Напоминание

"Мой Сургут"


Автор: Трофимова Нина Николаевна
Должность: учитель истории, педагог доп. образования
Учебное заведение: МБОУ СОШ №18 им. В.Я. Алексеева
Населённый пункт: г.Сургут, ХМАО-Югра
Наименование материала: авторская программа дополнительного образования детей по краеведению
Тема: "Мой Сургут"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №18

имени Виталия Яковлевича Алексеева г. Сургута

Рабочая программа

школьного музея направления «краеведение» «Мой Сургут»

на 2017- 2018 учебный год

классы II ступени обучения (5-6-е классы)

учитель: Н.Н. Трофимова

Сургут

2017-2018 уч.год

РАССМОТРЕНО:

на заседании кафедры

«_______ _________________»

Протокол № _____________

_________/________________/

«___» _____________2017г.

СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора по ВВР

_______/О.А. Арапова/

«___» ___________2017г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ СОШ №18

им. В.Я. Алексеева

__________/Е.В. Калганова/

«___» ____________2017г.

Количество часов по учебному плану

76

Всего за учебный год

В т.ч.

1 –я четверть

2 –я четверть

3 – я четверть

4 – я четверть

«МУЗЕЙ - ЭТО ПАМЯТНАЯ КНИГА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»

(А.В. Луначарский )

Введение

Музей является неиссякаемым источником гражданско - правового, культурологического и

патриотического

воспитания

подрастающего

поколения.

Школьный

музей

для

многих

наших

воспитанников

становится

школой

творческого

труда

и

поиска,

общественной

активности

и

гражданственности. В этот труд они вкладывают свою настойчивость, любовь, интерес, время.

Живой показ явлений и фактов средствами музейных документов- подлинников особенно убеждает,

врезается в память, будит мысль.

Концепция

музея

«Мы

родом

из

детства»

достаточно

востребована

в

образовательном

пространстве нашего города и отвечает требованиям социального запроса младших школьников,

подростков, молодежи. На базе школьного музея разработаны программы «Мы родом из детства» (1

год обучения), «Мой Сургут» (2 год обучения), «Мы – Алексеевцы!» (3 год обучения).

Программы работы музея составлены с учетом рекомендаций Российского Центра музейной

педагогики

и

детского

творчества

Русского

музея

С-

Петербурга

и

являются

авторскими

разработками, основанными на краеведческом историко-этнографическом и литературном материале.

Пояснительная записка

Направленность дополнительной образовательной программы

школьного

музея «Мой Сургут» второго года обучения - туристско-краеведческая. Содержание

программы

соответствует

российским

традициям

обучения,

развития

и

воспитания

детей

и

подростков, а также культурно – национальным особенностям Ханты - Мансийского национального

округа – Югра.

Актуальность, значимость и новизна дополнительной образовательной программы.

Реалии сегодняшнего дня как никогда требуют изучения истории места, где ты родился и

живешь. Молодым людям необходимо знать имена тех, стоял у истоков образования нашего города,

его героическую трудовую историю. Важно знать, как острог Сургут стал сначала селом, затем

городом и крупнейшей в стране промышленной провинцией, какое место занимает наш город в

истории ХМАО-Югры.

Кто сделал наш город таким красивым и успешным? Почему сюда постоянно стремятся люди

разных

профессий

из

различных

городов

России

и

стран

СНГ?

Как

стать

успешным,

самодостаточным, уверенным в себе человеком? Как найти для себя занятие, которое поможет не

только

заполнить

свое

свободное

время,

но

станет

средством

дальнейшего

профессионального

самоопределения?

На эти и другие вопросы наших воспитанников призваны ответить экспозиции музея «Мы

родом из детства», помочь из прошлого и настоящего заглянуть в будущее.

Углубленное

знакомство

ребят

с

биографиями

Почетных

граждан

Сургута

оказывает

непосредственное воздействие на формирование их жизненных идеалов, помогает найти достойный

образец для формирования своей жизненной позиции.

Прикосновение к живой биографии целеустремленных, упорных, талантливых, мужественных

людей, наших земляков, вызывает искреннее, глубокое переживание, оставляет след на всю жизнь, а

приобретенные во время поиска и в ходе музейной работы знания и навыки окажутся полезными,

какую бы профессию в будущем не избирали активисты музея.

Тематика школьного музея «Мы родом из детства» является оригинальной среди школьных

музеев

нашего

города,

позволяет

расширить

диапазон

изучаемого

исторического

материала

от

регионального, до мирового. С этой точки зрения возможности нашей тематики неисчерпаемы.

Рабочая программа музея «Мой Сургут» является логичным продолжением, на углубленном

уровне, изучения краеведения на основе федерального государственного образовательного стандарта

основного

общего

образования

по

истории.

Изучение

истории

округа,

города,

своей

школы

направлено не только на усвоение информационного содержания, но, прежде всего, на развитие у

учащихся

навыков

исследовательской

работы,

самостоятельного

поиска,

умения

работы

с

историческими источниками. Доминирующей целью изучения истории города является становление

гражданского

самосознания

учащихся,

осознания

любви

к

родной

истории,

к

родному

городу,

пробуждение патриотических чувств.

Моделью

образовательной

деятельности

школьного

музея

«Мы

родом

из

детства»

предусматривается

взаимодействие

общего,

дополнительного

образования

и

внеурочной

деятельности. Концептуальной основой модели является система ценностно-целевых ориентаций и

принципов организации содержания деятельности.

