Напоминание

Развивающая психолого-педагогическая программа подготовки детей к школе и профилактики школьной дезадаптации "В школу уверенным шагом"


Автор: Чернова Татьяна Анатольевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГБОУ школа №1174 детский сад "Карусель"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Развивающая психолого-педагогическая программа подготовки детей к школе и профилактики школьной дезадаптации "В школу уверенным шагом"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развивающая психолого-педагогическая программа подготовки детей к школе

и профилактики школьной дезадаптации

«В школу уверенным шагом»

( в рамках реализации программы по преемственности

между детским садом и начальной школой)

Содержание:

1.Аннотация на развивающую психолого-педагогическую программу «В

школу уверенным шагом»…………………………………………………...стр 3

2.Пояснительная записка…………………………………………………….стр 3

3. Содержательная часть программы………………………………………..стр 4

3.1 Цель и задачи программы………………………………………………..стр 4

3.2 Структура программы……………………………………………………стр 5

3.3 Технология реализации программы……………………………………..стр 5

3.4 Формы и психолого-педагогические методы используемые при

проведении курса……………………………………………………………..стр 6

3.5 Ожидаемые результаты…………………………………………………..стр 7

4

. Календарно-тематическое

планирование

реализации

психолого-

педагогической

программы

«В

школу

уверенным

шагом»

д ля

подготовительных к школе групп……………………………………………стр 7

2

Аннотация на развивающую психолого-педагогическую программу «В

школу уверенным шагом». В условиях модернизации образования

проблема подготовки детей дошкольного возраста к систематическому

обучению в школе приобретает особую актуальность. Предлагаемая

программа представляет собой модификацию имеющихся методических

разработок, удачная комбинация которых позволяет в игровой форме и с

помощью сказок сформировать такие необходимые компоненты

психологической готовности к школе, как мотивация и предпосылки учебной

деятельности. Программа направлена на развитие мотивационно-личностной

и познавательной сфер детей старшего дошкольного возраста и адаптацию

детей первых классов к школьному обучению.

Включает в себя два блока. Блок развития мотивационно-личностной сферы

«Лесная школа» разработан на основе одноименных сказок М.А.Панфиловой

и направлен на формирование эмоционально-мотивационной готовности к

школьному обучению и профилактику проблем школьной дезадаптации. Блок

развития познавательной сферы представляет собой систему игровых

комплексов, направленных на развитие психологических основ учебных

действий, формирование такого уровня эмоционально-волевой регуляции,

который бы позволил детям в дальнейшем учиться без дополнительной

помощи.

Пояснительная записка

Проблема

психологической

подготовки

детей

к

школе

не

нова,

но

в

настоящее время приобретает особую актуальность.. Исследование развития

учебной мотивации у школьников от первого ко второму классу, проведенное

под руководством Н.И. Гуткиной, показало, что у большинства детей учебная

мотивация не развивается от первого ко второму классу, причем у многих

школьников она. ухудшается. Современная социальная ситуация развития

детей дошкольного и младшего школьного возраста приводит к тому, что

ученики очень рано теряют интерес к учебе. В первую очередь это связано с

тем, что в подготовительной группе детского сада дети проходят тот же

материал,

что

и

в

первом

классе.

И

это

происходит

в

то

время,

когда

первоклассникам необходима новизна и интеллектуальная нагрузка, что было

выяснено в специальных исследованиях.

С другой стороны, в настоящее

время,

когда

не

все

дети

охвачены

дошкольным

образованием,

встает

проблема обеспечения равных стартовых возможностей перед поступлением

в школу тех детей, которые не посещают детские дошкольные учреждения.

Подготовка к школе таких детей осуществляется в разных формах: через

группы кратковременного пребывания, подготовительные курсы при школах.

Однако, как правило, и в предшкольных группах, и на подготовительных

курсах

при

школе

педагоги

при

подготовке

детей

к

систематическому

обучению ориентируются не на уровень психического развития ребенка,

3

которого

он

должен

достичь

после

полноценного

проживания

всего

дошкольного

возраста,

а

на

так

называемую

«готовность

к

школьному

обучению»,

заданную

как

первичные

школьные

умения

и

навыки

(счет,

чтение,

письмо). Ведущей

целью

подготовки

к

школе

должно

быть

формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной

деятельностью, — любознательности, инициативности, самостоятельности,

произвольности,

творческого

самовыражения

ребенка

и

развитие

психологической готовности к школе.

