Напоминание

Долгосрочный проект по изобразительной деятельности дошкольников средней группы


Автор: Музыкантова Татьяна Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Огонек"
Населённый пункт: город Рудня смоленской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Долгосрочный проект по изобразительной деятельности дошкольников средней группы
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №1 «Огонёк» города Рудни Смоленской области

Педагогический проект по теме:

«НУ ЧЕГО ЖЕ ТУТ СКРЫВАТЬ – ДЕТИ ЛЮБЯТ

РИСОВАТЬ!»

(для детей 4-5 лет – средняя группа)

Автор проекта: воспитатель Музыкантова Т.В.

2021-2022 уч.г.

Известно, что средний дошкольный возраст играет важную роль в

развитии психических процессов ребенка. Наиболее значимым и

актуальным в данном возрасте является рисование. Рисование – очень

интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные

техники рисования, в том числе и нетрадиционные, воспитатель

прививает любовь к изобразительному искусству, вызывает интерес к

рисованию. В детском саду могут использоваться самые разнообразные

способы и приемы нетрадиционного рисования. Многие ученые считают,

что все виды нетрадиционного рисования можно вводить со среднего

возраста. Отличие состоит лишь в степени участия воспитателя в

процессе рисования.

Актуальность темы

Формирование творческой личности – одна из важных задач

педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее

эффективным средством её решения является изобразительная

деятельность детей в детском саду.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и

развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с

самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.

Занятия изодеятельностью способствуют развитию творческих

способностей, воображения, наблюдательности, художественного

мышления и памяти детей.

Использование нетрадиционных способов изображения позволяет

разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждают интерес к

исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как

следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом.

«Изображать можно различными материалами, на основе множества

материалов. Нет границ, должно быть желание и творчество самого

ребёнка» (Р.Г. Казакова, Т.И.Сайганова, Е.М.Седова, В.Ю.Слепцова,

Т.В.Смагина (2004).

Применение нетрадиционных техник рисования создает атмосферу

непринужденности, раскованности, способствуют развитию инициативы,

самостоятельности детей, позволяет ребенку отойти от предметного

изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, вселяет

уверенность ребёнка в своих силах, создает эмоционально-

положительное отношение к деятельности. Владея разными способами

изображения предмета, ребенок получает возможность выбора, что

развивает творческие способности дошкольника.

Проблема

У детей среднего возраста (4-5 лет) еще не сформированы графические

навыки и умения, что мешает им выражать в рисунках задуманное,

поэтому рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от

реальности. И, вследствие этого, у многих детей исчезает желание

рисовать.

Цель и задачи проекта

Цель проекта: Развитие художественно-творческих способностей детей

средней группы посредством использования нетрадиционных техник

рисования

Задачи:

Для детей

Знакомить детей с нетрадиционными способами рисования,

формировать интерес к изобразительной деятельности.

Способствовать овладению дошкольниками простейшими

техническими приемами работы с различными изобразительными

материалами.

Развивать мелкую моторику рук и тактильное восприятие;

Воспитывать аккуратность, эмоциональную отзывчивость,

усидчивость.

Для родителей

Познакомить родителей с нетрадиционными техниками рисования;

Стимулировать их совместное творчество с детьми;

Способствовать установлению партнерских отношений родителей

и педагогов в вопросах воспитания и образования детей.

Для педагогов

Обеспечить реализацию воспитательных, развивающих и

обучающих задач через освоение детьми нетрадиционной техники

рисования.

Создать условия для самостоятельной и совместной с взрослыми

деятельности детей в рамках реализуемого проекта.

Тип проекта

Творческий, обучающий

Сроки реализации

Долгосрочный (1 год, октябрь 2021-май 2022 г.г.)

Участники проекта

Дети, воспитатели, родители

Механизмы реализации

1.

Анализ проблемы, анализ литературы по теме, определение

направлений работы

2.

Разработка плана реализации проекта

3.

создание условий для реализации проекта; оснащение

образовательного процесса; обогащение развивающей среды;

4.

Непосредственное поэтапное внедрение проекта (работа с детьми,

родителями, педагогами в образовательном процессе по развитию

художественно-творческих способностей детей посредством

использования нетрадиционных техник рисования)

5.

Анализ полученных результатов

Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо

определенное руководство со стороны взрослых. Поэтому важно

вовремя раскрыть перед родителями способности каждого ребёнка и

дать соответствующие рекомендации, которые помогают им развить

творческие способности своих детей.

