Автор: Живак Наталья Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Садовская средняя школа" Быковского муниципального района Волгоградской области
Населённый пункт: Волгоградская область Быковский район с. Садовое
Наименование материала: статья
Тема: Использование игровых технологий на уроках математики в начальных классах
Раздел: начальное образование
«Использование игровой технологии
на уроках математики в начальных классах»
К началу младшего школьного возраста игра не теряет своей роли, но
содержание и направленность игр меняется. Большое место начинают
занимать игры с правилами и дидактические игры. С помощью их ребёнок
учится подчинять своё поведение правилам, формируются его движения,
внимание, умение сосредоточится, то есть развиваются способности, которые
особенно важны для успешного обучения в школе.
Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за
перенасыщенности современного школьника информацией. Телевидение,
видео, радио, компьютерные сети за последнее время значительно увеличили
поток получаемой детьми информации в её разнообразии. Но все эти
источники представляют, в основном, материал для пассивного восприятия.
Важной задачей школы становится развитие умений самостоятельной оценки
и отбора получаемой информации. Развивать подобное умение поможет игра,
которая служит своеобразной практикой для использования знаний,
получаемых на уроке и во внеурочное время.
Игра в младшем школьном возрасте не только не теряет своего
психологического значения как желаемая деятельность, но и продолжает
развивать психические функции ребёнка, прежде всего воображение, навыки
общения в играх с правилами, в интеллектуальных играх.
В учебной деятельности могут быть использованы игровые моменты, что
помогает ребёнку не только отдохнуть, снять чувство давящей
напряжённости, но и научить отличать особенности, разницу игровой и
учебной деятельности.
Игра способна стать тем оптимальным инструментом, который комплексно
обеспечивает:
- успешность адаптации ребёнка к новой ситуации развития;
- сохранение и совершенствование на протяжении всего начального
образования.
- сохранение и укрепление его нравственного, психического и физического
здоровья.
Игра вызывает у детей живой интерес к процессу познания, активизирует их
деятельность и помогает легче усвоить учебный материал. «Игра —
творчество, игра — труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка
сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание,
стремление к знаниям. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с
огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по
игре. Во время игры дети, как правило, очень внимательны, сосредоточенны
и дисциплинированны». Игровые технологии очень хорошо уживаются с
«серьезным» учением. Включение в урок игр и игровых моментов делает
процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое
рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного
материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается
та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к
учебному предмету.
В привитии детям интереса к урокам математики большую роль играют
задачи занимательного характера. Такие задачи, как показывает практика,
вносят в урок оживление, повышают интерес к знаниям, развивают
воображение и память детей. Дети решают задачи такого вида с большим
удовольствием. Например,
1) Зайцы по лесу бежали,
Волчьи следы по дороге считали.
Стая большая волков здесь прошла.
Каждая лапа в снегу их видна.
Оставили волки 120 следов.
Сколько, скажите, здесь было волков?
2) На птичьем дворе гусей дети кормили,
Целыми семьями их выводили.
Всего было 5 гусиных семей,
В каждой семье по 12 детей.
Папа и мама, бабушка с дедом.
Сколько гусей собралось за обедом?
При решении задач такого типа учитель может задавать детям следующие
вопросы:
Читал ли ты сказку, по отрывку из которой составлена задача?
Какой рисунок к этой задаче ты бы нарисовал?
Эти задачи способствуют развитию интереса к математике, углублению и
расширению математических знаний, осознанию силы и практической
значимости математики. Одна из важнейших задач начального обучения -
развитие у детей логического мышления. Такое мышление проявляется в
том, что при решении задач ребенок соотносит суждения о предметах,
отвлекаясь от особенностей их наглядных образов, рассуждает, делает
выводы.
Головоломки
Большое значение в начальных классах имеют головоломки, именно они
закладывают основы доказательного мышления.
Например:
1) Пятью прямыми линиями разделите циферблат так, чтобы в каждой части
числа при сложении давали бы равную сумму.
2) Какие цифры скрыты? Подумайте и догадайтесь:
*** - **=1
Близки к головоломкам и задачи на сообразительность.
Например,
Лестница состоит из 15 ступеней.
На какую лестницу нужно встать, чтобы быть на середине лестницы? (На
восьмую).
