Автор: Валентина Александровна Коробкова
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МОУ СОШ р.п.Старотимошкино
Населённый пункт: МО "Барышский район" Ульяновской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Формирование функциональной грамотности на уроках математики
Раздел: среднее образование
Формирование функциональной
грамотности на уроках математики.
Выполнила:
учитель математики Коробкова В.А.
Одной из составляющих функциональной грамотности
является математическая грамотность учащихся.
Математическая грамотность – это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он
живёт, высказывать обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем
и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину
.
Учащиеся, овладевшие математической грамотностью, способны:
•
распознавать проблемы, которые возникают в окружающей
действительности и могут быть решены средствами математики;
•
формулировать эти проблемы на языке математики;
•
решать проблемы, используя математические факты и методы;
•
анализировать использованные методы решения;
•
интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной
проблемы;
формулировать и записывать результаты решения.
В любой задаче заложены большие возможности для развития логического
мышления. Наибольший эффект при этом может быть достигнут в
результате применения разных форм работы над задачей.
1. Работа над решенной задачей.
2. Решение задач разными способами.
3. Представление ситуации, описанной в задачи и её моделирование:
а) с помощью отрезков.
б) с помощью чертежа.
В) с помощью таблицы
4. Разбивка текста задачи на значимые части.
5. Решение задач с недостающими или лишними данными.
6. Самостоятельное составление задач учениками.
7. Изменение вопроса задачи.
8. Выбор решения из двух предложенных (верного и неверного).
9. Закончить решение задачи.
10. Составление аналогичной задачи с измененными данными.
11. Составление и решение обратных задач.
Виды задач на развитие математической
грамотности изучаемых
в основной школе:
•
Логические
задачи
,
записанные
с
помощью
таблиц. (Задачи ВПР , ОГЭ)
,
•
Задачи на выполнение действий (задачи ОГЭ,
ЕГЭ)
•
Задачи на составление уравнений (задачи ОГЭ,
ЕГЭ)
Анализ задач в курсе математики 5-6 классов
Задачи, связанные с повседневной деятельностью человека,
в быту и на производстве.
№164 . Из 24 м ткани можно сшить 7 одинаковых платьев. Сколько
таких платьев можно сшить из 48 м этой ткани?
№228 . В первый день Василий собрал в своем саду 26 ящиков
яблок, а во второй -14 таких же ящиков яблок. Сколько
килограммов яблок собрал василий в певый день и сколько – во
второй, если во второй день он собрал на 192кг меньше, чем в
первый?
№398. Школе выделили 20 000 рублей на покупку телевизора,
аудиомагнитолы и фотоаппарата . Аудиомагнитола стоит 2 460 р.,
что в 4 раза меньше стоимости телевизора и на 3 720 р. Меньше
стоимости фотоаппарата. Хватит ли выделенных денег на покупку ?
Задачи на движение.
№41. Вертолет за 4 ч может пролететь 720 км . Какое расстояние он
пролетит за 6 ч с той же скоростью?
№108. По течению реки лодка проплывает 95 км за 5 часов, а против
течения – 119 км за 7 часов . На сколько скорость движения лодки против
течения меньше ее скорости движения по течению ?
№139. Из двух городов отправились одновременно навстречу друг другу
два поезда со скоростями 48 км/ч и 54 км/ч. Найдите расстояние между
городами, енсли поезда встретились через 4 часа после начала движения.
№668. Расстояние между двумя селами равно 28 км. Из этих сел
одновременно в одном направлении выехали мотоциклист и автобус.
Автобус ехал впереди со скоростью 42 км/ч, а мотоциклист ехал со
скоростью56 км/ч . Через сколько часов после начала движения
мотоциклист догонит автобус?
Тема «Площади фигур» позволяет провести урок в виде игры «Делаем ремонт»
•
размеры комнаты для укладки линолеума;
•
размер стены для покраски ;
•
виды линолеума, цена за 1 кв. м (цены реальные, прайс –лист магазина хозтоваров «Мегастрой»)
•
краска различных производителей, расход на 1 кв.м, цена 1 банки краски;
•
составление листа расчета стоимости ремонта.
В работах ВПР для 5- 7 классов
задачи на формирование математической грамотности представлены широко
Анализ задач ОГЭ
Задания 1-5 это задачи на формирование математической грамотности, которые позволяют проверить умение
выпускников применять математические знания на практике, при решении жизненных математических задач.
Анализ задач по функциональной (математической) грамотности.
В качестве источника задач можно использовать задания, предлагаемые в тестах PISA, исследованиях
TIMSS и другие.
Анализ задач по функциональной (математической) грамотности.
В качестве источника задач можно использовать задания, предлагаемые в тестах PISA, исследованиях
TIMSS и другие.
Таким образом, математическая грамотность
становится фактором, содействующим развитию
способностей школьников творчески мыслить и
находить стандартные решения, умений выбирать
профессиональный путь, использовать
информационно-коммуникационные технологии в
различных сферах жизнедеятельности, а также
обучению на протяжении всей жизни.