Напоминание

Использование игровых технологий на уроках математики в начальных классах


Автор: Живак Наталья Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Садовская средняя школа" Быковского муниципального района Волгоградской области
Населённый пункт: Волгоградская область Быковский район с. Садовое
Наименование материала: статья
Тема: Использование игровых технологий на уроках математики в начальных классах
Раздел: начальное образование





Назад




«Использование игровой технологии

на уроках математики в начальных классах»

К началу младшего школьного возраста игра не теряет своей роли, но

содержание и направленность игр меняется. Большое место начинают

занимать игры с правилами и дидактические игры. С помощью их ребёнок

учится подчинять своё поведение правилам, формируются его движения,

внимание, умение сосредоточится, то есть развиваются способности, которые

особенно важны для успешного обучения в школе.

Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за

перенасыщенности современного школьника информацией. Телевидение,

видео, радио, компьютерные сети за последнее время значительно увеличили

поток получаемой детьми информации в её разнообразии. Но все эти

источники представляют, в основном, материал для пассивного восприятия.

Важной задачей школы становится развитие умений самостоятельной оценки

и отбора получаемой информации. Развивать подобное умение поможет игра,

которая служит своеобразной практикой для использования знаний,

получаемых на уроке и во внеурочное время.

Игра в младшем школьном возрасте не только не теряет своего

психологического значения как желаемая деятельность, но и продолжает

развивать психические функции ребёнка, прежде всего воображение, навыки

общения в играх с правилами, в интеллектуальных играх.

В учебной деятельности могут быть использованы игровые моменты, что

помогает ребёнку не только отдохнуть, снять чувство давящей

напряжённости, но и научить отличать особенности, разницу игровой и

учебной деятельности.

Игра способна стать тем оптимальным инструментом, который комплексно

обеспечивает:

- успешность адаптации ребёнка к новой ситуации развития;

- сохранение и совершенствование на протяжении всего начального

образования.

- сохранение и укрепление его нравственного, психического и физического

здоровья.

Игра вызывает у детей живой интерес к процессу познания, активизирует их

деятельность и помогает легче усвоить учебный материал. «Игра —

творчество, игра — труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка

сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание,

стремление к знаниям. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с

огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по

игре. Во время игры дети, как правило, очень внимательны, сосредоточенны

и дисциплинированны». Игровые технологии очень хорошо уживаются с

«серьезным» учением. Включение в урок игр и игровых моментов делает

процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое

рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного

материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается

та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к

учебному предмету.

В привитии детям интереса к урокам математики большую роль играют

задачи занимательного характера. Такие задачи, как показывает практика,

вносят в урок оживление, повышают интерес к знаниям, развивают

воображение и память детей. Дети решают задачи такого вида с большим

удовольствием. Например,

1) Зайцы по лесу бежали,

Волчьи следы по дороге считали.

Стая большая волков здесь прошла.

Каждая лапа в снегу их видна.

Оставили волки 120 следов.

Сколько, скажите, здесь было волков?

2) На птичьем дворе гусей дети кормили,

Целыми семьями их выводили.

Всего было 5 гусиных семей,

В каждой семье по 12 детей.

Папа и мама, бабушка с дедом.

Сколько гусей собралось за обедом?

При решении задач такого типа учитель может задавать детям следующие

вопросы:

Читал ли ты сказку, по отрывку из которой составлена задача?

Какой рисунок к этой задаче ты бы нарисовал?

Эти задачи способствуют развитию интереса к математике, углублению и

расширению математических знаний, осознанию силы и практической

значимости математики. Одна из важнейших задач начального обучения -

развитие у детей логического мышления. Такое мышление проявляется в

том, что при решении задач ребенок соотносит суждения о предметах,

отвлекаясь от особенностей их наглядных образов, рассуждает, делает

выводы.

Головоломки

Большое значение в начальных классах имеют головоломки, именно они

закладывают основы доказательного мышления.

Например:

1) Пятью прямыми линиями разделите циферблат так, чтобы в каждой части

числа при сложении давали бы равную сумму.

2) Какие цифры скрыты? Подумайте и догадайтесь:

*** - **=1

Близки к головоломкам и задачи на сообразительность.

Например,

Лестница состоит из 15 ступеней.

На какую лестницу нужно встать, чтобы быть на середине лестницы? (На

восьмую).