Цель:

● Образование, развитие и воспитание личности обучающегося, способного к определению своих

ценностных приоритетов на основе осмысления истории города Сургута, ХМАО-Югры и РФ,

активно и творчески применяющего историко - краеведческие знания в учебной и социальной

деятельности.

Задачи:

●Создание

педагогических

условий

для

развития

личности

школьника

путем

включения

её

в

инновационную музейную деятельность;

●формирование

у

учащихся

позицию

человека

ориентированного

на

гражданскую,

этнонациональную, социальную и культурную самоидентификацию в окружающем мире;

●повышение мотивации учащихся к изучению истории родного города, биографий выдающихся

земляков;

●формирование у учащихся навыков поисково-собирательской деятельности;

●развивитие

у

учащихся

способности

к

осознанию

ценности,

целостности

и

многообразия

окружающего культурного пространства и своего места в нем;

●Развитие творческих и организаторских способностей учащихся в проектно-музейной деятельности

и при проведении культурно - массовых мероприятий историко – краеведческой и патриотической

направленности;

●развитие

способностей

учащихся

анализировать

содержащуюся

в

различных

источниках

краеведческую информацию;

●воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему городу, округу, многонациональному

государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и

народами, в духе демократических ценностей современного общества.

Отличительные особенности данной дополнительной общеобразовательной программы

от уже существующих:

Содержание программы школьного музея «Мой Сургут» приоритетно строится на историко-

краеведческом,

этнографическом

и

литературном

материале,

включающим

в

себя

уникальные

сведения

по

истории

становления

острога

Сургут,

его

значимости

для

России

в

период

средневековья, Нового времени и в наше время. Данная программа предполагает изучение истории

родного

города

посредством

посещения

городских

исторических

музеев.

Ребята

знакомятся

с

биографиями знаменитых земляков, внесенных в Книгу Почета города Сургута, а также изучают

памятники и памятные места нашего города.

Возрастные и индивидуальные особенности детей, участвующих в

реализации данной программы.

Данная программа рассчитана для ребят II ступени обучения (5-7 классы), из числа которых

выбирается

совет

музея.

Совет

осуществляет

организационно-

руководящую

роль,

определяет

основные направления поисковой работы, разрабатывает тематическое планирование экскурсионных

занятий.

Формирование

разновозрастного

совета

в

деятельности

школьного

музея

достаточно

эффективно,

так

как

более

старшие

школьники

имеют

возможность

осуществлять

вожатские

функции по отношению к младшим, помогать им в поисковой и оформительской деятельности, могут

быть

консультантами

в

экскурсионной.

Младшие,

по

возрасту,

школьники

с

удовольствием

работают с экспозиционным фондом музея, содержат его в порядке, являются ответственными за

сохранность фонда. Каждый ребёнок в группе имеет возможность выбрать себе специализацию-

хранителя

фонда,

техника-консультанта

(сканирование

документов,

фотографий,

создание

презентаций, фото и video съёмка мероприятий), оформителя, летописца, поисковика-исследователя,

экскурсовода.

Ученики,

достигшие

высоких

результатов

в

своем

направлении

деятельности,

получают «должность» старшего летописца, ст. техника, оформителя- консультанта, экскурсовода-

консультанта и т.п. Такой подход положительно влияет на повышение мотивации к занятиям в

школьном музее.

Музей имеет свою эмблему, у каждого ученика – свой бейдж с указанием имени и «музейной

должности».

Срок реализации программы – 1 год.

Формы и режим занятий. Занятия проходят 2 раза в неделю по 40 минут в соответствии с

режимом работы образовательного учреждения. Для обучающихся в 1 смену, занятия проводятся во

второй половине дня, а для 2-й смены – в первой половине дня. Занятия проходят в форме чтения и

обсуждения историко-краеведческих текстов, изучения материального фонда школьного музея. На

занятиях

используется

электронный

ресурс:

презентации,

фрагменты

фильмов,

интернет.

Использование

электронного

ресурса

осуществляется

с

учетом

возрастных

и

психологических

возможностей детей и подчиняется определенным дидактическим требованиям:

1.

Электронные учебные материалы являются дополнительными и не могут заменить работу

с историческими источниками (письменными и материальными) как основное средство

обучения;

2.

Электронные ресурсы на данной ступени обучения используются как учителем, в качестве

демонстрационного материала, сопровождающего объяснение, так и обучающимися при

подготовке проектов и конкурсных материалов.

На занятиях приоритетно используются коллективные формы работы (в паре, в группе),

особенно при разработке проектов, или в процессе подготовки к конкурсным мероприятиям.

Ценностные ориентиры:

Гражданско- патриотическая направленность воспитания обучающихся на основе развития

исторической памяти;

Укрепление

связи

поколений

для

осознания

школьником

себя

как

преемника

наследия

прошлого;

Развитие личности, гражданско- правовой зрелости, творческой активности детей.

Направления образовательной деятельности:

научно- поисковая (работа с материалами школьного архива, подготовка исследовательских

проектов

в

рамках

всероссийских,

окружных,

городских

конкурсов,

а

также

школьного

конкурса «Апрельские чтения»;

проектная

деятельность

рамках

городских

конкурсов

«Растем

вместе!»,

«Наша

новая

школа», Всероссийского конкурса «Я, Гражданин России!», школьного конкурса «Апрельские

чтения» и др.)