Ожидаемые результаты

Дети

У детей сформированы знания о нетрадиционных способах

рисования;

Дети овладели простейшими техническими приемами работы с

различными изобразительными материалами;

Воспитанники самостоятельно применяют нетрадиционные техники

рисования;

Дети проявляют творческую активность

Родители

У родителей повысился уровень компетентности в вопросе

рисования с использованием нетрадиционной техники;

Приобрели знания и практические навыки при взаимодействии с

ребенком.

установлены партнерские отношения родителей и педагогов в

совместной организации жизни группы.

Педагоги

Пополнена и обогащена РППС методическим, дидактическим и

наглядным материалом по теме.

Повысился профессиональный уровень и педагогическая

компетентность педагогов ДОУ по формированию художественно –

творческих способностей детей посредством использования

нетрадиционных техник рисования;

Ресурсное обеспечение

1.Организационные ресурсы: игровые занятия и совместная

деятельность с детьми; привлечение родителей к участию в реализации

проекта

2.Методические ресурсы: подбор и анализ методической литературы,

использование интернет-ресурсов, разработка конспектов занятий и СД с

детьми и др.

3.Материально-технические ресурсы: Материалы и оборудование:

разнообразные художественные средства рисования, ватные палочки,

картофельные штампики и др.

4.Человеческие ресурсы: взаимодействие всех субъектов

образовательного процесса (дети, родители, педагоги)

Этапы и сроки реализации проекта – Организационный

(подготовительный)

- Основной (реализация проекта)

- Обобщающий (заключительный)

I этап – подготовительный:

октябрь 2021 г.

1.

Изучение и анализ научно-исследовательской, методической

литературы, интернет – ресурсов по данной проблеме;

2.

подбор программно-методического обеспечения по данной

проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного

материала.

3.

Разработка содержания проекта

4.

Планирование предстоящей деятельности, направленной на

реализацию проекта.

II этап – основной:

Ноябрь 2021– апрель 2022г.

1.

Реализация перспективного плана проекта

2.

Создание условий, способствующих стимулированию развития

творческих способностей детей младшей группы.

3.

Формирование навыков художественной деятельности детей,

организация совместной деятельности педагога, детей и

родителей.

III этап – завершающий: май 2022г.

1.

Диагностика эффективности реализации проекта.

2.

Презентация проекта на родительском собрании и итоговом

педсовете

Система управления и контроль за реализацией проекта

Презентация проекта и его результатов на родительском собрании и

итоговом педсовете

Мониторинг результативности проекта (Критерии оценки результата,

инструментарий, анализ результатов и процесса проектной

деятельности)

Диагностика проводится по методике Комаровой Т.С. по двум

направлениям:

анализ продуктов детской деятельности;

выявление уровня творческого развития.

Критерии сформированности умений:

Передача формы

Строение предмета

Передача пропорции предмета в изображении

Композиция

Передача движения

Цвет

Критерии творческого развития:

Продуктивность

Разработанность образа

Оригинальность

Качество

Библиография

1.

Детство: Примерная основная общеобразовательная программа

дошкольного образования [Текст] Т.И Бабаева, А.Г Гогоберидзе,

З.А Михайлова и др. – СПб : ООО Издательство «Детство –

ПРЕСС», 2011. – 528 с.

2.

Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду. Комарова,

Н.П. Сакулина,пособие для воспитателей. – 2-е изд. и доп. – М.:

Просвещение,1982.– 208 с.

3.

Давыдова, Н.А. Комплексно-тематическое планирование по

программе « Детство» [Текст] / Н.А.Давыдова, Е.А.Лысова, Е.А.

Луценко и др. – Волгоград: Учитель, 2013. – 279с.

4.

Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду

[Текст] /Г.Н.Давыдова, Скрипторий, 2003.

5.

Ксензова, Г.Ю. Перспективные школьные технологии [Текст]/

учебно-метод. пособие/Г.Ю.Ксензова. – М., 2000.

6.

Комарова, Т.С. Детское художественное творчество [Текст]

/Т.С.Комарова.– М. :Мозаика-Синтез, 2005.

7.

Никитина, А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду

[Текст] А.В. Никитина. – Каро, 2007.

8.

Субботина Л. Развитие воображения у детей [Текст] Л.Субботина. –

Ярославль, 1998.

Перспективный план совместной деятельности с детьми 2-3 лет по

рисованию с использованием нетрадиционных техник

Техника нетрадицион

ного рисования

Тема

октябрь

рисование пальчиками

Цветные пальчики

Цели: учить детей рисовать красками при помощи пальцев,

формировать интерес и положительное отношение к рисованию.

Материал: специальные краски для рисования руками или разведённая

гуашь, один лист бумаги большого формата для коллективного рисунка,

вода, салфетки.