Один из наиболее распространенных видов головоломок - магические

квадраты:

В шестнадцати клетках квадрата расставьте числа.0,1,2…14,15 так, чтобы

сумма чисел по горизонтали, вертикали и диагонали была равна 30.

0

14

13

3

11

5

6

8

7

9

10

4

12

2

1

15

Задания на смекалку и на сообразительность следует предлагать для

самостоятельной работы, и только при затруднении большинства учащихся

учитель анализирует со всем классом во внеурочное время.

Ребусы

на (витрина) Д»40» га (дорога)

8 м н (осень) И 100 рия (история).

Все домой! Звонок раздался!

На доске пример остался,

Залетели в класс синицы

И склевали единицы.

Залетели сойки

И склевали двойки.

Залетели воробьи-

И не стало цифры три.

Сообщить прошу вас, дети,

Где стояли цифры эти?

* 4 * * 1 4 2 3

+ * 7 4 5 + 1 7 4 5

+ 6 * 9 8 + 6 2 9 8

9 4 6 6 9 4 6 6

Кроссворды

Слово "кроссворд" в переводе на русский язык означает "переплетение

слов". Для того, чтобы разгадать кроссворд, надо в каждой клетке фигуры

поставить по одной букве, начиная с пронумерованной клетки до края

фигуры или до заштрихованной клетки.

В строчках:

1. Действие, обратное умножению.2. Знак, показывающий отсутствие

единиц.3. Название знака вычитания.4. Наименьшее однозначное число.

В столбцах: 5. Наименьшая единица времени.6. Число, выраженное единицей

шестого разряда.7. Фигура, ограниченная окружностью.

Ответы: В строчках:

1. Деление.2. Нуль.3. Минус.4. Один.

В столбцах: 5. Секунда.6. Миллион.7. Круг.

Логические задачи

Шарады. В шарадах требуется отгадать определенное слово. Каждое слово

отгадывается не целиком, а по частям.

Предлог и малое число,

За ними букву скажем.

А в целом - ты найдешь его

Почти под домом каждым.

(Подвал)

Число и нота рядом с ним,

Да букву припиши согласную.

А в целом - мастер есть один

Он мебель делает прекрасную.

(столяр)

Мегаграммы.

В мегаграммах зашифровано определенное слово. Его нужно отгадать. Затем

в расшифрованном слове следует одну из указанных букв заменить другой

буквой, и значение слова измениться.

С "Д" - давно я мерой стала,

С "Т" - уже нет выше балла.

(Пядь - пять).

Он грызун не очень мелкий,

Ибо чуть побольше белки.

А заменишь "у" на "о"

Будет круглое число.

(Сурок - сорок)

Логогрифы.

В логогрифах надо догадаться, о каком слове говорится в начале. Затем, в

расшифрованное слово добавить одну или две буквы, и получится новое

слово.

Чтобы поддерживать скворечню

Иль антенну я гожусь.

С мягким знакомя, конечно,

Сразу цифрой окажусь.

(шест - шесть)

Арифметический я знак,

В задачнике меня найдешь

На многих строчках.

Лишь "о" ты вставишь, зная как,

И я - географическая точка.

(плюс - полюс)

Числовые головоломки.

Цифры, соединившись в числе и участвуя в математических действиях,

образуют весьма причудливые числовые комбинации.

Для успешного выполнения заданий с числовыми головоломками нужны

изобретательность, догадка, упорство.

"Тысяча"

Вырази число 1000 восемью восьмерками, и знаками "Плюс".

888+88+8+8+8

В кружках квадрата расставьте первые 12 натуральных чисел

так, чтобы их сумма на каждой стороне составляла "26".

Поставьте на рисунке нужное число вместо знака вопроса

Ответ: число "5". Как и в предыдущих примерах, нижнее число является

половиной суммы двух верхних.

Логические задачи

1. Волк, Лиса и Медведь жили в трех домиках: первый - белый с большим

окном, второй - зеленый с большим окном, третий - зеленый с маленьким

окном. У Волка и Лисы домики с большими окнами, у Волка и Медведя -

зеленые домики. У кого какой домик?

2. Миша жил немного ближе к школе, чем Коля, и намного дальше от нее,

чем Витя. Кто жил от школы дальше всех?

