Напоминание

"Патриотическое воспитание в начальной школе"


Автор: Медведцина Наталья Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 196
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: "Патриотическое воспитание в начальной школе"
Раздел: начальное образование





Назад




Статья «Патриотическое воспитание в начальной школе»

(из опыта работы Медведциной Н.М., учителя начальных классов)

Страна моя, родная Русь,

Так много испытала.

Своею Родиной горжусь,

Ведь подвигов у нас не мало.

Что же такое - патриотизм?

Во-первых,

по

своему

основному

сущностному

проявлению

патриотизм – это любовь к Родине, верность своему Отечеству, вера в него.

Это изначально социальное чувство – чувство общности, единства,

солидарности с родными и близкими, чувство сопричастности их судьбе.

Как первичная целостная эмоция любовь к Родине является источником и

лежит в основе комплекса личностных переживаний, воззрений и идей.

Во-вторых, патриотизм, кроме социально-чувственного проявления,

находит

выражение

в

других

личностных

характеристиках,

которые

отражают патриотическую направленность (то есть зависимость от интересов

Родины) мировоззрения, отношений, поведения и деятельности человека:

уважение к прошлому своей Родины, к традициям и обычаям своего народа,

знание истории Родины; культура межнационального общения (уважение к

другим народам, их обычаям и культуре, нетерпимость к расовой и

национальной неприязни и др.);

стремление к укреплению могущества

Родины, готовность к защите Родины, содействие прогрессивному развитию

Отчества при сочетании личных и общественных интересов.

В-третьих, патриотизм на личностном уровне опосредованно, через

интегративные связи с другими качествами, формируемыми иными (кроме

патриотического) видами воспитания, характеризует общую воспитанность

человека,

выражающуюся

в

целостном

мировоззрении,

духовности,

нравственных идеалах, нормах поведения личности.

Слово «патриотизм», подчас, используется в ироническом и даже

ругательном смысле. Однако для большинства россиян оно сохранило свое

первоначальное, полностью позитивное значение. Это чувство гордости

своим Отечеством, его историей и свершениями. Это стремление сделать

свою страну краше, богаче, крепче, счастливее. Утратив патриотизм,

связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя

как народ, способного на великие свершения.

Любовь к большой и малой родине, любовь к людям – вот два быстрых

потока, которые, сливаясь, образуют могучую реку патриотизма.

В чем реализуется патриотизм сегодня? Как воспитать это великое

чувство в наших детях, живущих в 21 веке – веке компьютеров, телевидения,

когда разрушены прежние идеалы и не успели сформироваться новые?

Воспитание

патриотизма

это,

прежде

всего,

воспитание

нравственности. Перед учителем возникает вопрос, какими мы хотим видеть

своих детей? Конечно же, высоконравственными, готовыми защищать свою

страну, стремиться сделать ее краше, богаче, крепче, счастливее.

Чтобы быть гражданином мира, нужно, прежде всего, почувствовать

гражданство своей страны, малой родины. Таким образом, актуальным

сегодня остаётся формирование патриотизма на основе этнокультуры в

условиях начального образования через повышение интереса к истории своей

родины и родного края, развитие сознательного и уважительного отношения

к прошлому, культуре и традициям предков.

Задачей педагогов нашей школы сегодня является воспитание у ребят

чувство любви к нашему народу, к нашей стране, позаботиться о том, чтобы

ребенок не утратил чувство бескорыстной любви к матери, близким людям,

любви к своему дому, заложенной в его душе с самого рождения.

Где, как не на уроке учитель раскрывает ребенку истинную красоту

родной земли, ее богатство, ее неповторимость. Поэтому материал о России,

Новосибирской области включены в содержание уроков.

1.

На уроках русского языка используем различные тексты для

контрольного списывания, изложения.

2.

На уроках математики составляем различные задания, в

содержание которых используем местный краеведческий материал.

3.

На уроках внеклассного чтения знакомим учащихся с

поэтами и писателями нашей малой родины, людьми которыми мы

гордимся.

4.

Воспитываем в детях любовь к родному краю и на уроках

окружающего мира. Путешествуем по городам, селам.

5.

На

уроках

изобразительного

искусства

учащихся

знакомим с художниками и скульпторами. Свою любовь к родному краю

дети выражают в своих рисунках.

Родина. Отчизна, Отечество, Отчий край, так называют люди ту землю,

на которой родились, и нет ничего дороже у человека, чем Родина, красота

которой открылось ему однажды, как чудо. Учитель открывает ребенку это

чудо, приобщая его к природе, быту, истории, культуре родного края через

внеклассные мероприятия.