Ягодки на тарелке

Цели: закрепить навык рисования красками при помощи пальцев,

закреплять знания цветов, формировать интерес к рисованию.

Материал: специальные краски для рисования руками или разведённая

гуашь, готовая картинка с изображением ягод, круги из бумаги, вода,

салфетки.

ноябрь

рисование

пальчиками

Листья желтые летят

Цели: продолжать учить рисовать детей гуашью при помощи пальцев;

формировать интерес и положительное отношение к рисованию,

развивать бытовые навыки.

Материал: рисунок – образец, листы бумаги с

нарисованными деревьями (по количеству детей), гуашь желтого цвета,

вода, салфетки.

Дождик, дождик пуще

Цели: учить изображать тучу и дождь при помощи пальцев. Закрепить

знание синего цвета. Развивать чувство цвета и ритма.

Воспитывать интерес к познанию природы и отражению своих

впечатлений в изобразительной деятельности.

Материал: листы бумаги формата А 4 (по количеству детей), гуашевая

краска синего цвета, вода, салфетки.

декабрь

рисование ладошками

Цветные ладошки

Цели: учить детей рисовать ладошками; формировать интерес и

положительное отношение к рисованию; развивать бытовые навыки.

Материалы: специальные краски для рисования руками или

разведённая гуашь или акварель различных цветов; бумага для

рисования красками большого формата для коллективного рисунка, вода

в миске для споласкивания рук; блюдца; салфетки.

Птички

Цели: учить детей рисовать ладошками; уточнять и закреплять знания

цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию;

развивать бытовые навыки.

Материалы: специальные краски для рисования руками, разведённая

гуашь, акварель, бумага для рисования красками формата А 4 (по

количеству детей); вода в миске для споласкивания рук; блюдца;

салфетки.

январь

рисование пальчиками

Нарядим елочку

Цели: учить самостоятельному рисованию красками при помощи

пальцев по образцу (без показа); уточнять и закреплять знания цветов;

формировать интерес и положительное отношение к рисованию;

развивать бытовые навыки.

Материалы: специальные краски для рисования руками, разведённая

гуашь или акварель; бумага для рисования красками формата А4 с

заготовками для рисунков (по количеству детей): контурами ёлок; вода в

баночках; салфетки; готовая картинка – образец.

Конфетти

Цели: продолжать учить рисовать детей при помощи пальцев; знакомить

с цветом, закреплять знания цветов; формировать интерес и

положительное отношение к рисованию; развивать бытовые навыки.

Материалы: специальные краски для рисования руками, разведённая

гуашь или акварель; бумага для рисования красками формата А4 (по

количеству детей); вода в баночках; салфетки; хлопушка с конфетти или

конфетти в пакетике.

февраль

штамп

Кубики

Цели: научить детей рисовать красками с помощью штампа, используя

деревянные фигурки; ориентироваться на листе бумаги; уточнять и

закреплять знания цветов и форм; формировать интерес и

положительное отношение к рисованию.

Материалы: гуашь; листы бумаги для рисования красками формата А4

(по количеству детей); деревянные фигурки – кубики (не обработанные

лаком или краской); полиэтиленовые крышки; вода в банках; салфетки;

разноцветные кубики.

Башни

Цели: продолжать учить детей рисовать красками при помощи штампа,

используя деревянные кубики; соблюдать ритм при использовании двух

цветов; ориентироваться на листе бумаги, располагать отпечатки

определенным образом относительно друг друга; уточнять и закреплять

знание цветов и форм; формировать интерес и положительное

отношение к рисованию.

Материалы: краски - гуашь или акварель; листы бумаги для рисования

красками формата А4 (по количеству детей); деревянные фигурки –

кубики (не обработанные лаком или краской); полиэтиленовые крышки;

вода в банках; салфетки; разноцветные кубики из строительного набора.

март

рисование ватными палочками

Веточка мимозы

Цели: учить рисовать веточку мимозы ватными палочками; уточнять и

закреплять знания цветов; воспитывать желание сделать маме подарок

своими руками.

Материал: листы бумаги с заготовками для рисунков (по количеству

детей); ватные палочки; гуашевая краска желтого цвета; салфетки;

стаканчики с водой; рисунок – образец.

Узор на платочке

Цели: продолжать учить детей рисовать ватными палочками;

ориентироваться на листе бумаги; уточнить и закрепить знания цветов;

формировать интерес и положительное отношение к рисованию.

Материал: рисунок – образец; квадратные листы бумаги белого цвета;

ватные палочки; гуашь.

