Напоминание

Формирование функциональной грамотности на уроках математики


Автор: Валентина Александровна Коробкова
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МОУ СОШ р.п.Старотимошкино
Населённый пункт: МО "Барышский район" Ульяновской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Формирование функциональной грамотности на уроках математики
Раздел: среднее образование





Назад




Формирование функциональной

грамотности на уроках математики.

Выполнила:

учитель математики Коробкова В.А.

Одной из составляющих функциональной грамотности

является математическая грамотность учащихся.

Математическая грамотность – это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он

живёт, высказывать обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем

и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину

.

Учащиеся, овладевшие математической грамотностью, способны:

распознавать проблемы, которые возникают в окружающей

действительности и могут быть решены средствами математики;

формулировать эти проблемы на языке математики;

решать проблемы, используя математические факты и методы;

анализировать использованные методы решения;

интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной

проблемы;

формулировать и записывать результаты решения.

В любой задаче заложены большие возможности для развития логического

мышления. Наибольший эффект при этом может быть достигнут в

результате применения разных форм работы над задачей.

1. Работа над решенной задачей.

2. Решение задач разными способами.

3. Представление ситуации, описанной в задачи и её моделирование:

а) с помощью отрезков.

б) с помощью чертежа.

В) с помощью таблицы

4. Разбивка текста задачи на значимые части.

5. Решение задач с недостающими или лишними данными.

6. Самостоятельное составление задач учениками.

7. Изменение вопроса задачи.

8. Выбор решения из двух предложенных (верного и неверного).

9. Закончить решение задачи.

10. Составление аналогичной задачи с измененными данными.

11. Составление и решение обратных задач.

Виды задач на развитие математической

грамотности изучаемых

в основной школе:

Логические

задачи

,

записанные

с

помощью

таблиц. (Задачи ВПР , ОГЭ)

,

Задачи на выполнение действий (задачи ОГЭ,

ЕГЭ)

Задачи на составление уравнений (задачи ОГЭ,

ЕГЭ)

Анализ задач в курсе математики 5-6 классов

Задачи, связанные с повседневной деятельностью человека,

в быту и на производстве.

№164 . Из 24 м ткани можно сшить 7 одинаковых платьев. Сколько

таких платьев можно сшить из 48 м этой ткани?

№228 . В первый день Василий собрал в своем саду 26 ящиков

яблок, а во второй -14 таких же ящиков яблок. Сколько

килограммов яблок собрал василий в певый день и сколько – во

второй, если во второй день он собрал на 192кг меньше, чем в

первый?

№398. Школе выделили 20 000 рублей на покупку телевизора,

аудиомагнитолы и фотоаппарата . Аудиомагнитола стоит 2 460 р.,

что в 4 раза меньше стоимости телевизора и на 3 720 р. Меньше

стоимости фотоаппарата. Хватит ли выделенных денег на покупку ?

Задачи на движение.

№41. Вертолет за 4 ч может пролететь 720 км . Какое расстояние он

пролетит за 6 ч с той же скоростью?

№108. По течению реки лодка проплывает 95 км за 5 часов, а против

течения – 119 км за 7 часов . На сколько скорость движения лодки против

течения меньше ее скорости движения по течению ?

№139. Из двух городов отправились одновременно навстречу друг другу

два поезда со скоростями 48 км/ч и 54 км/ч. Найдите расстояние между

городами, енсли поезда встретились через 4 часа после начала движения.

№668. Расстояние между двумя селами равно 28 км. Из этих сел

одновременно в одном направлении выехали мотоциклист и автобус.

Автобус ехал впереди со скоростью 42 км/ч, а мотоциклист ехал со

скоростью56 км/ч . Через сколько часов после начала движения

мотоциклист догонит автобус?

Тема «Площади фигур» позволяет провести урок в виде игры «Делаем ремонт»

размеры комнаты для укладки линолеума;

размер стены для покраски ;

виды линолеума, цена за 1 кв. м (цены реальные, прайс –лист магазина хозтоваров «Мегастрой»)

краска различных производителей, расход на 1 кв.м, цена 1 банки краски;

составление листа расчета стоимости ремонта.

В работах ВПР для 5- 7 классов

задачи на формирование математической грамотности представлены широко

Анализ задач ОГЭ

Задания 1-5 это задачи на формирование математической грамотности, которые позволяют проверить умение

выпускников применять математические знания на практике, при решении жизненных математических задач.

Анализ задач по функциональной (математической) грамотности.

В качестве источника задач можно использовать задания, предлагаемые в тестах PISA, исследованиях

TIMSS и другие.

Анализ задач по функциональной (математической) грамотности.

В качестве источника задач можно использовать задания, предлагаемые в тестах PISA, исследованиях

TIMSS и другие.

Таким образом, математическая грамотность

становится фактором, содействующим развитию

способностей школьников творчески мыслить и

находить стандартные решения, умений выбирать

профессиональный путь, использовать

информационно-коммуникационные технологии в

различных сферах жизнедеятельности, а также

обучению на протяжении всей жизни.



В раздел образования




Яндекс.Метрика