Автор: Кривченкова Ангелина Юрьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: муниципальное дошкольное образовательное учреждение"Детский сад № 183 Дзержинского района Волгограда"
Населённый пункт: город Волгоград
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Организация оптимальной двигательной активности - как важное условие укрепления здоровья и физического развития детей дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование
Доклад
Разработал воспитатель
МОУ детского сада № 183
Дзержинского района Волгограда
Кривченкова А.Ю.,
«Организация
оптимальной
двигательной
активности
-
как
важное условие укрепления здоровья и физического развития детей
дошкольного возраста»
В своем историческом развитии организм человека формировался в
условиях
высокой
двигательной
активности.
Первобытному
человеку
ежедневно приходилось пробегать и проходить десятки километров в
поисках пищи, постоянно от кого-то спасаться, преодолевать препятствия,
нападать.
Так выделились пять основных жизненно важных движений, каждое из
которых
имело
свое
значение: бег
и
ходьба –
для
перемещения
в
пространстве, прыжки и лазанье - для преодоления препятствий, метание –
для защиты и нападения.
Миллионы лет эти движения являлись главнейшим условием существования
человека – выживал тот, кто лучше других владел ими. Долгие годы измерять
движения не было необходимости – человек двигался на пределе своих
возможностей.
Сейчас мы видим противоположную картину. Развитие науки и техники
способствовало постепенному снижению двигательной активности людей,
что со временем стало отрицательно сказываться на их здоровье.
Здоровье ребенка зависит от ряда факторов:
- биологических,
- экологических,
- социальных,
- гигиенических,
- а также от характера педагогических воздействий.
Среди разнообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и
работоспособность всего организма – двигательная активность.
Помните выражение «Движение – это жизнь»? С этим трудно поспорить.
Русский народ славится своими пословицами и поговорками, которые
передаются из поколения в поколение и не утратили своей актуальности.
пословицы и поговорки о здоровье, движении, спорте:
Быстрого и ловкого болезнь не догонит;
В здоровом теле - здоровый дух;
Здоровому все здорово;
Не досыпаешь – здоровье теряешь!
Смолоду закалишься, на весь век сгодишься;
Физкультурой заниматься будешь, про болезни забудешь;
Двигайся больше - проживешь дольше.
Трудно
переоценить
роль
движений,
которую
они
играют
в
повседневной жизни человека и особенно в развитии детей. Как раз
посредством движений ребенок уже с самого раннего возраста начинает
познавать окружающий его мир, взаимодействует с ним, выражает свое
отношение к нему.
От состояния двигательной сферы и соответственно возможностей в
овладении теми или иными движениями, моторными актами, двигательной
деятельностью в целом очень многое зависит в жизни человека: от развития
жизненно необходимых способов передвижения (лазанье, ходьба, бег и др.) и
формирования элементарных навыков самообслуживания в раннем и
дошкольном детстве до овладения учебно-трудовой деятельностью в
школьном возрасте и, наконец, выбора в будущем желаемой профессии,
требующей высокого уровня координации движений.
О значении двигательной активности в жизнедеятельности человека
есть немало высказываний разных специалистов: физиологов, врачей,
психологов, педагогов и др.
Физиологи считают движение врожденной жизненно необходимой
потребностью человека. Занимаясь изучением развития мозга и его функций,
объективно доказали, что при любом двигательном тренинге упражняются не
руки, а мозг. Полное удовлетворение потребности в движениях, по их
мнению,
особенно
важно
в
раннем
и
дошкольном
возрасте,
когда
формируются все основные системы и функции организма. Поэтому они
рекомендуют педагогам использовать движения как важнейшее средство
умственного развития детей.
Врачи утверждают, что без движений ребенок не может вырасти
здоровым. Движение, по их определению, может выступать в роли
профилактирующего
средства,
когда
активный
двигательный
режим
способствует предупреждению различных заболеваний, особенно таких,
которые связаны с сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной системами.
Кроме того, движение широко используется и как эффективнейшее лечебное
и коррекционное средство.
По
мнению
психологов,
развитие
личности
осуществляется
в
деятельности. Ведущей деятельностью ребенка является игра. А его игровая
деятельность выражается прежде всего в движениях: в манипуляциях
игрушками, во взаимодействии со взрослыми, детьми, с окружающими
предметами. Первые представления о мире, его предметах и явлениях
приходят к ребенку через движения его глаз, языка, рук, через перемещения в
пространстве. Чем разнообразнее движения, тем большая информация
поступает в его мозг, тем интенсивнее идет психическое развитие. Познание
окружающего
посредством
движений
более
всего
характеризует
психологические и возрастные особенности детей первых трех лет жизни.
Вот почему детям этого возраста особенно необходима двигательная
активность.
