Напоминание

"Развитие взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками в игре"


Автор: Булыгина Наталья Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №85 г. Ставрополь
Населённый пункт: г. Ставрополя
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками в игре"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие взаимодействия детей старшего дошкольного возраста

со сверстниками в игре

Подготовила: воспитатель МБДОУ д/с №85

г. Ставрополь, Булыгина Н.А.

Дети

старшего

дошкольного

возраста

отличаются

высокой

эмоциональностью,

впечатлительностью.

Они

легко

возбудимы.

Монотонные занятия резко снижают к ним интерес. Среда, эмоциональная

атмосфера, многообразие действий и качество впечатлений являются

главными

факторами

взаимодействия

детей.

И,

именно,

эта

эмоциональность, яркость, многообразие и свобода самопроявления должны

быть обеспечены для взаимодействия детей старшего дошкольного возраста

со сверстниками. Искреннее общение детей друг с другом открывает в

каждом

из

них

необычайную

чуткость

и

мудрость,

эмоциональную

отзывчивость, яркость воображения. Важнейшие новообразования возникают

во всех сферах психического развития: преобразуются интеллект, личность,

социальные отношения. Переход к конкретно - операционному мышлению

влечёт за собой существенную перестройку всех психических процессов

(восприятия, памяти, воображения, речи, воли), а также сознания ребёнка,

его моральных суждений, способности к сотрудничеству с другими людьми.

Педагогические усилия должны быть направлены не на укрощение

энергии у старших дошкольников, а, наоборот, на то, чтобы эту энергию

использовать как «помощника» в организации образовательного процесса в

ДОО. В этой связи возникает необходимость говорить о подходах, методах,

средствах и приемах, т.е. том педагогическом инструментарии, который

лежит в основе профессиональной деятельности воспитателей и применяется

ими в педагогической практике.

Применение арсенала педагогических методов, средств и приемов или,

иначе говоря, педагогических технологий позволяет вовремя определить

детские проблемы и наметить пути по их решению.

Главное, что есть в каждом ребенке - это искренность, доверчивость,

любознательность,

открытость.

Искреннее

общение

детей

старшего

дошкольного возраста

друг с

другом

открывает

в каждом

из них

эмоциональную отзывчивость по отношению к сверстникам, способности к

сотрудничеству со сверстниками. Педагоги должны умело направлять их

энергию не на конфронтацию в детском коллективе, а на плодотворное

сотрудничество, на развитие взаимодействия детей старшего дошкольного

возраста со сверстниками.

Игра в условиях ДОО выполняет особую диагностическую функцию,

позволяя развивать взаимодействие между детьми старшего дошкольного

возраста,

способствует

установлению

положительного

эмоционального

тонуса

детского

коллектива,

формирует

у

старших

дошкольников

индивидуальный интерес к разным видам деятельности.

Формирование игровой деятельности должно быть построено на основе

комплексного подхода, который включает в себя следующие компоненты:

организация предметно-игровой среды, обогащение жизненного опыта

старших дошкольников, обучающие игры, общение в процессе игры.

Подобранные игры должны иметь индивидуальный подход в их

проведении.

По мнению многих специалистов, значительное место в игровых

технологиях должно быть отведено подвижным играм, т.к. игра выступает

как средство физической и морально-волевой подготовки. Применение

подвижных игр и игровых занятий позволяет в лучшей степени овладевать

необходимыми знаниями, умениями и навыками, закрепить их в игровых

условиях, а также способствует укреплению опорно-двигательного аппарата,

мышц, формированию правильной осанки. Высокий эмоциональный уровень

таких занятий позволяет детям легко взаимодействовать друг с другом в

процессе проведения данных игр.

В игре, заложены огромные возможности творческого потенциала

личности.

Недостаточное

развитие

познавательной,

коммуникативной,

эмоциональной, двигательной сфер ребенка может затруднять его общение с

другими людьми.

В играх создаются наиболее благоприятные условия для развития

творчества детей старшего дошкольного возраста, в играх совершенствуется

эстетическое восприятие мира. Играющие старшие дошкольники познают

красоту движений, их образность, у них развивается чувство ритма. Кроме

того, играя и реализуя различные формы активности, дошкольники познают

себя, свое тело, изобретают и учатся чувствовать гармонию.

В

основе

любого

театрализованного

действия

лежит

игра.

Театрализованная игра позволяет сформировать навыки невербального

общения, так как построена не только на диалогической речи, но и на

определенной

пластической

выразительности,

которая

подразумевает

использование мимики, жестов, пантомимики и т.д.

Формирование навыков невербального общения в театрализованных

играх помогает детям старшего дошкольного возраста эмоционально

воспринимать художественные произведения, выражать свое отношение к

содержанию текста, персонажам, различать положительные и отрицательные

качества,

помогает

развитию

творчества,

закреплению

навыков

межличностного взаимодействия.

