Автор: Жучкова Наталия Игоревна
Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 24 комбинированного вида"
Населённый пункт: г.Гатчина
Наименование материала: Здоровьесбережение в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО.
Тема: Здоровьесбережение в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО.
Раздел: дошкольное образование
Перспективный план кружка по рисованию
На 2016-2017 учебный год.
Нетрадиционная техника рисования.
Руководитель Жучкова Н.И.
Цель:
Развивать интерес к творческому процессу, к стремлению достигать лучших
результатов, развивать изобразительные творческие способности у детей,
используя нетрадиционную технику рисования.
Задачи:
Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных
техник рисования с использованием различных изобразительных
материалов.
Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как
средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
Отслеживать динамику развития творческих способностей и развитие
изобразительных навыков ребенка.
Создавать все необходимые условия для реализации поставленной
цели.
Развивать у детей чувство формы, композиции, цвета, ритма,
пропорции.
Формировать у воспитанников знания, умения, навыки в области
изобразительной деятельности.
Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие
познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным
трудом.
Познакомить с новым видом изобразительного искусства Эбру.
Познакомить с историей возникновения Эбру.
Дать представление о способах нанесения красок в Эбру.
Виды и техники нетрадиционного рисования.
Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными
умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования
рекомендуется использовать особенные техники и приемы.
Монотипия предметная
Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.
Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на
одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы
выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока
не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения
отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после
рисования нескольких украшений.
Монотипия пейзажная
Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия,
изображение пространства в композиции.
Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная
плитка.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной
половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в
озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели
высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается
влажной губкой. Исходный рисунок, после того, как с него сделан оттиск,
оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для
монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На
последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным
листом бумаги. Пейзаж получается размытым.
Кляксография с трубочкой
Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке,
пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой
краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это
пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги.
При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали
дорисовываются.
Отпечатки листьев
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие,
кисти).
Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками
разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для
получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев
можно дорисовать кистью.
Рисование пальчиками
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие
листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит
точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного
цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко
смывается.
Рисование ладошкой
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого
цвета, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю
кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает
отпечаток на бумаге. Рисуют и правой, и левой руками, окрашенными
разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь
легко смывается.
Восковые мелки + акварель
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на
белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько
цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.
Свеча + акварель
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем
закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой
остается белым.
Набрызг
Средства выразительности: точка, фактура.
Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо
пластика (55 см).
Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет
кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист
акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.
Тычок жесткой полусухой кистью.
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жесткая кисть, гуашь, плотная бумага.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет
ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается.
Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается
имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Ниткография.
Средства выразительности: цвет, линия, фактура.
Материал: ворсистая нитка, лист бумаги, краски, кисти.
Способ получения изображения: дети выкладывают на половинке листа
бумаги прокрашенные в краске нити, закрывают второй половинкой бумаги,
придерживая лист резко выдергивают нитку. Можно использовать нити
разных цветов.
Рисование по мокрому.
Средства выразительности: пятно.
Материалы: акварельная бумага, вода, акварель, мягкая кисть.
Для выполнения работы необходимо смочить лист чистой водой, а потом
кистью или каплями нанести изображение. Оно получится как бы размытое
под дождем или в тумане.
Мыльные пузыри.
Средства выразительности: цвет, фактура, пятно.
Материалы: гуашь, жидкое мыло, вода, трубочка для коктейля, плотный лист
бумаги.
В крышке смешать 5 ст. л. гуашь, 1 ст. л. мыло, 1 ч.л. воду. Опустите в смесь
трубочку и подуть так, чтобы получились мыльные пузыри. Взять лист
бумаги, и осторожно прикоснуться ею к пузырям, как бы перенося их на
бумагу.
Оттиск смятой тканью.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: блюдце, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого
поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера,
смятая ткань.
Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую ткань к
штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить
другой цвет, меняются и блюдце, и ткань.
Оттиск фруктами.
Средства выразительности: цвет, пятно.