Таким образом, движения, двигательная активность, как это явствует
из высказываний специалистов разного профиля, являются не только
фундаментом настоящего и будущего здоровья и физического развития
ребенка, но и представляют собой условие и средство его общего и
психического развития, формирования его как личности.
Что же такое двигательная активность?
Двигательная активность (ДА) – это естественная потребность в
движении,
удовлетворение
которой
является
важнейшим
условием
всестороннего развития и воспитания ребенка.
Это
средство
приобщения
детей
к
здоровому
образу
жизни.
Под
двигательной
активностью
нами
понимается
суммарное
количество
двигательных действий, выполняемых человеком в процессе повседневной
деятельности. Благоприятное воздействие на организм оказывает только
двигательная активность, находящаяся в пределах оптимальных величин.
Так, при гиподинамии (режиме малоподвижности) возникает целый ряд
негативных для ребенка последствий: происходит нарушение функций и
структуры ряда органов, регуляции обмена веществ и энергии, снижается
сопротивляемость организма к изменяющимся внешним условиям.
Гиперкинезия (чрезмерно
большая
двигательная
активность)
также
нарушает принцип оптимальной физической нагрузки, что может повлечь за
собой перенапряжение сердечно-сосудистой системы и неблагоприятно
отразиться на развитии организма ребенка. Поэтому требуется особое
внимание к созданию предпосылок для обеспечения детей рациональным
уровнем двигательной активности.
Двигательная активность дошкольника должна быть целенаправленна и
соответствовать
его
опыту,
интересам,
желаниям,
функциональным
возможностям организма, что и составляет основу индивидуального подхода
к
каждому
ребёнку.
Поэтому
необходима
организация
двигательной
деятельности, её разнообразие, а также выполнение основных задач и
требований к её содержанию
.
К сожалению, современные дети не имеют возможности для
проявления достаточной двигательной активности. Она все больше
ограничивается созданными условиями:
замкнутым перенасыщенным пространством групп и квартир;
ограничением двигательной активности на прогулках
(сокращение игровых площадок, большое количество транспорта во
дворах);
требованиями (запреты) взрослых (не лезь, не беги,
испачкаешься, упадешь и т.п.);
преобладанием статичного времяпровождения (просмотр
телепередач, компьютерные и настольные игры, игры с конструктором,
занятия изобразительной деятельностью и т.д.)
Достаточный
уровень
двигательной
активности
ребенка,
удовлетворение его потребности в движениях можно обеспечить за счет
правильной организации двигательного режима в детском саду, в школе и
дома.
В
детских
учреждениях
такой
режим
обеспечивается
особым
распорядком дня, в котором предусматривается время для разнообразных
видов занятий по развитию двигательной сферы детей.
Придавая
особую
значимость
роли
двигательной
активности
в
укреплении здоровья дошкольников, можно определить приоритеты в
режиме дня.
I
место
в
двигательном
режиме
детей
принадлежит
физкультурно-оздоровительным
занятиям.
К
ним
относятся
общеизвестные виды двигательной деятельности:
- утренняя гимнастика;
- подвижные игры и физические упражнения во время прогулок;
- физминутки на занятиях с умственной нагрузкой и т.д.
С целью оптимизации двигательной активности и закаливания детей
необходимо
внедрять
дополнительные
виды
занятий
двигательного
характера, взаимосвязанные с комплексом закаливающих мероприятий:
- оздоровительный бег на воздух;
- пробежки и ходьба по массажным дорожкам в сочетании с
воздушными ваннами;
- гимнастика после дневного сна;
- прогулки, экскурсии;
- корригирующая гимнастика в сочетании с сухим массажем;
II место в двигательном режиме детей занимают:
- учебные занятия по физической культуре.
Это основная форма обучения двигательным навыкам и развития
двигательной активности детей. Занятия проводятся три раза в неделю ( 2 в
физкультурном зале, одно на воздухе).
III
место
отводиться
самостоятельной
двигательной
деятельности, возникающий по инициативе детей.
Самостоятельная
деятельность является важным источником активности и саморазвития
ребенка.
Немаловажное значение отводится активному отдыху:
- недели здоровья;
- физкультурный досуг;
-
физкультурно-спортивные
праздники
на
воздухе
или
в
физкультурном зале;
- игры – соревнования;
- спартакиады.
В двигательный режим входят дополнительные виды занятий:
- секции по интересам;
- спортивные танцы.
А также совместная физкультурно-оздоровительная работа детского
сада и семьи:
- домашние задания;
- физкультурные занятия детей совместно с родителями;
- участие родителей в физкультурно-оздоровительных массовых
мероприятиях ДОУ.
Таким образом, предполагаемые виды двигательной деятельности,
дополняя и обогащая друг друга, в совокупности обеспечивают необходимую
двигательную активность каждого ребенка в течении всего времени
пребывания его в дошкольном учреждении.