апрель

тычок

Пушистые котята

Цели:

познакомить детей с техникой тычка полусухой жёсткой кистью

(имитация шерсти животного); упражнять в аккуратном закрашивании

тычком жёсткой кистью; учить фактурно изображать животное; уточнить

и закрепить знания цветов; формировать интерес и положительное

отношение к рисованию.

Материал: рисунок – образец; листы бумаги с заготовками для рисунков:

контурное изображение котенка (по количеству детей); гуашь разных

цветов; жесткие кисти.

Одуванчики

Цели: продолжать знакомить детей с техникой тычка; упражнять в

технике тычка; закрепить знания цветов; формировать интерес и

положительное отношение к рисованию.

Материал: рисунок – образец; листы бумаги с заготовками для рисунков;

гуашь желтого, зеленого и белого цвета; жесткие кисти.

май

Разные техники рисования

Оформление художественной выставки «Чудесные краски»

Цель:

продолжать знакомить детей с понятием «выставка»;

её назначение;

побуждать детей принимать активное участие;

привлечь родителей к совместной продуктивной

деятельности;

вызвать интерес к рисованию нетрадиционным способом.

Работа с родителями:

Родителям были предложены консультации:

«Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей

и родителей», «Нетрадиционные техники рисования в первой младшей

группе», «Необычное рисование штампами».

Консультации для педагогов:

«Использование нетрадиционной техники рисования с детьми 2-3 лет»,

«Рисование с детьми 2-3 лет методом тычка».

Диагностика результатов проекта

Диагностика проводится по методике Комаровой Т.С. по двум

направлениям:

анализ продуктов детской деятельности;

выявление уровня творческого развития.

Критерии сформированности умений:

Передача формы

Строение предмета

Передача пропорции предмета в изображении

Композиция

Передача движения

Цвет

Критерии творческого развития:

Продуктивность

Разработанность образа

Оригинальность

Качество

Дальнейшее развитие проекта

После завершения проекта откроется возможность его дальнейшего

развития. Проект определил те области деятельности, которые

нуждаются в проведении изменений в соответствии с современными

требованиями.

Дальнейшая реализация проекта позволит продолжить работу по

формированию художественно-творческих способностей детей

дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной

техники рисования:

Определить цель, задачи, основные направления и ожидаемые

результаты реализации проекта «Ну чего же тут скрывать – дети

любят рисовать», ориентированного на воспитанников второй

младшей группы;

Моделирование новых форм взаимодействия с родителями по

вопросам развития художественно-творческих способностей

дошкольников;

Обобщение и распространение педагогического опыта на

различных уровнях.

Заключение

Проект «Ну чего же тут скрывать – дети любят рисовать!» направлен на

развитие творческого воображения у детей группы раннего возраста (2-3

года) посредством использования нетрадиционных техник рисования.

Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным

видом деятельности малышей. Она позволяет им выразить в своих

рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем,

изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для

всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения их творческих

способностей. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает

толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую

активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Важное условие

развития ребенка — оригинальное задание, сама формулировка

которого становится стимулом к творчеству.

Детей 2-3 лет очень привлекают нетрадиционные материалы, чем

разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними

работать. Поэтому ознакомление малышей с нетрадиционными

техниками рисования позволяет не просто повысить их интерес к

изобразительной деятельности, но и способствует развитию творческого

воображения.

Список литературы:

1.

Детство: Примерная основная общеобразовательная программа

дошкольного образования [Текст] Т.И Бабаева, А.Г Гогоберидзе,

З.А Михайлова и др. – СПб : ООО Издательство «Детство –

ПРЕСС», 2011.

2.

Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду. Комарова,

Н.П. Сакулина,пособие для воспитателей. – 2-е изд. и доп. – М.:

Просвещение,1982.

3.

Давыдова, Н.А. Комплексно-тематическое планирование по

программе « Детство» [Текст] / Н.А.Давыдова, Е.А.Лысова, Е.А.

Луценко и др. – Волгоград: Учитель, 2013.

4.

Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду

[Текст] /Г.Н.Давыдова, Скрипторий, 2003.

5.

Ксензова, Г.Ю. Перспективные школьные технологии [Текст]/

учебно-метод. пособие/Г.Ю.Ксензова. – М., 2000.

6.

Комарова, Т.С. Детское художественное творчество [Текст]

/Т.С.Комарова.– М. :Мозаика-Синтез, 2005.

7.

Никитина, А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду

[Текст] А.В. Никитина. – Каро, 2007.

8.

Субботина Л. Развитие воображения у детей [Текст] Л.Субботина. –

Ярославль, 1998.



В раздел образования




Яндекс.Метрика