Формы организации деятельности музея:

Поисковая работа,

Экспозиционно- оформительская работа;

Экскурсионная, культурно- образовательная деятельность;

Конкурсы.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса по данной программе:

Для реализации

целей дополнительной образовательной программы школьного музея в

нашем образовательном учреждении созданы достаточные педагогические условия для всех выше

обозначенных направлений и форм организации деятельности:

● оборудованный соответствующей мебелью кабинет;

● компьютер с локальной сетью и выходом в интернет (подведены дополнительные точки для

выхода в интернет ещё для двух компьютеров);

● проектор для просмотра мультипликационных и фрагментов художественных фильмов,

фильмов о музеях;

вещественные

исторические

(письменные,

вещественные,

фото,

видео)

источники,

соответствующие тематике экспозиций музея;

вещественные

исторические

(письменные,

вещественные,

фото,

видео)

источники,

соответствующие тематике музея для научно- поисковой работы;

налажены

связи

для

экскурсионной

и

совместной

проектной

и

культурно

просветительской деятельности с музеями окружного и муниципального значения г. Сургута;

налажены

связи

для

осуществления

внеурочной

деятельности

с

Центром

детского

творчества, музеями образовательных учреждений

В учебном плане школы на 2017/2018 уч. год на реализацию рабочей программы школьного

музея первого года обучения выделено 2 часа в неделю, 38 недель (76 часов).

Ожидаемые результаты.

Личностные:

●осознание своей идентичности как жителя города Сургута и ХМАО-Югры, члена семьи, этнической

и религиозной группы, локальной и региональной общности;

●освоение

культурно

исторических

и

гуманистических

традиций

совместного

проживания

и

ценностей народов ХМАО-Югры, уважение прав и свобод человека;

●осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений нашего города и ХМАО-

Югры

в области культорологического воспитания, способность к определению своей позиции и

ответственному поведению в современном обществе;

●понимание культурного многообразия нашего города, ХМАО-Югры, уважение к культуре своего и

других народов, толерантность.

Метапредметные:

●развитие способности сознательно организовывать и регулировать свою внеучебную деятельность –

общественную, творческую, поисковую;

●формирование умениями работать с историко-краеведческой информацией (журналами, газетами,

школьным архивом, формулировать и обосновывать выводы), использовать современные источники

информации, в том числе и материалы на электронных носителях;

●формирование у учащихся умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в

соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные

способы достижения результата;

●формирование умения понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности и способности

конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;

●готовность к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и

социальном окружении.

Предметные:

●понимание

особой

роли

Сургута

и

ХМАО-Югры

в

истории

России;

овладение

целостными

представлениями об истории родного города и округа, как неразрывной части истории Отечества;

●освоение доступных способов изучения истории экспонатов школьного музея;

●освоение элементарных правил нравственного отношения к историческим и культурным ценностям

●развитие навыков поисково-собирательной работы (наблюдение, запись, получение информации из

семейных архивов);

●развитие навыков речевой культуры и поведения экскурсовода;

●развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в отдельных историко-

краеведческих эпизодах.

Формы и сроки проведения промежуточной и итоговой аттестации.

Промежуточная

и

итоговая

аттестация

проходит

в

форме

игровой

соревновательной

деятельности

в

конце

изучения

каждой

темы.

После

изучения

т.1.

«Музеи

города

Сургута»

проводится

литературно-практическая конференция по книге Ф.Я Показаньева «Ленькина наука».

Тема 2.

«Как

стать

экскурсоводом»

заканчивается

процедурой

посвящения

в

экскурсоводы,

где

дети

представляют свою творческую работу по одной из экспозиций музея. Тему 3. «Узнаю мою Югру»

завершает урок-конкурс «Знатоков истории ХМАО-Югры». Тема 4. «Из глубины веков» и тема 5.

«Мой Сургут» заканчиваются устной викториной «Уникальные страницы истории Сургута». Тему 6.

«Наши выдающиеся земляки» завершает устная викторина «Книга Почета города Сургута». К

завершению изучения темы 7. «Памятные места и улицы Сургута» - ребята разрабатывают проект

конкурса «Знатоков памятников и памятных мест города Сургута» и организуют его проведение на

школьном/межшкольном уровне.

«Победители и призеры зачисляются в состав экскурсоводов школьного музея.

Учебно-тематический план.

Вводное

занятие

«Здравствуй,

музей!» Пропедевтика музейного дела.-

2

часа. На этом

занятии

раскрывается

понятие

«музей».

Дается

представление

о

том

какие

бывают

музеи,

демонстрируется презентация о музеях города Сургута. ученики, которые занимаются не первый год,

рассказывают о специфике музея «Мы родом из детства», о том, что старшее поколение – родители,

бабушки,

дедушки,

знаменитые

и

известные

земляки

ученые,

военные,

деятели

культуры

и

искусства – оставили след в истории своей большой и малой Родины. Поэтому так важно вести

диалог с ушедшими поколениями, в том числе и виртуальное общение с ними.

Тема I «Музеи города Сургута» 14 ч. В рамках изучения темы дети получают возможность

совершить

виртуальные

экскурсии

в

Музей

«Усадьба

купца

Клепикова»,

Музей

истории

народного

образования. МБОУ СОШ №44, Музей А.Н. Сибирцева. МБОУ СОШ 38, Музей истории моста, Сургутский

художественный

музей,

Музей

«Усадьба

купца

Клепикова».

Ребята

побывают

в

домике-

музее

А.С.

Знаменского и в доме краеведов ИКЦ «Старый Сургут», познакомятся в биографиями этих замечательных

людей.

На

заключительных

занятиях

изучается

книга

Ф.Я

Показаньева

«Ленькина

наука».

