Автор: Красных Татьяна Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКОУ ВО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат г. Киржача»
Населённый пункт: г. Киржач
Наименование материала: Проектно – исследовательская работа (творческий проект)
Тема: «Электричество вокруг нас»
Раздел: среднее образование
ГКОУ ВО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-
интернат г. Киржача»
Проектно – исследовательская работа
(творческий проект)
на тему «Электричество вокруг нас»
Руководитель:
воспитатель
Красных Татьяна Ивановна
Участники все воспитанники
группы №1
Киржач
2022
Актуальность темы.
В настоящее время не обойтись без электричества.
Электричество-это энергия, которая переносится крошечными частицами
электронами. Электричество- это такая невидимая сила ,которая заставляет
работать электрические приборы.
Много электроприборов используем мы в жизни, да что там
электроприборы, просто обычная лампочка, которую можно включить, когда
нам нужно.
Наблюдая за работой бытовых электроприборов, дети расширяют знания
о бытовых помощниках, выясняют – электроприборы нужны человеку.
Развивается внимание и наблюдательность. Дети знакомятся и учатся
выполнять правила безопасности, соблюдать последовательность действий и
помогать взрослым.
Проектная деятельность позволяет создать условия ежедневного
стимулирования познавательной активности ребенка в рамках его ведущей
деятельности – игры; в игровой форме познакомить дошкольников с такими
сложными понятиями, как «добрый и злой ток», «энергия», «свет», «лучи»,
«тепло», «экономия», «бережливость», «электроприборы и их использование
в быту», «безопасность».
Таким образом, работа по проекту в сочетании с игровой деятельностью
должна расширить и пополнить знания детей об электричестве и
электроприборах, о правилах безопасного поведения в обращении с
электроприборами в быту.
Объектом исследования: является процесс появления электричества, а
предметом технология получения электричества в домашних условиях.
Гипотеза:
Можно ли самому дома получить электричество?
Цель:
Узнать, что такое электричество?
Как электричество попадает в дома?
Какое бывает электричество?
Где живет электричество?
Задачи:
C помощью взрослых узнать, почему горит лампочка?;
Пополнить и закрепить знания об электричестве.
Научить опытным путем выявлять продукты из которых можно
получить электричество.
Познакомить с правилами безопасности при работе с
электричеством.
Развивать познавательные способности детей. Учить проявлять
самостоятельность, при получении знаний во время проведения
опытов.
Способствовать развитию интереса детей к исследованиям и
экспериментам.
Методы исследования:
Просмотр книг, энциклопедий, научных журналов для детей.
Информация от родителей и воспитателя.
Провели исследование, эксперименты, опыты.
Подборка материала для чтения по теме проекта,
видеоролики «История электричества», «Как
появилось электричество», «Эволюция освещения»,
презентация «Помощник – электричество», электронный помощник
«Наураша в стране Наурландии».
Этапы проекта:
1 этап
: Информационный
С вопросом, от чего загорается лампочка, дети обратились к воспитателю.
Она ответила, что лампочка загорается при
помощи электричества. Воспитанники ей задали вопрос: «А что
такое электричество?».
В мире существует многое, что мы не видим глазами. Мир несёт в себе
множество невидимых вещей. Например, мы не видим ветер, но зато видим и
чувствуем то, что этот ветер делает.
Электричество — это невидимые частицы. Через воздух, пластмассу,
резину, дерево они не текут, а через металлы текут хорошо.
1. Когда эти частицы никуда не текут — это безопасное электричество. На
одном предмете этих частиц много — этот предмет заряжен. А на другом
предмете их мало — он не заряжен. Если близко поднести друг к другу эти
предметы, то возникает притяжение.
2. Когда частицы текут по проводам — это уже электрический
ток (опасное электричество). Мы его используем в домах. Поступая в лампу,
ток заставляет ее давать свет.
Как и многое в нашей жизни, электричество, имеет не только
положительную, но и отрицательную сторону. Электрический ток, как
волшебника-невидимку, нельзя рассмотреть, учуять его по запаху.
Определить наличие или отсутствие тока можно только, используя приборы.
