Напоминание

Использование фольклора для развития речи детей раннего возраста


Автор: Коробова Елена Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад № 24
Населённый пункт: Московская область г. Орехово-Зуево
Наименование материала: статья
Тема: Использование фольклора для развития речи детей раннего возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




РОЛЬ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО

ВОЗРАСТА.

Русский народный устный фольклор является основой для игр, развивающая речь и

развивающая коммуникативные навыки ребенка.

Особую роль в воспитании и развитии детей раннего возраста играют малые формы

фольклора - потешки.

Роль народных потешек трудно переоценить. Ребенок вслушивается в слова потешек,

их ритм, он играет в ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт

произносимому тексту. Это не только радует ребенка, забавляет его, но и организовывает

его поведение. Потешки являются первыми художественными произведениями, которые

слышит ребенок. Знакомство с ними расширяет кругозор детей, обогащает их речь. Частое

прослушивание потешек помогает ребенку усвоить новые формы слов, обозначающих

предметы. Накопление подобных речевых образцов в дальнейшем способствуют переходу

к языковым обобщениям.

Чтение потешек обязательно происходит с многократным повторением, повтор

возможен при произношении отдельных слов, словосочетаний, предложений.

Все это способствует запоминанию слов, а затем и активному их употреблению.

Ценность потешек заключается в соединении слова с действием ребенка, так как

содержание потешек богато разнообразными глаголами.

Потешки, можно сказать, представляют собой народные стихи – небольшие песенки,

которые использует для развлечения детей, для потех, которые можно использовать в

моменты кормления, умывания, купания, одевания, причесывания, укладывания спать.

Важно помнить, что потешки обязательно проговаривать эмоционально, используя

мимику, жесты, тембровый окрас голоса. Так как так ребенку потешки легче воспринять и

запомнить.

При умывании:

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

При причесывании:

Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти, косонька, до пят,

Все волосеньки в ряд.

Во время приема пищи:

Умница Катенька,

ешь кашку сладеньку,

Вкусную, пушистую,

мягкую, душистую.

При укладывании спать:

Баю - бай, баю - бай,

Ты, собачка, не лай.

Белолапа, не скули,

Нашу Таню не буди.

Заучивание потешек – это один из увлекательных процессов. Чтобы облегчить его

протекание необходимо придерживаться нескольких советов:

1. Подбирайте потешку с учетом индивидуальных особенностей своего ребенка, его

предпочтений: молчаливым детям подойдут ритмичные потешки, застенчивым детям

приятно услышать в потешке свое имя, поставить себя на место действующего лица.

2. В младшем возрасте для заучивания лучше использовать короткие потешки, где

описываются знакомые детям игрушки, животные, дети.

3. Для знакомства с потешкой, прочитайте её выразительно и эмоционально, чтобы

привлечь внимание ребенка, вызвать у него желание послушать потешку еще раз.

Перед восприятием потешки рассмотрите картинки, объяснить значения неизвестных

или малознакомых слов.

4. Заучивать потешку необходимо целиком и не следует требовать от ребенка

быстрого запоминания.

5. Лучшему запоминанию потешек способствуют такие приемы:

- Игровые (читается и обыгрывается).

- Рассказывание в движении (имитация).

- Привлечь ребенка к досказыванию рифмующего слова

- Чтение потешки по ролям, написанных в диалогической форме.

- Заучивание потешки с опорой на рисунок (предварительно обговорить с ребенком

значение каждого изображения).

В результате общения с устным фольклором, ребенку передаются разнообразные

чувства и настроения: радость, грусть, тревога, сожаление. Они расширяют словарный

запас ребенка, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют

ознакомлению с окружающим миром, в результате чего развивается их восприимчивость

и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру.



В раздел образования




Яндекс.Метрика