Использование

словесных

игр

тоже

способствует

развитию

взаимодействия детей. В педагогической литературе отмечается, что для того

чтобы дети старшего дошкольного возраста умели общаться между собой и

взрослыми (строили правильно предложения, вопросы, меняли интонацию и

т.д.), нужно создавать условия для развития диалогической речи у детей с

раннего возраста. Опыт работы по развитию диалогического общения детей

со сверстниками говорит о том, что на разных возрастных этапах

первостепенное значение приобретает та или иная задача, и в зависимости от

этого воспитатель отбирает содержание, форму, метод обучения. У детей

старшего

дошкольного

возраста

необходимо

формировать

умение

пользоваться в диалоге различными видами инициативных реплик (вопросы,

сообщения, побуждения) и соответствующими им ответными реакциями.

Дети должны научиться соблюдать правила поведения в процессе диалога,

очередность

реплик,

тематическое

единство,

использовать

этикетные

формулы речевого общения, навык поведения с учетом ситуации речевого

общения.

Таким

образом,

игровые

технологии

содействует

общему

и

всестороннему

развитию

детей

старшего

дошкольного

возраста,

способствуют развитию взаимодействия со сверстниками и коммуникации.

Список литературы

1.

Авдулова

Т.П.

Личностная

и

коммуникативная

компетентности

современного дошкольника / Т.П. Авдулова, Г.Р. Хузеева. - М.: Прометей,

2013. - 138 с.

2.

с.

3.

Борзенков В. Л. Педагогическая игротехника. Методология. Теория.

Практика. - М., 2000.- 236 с.

4.

Веракса Н.Е. Игра - зона ближайшего развития ребенка. Современное

дошкольное образование. Теория и практика. 2011, № 1.

5.

Виноградова Н.А., Позднякова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для

старших дошкольников. М.: Айрис-пресс, 2009. - 128 с.

6.

Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка:

Стенограмма лекции, прочитанной в 1933 г. в ЛГПИ им. Герцена // Вопросы

психологии. 1966. №6. С. 65.

7.

Гударёва О.В. Психологические особенности сюжетно-ролевой игры

современных дошкольников: Дис. канд. психол. наук. - М., 2005. - 155 с.

8.

Гуторова М.Ф. Родители учатся играть с детьми // Современное

дошкольное образование. Теория и практика. - 2009. - № 6.

9.

Дмитриенко И.С. Подвижные игры как средство развития физических

качеств у младших школьников. - М.: РГУ, 2001, с. 35.

10.Дыбина О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с

предметным

миром.

Практико-ориентированная

монография

-

М.:

Педагогическое общество России, 2008. - 128 с.

11.Ельцова О.М., Терехова, А.Н. Игровые обучающие ситуации как

нетрадиционная форма работы с дошкольниками. // Дошкольная педагогика.

- 2011. - № 1. - С. 17-18

12.Игровые

технологии

как

средство

совершенствования

образовательного

процесса

в

рамках

ФГОС

дошкольного

образования//Социально-

коммуникативное

развитие

дошкольников:

теоретические основы и новые технологии: Сборник статей/ Автор-

составитель Т.В.Волосовец, О.А. Зыкова и др.- М:ООО»Русское слово-

учебник»2015 - С.81-87

13.Илларионова Т.В. Формирование готовности студентов к развитию

словесного творчества детей дошкольного возраста: Дис. канд. пед. наук. -

Омск, 2001. - 175 с.

14.Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер,

коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. -

Ярославль: Академия развития, 1996. - 216 с.

15.Комлева В.В. Моделирование образовательного пространства на

основе театрализованной сюжетно-ролевой игры дошкольников: Дис. канд.

пед. наук. - М., 2010. - 189 с.

16.Коротаева

Е.В.

Психологические

основы

педагогического

взаимодействия. - М.: Профит Стайл, 2007. - 240 с.

17.Михайленко Н. Я. Организация сюжетной игры в детском саду:

пособие для воспитателя / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. - 3-е изд.,

испр. - М .: ЛИНКА - ПРЕСС, 2009. - 96 с.

18.Репина

O.K.

Исследование

игровой

деятельности

старших

дошкольников// Психологическая наука и образование, 2006, №2.

19.Репринцева, Г.И., Яппарова, Г.М., Басыгарина, Ж.У. Игровая терапия

детско-родительских отношений и развития ребенка: Научно- методическое

пособие. - Астана, 2006. - 96 с.

20.Хилиль

А.Ю.

Дидактическая

игра

как

средство

формирования

музыкально-эстетических интересов детей 2 - 3 лет: Дис. канд. пед. наук. -

М., 2011. - 242 с.

21.Шурочкина

И.С.

Использование

средств

театрализованной

деятельности в работе с детьми // Справочник старшего воспитателя, 2008,

№3, с.59



В раздел образования




Яндекс.Метрика