Завершается

изучение темы литературно-практической конференцией по книге Ф.Я Показаньева «Ленькина наука».

Тема 2. «Как стать экскурсоводом». -10ч. Данная тема направлена на развитие речевой культуры

ребят, развитие их умений и навыков проводить экскурсии по стационарным экспозициям школьного

музея.

Формой

промежуточной

аттестации

по

данной

теме

является

процедура

посвящения

в

экскурсоводы, где дети представляют свою творческую работу по одной из экспозиций музея.

Тема 3. «Узнаю мою Югру» - 18ч. Темы занятий - «Наш край в древности», «Природа и человек в

представлениях обских угров», «Югра духовная», «Мелодии Югры», «День Вороны», «Медвежий

праздник», «В юртах Сопочиных», «Воспитание мальчиков и девочек коренных народов Югры» дают

представления

о

культуре

и

традициях

народов

ханты

и

манси,

их

национальных

праздниках,

традициях

воспитаний

мальчиков

и

девочек.

Дети

совершат

виртуальное

путешествие

в

юрты

Сопочиных. Завершает тему урок-конкурс «Знатоков истории ХМАО-Югры».

Тема 4. «Из глубины веков»-3ч., тема 5. «Мой Сургут»-8ч. Данные темы познакомят ребят с

уникальными событиями в истории нашего города: археологическими раскопками на Барсовой горе,

основанием острога Сургут, посещением Сургута цесаревича Николая II и с событиями связанными с

открытием нефти и газа, превращением города в крупную промышленную провинцию. Заканчивает

изучение темы устная викторина «Уникальные страницы истории Сургута».

Тема

6.

«Наши

выдающиеся

земляки»-

18ч.

данная

тема

дает

возможность

ребятам

познакомиться с биографиями выдающихся сургутян, чьи имена внесены в Книгу Почета города

Сугута.

Заканчивает изучение темы устная викторина «Книга Почета г.Сургута».

Тема 7. «Памятные места и улицы Сургута»-5ч. Изучение темы направлено на знакомство с

памятниками и памятными, историческими местами нашего города. В процессе изучения данной

темы

ребята

составляют

фото-каталог

памятников

Сургута

и

разрабатывают

проект

конкурса

«Знатоков памятных мест города Сургута» и защищают его на последнем занятии.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

Школьный

музей

и

одна

из

его

образовательных

программ

«Мой

Сургут»

является

неотъемлемой

частью

образовательного

процесса

и

социокультурной,

досуговой

деятельности

нашего общеобразовательного учреждения. На базе музея разработаны сценарии и методические

рекомендации по проведению школьных и межшкольных городских конкурсов и литературно –

практических

конференций.

Традиционным

стало

проведение

литературно-практической

конференции по книге Ф.Я. Показаньева «Ленькина наука»

для учащихся 5-6 х классов, проект

«Знаменитые

люди

города

Сургута»,

конкурс

знатоков

памятных

мест

и

памятников

города.

Традиционным

стало

проведение

конкурса

«Сохраним

в

памяти!»,

посвященного

изучению

биографий

выдающихся

сургутян,

чьи

имена

носят

образовательные

учреждения

г.

Сургута.

Ежегодно

на

базе

школьного

музея

проводятся

выставки

работ

профессиональных

художников

нашего города. Разработаны сценарии и методические рекомендации к межшкольным литературно –

практическим конференциям по книгам:

Л.Т. Космодемьянской «Повесть о Зое и Шуре»;

А.П. Гайдара «Тимур и его команда»;

Е. Айпина «Ханты, или звезда Утренней Зари»;

Ф. Показаньева «Лёнькина наука» и др.

К

декаде

патриотического

воспитания

разработаны

методические

рекомендации

по

проведению межшкольных конкурсов:

«Пионеры - герои»;

«Навечно молодые» (посвященного памяти ребят – сургутян, погибших в «горячих точках»);

«Знаете ли вы памятники города Сургута» и др.

К каждой экспозиции музея разработаны экскурсионные лекции с учётом возрастных категорий,

как экскурсантов, так и юных экскурсоводов, а также памятки по уходу за экспозиционным фондом

музея.

В течение учебного года осуществляется методическое сопровождение ребят при подготовке к

конкурсам и викторинам различного уровня. Нередко ребята становятся призёрами и победителями

различных конкурсных мероприятий.

Кроме этого юные музейщики участвуют в различных формах внеурочной деятельности,

таких как викторины, фестивали, форумы, школьные ролевые игры – сказки, музейные уроки с

презентациями для учеников нашей школы и гостей, экскурсии в школьном музее.

Список информационных источников:

1.

Конституция Российской Федерации.

2.

Федеральный закон от 26.05.1996г. № 54-ФЗ «О музейном фонде РФ и музеях РФ».

3.

Инструкция по учету и хранению музейных ценностей Министерства культуры РФ.

Список литературы для педагога:

1.

Будылин И. Экскурсовод – кто он? // Сов. музей. – 1990. – № 2.

2.

Гнедовский М.Б. Коммуникационный подход в музееведении: теоретические и

прикладные аспекты : Дис. в виде науч. докл. ... канд. ист. наук. – М., 1994.

3.

Сейненский А.Е. Музей воспитывает юных. М, Просвещение, 1988.

4.

Столетов В.Н.. Кашина М.П. Школьные музеи. М, Просвещение, 1977.

5.

Формы и методы научно- просветительской работы музеев. Сб. научных трудов. М.,1986.