3. На вопрос матери о том, кто принес в дом котенка, дети ответили так:

Аня: "Это сделал Леня".

Леня: "Котенка принесла Таня".

Аня: "Это не я".

Таня: "Леня говорит не правду, сказав, что это я".

Мать знала, что только один из них сказал правду. Кто же принес котенка?

Ответ: котенка принесла Аня.

Три девочки нарисовали по одному животному. Получились две собачки и

одна кошечка. Что нарисовала каждая из них, если Катя с Леной и Маша с

Леной нарисовали разных животных?

Ответ: Катя и Маша нарисовали собак, а Лена - кошку.

При изучении геометрического материала активизируют мыслительную

деятельность детей, повышают интерес загадки, стихи о геометрических

фигурах.

Квадрат.

Он давно знакомый мой,

Каждый угол в нем прямой,

Все четыре стороны

Одинаковой длины,

Вам его представить рад.

Как зовут его?

(квадрат)

Треугольник.

Часто знает и дошкольник

Что такое треугольник

А уж вам-то как не знать…

Но совсем другое дело -

Очень быстро и умело

Треугольники "считать".

Например, в фигуре этой

Сколько разных? Рассмотри!

Все внимательно исследуй

И "по краю" и "внутри"!

(ученикам предлагается определить количество треугольников в любой

предложенной фигуре)

Заинтересовать, привлечь внимание детей помогает сказка.

"Треугольник и квадрат"

Жили - были два брата:

Треугольник с Квадратом.

Старший - квадратный,

Добродушный и приятный.

Малодушный - Треугольник,

Вечно недовольный.

Стал расспрашивать Квадрат:

"Почему ты злишься, брат?"

Тот кричит ему: "Смотри,

Ты полней меня и шире

У меня голов лишь три,

У тебя их все четыре".

Но Квадрат ответил: "Брат!

Я же старше. Я - квадрат".

И сказал еще нежней:

"Не известно, кто нужней!"

Но настала ночь, и к брату,

Натыкаясь на столы,

Младший лезет воровато

Срезать старшему углы.

Уходя, сказал: "Приятных

Я тебе желаю снов!

Спать ложился ты квадратом,

А проснешься без углов!"

Но на утро младший брат

Страшной мести был не рад:

Поглядел он - нет Квадрата…

Онемел. Стоял без слов…

Вот так месть: теперь у брата

Восемь новеньких углов.

Циркуль

Циркуль мой циркач лихой,

Чертит круг одной ногой,

А другой проткнул бумагу

Уцепился - и ни шагу.

Линейка

Я - линейка

Прямота - главная моя мечта.

Так же в начальных классах широко используются ребусы, пословицы,

поговорки. Эти элементы так же очень удобно применять на уроках

математики.

Например, тему "Меры времени" младшие школьники начинают изучать на

втором году обучения. В процессе изучения ученики знакомятся с

понятиями: секунда, минута, час, сутки, месяц, год; учатся определять время

по часам, знакомятся с календарем и т.д. Чтобы активизировать внимание

детей при изучении единиц измерения времени детям предлагаются ребусы:

а так же пословицы и поговорки:

Летом одна неделя год кормит.

На час опоздал - за год не догонишь.

Зимою солнце светит, да не греет.

Пословицы, поговорки и ребусы оживляют учебную деятельность,

повышают интерес к занятиям, способствуют лучшему пониманию

материала.

Для того, чтобы учение проходило не на уровне запоминания, а на уровне

активного сознания, учитель должен не только как можно доступнее

объяснить материал ученику, но и активней включать его в мыслительную

деятельность, в процессе которой будет происходить познание, то есть

формироваться познавательные силы личности: ощущение, восприятие,

память, мышление, воображение, внимание. Создание игровой атмосферы на

уроке развивает познавательный интерес и активность учащихся, снижает

усталость, позволяет удерживать внимание.

Таким образом, занимательность на уроке математики помогает

формированию мыслительной деятельности, творческих способностей

учащихся, элементы которых проявляются в процессе выбора наиболее

рациональных способов решения задач, в математической и логической

смекалке, при проведения на занятиях игр, в конструировании различных

геометрических фигур, в организации коллектива своих товарищей, а так же

в умении с наибольшей эффективностью выполнить какую-либо работу или

провести познавательную игру.



В раздел образования




Яндекс.Метрика