Автор: Булыгина Наталья Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №85 г. Ставрополь
Населённый пункт: г. Ставрополя
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками в игре"
Раздел: дошкольное образование
Развитие взаимодействия детей старшего дошкольного возраста
со сверстниками в игре
Подготовила: воспитатель МБДОУ д/с №85
г. Ставрополь, Булыгина Н.А.
Дети
старшего
дошкольного
возраста
отличаются
высокой
эмоциональностью,
впечатлительностью.
Они
легко
возбудимы.
Монотонные занятия резко снижают к ним интерес. Среда, эмоциональная
атмосфера, многообразие действий и качество впечатлений являются
главными
факторами
взаимодействия
детей.
И,
именно,
эта
эмоциональность, яркость, многообразие и свобода самопроявления должны
быть обеспечены для взаимодействия детей старшего дошкольного возраста
со сверстниками. Искреннее общение детей друг с другом открывает в
каждом
из
них
необычайную
чуткость
и
мудрость,
эмоциональную
отзывчивость, яркость воображения. Важнейшие новообразования возникают
во всех сферах психического развития: преобразуются интеллект, личность,
социальные отношения. Переход к конкретно - операционному мышлению
влечёт за собой существенную перестройку всех психических процессов
(восприятия, памяти, воображения, речи, воли), а также сознания ребёнка,
его моральных суждений, способности к сотрудничеству с другими людьми.
Педагогические усилия должны быть направлены не на укрощение
энергии у старших дошкольников, а, наоборот, на то, чтобы эту энергию
использовать как «помощника» в организации образовательного процесса в
ДОО. В этой связи возникает необходимость говорить о подходах, методах,
средствах и приемах, т.е. том педагогическом инструментарии, который
лежит в основе профессиональной деятельности воспитателей и применяется
ими в педагогической практике.
Применение арсенала педагогических методов, средств и приемов или,
иначе говоря, педагогических технологий позволяет вовремя определить
детские проблемы и наметить пути по их решению.
Главное, что есть в каждом ребенке - это искренность, доверчивость,
любознательность,
открытость.
Искреннее
общение
детей
старшего
дошкольного возраста
друг с
другом
открывает
в каждом
из них
эмоциональную отзывчивость по отношению к сверстникам, способности к
сотрудничеству со сверстниками. Педагоги должны умело направлять их
энергию не на конфронтацию в детском коллективе, а на плодотворное
сотрудничество, на развитие взаимодействия детей старшего дошкольного
возраста со сверстниками.
Игра в условиях ДОО выполняет особую диагностическую функцию,
позволяя развивать взаимодействие между детьми старшего дошкольного
возраста,
способствует
установлению
положительного
эмоционального
тонуса
детского
коллектива,
формирует
у
старших
дошкольников
индивидуальный интерес к разным видам деятельности.
Формирование игровой деятельности должно быть построено на основе
комплексного подхода, который включает в себя следующие компоненты:
организация предметно-игровой среды, обогащение жизненного опыта
старших дошкольников, обучающие игры, общение в процессе игры.
Подобранные игры должны иметь индивидуальный подход в их
проведении.
По мнению многих специалистов, значительное место в игровых
технологиях должно быть отведено подвижным играм, т.к. игра выступает
как средство физической и морально-волевой подготовки. Применение
подвижных игр и игровых занятий позволяет в лучшей степени овладевать
необходимыми знаниями, умениями и навыками, закрепить их в игровых
условиях, а также способствует укреплению опорно-двигательного аппарата,
мышц, формированию правильной осанки. Высокий эмоциональный уровень
таких занятий позволяет детям легко взаимодействовать друг с другом в
процессе проведения данных игр.
В игре, заложены огромные возможности творческого потенциала
личности.
Недостаточное
развитие
познавательной,
коммуникативной,
эмоциональной, двигательной сфер ребенка может затруднять его общение с
другими людьми.
В играх создаются наиболее благоприятные условия для развития
творчества детей старшего дошкольного возраста, в играх совершенствуется
эстетическое восприятие мира. Играющие старшие дошкольники познают
красоту движений, их образность, у них развивается чувство ритма. Кроме
того, играя и реализуя различные формы активности, дошкольники познают
себя, свое тело, изобретают и учатся чувствовать гармонию.
В
основе
любого
театрализованного
действия
лежит
игра.
Театрализованная игра позволяет сформировать навыки невербального
общения, так как построена не только на диалогической речи, но и на
определенной
пластической
выразительности,
которая
подразумевает
использование мимики, жестов, пантомимики и т.д.
Формирование навыков невербального общения в театрализованных
играх помогает детям старшего дошкольного возраста эмоционально
воспринимать художественные произведения, выражать свое отношение к
содержанию текста, персонажам, различать положительные и отрицательные
качества,
помогает
развитию
творчества,
закреплению
навыков
межличностного взаимодействия.