Материалы: любые фрукты разрезанные пополам, блюдце с гуашью, плотная
бумага.
Способ получения изображения: ребенок окунает фрукт в блюдце с краской и
наносит отпечаток на бумагу.
Пуантилизм (рисование пычком).
Средства выразительности: цвет, пятно.
Материалы: емкость с гуашью, ватная палочка, лист бумаги.
Способ получения изображения: ребенок окунает в емкость с краской,
ватную палочку и наносит изображение на лист. Таким образом, заполняется
весь лист, контур или шаблон. При необходимости изображение
дорисовывается кистью.
Эбру.Рисование на воде.
Эбру – это рисование красками на воде. В процессе рисования используются
кисти. Они нужны не для непосредственного нанесения рисунка, как это
принято в классическом искусстве, а для того, чтобы вбирать в себя краску и
разбрызгивать капли по воде. Очень хорошо для этой цели подходит конский
волос с хвоста. Сам рисунок выполняется с помощью двух инструментов:
шило и гребень. Они используются для того, чтобы из капель красок по воде
создавать различные формы. Кроме красивых узоров есть возможность
рисовать любые формы, как абстрактные, так и конкретные, вплоть до
портретов. Товары для Эбру частично можно сделать в домашних условиях.
Шило для Эбру можно заменить иголкой или спицей. Также можно заменить
гребень. Лоток для Эбру также можно заменить любым другим удобным
лотком Краска для Эбру не должна растворяться в воде, должна принимать ту
форму, которую ей придает мастер Эбру, должна впитываться в бумагу,
сохраняя рисунок.
Месяц (неделя) Тема
Программное содержание
Сентябрь
(1 неделя)
«Бабочки».
Познакомить детей с техникой монотипия, учить
создавать выразительный образ. Развивать образное
мышление, аккуратность.
Сентябрь
(2 неделя)
«Осенний букет» Познакомить с таким способом изображения, как
кляксография, показать ее выразительные
возможности. Учить дорисовывать детали объектов
(цветов), полученных в ходе спонтанного изображения,
для придания им законченности. Поощрять детское
творчество, инициативу.
Сентябрь
(3 неделя)
«Воздушные
шары»
Закрепить представления детей о цветовом
многообразии, ознакомить с хроматическими
(основными) и ахроматическими цветами. Расширить
знания цветовой гаммы путем введения новых
оттенков, освоения способов их получения.
Сентябрь
(4 неделя)
«Компоты и
варенье»
Познакомить детей с новым видом изобразительной
технике – печатание фруктами. Упражнять в
печатании. Развивать чувства композиции
световосприятие, память, наблюдательность.
Обобщить знания о фруктах и ягодах.
Октябрь
(1 неделя)
«Волшебный
лес»
Воспитывать интерес к осенним явлениям природы,
эмоциональную отзывчивость на красоту осени.
Познакомить с новым видом изобразительной техники
- «печать растений».
Развивать у детей видение художественного образа и
замысла через природные формы.
Развивать чувства композиции, цветовосприятия.
Октябрь
(2 неделя)
«Пестрый
котенок»
Познакомить детей с техникой рисования тычком
(пуантилизм). Учить рисовать гуашью с помощью
ватной палочки, смешивать краски и получать
различные оттенки цвета. Развивать чувство
прекрасного.
Октябрь
(3 неделя)
«Красная
смородина»
Воспитывать эстетически-нравственное отношение к
природе через изображение ее образа в собственном
творчестве. Расширять знания и представления детей
об окружающем мире, познакомить с внешним видом
красной смородины.
Формировать чувство композиции и ритма. Учить
объединять разные техники в одной работе. (Техника
тычка, печатание листьями.)
Октябрь
(4 неделя)
«Подводный
мир»
Познакомить детей с техникой рисования мыльными
пузырями. Продолжать учить детей работать с гуашью.
Воспитывать интерес к творчеству. Способствовать
развитию - творческого воображения, мышления,
художественно-эстетических навыков, мелкой
моторики, глазомера, внимания.