Психологическая готовность к школе — это психологические предпосылки к

овладению учебной деятельностью, которые формируются внутри ведущей

деятельности, присущей дошкольному возрасту, то есть в игре. В качестве

предпосылок к овладению учебной деятельностью в отечественной

психологии выделяются следующие:

• наличие познавательных и социальных мотивов учения;

• умение ребенка работать по образцу;

• умение ребенка работать по правилу;

• умение ребенка слушать взрослого и выполнять его инструкции;

• умение ребенка обобщать

Эти основные параметры психического развития ребенка, на которые

опирается начальное обучение в школе. Если ребенок хочет учиться, умеет

работать по образцу и следовать заданному правилу, может применить

правило на аналогичном задании, то такой ребенок эффективно будет

осваивать азы учения и достаточно быстро продвигаться вперед..

Предлагаемая нами развивающая психолого-педагогическая программа «В

школу уверенным шагом» максимально отвечает предполагаемым задачам,

стоящим перед первоклассником. В основу легла программа М.А.

Панфиловой «Лесная школа» . Особенностью данной программы является

реализация основного вида деятельности ребенка – игры с целью решения

поставленных задач. Для этого был внесен игровой развивающий блок в

каждое занятие. В период начала школьной жизни у детей отмечается

значительное повышение личностной и ситуационной тревожности . Им не

всегда понятно, для чего существуют школьные правила, сложно принять эти

правила и контролировать с их помощью свое поведение. Отсюда нарушение

дисциплины первоклассниками, их эмоциональная неустойчивость и даже

соматические заболевания. И, как следствие , трудности усвоения

программы.

Содержательная часть программы

Цель и задачи программы

Таким образом, целью данной программы является личностно-

мотивационное и интеллектуальное развитие дошкольника как подготовка к

новому жизненному этапу и профилактика школьной дезадаптации в период

начала обучения.

4

Задачи:

1. Содействие становлению учебной мотивации

- Развивать познавательные мотивы учения

- Содействовать формированию мотива достижения по типу «стремление

к успеху»

-Способствовать формированию социальных мотивов учения

2. Содействие становлению произвольной регуляции поведения и

деятельности

- Развивать произвольные сенсомоторные действия у ребенка

- Формировать умение работать в соответствии с образцом (вос-

принимаемым зрительно или на слух)

- Формировать умение работать по правилу

- Способствовать возникновению соподчинения мотивов поведения и

деятельности (к семи годам)

3. Содействие интеллектуальному и речевому развитию ребенка

- Содействовать развитию наглядно-образного мышления

- Содействовать развитию обобщения

- Развивать непроизвольную и произвольную память

- Развивать непроизвольное и произвольное внимание

-Развивать непроизвольное и произвольное восприятие

4. Формирование у детей навыков общения

- Сформировать навыки общения ребенка с педагогом

- Сформировать навыки общения ребенка со сверстниками

Структура программы: программа включает 30 занятий для детей

подготовительных к школе групп и 30 занятий для первоклассников по 1

занятию в неделю . в программу включены два направления : развитие

личностно-мотивационной сферы посредством психокоррекционных сказок и

развитие интеллектуалной сферы и произвольности посредством игрового

развивающего блока занятий ( содержание игрового блока может

варьироваться)

Технология реализации программы:

1 этап: Организационный

1.1. Проведение установочно-организационных встреч с родителями

1.2. Получение информированного согласия родителей на участие детей в

занятиях по программе.

5

1.3. Составление плана-графика занятий.

1.4. Диагностика ( проводится по программе Н.И. Гуткиной в рамках

основной рабочей программы педагога-психолога)

2 этап: Проведение программы

2.1. Проведение программы «В школу уверенным шагом»

2.2 Проведение консультационных встреч со всеми участниками процесса

3 этап: Аналитический

3.1. Диагностика ( проводится по программе Н.И. Гуткиной в рамках

основной рабочей программы педагога-психолога)

3.2. Подготовка отчета для образовательного учреждения, рекомендации по

сопровождению учащихся, нуждающихся в психологической помощи.

Формы и психолого-педагогические методы используемые при

проведении курса:

1. Элементы игровой терапии

2. Арт-терапевтические методы

3. Метафорические истории и сказки

4. Дискуссии. Обсуждение вопросов, связанных с основной темой занятия.

5. Работа с заданиями в парах (развитие навыка сотрудничества).