6.

Музей и школа: пособие для учителя. /под ред Т.А. Кудриной/- М., Просвещение, 1985.

7.

Коллекции сургутского краеведческого музея. Избранное. /под ред А.В. Шатунова/

8.

Купеческая усадьба. /под ред. Клабукова, Показаньевой Н.Н., Сургутская типография, 2005.

9.

В юртах сопочиных. Сургутский краеведческий музей. Сургутская типография, 2007.

10. Куклы «Нёрым Ях». Сургутский краеведческий музей. Сургутская типография, 2007.

11. Лихтварк А. Музеи как образовательные и воспитательные учреждения //Образовательные и

воспитательные задачи современного музея // Под ред. Л.Г.

12. Пантелеева Л.В. Музей и дети. изд. «Карапуз», М., 2000.

13. Музей. Образование. Культура : Процессы интеграции : Сб. тр. творческой лаборатории.

14. «Музейная педагогика» кафедры музейного дела / Ин-т переподготовки работников искусства,

культуры и туризма РФ. – М., 1999. – Вып. 2.

15. Макарова Н.Г. Музей как социально-эстетический феномен : Автореф. дис. ... канд.

филос. наук. – М., 1987.

14. Массовая идейно-воспитательная работа // Музееведение. Музеи исторического

профиля : Учеб. пособие для вузов по специальности «История» / Под ред. К.Г. Левыкина,

15. Медведева Е.Б. Музейная педагогика: определение дефиниции // Международный

музейно-педагогический семинар «Здравствуй, музей» : Тез. / Гос. Рус. музей; С.-

Петербург. гос. ун-т пед. мастерства. – СПб., 1995.

16. Медведева Е.Б. Музейная педагогика России и Германии : Автореф. дис. … канд. ист.

наук. – М., 1998.

17. Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина

// Ориентиры культурной политики : Информ. вып. № 4 / М-во культуры РФ. Рос. ин-т

переподгот. работников искусства, культуры и туризма; Гл. ИВЦ. – М., 1997.

18.Решетников Н.И. Музейная педагогика как теоретическая проблема // Музеи мира /

НИИ культуры. – М., 1991. – (Музееведение).

19. Столяров Б.А., Бойко А.Г., Рева Н.Д. Основы музейной педагогики : Учеб. курс / Гос.

Рус. музей; Рос. акад. образования. Сев.-Зап. отд-ние. – СПб., 1996.

20. Юхневич М.Ю. Музейный педагог – профессия // Сов. музей. – 1989. – № 1.

22. Вопросы массовой научно-просветительной работы музеев – М., 1961 – (Тр. / НИИ

музееведения).

27. Музей – культура – общество : Сб. науч. тр. / Музей революции. – М., 1992.

28. Федоров Н.Ф. Музей, его смысл и назначение // Федоров Н.Ф. Соч. – М., 1982.

29. Шмидт С.О. Золотое десятилетие советского краеведения // Отечество. – 1990. – № 1.

30.Кокшайская О.Н. Эстетические аспекты экскурсии по исторической экспозиции //

Музееведение. Воспитание подрастающего поколения в музее: теория, методика,

практика. – М., 1989. – (Сб. науч. тр. / НИИ культуры).

31. Попова Е., Литвак М. Советы начинающим экскурсоводам // Сов. музей. – 1992. – №

Рева Н.Д. Методика экскурсионной работы с детьми младшего школьного возраста в

художественном музее : Метод. рекомендации. – Л.,1989. – (Гос. Рус. музей).

32. Опыт организации музейных праздников. – М., 1988. – (Музейное дело и охрана

памятников : Экспресс-информ. / ГБЛ. НИО Информкультура; Вып. 2).

33. Турицына Т., Зайцева М. Познавать, играя // Сов. музей. – 1987. – № 2.

34. Чумак Т.А. От истории семьи к познанию города : (Творческие задания для детей

младшшего школьного возраста как средство пробуждения познавательного интереса к

истории С.-Петербурга) // Музей, школа, семья : Проблемы музейной педагогики / Гос.

музей истории С.-Петербурга. – СПб., 1996. – Вып. 1.

35. Шаповаленко И.В. Формирование образов исторических явлений у детей младшего

школьного возраста (опыт экспериментального исследования) // Воспитание

подрастающего поколения в музее: теория, методика, практика. – М., 1989. – (Сб. науч. тр.

/ НИИ культуры).

36. Шаповаленко И.В. Ребенок в музее : Психол.-пед. аспекты работы с детьми дошк. и

младшего шк. возраста. – М., 1990. – (Музееведение и охрана памятников : Экспресс

информ / ГБЛ: НИО Информкультура; Вып. 6).

37. Юхневич М.Ю. Воздействие экспозиции краеведческого музея на учащуюся

молодежь // Актуальные проблемы музейного строительства : Музей и посетитель. – М.,

1979. – (Тр. / НИИ культуры; 85).

38. Положение о школьном музее // Преподавание истории в школе. – 1975. – № 2.

39. Положение о школьном музее // О дальнейшем совершенствовании туристской,

краеведческой, экскурсионной работы учащихся. Приказ. – М., 1985.

40. Смирнова Л.М. Три этапа создания музея // Музей. – 1982. – № 3.

41. Туманов В.Е. Документальные памятники школьных музеев РСФСР: организация

выявления, учета и использования (1956–1985 гг.) : Дис. ... канд. ист. наук. – М., 1985.

Школьные музеи : Из опыта работы. – М., 1977.

