Автор: Володина Лариса Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад "Газовичок"
Населённый пункт: ЯНАО г. Надым
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Основы безопасности детей дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование
Обеспечение безопасности движения становится важной государственной задачей, и
особое значение приобретает обучение маленьких пешеходов, пассажиров и
велосипедистов.
Детский травматизм при несоблюдении правил дорожного движения остается одной
из самых болезненных проблем в наше время.
Актуальность этой проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста
отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку,
которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать
что-то новое часто ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности, на
улицах. Ведь, для того чтобы выпустить ребенка в мир, задача взрослых частично
подготовить к трудностям с которыми он столкнется. Одним из таких важных
моментов станет правильное поведение на улицах и дорогах нашего поселка.
Ответственная роль, отведенная ДОУ, заключается в профилактике детского
травматизма на дороге. Ведь дети, во-первых, не умеют осознанно действовать в той
или иной обстановке, во-вторых, не владеют элементарными навыками безопасного
поведения на улице, в транспорте и, в-третьих, у дошкольников не развита
самостоятельность и ответственность за свои поступки.
Основное
содержание
и
направление
работы
определяются
«Основной
образовательной программой детского сада, а также методическими пособиями
«Основы
безопасности
детей
дошкольного
возраста»
Р.Б.
Стеркиной;
«Дошкольникам о правилах дорожного движения» Э.Я, Степаненковой, М.Ф.
Филенко. При этом мы составили следующие задачи:
Освоение детьми теоретических знаний о транспорте, светофоре, о правилах
безопасного поведения на улицах поселка.
Формирование практических навыков на прогулах, экскурсиях, в играх, в
повседневной жизни.
Развитие таких личностных качеств как самостоятельность, ответственность,
активность, дисциплинированность.
Развитие внимания, речи, мышления, произвольного восприятия.
Обучение Правилам дорожного движения мы рассматривали как составную часть
учебно – воспитательной работы детского сада. С этой целью были разработаны
тематический и перспективный планы работы по формированию у детей навыков
осознанного поведения на улицах, создан соответствующий учебно – методический
и игровой материал в игровых помещениях детского сада, уточнены знания
педагогов.
С
этой
целью
провели
рекламацию
имеющейся
литературы
и
методических пособий, подобрали методическую и художественную литературу в
соответствии с возрастом детей. С работниками ГИБДД педагоги детского сада
установили
постоянные
дружеские
связи.
Материальное
воплощение
их
–
настольные дорожные знаки, постоянное снабжение детского сада разнообразными
играми и специальной методической и детской литературой.
В группах детского сада оформлены макеты перекрестка, улиц поселка, в играх с
которыми дети уточняют свои знания и отрабатывают практические навыки
действий водителей и пешеходов.
Вникая в суть не столько самих Правил, сколько в суть дорожных ситуаций, мы
учим ребенка, видеть и понимать то, что обозначено словами «разрешается» и
«запрещается».
На НОД, прогулах и в играх дети приобретают знания и навыки поведения на улице,
усваивают правила дорожного движения на дороге, учатся понимать сигналы
светофора и действия регулировщика, усваивают, где можно ездить на санках, и
велосипедах, учатся пользоваться автобусом, знакомятся со значением важнейших
дорожных знаков, указателей и линий разметки проезжей части дороги.
В организации работы соблюдаются принципы системности, учета местных
условий. Создавая развивающую среду, используя пособия, игровые материалы, мы
учитываем, что у детей нашего микрорайона мало опыта поведения на оживленных
улицах районного центра. Чтобы компенсировать эту неосведомленность, мы
используем макеты улиц, перекрестков, рисунки, плакаты. Обязательно учитываем
возрастные особенности детей, применяем интегрированный и комплексный подход
в организации педагогического процесса.
Работа
по
профилактике
детского
дорожно
–
транспортного
травматизма
спланировано так, что в течении всего года проводятся мероприятия, в летний
период это в основном игры.
Воспитатели
и
музыкальный
руководитель
детского
сада
разрабатывают
развлекательно – познавательные мероприятия по ПДД – сказки, путешествия,
соревнования, главным действующим лицом в которых является дорога и грамотное
поведение на ней участников. В итоге на практике узнают, как правильно
переходить дорогу, зачем нужен светофор и регулировщик, дорожные знаки. У них
развиваются такие качества как внимательность, выдержка, ловкость, быстрота
движения и умение самостоятельно пользоваться знаниями в определенной
ситуации.
Важен и другой результат – за счет проведения мероприятий пополняется
материальная база детского сада, появляются новые игры по дорожной тематике,
макеты перекрестков и светофоров, у родителей и детей возникает интерес к
решению проблем дорожной безопасности.
Для того, чтобы больше заинтересовать детей правилами дорожного движения,
привлекаются школьники – бывшие выпускники, они участвуют в развлечениях, в
изготовлении атрибутов.
Для повышения педагогического мастерства воспитателей создается перспективный
план работы для всех возрастных групп, подбирается и систематизируется
художественная литература для дошкольников, методическая литература для
педагогов и родителей.
Успешных
результатов
в
воспитании
дисциплинированного
пешехода
мы
добиваемся в тесной взаимосвязи с семьей, используя для этого разнообразные
формы работы (родительские собрания, совместные игры и досуги, беседы с
представителями ГИБДД, организацию развивающей предметной среды).
Наглядные пособия, оборудование и инвентарь:
плакаты, сюжетные картинки;
дорожные знаки, жезл, форма инспектора, свистки;
велосипеды, машины;
игрушки транспортные;
флажки для перехода улицы;
макеты поселка;
дидактические игры: «Это надо знать», «Знаки на дорогах», «Дорожные знаки»,
пазлы «Дорожные знаки», «Азбука безопасности», «Правила дорожного движения»,
«Учим дорожные знаки»
детская и методическая литература;
обучающие мультфильмы, презентации по ПДД.