Автор: Зуева Ксения Владимировна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ФКПОУ "МЭКИ" Минтруда России
Населённый пункт: г. Михайлов, Рязанская область
Наименование материала: статья
Тема: Развитие внутреннего потенциала личности студента
Раздел: среднее профессиональное
Кардинальные изменения в политической, экономической, духовной
сферах российского общества влекут за собой радикальные изменения в
профессиональных ценностях и поступках людей, что оказывает влияние на
самореализацию каждого гражданина. Наиболее актуально эта проблема встает в
ситуации профессионального самоопределения на фоне подросткового и
юношеского возраста, школьники 9-11 классов и студенты не могут осуществить
адекватную
профессиональную
самоидентификацию,
чтобы
понять,
соответствуют ли их личные качества и психологические данные требованиям
выбранной специализации. Такая самоидентификация во многом основывается
лишь на интуитивной самооценке, а сделанный выбор после постоянно
подвергается внутренней критике. В связи с запросами общественной практики в
последние годы активно исследуются пути развития внутреннего потенциала
личности студентов.
Внутренний потенциал личности. Это очень широкое понятие, которое
невозможно описать и раскрыть несколькими словами. Развитием личности
студента, раскрытие его внутреннего потенциала занимается каждый из нас на
своих занятиях, во внеклассной и воспитательной работе, разрабатывая для
выполнения студентами различные творческие задания.
Развитие внутреннего потенциала невозможно без развития личности. В
них входят такие понятия как личностное здоровье, личностный потенциал,
самоорганизация, саморазвитие, самоопределение и самоактуализация личности
которые являются, кроме того и общечеловеческими ценностями.
Определим, что такое (ввиду того, что определений данного явления
отсутствует как в психологическом, так и других словарях) личностный
потенциал
—
это
системное,
многоуровневое
и
многокомпонентное
психологическое образование. При этом личностное здоровье, самоорганизация,
саморазвитие и другие САМО нами рассматриваются как условия становления и
нормального функционирования личностного потенциала.
Во внутренний
личный потенциал входят:
1)
это реальные возможности индивида, характеризующие уровень его
актуального развития. Сюда относятся знания, умения, навыки, способности,
физические и интеллектуальные потенции, творческие способности.
2)
Устремления и общая направленность личности, опирающиеся на
систему отношений и представлений индивида о самом себе и окружающем
мире, на иерархию ценностей и мировоззрение.
3)
Мотивы на саморазвитие, самоопределение и другие САМО.
4) Стремление к расширению своих потенций студентом за счет наиболее
полного использования имеющихся у него задатков и превращения их в
способности.
Помощь в развитие внутренних потенций студента в работе педагога-
психолога колледжа работе занимает немалое место. Для выявления и развития
потенциала используется на первых этапах психологическое тестирование по
нескольким направлениям: познавательные процессы, коммуникативные навыки,
способности и задатки. Оно длится весь первый семестр для первого и второго
курса (студентов нового набора в первую очередь). Второй этап работы – это
психологические
занятия,
в
рамках
которых
применяются
различные
упражнения, задания, например практики релаксации, упражнения направленные
на развитие памяти и внимания. Интересно, что студенты часто спрашивают
хорошо или плохо иметь ведущим тот или иной вид памяти или мышления, как
можно развивать память и многие, понимая, что это работа не мене трудная, чем
любая другая, говорят, что саморазвитие не самое важное.
Видно, что мотивация на саморазвитие, которая часто выстраивается еще в
начальной школе или даже в дошкольном возрасте у некоторых студентов
отсутствует или находится на очень низком уровне. Одной из главных задач
своей
работы
как
педагога-психолога,
ставлю
мотивацию
студентов
на
саморазвитие. Это позволяет развивать их потенциал, перевести задатки в
способности,
но,
к
сожалению,
это
в
подростковом
возрасте
является
завершающимся новообразованием, а для юношеского периода это должна быть
уже как развивающаяся функция, а не осваиваемая.
2
Подростковый
и
ранний
юношеский
возраст
–
это
время
профессионального самоопределения. Очень важно именно в это годы выяснить
и по мере возможности развить те способности, задатки, которые составляют
внутренний потенциал студента. Интересно, что часто при исследовании
профессиональных склонностей студентов первого курса к той или иной
специальности, часто выявляется, они разнятся с выбором студентов, например
студент рассказывал, что он мечтает работать на компьютере, часами сидеть и
составлять программы, а при прохождении теста на профориентацию по
методике Е.А.Климова на первое место выдвигает работу с людьми, на втором
художественную сферу и только на третье работу со знаковыми системами и
техникой. Не менее интересной выглядит ситуация, когда девушка мечтающая
также
обучаться
на
отделении
программирования
выбирает
главным
и
практически единственным приоритетом сферу искусства. Есть и студенты
проходящие профотбор на специальность «Гостиничное дело» и ставящие в
прерогативу работу со знаковыми системами. Но комичнее, а может быть
трагичнее
ситуация,
когда
потенциальные
менеджеры,
бухгалтера,
программисты выбирают ведущей сферой деятельности взаимодействие с
природой. Нет в этом нет ничего плохого, но как же профессиональная
деятельность будет связанна с их выбором? А их высказанное желание с
реальными предпочтениями? Значит они не могут провести элементарного
самоанализа и лишены навыков рефлексии. Решить для себя, что по-настоящему
они хотят, не то, что модно или что посоветовали товарищи, а хочется им, где их
способности и задатки. Это создает определенные трудности в дальнейшей
работе для педагогического коллектива и саморазвитии для студентов.
Еще одним из способов развития внутреннего потенциала является
выявление лидерских способностей и проведение различных тренингов, занятий
на развитие их. Способность человека быть лидером во многом зависит от
развитости у него организаторских и коммуникативных качеств.
Работа педагога- психолога МЭКИ в той или иной степени направлена на
развитие внутреннего потенциала личности студента. На консультациях,
3
тестирование, занятиях важно помочь каждому своему клиенту найти его
задатки и показать пути их развития. Это самая интересная часть работы, хотя ее
результаты будут видны иногда только через несколько лет и эти результаты
никогда нельзя приписывать себе одному педагогу или психологу, так как это
работа всего коллектива.
4