42.Экспозиция школьного музея : Метод. рекомендации / Сост. Н.И. Решетников. – М.,

1986.

43. Элькин Г.Ю., Огризко З.А. Школьные музеи : Пособ. для учителей. – М., 1972.

Литература о детских музеях:

1.

Альварес Д. Детский музей в Каракасе // Museum. – 1986. – № 150.

2.

Бартрам Н.Д. Избранные статьи. Воспоминания о художнике. – М., 1973.

3.

Бартрам Н.Д. От игрушки к детскому театру. – Л., 1925.

4.

Босх Ж.В. Музеон : Новые перспективы // Museum. – 1987. – № 155.

5.

В музее детской книги // Детская литература. – 1935. – № 5.

6.

В музее пропаганды детской книги // Детская литература. – 1935. – № 2

7.

Величкина Г. Сказка в музее // Мир музея. – 1994. – № 6.

8.

Волина В. Дети и книга // Сов. музей. – 1938. – № 9.

9.

Детский музей // Полунина Н., Фролов А. Основатели : Российские просветители.М., 1990.

10. Детский музей города Ноябрьска : Концепция развития / Науч. ред. Н.А.Никишин. –

11. Ноябрьск; Москва, 1997.

12. Детский

музей

пространство

педагогического

эксперимента

//

Ребенок

в

музее

(Социологический и психолого-педагогический аспекты) / Рос. ин-т культурологии. – М., –

(Музееведение). – Гл. 4.

13. Дурылина С.Н. Музей детского труда // Свободное воспитание. – 1907-1908. – № 2.

14. Зеленко А.У. Детский музей // Педагогическая энциклопедия / Под ред. А.Г.

15. Зеленко А.У. Детские музеи в Северной Америке. – М., 1926.

16. Зонненштраль Е. Полиграфический кружок в Музее детской книги // Сов. музей. –1935. – №

6.

17. Зонненштраль Е., Попова А. Музей детской книги и рисунка // Красный библиотекарь. – 1934.

– № 11.

18. Макарова Н.Г. Проект «ДОМ: Детский Открытый Музей в Москве» // Междунар.музейно-пед.

семинар «Здравствуй, музей!» / Гос. Рус. музей. С.-Петербург. Гос. ун-т пед. мастерства. –

СПб., 1995.

19. Макарова Н.П. Семья в Детском музее г. Ноябрьска // Ориентиры культурной политики :

Информ. вып. № 4 / М-во культуры РФ. Рос. ин-т переподгот. Работников искусства, культуры

и туризма. Гл. ИВЦ. – М., 1997.

20. Медведева Е.Б. Германия – страна детских музеев // Вестник Ассоциации

21. «ОТКРЫТЫЙ МУЗЕЙ». – 1999. – № 1-2.

22. Межлумян К.С. Центр детского творчества в Ереване // Museum. – 1984. – № 144.

23. Мексин

Я.П. Из

опыта

музейно-выставочной

работы

с

детьми

(по

материалам

базы

пропаганды детской книги при Музее по народному образованию) // Сов. музей. – 1932. –№ 2.

24. Музей игрушки: об игрушке, кукольном театре, начатках труда и знаний и о книге для

ребенка /Сост.: Н. Бартрам, Е. Овчинникова. – Л., 1928.

25. Петровская

Н.А. Детский

исторический

музей

в

Петербурге

//

Ориентиры

культурной

политики

:

Информ.

вып.

4

/

М-во

культуры

РФ.

Рос.

ин-т

переподгот.

работников

искусства, культуры и туризма. Гл. ИВЦ. – М., 1997.

26. Петровская Н. ДИМ для Димы : (Какой музей нужен ребенку?) // Мир музея. – 1995.– № 2.

27. Полетаева С.В. Детский музей как воспитатель // Вестник воспитания. – 1910. – №

28. Рашитова Р.С. Из истории организации специальных музеев для детей в России //Вестник

музейной комиссии. – М., 1990. – Вып. 1.

29. Рашитова

Р.С.

Детский

музей

:

истории

вопроса)

//

Музееведение.

Воспитание

подрастающего поколения в музее: теория, методика, практика. – М., 1989.- (Сб. науч. тр. /

НИИ культуры).

30. Робер А. Дети не любят ходить в музей? Посетите Ивенториум и убедитесь в обратном //

Museum. – 1989. – № 162.

31. Романов Н.И. Занятия с детьми в музее по американскому методу // Жизнь музея. –1926. – №

2.

32. Юхневич М.Ю. Детский музей: прошлое и настоящее // Ориентиры культурной

политики : Информ. вып. № 4 / М-во культуры РФ. Рос. ин-т переподгот. работников

искусства, культуры и туризма. Гл. ИВЦ. – М., 1997.

33. Юхневич М.Ю., Карпенко И.Н. Проблемы и опыт создания детских музеев как

центров эстетического воспитания : (Обзор работы секции) // Комплексная программа

эстетического воспитания населения: пути разработки и реализации. – М., 1990. – (Сб.

науч. тр. / НИИ культуры).

Список литературы для обучающихся и родителей:

1.

Бахлыков П. Югорские ханты. История, быт, культура. Тюмень, 1996.

2.

Будылин И. Экскурсовод – кто он? // Сов. музей. – 1990. – № 2.

3.

Давыдова А. Коренные сургутяне. Сургут, 2004.

4.

Детский музей города Ноябрьска : Концепция развития / Науч. ред. Н.А.Никишин. Ноябрьск;

Москва, 1997.

5.