Поэтому надо знать и соблюдать правила обращения с электричеством! Ток
может быть опасен!
Интересные факты:
В воде живет множество организмов, которые охотятся и защищаются при
помощи электричества. Например, электрический угорь и скат могут
вырабатывать напряжение!
Детям стало интересно, что такое доброе и злое электричество. Воспитатели
показали
видеоролик «История электричества» , мы обсудили данную тему и вместе
провели несколько опытов.
2 этап
: Экспериментальная деятельность. Опыты.
Опыт с расческой и кусочками бумаги.
Сначала расческой расчесали волосы. Между волосами и расческой
проскакивают небольшие искорки. Потом расческу поднесли к кусочкам
фольги. В результате фольга начала прилипать к расческе.
Опыт с воздушным шаром и волосами «Живые волосы».
Надули воздушный шар, завязали. Мы попробовал приблизить шар к
волосам длинноволосой девочки. После того, как приблизили шар к волосам,
волосы поднялись вверх к шару, он притянул их к себе.
Опыт «Воздушный шар и овсяные хлопья»
Насыплем в тарелку хлопья. Надуем небольшой воздушный шарик.
Потрем шарик о шерстяной носок, затем поднесем его к хлопьям, не касаясь
их. Хлопья начинают подпрыгивать и приклеиваться к шарику.
Опыт «С воздушным шаром и шерстяным носком».
Потом потёрли шарик о шерстяной носок. Когда поднесли шар к стене, то
шар смог прилипнуть не только к стене, но и смог прилипнуть даже ко мне!
Опыт «часы и батарейка»
Дети узнали, что в магазине можно увидеть большое количество батареек.
Они бывают разной формы и разного напряжения. Однако схема работы у
них одна. У каждой батарейки есть положительный полюс и отрицательный.
В процессе работы батарейки постепенно разрушаются и батарейки садятся.
3 этап: Заключительный
Научить детей опытным путем выявлять продукты из которых можно
получить электричество.
Ознакомиться с лабораторией «Наураша в стране Наурландии»
В состав комплекта входят:
Датчик «Божья коровка» для измерения напряжения
Соединительный кабель
Два электрода (цинковый и медный)
Батарейный блок с тремя батарейками
Ванночка
Динамо –машина
Баночка с солью
Для занятия надо дополнительно подготовить следующие предметы:
Яблоко
Лимон
Клубень картофеля
Емкость с соленой водой (половина чайной ложки на стакан)
Емкость с водой для промывки электродов после измерения
Для того чтобы получить напряжение нам надо использовать яблоко,
лимон, картошку. Показать детям электроды и объяснить, что это пластинки
из разных металлов(цинка и меди), поэтому они имеют разный цвет.
Объяснить, как присоединить измерительные провода к электродам
правильно: красный -к меди, синий- к цинку, датчик должен показать
положительное напряжение. Промыть электроды в емкости с водой после
измерения.
Вывод: В соответствии с поставленной целью и задачами дети узнали, что
такое электричество. Электричество живет во всем,
его можно получить в домашних условиях. Лампочка загорается при
помощи электричества.
Заключение
Электрическая энергия имеет огромное значение для человека. Оно
окружает нас повсюду: дома, на улице, в детсаду, в игрушках и бытовых
приборах. Важно понимать, что электричество, которое мы используем дома,
не существует в природе в готовом для потребления виде.
Работа, которой занимались дети , показалась им очень интересной.
Дети получили ответ на все интересовавшие их вопросы.
Гипотеза: «Можно ли самому дома получить электричество»,
подтверждена.
Список используемой литературы:
1. Белая К. Ю. «Формирование основ безопасности у дошкольников»
2. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. «Познавательно-
исследовательская деятельность дошкольников».
3. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. «Проектная деятельность дошкольников».
4. Дыбина О. В. «Ознакомление с предметным и социальным
окружением». Старшая группа.
5. Рыжова Н. А. «Экологическое образование в детском саду».
6. Интернет – ресурсы.
7. Цифровая лаборатория «Наураш из Наурландии»