Авторы: Шаяхметова Лариса Фаритовна, Данил Ильфатович Ямангулов
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МАО ДО "Детская школа искусств" села Инзер
Населённый пункт: с.Инзер,Белорецкий район, Республика Башкортостан
Наименование материала: Открытый урок
Тема: «Начальный этап работы над музыкальным произведением в классе аккордеона»
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств» с. Инзер
Муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан
Открытый урок
Музыкальное исполнительство «Аккордеон»
«Начальный этап работы над музыкальным произведением в классе
аккордеона»
Преподаватель: Шаяхметова Л.Ф.
Инзер – 2021 год
План-конспект открытого урока по специальности «Аккордеон» с
ученицей 2-го класса Юсуповой Эмилией, обучающейся по дополнительной
общеразвивающей программе в области музыкального искусства «Народные
инструменты».
Преподаватель: Шаяхметова Лариса Фаритовна
Тема урока: «Начальный этап работы над музыкальным произведением в
классе аккордеона»
Цель урока: Систематизация и обобщение умений, навыков и более глубокое
их осмысление, работа над музыкальным произведением на начальном этапе
в классе аккордеона.
Задачи:
Образовательные:
- развитие навыков работы над музыкальным произведением; чтение
нотного текста, аппликатура, ритм, штрихи.
Воспитательные:
- привить любовь к народной музыке;
- развитие коммуникативной и нравственной культуры поведения.
Развивающие:
-развитие музыкальной восприимчивости, умения слышать и слушать,
умения анализировать и сопоставлять;
-развитие творческих и технических способностей обучающегося,
познавательных процессов (память, мышление, внимание).
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: индивидуальная.
Образовательные технологии:
- личностно-ориентированные (опора на субъективный познавательный
опыт обучающейся);
- развивающие;
- здоровьесберегающие (учет индивидуальных особенностей детей,
равномерное распределение во время урока различных видов деятельности).
Методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный (инструментальные иллюстрации
преподавателем и воспроизведение услышанного учащейся);
- наглядный (слуховой и зрительный);
- словесный (обсуждение характера музыки, образные сравнения,
словесная оценка исполнения);
- проблемно- поисковый.
Оснащение урока:
- средства обучения; пульт, сборник пьес.
Инструменты: аккордеон.
Структура урока:
1. Организационный этап;
- приветствие, психологический настрой учащейся;
- сообщение темы урока, его цели и задачи.
2. Практическая часть;
- общее ознакомление с произведением;
- детальный разбор (анализ).
3. Заключительный этап;
- итог урока с оценкой проделанной учащейся работы.
- домашнее задание.
Ход урока
1.
Приветствие.
Тема урока: «Начальный этап работы над музыкальным произведением в
классе аккордеона».
Цель урока: Систематизация и обобщение умений, навыков и более
глубокое их осмысление, работа над музыкальными произведениями на
начальном этапе в классе аккордеона.
Урок проводится с ученицей 2-го класса Юсуповой Эмилией,
обучающейся по дополнительной общеразвивающей программе в области
музыкального искусства «Народные инструменты».
2.
Введение.
Работа над музыкальным произведением - одна из составных частей
исполнительского
процесса
музыканта
исполнителя.
Художественное
прочтение
музыкального
произведения
играет
важную
роль,
как
в
формировании будущего музыканта, так и в последующем развитии
исполнительского
мастерства,
музыкального
мышления,
эстетического
кругозора. Работа учащихся над музыкальным произведением многообразна.
В значительной мере она зависит от самого произведения - сложности его
содержания,
технических
трудностей.
Изучение
того
или
иного
музыкального произведения может дать хорошие результаты только при
условии правильного представления о приемах работы над ним, в основе
которых лежит принцип поэтапного последовательного разучивания.
А начнем мы наш урок с «Этюда»
«Техника, в широком смысле слова - средство передачи
художественного содержания произведений. В узком смысле это предельная
точность, быстрота пальцев, координация движений. На начальном этапе
обучения для выработки у ученика первичных двигательных навыков
необходимы специальные упражнения, подготавливающие его к выполнению
технических задач».
Русская народная песня «Там за речкой, там за перевалом»
На начальном этапе основной задачей является создание общего
представления о произведении. Цель состоит в развитии мышления, в
формировании установки на создания первоначального образа произведения:
- осознать контуры (высотность, общая ритмическая структура);
- проанализировать технические моменты (аппликатура, штрихи);
- обнаружить элементы выразительности;
- осознать целостность содержания произведения на основе анализа;
Теоретический анализ текста музыкального произведения (даже
краткий), углубление которого будет продолжаться на протяжении всей
работы над произведением способствует успешному запоминанию.
Обычно работу над музыкальным произведением я начинаю со знакомства с
материалами о произведении, его авторе, с предварительного проигрывания
нового произведения
«Бабушка Малаша»
ИГРА В АНСАМБЛЕ
Ансамблем учащиеся ансамбля баянов решаются задачи технического
развития учащихся, приобретения ими художественно-эмоциональных
навыков и расширения музыкального кругозора. К задачам занимаются с
первого класса на уроках специальности (дуэт преподавателя с учеником).
Состав ансамбля может быть разным (дуэт, трио, квартет). В рамках учебно-
воспитательного процесса в классе технического развития следует отнести
развитие чувства метроритма, синхронности исполнения, умение свободно и
художественно читать с листа в любом темпе, приобретение аппликатурных
навыков. Играя в ансамбле, учащиеся учатся слушать не только себя, но и
партнера, у них развивается гармонический слух и умение слышать
многоголосную фактуру, вырабатывается музыкальная и человеческая
чуткость, совершенствуется умение подчинять свою игру общему
художественному замыслу.
Башкирская народная песня «Карабай»
Учащемуся предлагается исполнить произведение от начала до конца без
остановок. Далее учащемуся предлагается самостоятельно определить
проблемные места и места, в которых он чувствует затруднения.
Совместно с преподавателем намечаются основные задачи предстоящей
работы над неверно и некачественно исполненными фрагментами
произведения: неточности при исполнении акцентов, неровное тяжелое
исполнение мелких длительностей,
3. Заключение
На данном этапе нашей с Вами деятельности мы зачастую работаем с детьми,
не обладающими особым талантом и если нам удается выучить с ребенком
правописание нот в скрипичном и басовом ключах, длительности нот и
простейшие способы звукоизвлечения, при этом надо учесть вес
инструмента, 2 клавиатуры, которые при правильной посадке ребенок
чувствует только на ощупь и для того, чтобы извлечь хоть какое-то подобие
звука, надо прилагать физические усилия для ведения меха. Но не смотря на
все трудности как только ребенок может воспроизвести какую-нибудь
простейшую мелодию, необходимо добиться, чтобы это первичные
исполнение было выразителью, то есть чтобы характер исполнения точно
соответствовал характкру данной мелодии, так считал Г.Нейгуз.
Подлиный интерес у ребенка возникает не к любому произольному
сочетанию звуков, а только к цельной и ясной мелодии, вызывающей либо
эмоциональные переживания, либо образное представление, создающее то
или иное настроение. Немалую роль в пробуждении интереса играет
словесный текст песенки. Интерес к музыке, лишенный такого важного
стимула, как эмоциональное воздействие, быстро погаснет подобно тому, как
сохнет ручей, лишенный своего источника.