Коллекции сургутского краеведческого музея. Избранное. /под ред А.В. Шатунова/

6.

Захаров И. Сургут в вопросах и ответах. Екатеринбург. 2005.

7.

Зеленко А.У. Детский музей // Педагогическая энциклопедия.

8.

Зубарев А. Сургутские тетради. Екатеринбург. 2009.

9.

Зубарев А.В., Кондрякова Г.В. У штурвала Сургута. История городской власти. Сургут, 2009.

10. Кондрякова Г.В. Жила-была деревня. Сургут, 2005.

11. Кондрякова Г.В. Сургут и сургутяне. Сургут, 2005.

12. Коллекции сургутского краеведческого музея. Избранное. /под ред А.В. Шатунова/

13. Купеческая усадьба. /под ред. Клабукова, Показаньевой Н.Н., Сургутская типография, 2005.

14. В юртах сопочиных. Сургутский краеведческий музей. Сургутская типография, 2007.

15. Куклы «Нёрым Ях». Сургутский краеведческий музей. Сургутская типография, 2007.

16. Медведева Е.Б. Германия – страна детских музеев // Вестник Ассоциации «ОТКРЫТЫЙ

МУЗЕЙ». – 1999. – № 1-2.

17. Тахтуева Л.Ф. «Финно – угорский мир в куклах и игрушках». 2000.

18. Хантыйские сказки. //Ларец с народными сказками. 2001.

19. Хантыйские легенды, сказки и предания. 1998.

20. Мансийские сказки. Коллекция сказок народов Севера. 2000.

21. Югория. Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа. 2000, тт. 1,2,3.

Учебно-тематическое планирование занятий школьного музея направления «Краеведение», 2017/ 2018 уч. год

№ занятия

Раздел/ тема

Количество часов

Всего

часов

Теоретич.

часть

Практическая часть

1-2

Вводное занятие «Здравствуй, музей»

1

1 (работа с фондом музея)

2

14

3-4

Музей «Усадьба купца Клепикова»

1

1 (экскурсия)

2

5

Музей истории народного

образования. МБОУ СОШ №44.

0

1 (виртуальная экскурсия)

1

6

Музей А.Н. Сибирцева. МБОУ СОШ 38.

0

1 (виртуальная экскурсия)

1

7

Музей истории моста.

0

1 (виртуальная экскурсия)

1

8

Сургутский художественный музей.

0

1 (виртуальная экскурсия)

1

9

Музей «Усадьба купца Клепикова».

0

1 (экскурсия)

1

10-11

В гости к А.С. Знаменскому. ИКЦ

«Старый Сургут»

1

1 (экскурсия)

2

12

В гости к Ф.Я. Показаньеву. Дом

краеведа.

1

0 (экскурсия)

1

13-14

«Ленькина наука». Ф.Я. Показаньев.

1

2 (работа с текстом)

3

15

Литературно-практическая

конференция по книге Ф.Я.

Показаньева.

0

1

1

Тема 2. «Как стать экскурсоводом».

10

16-19

Речевая культура экскурсовода.

1

3 (развитие речевой

культуры)

4

20-22

Моя любимая экспозиция.

1

2 (разработка текста к

экспозиции музея)

3

23

Посвящение в экскурсоводы.

0

1

1

Тема 3. «Узнаю мою Югру»

18

24-25

Наш край в древности.

1

1(работа с фондом музея)

2

26-27

Природа и человек в представлениях

обских угров.

1

1 (работа с историческим

текстом)

2

28-29

Югра духовная.

1

1(работа с фондом музея)

2

30-31

Мелодии Югры.

1

1(работа с фондом музея)

2

32-33

День Вороны.

1

1(работа с фондом музея)

2

34-35

Медвежий праздник.

1

1(работа с фондом музея)

2

36-37

В юртах Сопочиных.

1

1(работа с фондом музея)

2

38-40

Воспитание мальчиков и девочек

коренных народов Югры.

1

2(работа с фондом музея)

3

41

Урок-конкурс «Знатоков истории

ХМАО-Югры»

0

1(работа с фондом музея)

1

Тема 4. «Из глубины веков».

3

42

Тайны Барсовой горы.

1

0

1

43

Основание острога Сургут.

1

0

1

44

Приезд цесаревича Николая II в

Сургут.

1

0

1

Тема 5. «Мой Сургут».

8

45-48

Сургут по воспоминаниям А.В.

Кузнецова.

3

2(работа с историческим

текстом)

5

49

Открытие сургутской нефти.

1

1

50

Промышленное освоение края.

1

1

51

Село Сургут становится городом.

1

1

52

Устная викторина «Уникальные

страницы истории Сургута»

Тема 6. «Наши выдающиеся

земляки».

19

53

Гондатти Николай Львович.

1

0

1

54

Кушников Георгий Гаврилович

1

0

1

55

Салманов Фарман Курбанович

1

0

1

56

Кукуевицкий Григорий Григорьевич

1

0

1

57

Щепеткина Мария Андреевна

1

0

1

58

Агафонов Вениамин Максимович

1

0

1

59

Менщикова Людмила Андреевна

1

0

1

60

Жумажанов Нажметдин Уакпаевич

1

0

1

61

Показаньев Флегонт Яковлевич

1

0

1

62

Жаворонков Евгений Никитович

1

0

1

63

Захаров Иван Прокопьевич.

