная неустойчивость и даже
соматические заболевания. И, как следствие , трудности усвоения
программы.
Содержательная часть программы
Цель и задачи программы
Таким образом, целью данной программы является личностно-
мотивационное и интеллектуальное развитие дошкольника как подготовка к
новому жизненному этапу и профилактика школьной дезадаптации в период
начала обучения.
4
Задачи:
1. Содействие становлению учебной мотивации
- Развивать познавательные мотивы учения
- Содействовать формированию мотива достижения по типу «стремление
к успеху»
-Способствовать формированию социальных мотивов учения
2. Содействие становлению произвольной регуляции поведения и
деятельности
- Развивать произвольные сенсомоторные действия у ребенка
- Формировать умение работать в соответствии с образцом (вос-
принимаемым зрительно или на слух)
- Формировать умение работать по правилу
- Способствовать возникновению соподчинения мотивов поведения и
деятельности (к семи годам)
3. Содействие интеллектуальному и речевому развитию ребенка
- Содействовать развитию наглядно-образного мышления
- Содействовать развитию обобщения
- Развивать непроизвольную и произвольную память
- Развивать непроизвольное и произвольное внимание
-Развивать непроизвольное и произвольное восприятие
4. Формирование у детей навыков общения
- Сформировать навыки общения ребенка с педагогом
- Сформировать навыки общения ребенка со сверстниками
Структура программы: программа включает 30 занятий для детей
подготовительных к школе групп и 30 занятий для первоклассников по 1
занятию в неделю . в программу включены два направления : развитие
личностно-мотивационной сферы посредством психокоррекционных сказок и
развитие интеллектуалной сферы и произвольности посредством игрового
развивающего блока занятий ( содержание игрового блока может
варьироваться)
Технология реализации программы:
1 этап: Организационный
1.1. Проведение установочно-организационных встреч с родителями
1.2. Получение информированного согласия родителей на участие детей в
занятиях по программе.
5
1.3. Составление плана-графика занятий.
1.4. Диагностика ( проводится по программе Н.И. Гуткиной в рамках
основной рабочей программы педагога-психолога)
2 этап: Проведение программы
2.1. Проведение программы «В школу уверенным шагом»
2.2 Проведение консультационных встреч со всеми участниками процесса
3 этап: Аналитический
3.1. Диагностика ( проводится по программе Н.И. Гуткиной в рамках
основной рабочей программы педагога-психолога)
3.2. Подготовка отчета для образовательного учреждения, рекомендации по
сопровождению учащихся, нуждающихся в психологической помощи.
Формы и психолого-педагогические методы используемые при
проведении курса:
1. Элементы игровой терапии
2. Арт-терапевтические методы
3. Метафорические истории и сказки
4. Дискуссии. Обсуждение вопросов, связанных с основной темой занятия.
5. Работа с заданиями в парах (развитие навыка сотрудничества).
6. Диагностические методы
-опросные
-проективные
-наблюдение
7. Упражнения на развитие основных компетенций
8. Подвижные игры
9. Телесно-ориентированные здоровьесберегающие методы
10. Элементы психодрамы
6
11. Игровые упражнения на познавательное развитие
Ожидаемые результаты:
Становление учебной мотивации
Улучшение произвольной регуляции
Повышение адаптивных механизмов
Совершенствование навыков общения и взаимодействия со
сверстниками
Повышение интереса к познавательной деятельности
Календарно-тематическое планирование реализации психолого-
педагогической программы
«В школу уверенным шагом»
для подготовительных к школе групп
Месяц
№
занятия
Темя занятия
Кол-во
часов
сентябрь
1
2
3
Сказки для школьной адаптации
Создание лесной школы
Букет для учителя
Игровой развивающий блок 1
Приветствие
2. Игра «Кто что любит»
3. Игра «Три слова»
4. Игра «Паровоз»
5. Попрощаемся без слов
1
1
1
7
4
Игровой развивающий блок 2
Приветствие
2. Игровое упр. «Лабиринт» на основе зрительного восприятия
(Кто живет в одной сказке)
3. Игровое упражнение «Нарисуй такую же фигуру»
4. Игра «Закончи слово»
5. Игра «Слушай хлопки»
1
октябрь
5
6
7
8
Сказки об отношении учеников к атрибутам школьной
образовательной среды:
Собирание портфеля.
Школьные правила
Игровой развивающий блок 3
Приветствие
Игра «Найди фигурке место»
Игровое упражнение «флажки»
Игра « четвертый лишний»
Подвижная игра « телесная география»
Игровое упражнение «Лабиринт»
Игровой развивающий блок 4
Приветствие
Игра « Теремок»
Игровое упражнение « сюжетные картинки»
Подвижная игра « С головы до пят»
Игра « Звуковые прятки»
Игровое упражнение «Лабиринт»
1
1
1
1
Ноябрь
9
10
11
12
Сказки о взаимоотношениях
Жадность.
Волшебное яблоко (воровство).
Подарки в день рождения.
Игровой развивающий блок 5
Приветствие
Игра «сортировка»
Игровое упражнение «Кольца»
Подвижная игра «Марионетки»
Игра «кто сбежал из зоопарка»
1
1
1
1
8
13
Сказки об отношении учеников к урокам, к знаниям
Домашнее задание.
1
Декабрь
14
15
Школьные оценки.
Игровой развивающий блок 6
Приветствие
Игра «Времена года»
Игровое упражнение «Дополни ряд»
Подвижная игра «Воздушный шар»
Игра «найди по описанию»
Игровое упражнение «Лабиринт»
1
1
январь
16
17
18
19
Сказки о здоровье, в том числе психическом
Бабушкин помощник.
Прививка.
Больной друг.
Игровой развивающий блок 7
Приветствие
Игра «Найди пару»
Игровое упражнение «Найди отличия»
Подвижная игра «Ветер, дождь и гром»
Игра «Что из чего?»
Игровое упражнение «Лабиринт»
1
1
1
1
февраль
20
21
22
23
Сказки о школьных конфликтах
Ябеда.
Шапка-невидимка (демонстративное поведение).
Игровой развивающий блок 8
Приветствие
Игра «Найди фигурке место»
Игровое упражнение «Проставь значки»
Подвижная игра «Заводная кукла»
Игра «Да-нет»
Игровое упражнение «Лабиринт»
Игровой развивающий блок 9
Приветствие
Игра «Чей хвост?»
Игровое упражнение «Сравни картинки»
Подвижная игра «Капелька , льдинка, снежинка»
Игра «Угадай звук»
Игровое упражнение «Лабиринт»
1
1
1
1
9
Март
24
25
26
27
Обида.
Хвосты (межгрупповые конфликты).
Игровой развивающий блок 10
Приветствие
Игра «Угадай эмоцию»
Игровое упражнение «Продолжи ряд»
Подвижная игра «Пляшущие ноги и руки»
Игра «Угадай кто что делает?»
Игровое упражнение «Лабиринт»
Игровой развивающий блок 10
Приветствие
Игра «Я знаю пять…»
Игровое упражнение «Соответствия»
Подвижная игра «Слепой и поводырь»
Игра « Тени»
Игровое упражнение «Лабиринт»
1
1
1
1
Апрель
28
29
30
31
Дружная страна (межполовые конфликты).
В гостях сказки.
Игровой развивающий блок 11
Приветствие
Игра «Что лишнее?»
Игровое упражнение «Найди и зачеркни»
Подвижная игра «Могучий лев»
Игра «Хлопни-топни»
Игровое упражнение «Лабиринт»
Диагностика.
1
1
1
1
1
10