Для того чтобы дети больше узнали о своем родном крае, лучше поняли

культуру русского народа с учащимися и родителями проводим русские

праздники, участвуем в озеленении пришкольной территории, проводим

фотовыставки, посещаем музеи, выставки, участвуем в интеллектуальных

играх (цель игр - обобщить краеведческие знания учащихся из области

истории, культуры и быта НСО).

Особая

роль

в

воспитании

патриотических

чувств

отводится

государственным символам России. Внеклассные мероприятия учат ребят

понимать и почитать свои государственные символы.

Патриотическое воспитание растущего человека – главная задача

воспитательной работы любого образовательного заведения, а значит и

библиотеки. Именно здесь, в окружении книг, хранящих сведения о великих

и малых событиях, о знаменитых личностях и малоизвестных судьбах, здесь,

где в тишине слышны шаги истории, школьник лучше всего понимает, что

такое память.

Мощным фактором формирования патриотизма у наших школьников

является

проведение

военно-спортивной

игры

«Зарница»,

встреч

с

ветеранами Великой Отечественной войны, смотров-конкурсов строевой

песни, организация Уроков Мужества, экскурсий в краеведческие музеи,

походов по родному краю.

Вне памяти, вне традиции и культуры нет личности. Память формирует

духовную крепость человека.

Миллионы лет существует мир. Многое изменилось в нем. Стало

совершенно другим. Но все же есть то истинное, вечное, что было и будет

всегда. Это лучшие черты народного характера: духовная вера, высокое

нравственное чувство, безграничная любовь к нашей родине. Именно эти

ценности

позволили

нашей

стране,

нашему

народу

сохранить

свою

национальную независимость и целостность.

Детский

возраст

является

наиболее

оптимальным

для

системы

гражданско-патриотического

воспитания,

так

как

это

период

самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных

идеалов.

На первой ступени (начальное образование) закладываются основные

моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности,

осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества.

Развиваются коммуникативные способности ребёнка, которые позволяют ему

интегрироваться

в

сообщество,

способствуют

формированию

умения

разрешать конфликтные ситуации через диалог. Решение одной из главных

задач начального образования – развитие творческого потенциала младшего

школьника – помогает сформировать личность, способную внести свой вклад

в жизнь страны.

Организация работы по патриотическому воспитанию учащихся 1-4

классов осуществляется в соответствии с возрастными особенностями

учащихся:

1 класс – «С чего начинается Родина»

Месяц

Название

Форма проведения

Сентябрь «Символы России»

Классный час

Ноябрь

«На кого я хочу быть похожим»

Классный час – вернисаж

Февраль «Наши папы – защитники Родины» Утренник

Май

«День Победы»

Устный журнал

2 класс – «Моя малая Родина»

Месяц

Название

Форма проведения

Сентябрь «Новосибирск - знакомый и

незнакомый»

Экскурсии в музеи, по

городу

Октябрь

«Посмотри, как он хорош, мир,

котором ты живёшь!»

Конкурс стихов и рисунков

Ноябрь

«Летопись природы родного

края»

Классный час

Февраль

«Честь имею»

Игровая программа

Май

«За мирное детство – спасибо»

Литературно-музыкальная

композиция

3 класс – «Россия – Родина моя»

Месяц

Название

Форма проведения

Сентябрь

Обычаи и традиции русского

народа

Утренник

Ноябрь

«Русские посиделки»

Фольклорный праздник

Февраль

«Полководцы и герои»

Познавательная игра

Апрель

«День космонавтики»

Классный час

Май

«Подвигу народа жить в

веках»

Литературно -

музыкальная композиция

4 класс – «Я – гражданин России»

Месяц

Название

Форма проведения

Сентябрь

«Ваши права и обязанности,

дети!»

Устный журнал

Ноябрь

«Дорогая моя столица»

Заочное путешествие

Февраль

«Герои Советского союза –

наши земляки»

Урок Мужества

Февраль

«Защитникам Отечества»

КВН для мальчиков

Май

«Поклонимся великим тем

годам»

Вахта Памяти

Прогнозируемый результат воспитания:

1. Сформированность чувства гордости и гражданской ответственности за

свою малую и большую Родину. Осмысление ребёнком себя гражданином и

патриотом своего народа.

2. Сформированность уважения и чувства долга по отношению к членам

своей семьи, к окружающей природе.

3. Развитие творческих способностей, формирование активной жизненной

позиции.



В раздел образования




Яндекс.Метрика