1

0

1

64

Сибирцев Андрей Николаевич

1

0

1

65

Богданов Владимир Леонидович

1

0

1

66

Сидоров Александр Леонидович

1

0

1

67

Губачев Владимир Георгиевич

1

0

1

68

Солохин Валентин Федорович

1

0

1

69

Важенин Юрий Иванович

1

0

1

70

Горда Людмила Александровна

1

0

1

71

Защита проектов-презентаций по

биографиям выдающихся сургутян.

0

1

1

Тема 7. «Памятные места и улицы

Сургута»

5

72-74

Виртуальное путешествие по

памятным местам города Сургута.

1

2(работа с фондом музея)

3

75

Самые памятные места нашего

микрорайона.

1

0

1

76

Защита проекта «Конкурс знатоков

памятных мест г.Сургута».

0

1

1

ВСЕГО

45

31

76

Календарно-тематическое планирование

занятий школьного музея направления «краеведение» по

программе «Мой Сургут», 2017/ 2018 уч. год

Раздел/тема

Кол.

часов

Дата

Содержание

Форма

подведения

итогов

план

факт

Вводное занятие

«Здравствуй,

музей!»

2

На

занятиях

дети

д ел я тс я

впечатлениями

о

том,

какие

музеи

они

посетили

во

время

летних

каникул,

знакомятся

с

э к с п о з и ц и я м и

и

ф о н д о м

школьного музея.

1

« М у з е и

г о р о д а

Сургута»

14

В рамках изучения темы дети

п о л у ч а ю т

в о з м о ж н о с т ь

с о в е р ш и т ь

в и р т у а л ь н ы е

экскурсии

в

Музей

«Усадьба

к у п ц а

К л е п и ко в а » ,

М у з е й

истории народного образования.

МБОУ

СОШ

№44,

Музей

А.Н.

Сибирцева.

МБОУ

СОШ

38,

М у з е й

и с т о р и и

м о с т а ,

Сургутский

художественный

музей,

Музей

«Усадьба

купца

Клепикова». Ребята побывают в

домике- музее А.С. Знаменского

и

в

до м е

к р а е в едо в

И КЦ

«Старый Сургут», познакомятся в

б и о г р а ф и я м и

э т и х

зам еч ател ьны х

л юдей .

Н а

з а к л ю ч и т е л ь н ы х

з а н я т и я х

изучается книга Ф.Я Показаньева

«Ленькина наука».

Завершается

изучение

темы

литературно-

практической

конференцией

по

книге

Ф.Я

Показаньева

«Ленькина

наука».

2

« К а к

с т а т ь

экскурсоводом».

10

Данная

тема

направлена

на

развитие

речевой

культуры

р е б я т ,

п о п о л н е н и е

и х

словарного

запаса,

развитие

и х

у м е н и й

и

н а в ы к о в

проводить

экскурсии

по

стационарным

экспозициям

школьного музея.

Формой

промежуточной

а т т е с т а ц и и

п о

д а н н о й

т е м е

является

процедура

п о с в я щ е н и я

в

экскурсоводы,

где

дети

представляют

свою

творческую

работу

по

одной

и з

э к с п о з и ц и й

музея.

3

«Узнаю мою Югру»

18

Темы занятий - «Наш край в

древности»,

«Природа

и

Завершает тему

урок-конкурс

человек

в

представлениях

о б с к и х

у г р о в » ,

« Ю г р а

духовная», «Мелодии Югры»,

«День

Вороны»,

«Медвежий

п р а з д н и к » ,

« В

ю р т а х

Сопочиных»,

«Воспитание

м а л ь ч и к о в

и

д е в о ч е к

коренных

народов

Югры»

д а ю т

п р е д с т а в л е н и я

о

культуре и традициях народов

х а н т ы

и

м а н с и ,

и х

национальных

праздниках,

т р а д и ц и я х

в о с п и т а н и й

мальчиков

и

девочек.

Дети

с о в е р ш а т

в и р т у а л ь н о е

п у т е ш е с т в и е

в

ю р т ы

Сопочиных.

«Знатоков

истории

ХМАО-Югры».

4

«Из глубины веков».

3

Данная

тема

познакомит

р е б я т

с

у н и к а л ь н ы м и

событиями в истории нашего

города:

археологическими

раскопками на Барсовой горе,

основанием

острога

Сургут,

п о с е щ е н и е м

С у р г у т а

цесаревича Николая II.

Заканчивает

изучение

тем

4 , 5

у с т н а я

викторина

«Уникальные

страницы

истории

Сургута».

5

«Мой Сургут».

8

Данная

тема

познакомит

р е б я т

с

с о б ы т и я м и

связанными

с

открытием

нефти и газа, превращением

г о р о д а

в

к р у п н у ю

промышленную провинцию.

6

«Наши

выдающиеся

земляки».

19

данная тема дает возможность

ребятам

познакомиться

с

биографиями

выдающихся

сургутян, чьи имена внесены

в

Книгу

Почет а

г о р од а

Сугута.

Заканчивает

изучение

темы

устная

викторина

«Книга

Почета

г.Сургута».

7

«Памятные

места

и

улицы Сургута»

5

Изучение темы направлено на

знакомство с памятниками и

памятными,

историческими

местами

нашего

города.

В

процессе

изучения

данной

темы ребята составляют фото-

каталог памятников Сургута и

р а з р а б а т ы в а ю т

п р о е к т

конкурса «Знатоков памятных

мест

города

Сургута»

и

защищают его на последнем

занятии.

Защита

проекта

«Конкурс

знатоков

памятников

и

памятных мест г.

Сургута».

ВСЕГО

76



В раздел образования




Яндекс.Метрика