Напоминание

Развитие внутреннего потенциала личности студента


Автор: Зуева Ксения Владимировна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ФКПОУ "МЭКИ" Минтруда России
Населённый пункт: г. Михайлов, Рязанская область
Наименование материала: статья
Тема: Развитие внутреннего потенциала личности студента
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Кардинальные изменения в политической, экономической, духовной

сферах российского общества влекут за собой радикальные изменения в

профессиональных ценностях и поступках людей, что оказывает влияние на

самореализацию каждого гражданина. Наиболее актуально эта проблема встает в

ситуации профессионального самоопределения на фоне подросткового и

юношеского возраста, школьники 9-11 классов и студенты не могут осуществить

адекватную

профессиональную

самоидентификацию,

чтобы

понять,

соответствуют ли их личные качества и психологические данные требованиям

выбранной специализации. Такая самоидентификация во многом основывается

лишь на интуитивной самооценке, а сделанный выбор после постоянно

подвергается внутренней критике. В связи с запросами общественной практики в

последние годы активно исследуются пути развития внутреннего потенциала

личности студентов.

Внутренний потенциал личности. Это очень широкое понятие, которое

невозможно описать и раскрыть несколькими словами. Развитием личности

студента, раскрытие его внутреннего потенциала занимается каждый из нас на

своих занятиях, во внеклассной и воспитательной работе, разрабатывая для

выполнения студентами различные творческие задания.

Развитие внутреннего потенциала невозможно без развития личности. В

них входят такие понятия как личностное здоровье, личностный потенциал,

самоорганизация, саморазвитие, самоопределение и самоактуализация личности

которые являются, кроме того и общечеловеческими ценностями.

Определим, что такое (ввиду того, что определений данного явления

отсутствует как в психологическом, так и других словарях) личностный

потенциал

это

системное,

многоуровневое

и

многокомпонентное

психологическое образование. При этом личностное здоровье, самоорганизация,

саморазвитие и другие САМО нами рассматриваются как условия становления и

нормального функционирования личностного потенциала.

Во внутренний

личный потенциал входят:

1)

это реальные возможности индивида, характеризующие уровень его

актуального развития. Сюда относятся знания, умения, навыки, способности,

физические и интеллектуальные потенции, творческие способности.

2)

Устремления и общая направленность личности, опирающиеся на

систему отношений и представлений индивида о самом себе и окружающем

мире, на иерархию ценностей и мировоззрение.

3)

Мотивы на саморазвитие, самоопределение и другие САМО.

4) Стремление к расширению своих потенций студентом за счет наиболее

полного использования имеющихся у него задатков и превращения их в

способности.

Помощь в развитие внутренних потенций студента в работе педагога-

психолога колледжа работе занимает немалое место. Для выявления и развития

потенциала используется на первых этапах психологическое тестирование по

нескольким направлениям: познавательные процессы, коммуникативные навыки,

способности и задатки. Оно длится весь первый семестр для первого и второго

курса (студентов нового набора в первую очередь). Второй этап работы – это

психологические

занятия,

в

рамках

которых

применяются

различные

упражнения, задания, например практики релаксации, упражнения направленные

на развитие памяти и внимания. Интересно, что студенты часто спрашивают

хорошо или плохо иметь ведущим тот или иной вид памяти или мышления, как

можно развивать память и многие, понимая, что это работа не мене трудная, чем

любая другая, говорят, что саморазвитие не самое важное.

Видно, что мотивация на саморазвитие, которая часто выстраивается еще в

начальной школе или даже в дошкольном возрасте у некоторых студентов

отсутствует или находится на очень низком уровне. Одной из главных задач

своей

работы

как

педагога-психолога,

ставлю

мотивацию

студентов

на

саморазвитие. Это позволяет развивать их потенциал, перевести задатки в

способности,

но,

к

сожалению,

это

в

подростковом

возрасте

является

завершающимся новообразованием, а для юношеского периода это должна быть

уже как развивающаяся функция, а не осваиваемая.

2

Подростковый

и

ранний

юношеский

возраст

это

время

профессионального самоопределения. Очень важно именно в это годы выяснить

и по мере возможности развить те способности, задатки, которые составляют

внутренний потенциал студента. Интересно, что часто при исследовании

профессиональных склонностей студентов первого курса к той или иной

специальности, часто выявляется, они разнятся с выбором студентов, например

студент рассказывал, что он мечтает работать на компьютере, часами сидеть и

составлять программы, а при прохождении теста на профориентацию по

методике Е.А.Климова на первое место выдвигает работу с людьми, на втором

художественную сферу и только на третье работу со знаковыми системами и

техникой. Не менее интересной выглядит ситуация, когда девушка мечтающая

также

обучаться

на

отделении

программирования

выбирает

главным

и

практически единственным приоритетом сферу искусства. Есть и студенты

проходящие профотбор на специальность «Гостиничное дело» и ставящие в

прерогативу работу со знаковыми системами. Но комичнее, а может быть

трагичнее

ситуация,

когда

потенциальные

менеджеры,

бухгалтера,

программисты выбирают ведущей сферой деятельности взаимодействие с

природой. Нет в этом нет ничего плохого, но как же профессиональная

деятельность будет связанна с их выбором? А их высказанное желание с

реальными предпочтениями? Значит они не могут провести элементарного

самоанализа и лишены навыков рефлексии. Решить для себя, что по-настоящему

они хотят, не то, что модно или что посоветовали товарищи, а хочется им, где их

способности и задатки. Это создает определенные трудности в дальнейшей

работе для педагогического коллектива и саморазвитии для студентов.

Еще одним из способов развития внутреннего потенциала является

выявление лидерских способностей и проведение различных тренингов, занятий

на развитие их. Способность человека быть лидером во многом зависит от

развитости у него организаторских и коммуникативных качеств.

Работа педагога- психолога МЭКИ в той или иной степени направлена на

развитие внутреннего потенциала личности студента. На консультациях,

3

тестирование, занятиях важно помочь каждому своему клиенту найти его

задатки и показать пути их развития. Это самая интересная часть работы, хотя ее

результаты будут видны иногда только через несколько лет и эти результаты

никогда нельзя приписывать себе одному педагогу или психологу, так как это

работа всего коллектива.

4



В раздел образования




Яндекс.Метрика