Автор: Диброва Галина Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Академический лицей № 95 г. Челябинск"
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: «Развитие познавательных способностей младших школьников в условиях реализации ФГОС»
Раздел: начальное образование
Выступление учителя начальных классов Дибровой Г.В.
на ШМО на тему: «Развитие познавательных способностей младших школьников в
условиях реализации ФГОС».
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) закрепил в портрете
выпускника начальной школы такие качества, как любознательность, активность и
заинтересованность в познании мира; уверенность в своих силах, способность к
организации собственной деятельности. Девиз активного ученика: «Если не знаешь, то
узнай; если не умеешь – научись».
Что же такое познавательные способности? Это развитие широких познавательных
интересов, мотивов, любознательности и творчества.
Можно ли добиться того, чтобы ребенок стал «умнее», «способнее», «одареннее»?
Конечно, если развитием умственных способностей заниматься так же регулярно, как
тренируются в развитии силы, выносливости и других подобных качеств.
Как известно, неспособных детей нет, нужно просто помочь ребенку развить его
способности.
Где мы можем развивать познавательные способности?
- на уроке;
- на внеурочной деятельности «Умники и умницы» ;
На уроках:
Учебная деятельность должна быть богатой по содержанию, требовать от школьников
интеллектуального напряжения, материал должен быть доступным детям. Важно, чтобы
ученики поверили в свои силы, испытали успех в учебе. Именно учебный успех в этом
возрасте может стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться. Важно
организовать дифференцированный подход к учащимся, именно он способствует
раскрытию способностей каждого из них.
Для решения задачи развития познавательной активности учащихся важно, чтобы они не
столько получали готовые знания, сколько открывали их заново. При этом задача учителя
– возбудить внимание учащихся, их интерес к учебной теме, усилить на этой основе
познавательную активность.
Работая по ФГОС, мы не можем обойтись без проектной деятельности.
Метод проектов – одна из эффективных форм развития познавательных способностей
Первые проекты в 1 классе: «Моя семья», «Растительный мир. Сходства и
различия», «Кто такие насекомые?».
Во втором классе это могут быть в программе литературного чтения «Детские
журналы» проект «Мой журнал». Также групповой проект «Наше лето», «Этот
занимательный русский язык!», индивидуальные проектные работы «Наш город на карте
нашей страны»
В 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные
проекты.
Преимущество проекта состоит в том, что ограниченный временными рамками
урок органично переходит во внеурочную деятельность и объединяет практически все
уроки: русский язык, литературное чтение, изобразительное искусство, информатику и
уроки технологии. Таким «интегрированным уроком» стал творческий познавательный
проект «Фразеологический словарь младшего школьника».
В своей работе на внеурочной деятельности я использую пособие «юным умникам
и умницам» О.А.Холодовой. Упражнения, выполненные в определенной
последовательности, обеспечивают комплексное развитие различных видов памяти,
внимания, развивают наблюдательность, воображение, формируют нестандартное
мышление.
Начало занятий начинается с разминки (3-5мин). В разминку включены легкие,
способные вызвать интерес вопросы, рассчитанные на сообразительность, быстроту
реакции.
Есть много заданий для тренировки психических механизмов, лежащих в основе
творческих способностей: памяти, внимания, воображения, мышления (10 мин)
Задание: учитель показывает карточки, дети в течение 10 сек. Рассматривают изображение
и затем, после того как карточку перевернули, по памяти зарисовывают его как можно
точнее.
Логически-поисковые задания. (10 мин) На этом этапе задания из области математики
будут чередоваться с заданиями из русского языка или музыки: ребусами, кроссвордами и
так далее. Решение логически – поисковых задач опирается на поисковую активность и
сообразительность ребенка.
Методы и приемы организации деятельности учеников на занятиях по РПС (развитию
познавательных способностей) в большей степени ориентированы на усиление
самостоятельной практической и теоретической деятельности учащегося, на развитие
навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей. Но надо
помнить, что задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер.
На занятиях рекомендуется проводить:
«Мозговая гимнастика» 2 -3 минуты.
« Качания головой» (дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед;
позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону)
«Ленивые восьмерки» Нарисуйте в воздухе восьмерки по три раза каждой рукой, а
затем обеими руками.
«Зоркие глазки» Глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против
часовой стрелки.
«Стрельба глазами» Двигайте глазами вправо-влево, вверх-вниз по 6 раз.
«Письмо носом» Закройте глаза. Используя нос, как длинную ручку, пишите или
рисуйте что-нибудь в воздухе.
Нестандартные задачи. Для решения нестандартных задач ученик должен:
- провести анализ исходных данных,
-выстроить последовательность действий,
-получить искомый результат.
Умение ориентироваться в тексте задачи – важный результат и важное условие общего
развития ученика. Нужно воспитывать в детях любовь к красоте логических
рассуждений.
Пример:
Брат и сестра пришли в школу одновременно. Брат шел быстрее. Кто из них вышел
раньше?
Порядок рассуждения:
Поскольку брат шел быстрее, а в школу они пришли одновременно, то сестра вышла
раньше.
Вывод: система занятий и упражнений по работе над развитием познавательных
способностей у младших школьников обеспечивает эффективное усвоение программного
материала. Правильно организованная работа по развитию познавательных способностей
является основой успешного формирования более сложных умений в соответствующей
области в средних и старших классах.
.