Автор: Бэнчилэ Алла Васильевна
Должность: ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ
Учебное заведение: МБДОУ "ДС" ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК
Населённый пункт: г.Тарко-Сале
Наименование материала: статья
Тема: ТЕМПЕРАМЕНТ РЕБЕНКА
Раздел: дошкольное образование
Темперамент ребёнка
Темперамент
считается
врожденной
характеристикой
личности. Традиционно выделяют четыре типа темперамента: сангвиник, холерик,
меланхолик, флегматик. И хотя чистые типы встречаются довольно редко, понимание о
преобладающем темпераменте дает довольно важную информацию. У детей черты того
или иного темперамента проявляются уже в возрасте 3-4 лет, но более достоверно можно
выявить его в возрасте 5-6 лет.
Разница в темпераментах между родителями и детьми может привести к глубоким
конфликтам, если вовремя не осознать, в чем же проблема. Вам будет гораздо проще
понять своего ребенка, направить, рассчитать его нагрузку, заинтересовать, развить его
лучшие качества, если вы определите, какой тип темперамента у него наиболее выражен.
Сангвиник
Положительные черты: общительность, энергичность, быстрое приспособление к новым
условиям, контактность.
Отрицательные
черты:несобранность,
небрежность,
непостоянство,
распылённость
интересов.
Меры воздействия: не следует ограничивать живость и активность ребёнка, нужно учить
его доводить начатое дело до конца, внимательно относиться к сверстникам, считаться с
мнением других, формировать устойчивые привязанности, интересы.
Холерик
Положительные
черты: активность,
напористость,
решительность,
подвижность,
эмоциональность.
Отрицательные черты:повышенная возбудимость, импульсивность, несдержанность,
резкость.
Меры воздействия:нельзя ограничивать активность малыша, применять к нему такие
меры воздействия, как окрики, шлепки, угрозы (от этого усиливается возбуждение).
Необходимо вырабатывать сосредоточенность, усидчивость, учить соблюдать правила
общения.
Флегматик
Положительные черты:уравновешенность, терпимость, способность к длительному,
сосредоточению, невозмутимость, самообладание, старательность, аккуратность.
Отрицательные черты:медлительность, вялость, безучастность к окружающему.
Меры воздействия: нельзя использовать окрики, угрозы, желая заставить действовать
быстрее (такие сильные раздражители оказывают тормозящее действие). Необходимо
развивать двигательную активность, коммуникативные навыки.
Меланхолик
Положительные черты: высокая чувствительность, высокий уровень самоконтроля,
способность к эмпатии.
Отрицательные черты: неуверенность, замкнутость, боязливость, тревожность.
Меры воздействия: нельзя повышать голос, проявлять чрезмерную требовательность,
подчёркивать
недостатки.
Следует
говорить
мягко,
но
уверенно,
использовать
эмоциональную
поддержку,
высказывать
одобрение,
необходимо
развивать
общительность, стремление к активности, умение преодолевать трудности.
Список литературы: 1. Аверьянов М.Д. Детская психология. М., 1998. 2. Белоус В.В.
Темперамент и деятельность, учебное пособие. Пятигорск, 1990. 3. Гиппенрейтер Ю.Б.
Введение в общую психологию. М., 1996. Петровский В.А., Виноградова А.М., Кларина
Л.М. и др. Учимся общаться с ребенком. М., 1993. 4. Эльконин Д.Б. Детская психология.
М., 1980.