Один из наиболее распространенных видов головоломок - магические
квадраты:
В шестнадцати клетках квадрата расставьте числа.0,1,2…14,15 так, чтобы
сумма чисел по горизонтали, вертикали и диагонали была равна 30.
0
14
13
3
11
5
6
8
7
9
10
4
12
2
1
15
Задания на смекалку и на сообразительность следует предлагать для
самостоятельной работы, и только при затруднении большинства учащихся
учитель анализирует со всем классом во внеурочное время.
Ребусы
на (витрина) Д»40» га (дорога)
8 м н (осень) И 100 рия (история).
Все домой! Звонок раздался!
На доске пример остался,
Залетели в класс синицы
И склевали единицы.
Залетели сойки
И склевали двойки.
Залетели воробьи-
И не стало цифры три.
Сообщить прошу вас, дети,
Где стояли цифры эти?
* 4 * * 1 4 2 3
+ * 7 4 5 + 1 7 4 5
+ 6 * 9 8 + 6 2 9 8
9 4 6 6 9 4 6 6
Кроссворды
Слово "кроссворд" в переводе на русский язык означает "переплетение
слов". Для того, чтобы разгадать кроссворд, надо в каждой клетке фигуры
поставить по одной букве, начиная с пронумерованной клетки до края
фигуры или до заштрихованной клетки.
В строчках:
1. Действие, обратное умножению.2. Знак, показывающий отсутствие
единиц.3. Название знака вычитания.4. Наименьшее однозначное число.
В столбцах: 5. Наименьшая единица времени.6. Число, выраженное единицей
шестого разряда.7. Фигура, ограниченная окружностью.
Ответы: В строчках:
1. Деление.2. Нуль.3. Минус.4. Один.
В столбцах: 5. Секунда.6. Миллион.7. Круг.
Логические задачи
Шарады. В шарадах требуется отгадать определенное слово. Каждое слово
отгадывается не целиком, а по частям.
Предлог и малое число,
За ними букву скажем.
А в целом - ты найдешь его
Почти под домом каждым.
(Подвал)
Число и нота рядом с ним,
Да букву припиши согласную.
А в целом - мастер есть один
Он мебель делает прекрасную.
(столяр)
Мегаграммы.
В мегаграммах зашифровано определенное слово. Его нужно отгадать. Затем
в расшифрованном слове следует одну из указанных букв заменить другой
буквой, и значение слова измениться.
С "Д" - давно я мерой стала,
С "Т" - уже нет выше балла.
(Пядь - пять).
Он грызун не очень мелкий,
Ибо чуть побольше белки.
А заменишь "у" на "о"
Будет круглое число.
(Сурок - сорок)
Логогрифы.
В логогрифах надо догадаться, о каком слове говорится в начале. Затем, в
расшифрованное слово добавить одну или две буквы, и получится новое
слово.
Чтобы поддерживать скворечню
Иль антенну я гожусь.
С мягким знакомя, конечно,
Сразу цифрой окажусь.
(шест - шесть)
Арифметический я знак,
В задачнике меня найдешь
На многих строчках.
Лишь "о" ты вставишь, зная как,
И я - географическая точка.
(плюс - полюс)
Числовые головоломки.
Цифры, соединившись в числе и участвуя в математических действиях,
образуют весьма причудливые числовые комбинации.
Для успешного выполнения заданий с числовыми головоломками нужны
изобретательность, догадка, упорство.
"Тысяча"
Вырази число 1000 восемью восьмерками, и знаками "Плюс".
888+88+8+8+8
В кружках квадрата расставьте первые 12 натуральных чисел
так, чтобы их сумма на каждой стороне составляла "26".
Поставьте на рисунке нужное число вместо знака вопроса
Ответ: число "5". Как и в предыдущих примерах, нижнее число является
половиной суммы двух верхних.
Логические задачи
1. Волк, Лиса и Медведь жили в трех домиках: первый - белый с большим
окном, второй - зеленый с большим окном, третий - зеленый с маленьким
окном. У Волка и Лисы домики с большими окнами, у Волка и Медведя -
зеленые домики. У кого какой домик?
2. Миша жил немного ближе к школе, чем Коля, и намного дальше от нее,
чем Витя. Кто жил от школы дальше всех?