6. Диагностические методы

-опросные

-проективные

-наблюдение

7. Упражнения на развитие основных компетенций

8. Подвижные игры

9. Телесно-ориентированные здоровьесберегающие методы

10. Элементы психодрамы

6

11. Игровые упражнения на познавательное развитие

Ожидаемые результаты:

Становление учебной мотивации

Улучшение произвольной регуляции

Повышение адаптивных механизмов

Совершенствование навыков общения и взаимодействия со

сверстниками

Повышение интереса к познавательной деятельности

Календарно-тематическое планирование реализации психолого-

педагогической программы

«В школу уверенным шагом»

для подготовительных к школе групп

Месяц

занятия

Темя занятия

Кол-во

часов

сентябрь

1

2

3

Сказки для школьной адаптации

Создание лесной школы

Букет для учителя

Игровой развивающий блок 1

Приветствие

2. Игра «Кто что любит»

3. Игра «Три слова»

4. Игра «Паровоз»

5. Попрощаемся без слов

1

1

1

7

4

Игровой развивающий блок 2

Приветствие

2. Игровое упр. «Лабиринт» на основе зрительного восприятия

(Кто живет в одной сказке)

3. Игровое упражнение «Нарисуй такую же фигуру»

4. Игра «Закончи слово»

5. Игра «Слушай хлопки»

1

октябрь

5

6

7

8

Сказки об отношении учеников к атрибутам школьной

образовательной среды:

Собирание портфеля.

Школьные правила

Игровой развивающий блок 3

Приветствие

Игра «Найди фигурке место»

Игровое упражнение «флажки»

Игра « четвертый лишний»

Подвижная игра « телесная география»

Игровое упражнение «Лабиринт»

Игровой развивающий блок 4

Приветствие

Игра « Теремок»

Игровое упражнение « сюжетные картинки»

Подвижная игра « С головы до пят»

Игра « Звуковые прятки»

Игровое упражнение «Лабиринт»

1

1

1

1

Ноябрь

9

10

11

12

Сказки о взаимоотношениях

Жадность.

Волшебное яблоко (воровство).

Подарки в день рождения.

Игровой развивающий блок 5

Приветствие

Игра «сортировка»

Игровое упражнение «Кольца»

Подвижная игра «Марионетки»

Игра «кто сбежал из зоопарка»

1

1

1

1

8

13

Сказки об отношении учеников к урокам, к знаниям

Домашнее задание.

1

Декабрь

14

15

Школьные оценки.

Игровой развивающий блок 6

Приветствие

Игра «Времена года»

Игровое упражнение «Дополни ряд»

Подвижная игра «Воздушный шар»

Игра «найди по описанию»

Игровое упражнение «Лабиринт»

1

1

январь

16

17

18

19

Сказки о здоровье, в том числе психическом

Бабушкин помощник.

Прививка.

Больной друг.

Игровой развивающий блок 7

Приветствие

Игра «Найди пару»

Игровое упражнение «Найди отличия»

Подвижная игра «Ветер, дождь и гром»

Игра «Что из чего?»

Игровое упражнение «Лабиринт»

1

1

1

1

февраль

20

21

22

23

Сказки о школьных конфликтах

Ябеда.

Шапка-невидимка (демонстративное поведение).

Игровой развивающий блок 8

Приветствие

Игра «Найди фигурке место»

Игровое упражнение «Проставь значки»

Подвижная игра «Заводная кукла»

Игра «Да-нет»

Игровое упражнение «Лабиринт»

Игровой развивающий блок 9

Приветствие

Игра «Чей хвост?»

Игровое упражнение «Сравни картинки»

Подвижная игра «Капелька , льдинка, снежинка»

Игра «Угадай звук»

Игровое упражнение «Лабиринт»

1

1

1

1

9

Март

24

25

26

27

Обида.

Хвосты (межгрупповые конфликты).

Игровой развивающий блок 10

Приветствие

Игра «Угадай эмоцию»

Игровое упражнение «Продолжи ряд»

Подвижная игра «Пляшущие ноги и руки»

Игра «Угадай кто что делает?»

Игровое упражнение «Лабиринт»

Игровой развивающий блок 10

Приветствие

Игра «Я знаю пять…»

Игровое упражнение «Соответствия»

Подвижная игра «Слепой и поводырь»

Игра « Тени»

Игровое упражнение «Лабиринт»

1

1

1

1

Апрель

28

29

30

31

Дружная страна (межполовые конфликты).

В гостях сказки.

Игровой развивающий блок 11

Приветствие

Игра «Что лишнее?»

Игровое упражнение «Найди и зачеркни»

Подвижная игра «Могучий лев»

Игра «Хлопни-топни»

Игровое упражнение «Лабиринт»

Диагностика.

1

1

1

1

1

10



В раздел образования




Яндекс.Метрика