Ноябрь
(1 неделя)
«Разноцветные
рыбки»
Вызвать интерес к рисованию акварельными
карандашами. Стремиться передавать образ рыбки,
добиваться выразительного образа. Познакомить детей
с техникой коллаж. Закрепить умение пользоваться
ножницами, трафаретами, клеем. Развивать
аккуратность, самостоятельность.
Ноябрь
(2 неделя)
«Унылая пора!
Очей
очарованье»
Учить детей умению отражать в рисунке признаки
осени, соответствующие поэтическим строкам.
Использовать различные способы рисования деревьев
(пятно, замкнутое контуром, подробная деталировка,
дерево, изображенное кулачком, ладошкой).
Развивать эмоционально-эстетические чувства,
воображение. Закреплять умение отличать пейзаж от
картин другого содержания.
Ноябрь
(3 неделя)
«Рисуем по
шаблону»
Расширять представление детей о строении сложных
предметов, развивать способность находить
взаимосвязь главного и второстепенного. Научить
детей смотреть на одну и ту же форму с разных сторон,
помочь увидеть многообразие предметов, развивать
воображение. Обучать способам изображения разных
объектов приемом обрисовывания готовых шаблонов
разных геометрических форм.
Развивать координацию движений, мелкую моторику
рук.
Ноябрь
(4 неделя)
«Невидимый
зверек»
Познакомить детей с техникой рисования свечей.
Продолжать учить рисовать по шаблону. Закреплять
умение использовать различные материалы,
представление о композиции, сочетании цветов.
Развивать воображение, творчество, самостоятельность
в выборе сюжета.
Декабрь
(1 неделя)
«Снегири на
ветках»
Познакомить детей с техникой рисования тычок
жесткой полусухой кистью. Учить рисовать снегирей.
Закрепить знания о зимующих птицах нашей родины.
Воспитывать любовь и заботливое отношение к
птицам, представление о том, что все в природе
взаимосвязано, чувство ответственности за
окружающий мир.
Декабрь
(2 неделя)
«Зимние узоры» Познакомить детей со способами изображения как
монотипия (отпечаток), рисованием ниточками.
Показать выразительные возможности, особенности
рисования данными способами.
Развивать воображение, образное мышление,
цветовосприятие, творческие способности детей.
Вызвать интерес, отзывчивость, эмоциональный
отклик к творческой деятельности.
Декабрь
(3 неделя)
«Письмо для
деда мороза»
Создать предпраздничное нестроение. Учить
изображать детей свои желания и эмоции через
рисунок, самостоятельно выбирать и выполнять работу
в понравившейся технике.
Декабрь
(4 неделя)
«В лесу
родилась
елочка»
Продолжать учить детей разным нетрадиционным
способам рисования, познакомить с новым необычным
изобразительным материалом. Развивать
цветовосприятие, умение подбирать для своей
композиции соответствующие цветовые сочетания.
Учить аккуратно пользоваться клеем, наносить его на
контур рисунка тонкой струйкой. Научить выкладывать
нить точно по нарисованному контуру, развивать
координацию движений, мелкую моторику кистей рук.
Январь
(2 неделя)
«Волшебница
зима»
Познакомить с нетрадиционной техникой рисования
набрызг. Учить новым способам получения
изображений. Развивать внимание, мышление.
Воспитывать аккуратность при работе.
Январь
(3 неделя)
«Сказочный
зимний лес»
Продолжать учить детей самостоятельно передавать
сюжет зимнего пейзажа с использованием
нетрадиционных техник рисования. Развивать интерес
детей к изобразительному творчеству посредством
использования нетрадиционных техник рисования.
Учить рисовать оттиском капустного листа. Учить
задумывать и включать в рисунок знакомые предметы
(елочки, снеговиков).
Январь
(4 неделя)
«Семья
снеговиков»
Познакомить детей с техникой рисования оттиск
тканью. Создать радостное, предпраздничное
настроение, вызвать положительные эмоции у детей.
Продолжать развивать фантазию и образное
мышление.