3. На вопрос матери о том, кто принес в дом котенка, дети ответили так:
Аня: "Это сделал Леня".
Леня: "Котенка принесла Таня".
Аня: "Это не я".
Таня: "Леня говорит не правду, сказав, что это я".
Мать знала, что только один из них сказал правду. Кто же принес котенка?
Ответ: котенка принесла Аня.
Три девочки нарисовали по одному животному. Получились две собачки и
одна кошечка. Что нарисовала каждая из них, если Катя с Леной и Маша с
Леной нарисовали разных животных?
Ответ: Катя и Маша нарисовали собак, а Лена - кошку.
При изучении геометрического материала активизируют мыслительную
деятельность детей, повышают интерес загадки, стихи о геометрических
фигурах.
Квадрат.
Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нем прямой,
Все четыре стороны
Одинаковой длины,
Вам его представить рад.
Как зовут его?
(квадрат)
Треугольник.
Часто знает и дошкольник
Что такое треугольник
А уж вам-то как не знать…
Но совсем другое дело -
Очень быстро и умело
Треугольники "считать".
Например, в фигуре этой
Сколько разных? Рассмотри!
Все внимательно исследуй
И "по краю" и "внутри"!
(ученикам предлагается определить количество треугольников в любой
предложенной фигуре)
Заинтересовать, привлечь внимание детей помогает сказка.
"Треугольник и квадрат"
Жили - были два брата:
Треугольник с Квадратом.
Старший - квадратный,
Добродушный и приятный.
Малодушный - Треугольник,
Вечно недовольный.
Стал расспрашивать Квадрат:
"Почему ты злишься, брат?"
Тот кричит ему: "Смотри,
Ты полней меня и шире
У меня голов лишь три,
У тебя их все четыре".
Но Квадрат ответил: "Брат!
Я же старше. Я - квадрат".
И сказал еще нежней:
"Не известно, кто нужней!"
Но настала ночь, и к брату,
Натыкаясь на столы,
Младший лезет воровато
Срезать старшему углы.
Уходя, сказал: "Приятных
Я тебе желаю снов!
Спать ложился ты квадратом,
А проснешься без углов!"
Но на утро младший брат
Страшной мести был не рад:
Поглядел он - нет Квадрата…
Онемел. Стоял без слов…
Вот так месть: теперь у брата
Восемь новеньких углов.
Циркуль
Циркуль мой циркач лихой,
Чертит круг одной ногой,
А другой проткнул бумагу
Уцепился - и ни шагу.
Линейка
Я - линейка
Прямота - главная моя мечта.
Так же в начальных классах широко используются ребусы, пословицы,
поговорки. Эти элементы так же очень удобно применять на уроках
математики.
Например, тему "Меры времени" младшие школьники начинают изучать на
втором году обучения. В процессе изучения ученики знакомятся с
понятиями: секунда, минута, час, сутки, месяц, год; учатся определять время
по часам, знакомятся с календарем и т.д. Чтобы активизировать внимание
детей при изучении единиц измерения времени детям предлагаются ребусы:
а так же пословицы и поговорки:
Летом одна неделя год кормит.
На час опоздал - за год не догонишь.
Зимою солнце светит, да не греет.
Пословицы, поговорки и ребусы оживляют учебную деятельность,
повышают интерес к занятиям, способствуют лучшему пониманию
материала.
Для того, чтобы учение проходило не на уровне запоминания, а на уровне
активного сознания, учитель должен не только как можно доступнее
объяснить материал ученику, но и активней включать его в мыслительную
деятельность, в процессе которой будет происходить познание, то есть
формироваться познавательные силы личности: ощущение, восприятие,
память, мышление, воображение, внимание. Создание игровой атмосферы на
уроке развивает познавательный интерес и активность учащихся, снижает
усталость, позволяет удерживать внимание.
Таким образом, занимательность на уроке математики помогает
формированию мыслительной деятельности, творческих способностей
учащихся, элементы которых проявляются в процессе выбора наиболее
рациональных способов решения задач, в математической и логической
смекалке, при проведения на занятиях игр, в конструировании различных
геометрических фигур, в организации коллектива своих товарищей, а так же
в умении с наибольшей эффективностью выполнить какую-либо работу или
провести познавательную игру.