Использование
словесных
игр
тоже
способствует
развитию
взаимодействия детей. В педагогической литературе отмечается, что для того
чтобы дети старшего дошкольного возраста умели общаться между собой и
взрослыми (строили правильно предложения, вопросы, меняли интонацию и
т.д.), нужно создавать условия для развития диалогической речи у детей с
раннего возраста. Опыт работы по развитию диалогического общения детей
со сверстниками говорит о том, что на разных возрастных этапах
первостепенное значение приобретает та или иная задача, и в зависимости от
этого воспитатель отбирает содержание, форму, метод обучения. У детей
старшего
дошкольного
возраста
необходимо
формировать
умение
пользоваться в диалоге различными видами инициативных реплик (вопросы,
сообщения, побуждения) и соответствующими им ответными реакциями.
Дети должны научиться соблюдать правила поведения в процессе диалога,
очередность
реплик,
тематическое
единство,
использовать
этикетные
формулы речевого общения, навык поведения с учетом ситуации речевого
общения.
Таким
образом,
игровые
технологии
содействует
общему
и
всестороннему
развитию
детей
старшего
дошкольного
возраста,
способствуют развитию взаимодействия со сверстниками и коммуникации.
Список литературы
1.
Авдулова
Т.П.
Личностная
и
коммуникативная
компетентности
современного дошкольника / Т.П. Авдулова, Г.Р. Хузеева. - М.: Прометей,
2013. - 138 с.
2.
с.
3.
Борзенков В. Л. Педагогическая игротехника. Методология. Теория.
Практика. - М., 2000.- 236 с.
4.
Веракса Н.Е. Игра - зона ближайшего развития ребенка. Современное
дошкольное образование. Теория и практика. 2011, № 1.
5.
Виноградова Н.А., Позднякова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для
старших дошкольников. М.: Айрис-пресс, 2009. - 128 с.
6.
Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка:
Стенограмма лекции, прочитанной в 1933 г. в ЛГПИ им. Герцена // Вопросы
психологии. 1966. №6. С. 65.
7.
Гударёва О.В. Психологические особенности сюжетно-ролевой игры
современных дошкольников: Дис. канд. психол. наук. - М., 2005. - 155 с.
8.
Гуторова М.Ф. Родители учатся играть с детьми // Современное
дошкольное образование. Теория и практика. - 2009. - № 6.
9.
Дмитриенко И.С. Подвижные игры как средство развития физических
качеств у младших школьников. - М.: РГУ, 2001, с. 35.
10.Дыбина О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с
предметным
миром.
Практико-ориентированная
монография
-
М.:
Педагогическое общество России, 2008. - 128 с.
11.Ельцова О.М., Терехова, А.Н. Игровые обучающие ситуации как
нетрадиционная форма работы с дошкольниками. // Дошкольная педагогика.
- 2011. - № 1. - С. 17-18
12.Игровые
технологии
как
средство
совершенствования
образовательного
процесса
в
рамках
ФГОС
дошкольного
образования//Социально-
коммуникативное
развитие
дошкольников:
теоретические основы и новые технологии: Сборник статей/ Автор-
составитель Т.В.Волосовец, О.А. Зыкова и др.- М:ООО»Русское слово-
учебник»2015 - С.81-87
13.Илларионова Т.В. Формирование готовности студентов к развитию
словесного творчества детей дошкольного возраста: Дис. канд. пед. наук. -
Омск, 2001. - 175 с.
14.Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер,
коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. -
Ярославль: Академия развития, 1996. - 216 с.
15.Комлева В.В. Моделирование образовательного пространства на
основе театрализованной сюжетно-ролевой игры дошкольников: Дис. канд.
пед. наук. - М., 2010. - 189 с.
16.Коротаева
Е.В.
Психологические
основы
педагогического
взаимодействия. - М.: Профит Стайл, 2007. - 240 с.
17.Михайленко Н. Я. Организация сюжетной игры в детском саду:
пособие для воспитателя / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. - 3-е изд.,
испр. - М .: ЛИНКА - ПРЕСС, 2009. - 96 с.
18.Репина
O.K.
Исследование
игровой
деятельности
старших
дошкольников// Психологическая наука и образование, 2006, №2.
19.Репринцева, Г.И., Яппарова, Г.М., Басыгарина, Ж.У. Игровая терапия
детско-родительских отношений и развития ребенка: Научно- методическое
пособие. - Астана, 2006. - 96 с.
20.Хилиль
А.Ю.
Дидактическая
игра
как
средство
формирования
музыкально-эстетических интересов детей 2 - 3 лет: Дис. канд. пед. наук. -
М., 2011. - 242 с.
21.Шурочкина
И.С.
Использование
средств
театрализованной
деятельности в работе с детьми // Справочник старшего воспитателя, 2008,
№3, с.59