Февраль
(1 неделя)
«Музыкальный
рисунок»
Развивать чувство цвета посредством музыки и
рисования. Совершенствовать умение соотносить цвет
с музыкой, опираясь на различие наиболее ярких
средств музыкальной выразительности (темп,
динамику, ритм и др.) Стимулировать творчество детей
к импровизации с цветовым пятном. Развивать
композиционные навыки в компоновке общего панно.
Февраль
(2 неделя)
«Разноцветное
небо»
Упражнять детей в рисовании по мокрой бумаге.
Развивать чувство цвета, формы и композиции.
Воспитывать желание восхищаться явлениями
природы.
Февраль
(3 неделя)
«Соленое море»
Научить новому приему оформления изображения:
присыпание солью по мокрой краске для создания
объемности изображения.
Продолжать развивать фантазию и воображение детей.
Закрепить навыки рисования красками, умение
смешивать на палитре краску для получения нужного
оттенка.
Февраль
(4 неделя)
«Красивые
картинки из
разноцветной
нитки»
Продолжать учить детей разным
нетрадиционным способам рисования,
познакомить с новой техникой -
ниткография (рисование нитью).
Развивать цветовосприятие, умение
подбирать для своей композиции
соответствующие цветовые сочетания,
развивать фантазию, творческое
мышление.
Освоение
техники
рисования –
ниткография.
Март
(1 неделя)
«Пейзаж у
озера»
Закрепить знания детей о пейзаже как жанре
изобразительного искусства.
Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой
изображения пейзажа — монотипией, показать ее
изобразительные особенности, закрепить понятие о
симметрии. Подвести детей к тому, что пейзаж можно
рисовать не только с натуры, а придумать его самому.
Развивать умения детей создавать композицию,
самостоятельно подбирать цветовую гамму в
соответствии с придуманным сюжетом.
Март
«Превращение
Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и
(2 неделя)
ладошки»
дорисовывать их до определенного образа. Развивать
воображение и творчество.
Март
(3 неделя)
«Подарок маме» Совершенствовать умения детей в различных
изобразительных техник. Развивать чувство
композиции и ритма.
Март
(4 неделя)
«Весенняя
фантазия»
Упражнять в рисовании методом размывания краски на
стекле и оттиска стекла на лист бумаги. Определить
какими красками пользуется «Весна», развивать
фантазию, воображение.
Апрель
(1 неделя)
Эбру
Познакомить детей с нетрадиционной техникой
рисования «Эбру. Развивать, воображение и мышление.
Апрель
(2 неделя)
«Планеты»
Техника Эбру
Закрепить умения детей в технике Эбру.
Совершенствовать умение пользоваться шилом.
Развивать аккуратность, самостоятельность.
Апрель
(3 неделя)
«Космические
дали»
Учить создавать образ звездного неба, используя
смешение красок, Баттл-Эбру. Развивать
цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью
данной технике. Вызывать эмоциональный отклик.
Апрель
(4 неделя)
«Праздничная
верба»
Техника Эбру
Рассказать, почему верба является символом Пасхи,
пополнить знания о празднике. Познакомить детей с
новым способом рисования на воде.
Май (1 неделя)
«Праздничный
салют»
Эбру
Уточнить и пополнить знания детей о предстоящих
праздниках (1, 9 мая), учить рисовать праздничный
салют, соблюдать правила композиции и цветовой
колорит.
Май (2 неделя)
«Одуванчики -
пушистое чудо
природы»
Техника Эбру
Продолжить развивать у детей художественно-
творческие способности с помощью техники - «Эбру».
Обучать особенностям изображения объектов с
помощью техники «Эбру», цветовосприятие,
эстетические восприятие,воспитывать бережное
отношение к природе средствами искусства.
Май (3 неделя)
«Вот и лето
пришло»
Закреплять умение детей рисовать понравившейся
техникой. Развивать интерес к самостоятельной
художественной деятельности. Воспитывать
эстетические чувства, усидчивость, аккуратность в
работе, желание доводить начатое дело до конца.