Напоминание

"Взаимосвязь художественного и технического подхода в работе над музыкальным произведением"


Автор: Чекалина Ольга Юрьевна
Должность: преподаватель по классу гитары
Учебное заведение: МБУДО "Детская музыкальная школа №5 им. В. П. Дубровского"
Населённый пункт: город Смоленск
Наименование материала: "Опыт применения инновационных технологий для формирования личности в современных условиях "
Тема: "Взаимосвязь художественного и технического подхода в работе над музыкальным произведением"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Чекалина О.Ю.

преподаватель гитары

Взаимосвязь художественного и технического подхода в работе над

музыкальным произведением

Музыкальный образ и исполнительская интерпретация

Художественная техника – это не просто «чистая и быстрая» игра; это

техника,

которая

наиболее

полно

помогает

раскрытию

содержания

произведения.

Исходя

из

замысла

композитора,

исполнитель

будет

пользоваться

различными

техническими

ресурсами.

Здесь

в

его

распоряжении разнообразие и штриховой палитры, и динамической, и

тембровой. В произведениях разных стилей будет различен и сам характер

туше (франц. toucher – трогать, прикасаться) – характер прикосновения

(нажима, удара пальцев) при игре на инструменте, определяющий специфику

звучания у того или иного исполнителя. И оттачивать свою технику в целом

исполнитель должен не в отрыве от музыкального содержания, имея перед

собой это содержание как конечную цель.

Для музыканта важно правильно уяснить роль техники в создании

художественного образа. Здесь многие впадают в крайность, недооценивая

или переоценивая эту роль. Недооценка техники подкрепляется в принципе

верным тезисом: "Главное музыка». Техника ни в коей мере не должна стать

самоцелью.

Техника

-

это

средство

для

создания

музыкально-

художественного образа. Значит, в конечном счете, главное не пальцевая

ловкость, а убедительная передача замысла композитора. Но именно для

этого и необходимо овладеть достаточным запасом технических средств. И

чем этот запас богаче, разнообразнее, тем реальнее возможность наиболее

полной и убедительной передачи музыкального содержания.

15 мая 2013

Роль и значение техники исполнителя нельзя переоценить. Если

музыкант прекрасно осознает первичную задачу своего исполнительского

искусства (создание художественного образа конкретного произведения

средствами своего инструмента), то ему должно быть понятно то, какой

титанический труд требуется для достижения нужного звукового образа.

Речь в данном случае идет не о трудностях непосредственного воплощения, а

в

той

громадной

целенаправленной

технической

работе,

которая

предшествует конечному результату – публичному выступлению.

Длительная

педагогическая

практика

показывает,

что

путь

к

достижению

единства

художественного

и

технического

глубоко

индивидуален,

также

как

и

индивидуально

само

познание

закономерностей художественного произведения. Известно, что в процессе

своего существования одно и то же произведение представляется

слушателям

в

самых

различных

исполнительских

интерпретациях,

которые открывают в сочинении всё новые и новые образы. Безусловно,

что-то в произведении остается неизменным, а что-то преобразовывается.

Актуальность

этих

преобразований

заключается

в

поиске

новых

смысловых и эмоциональных соотношений, имеющихся в авторском

тексте.

Настоящий

музыкант

постоянно

находится

в

активном

поиске

необходимых

приёмов игры, соответствующих бесконечно сменяющимся

слуховым образам. Здесь происходит глубоко взаимообусловленный и

взаимодополняемый процесс: рост духовного потенциала, порождает рост

художественных

представлений,

который

в

свою

очередь

интенсивно

стимулируют развитие техники. Но возможен и обратный процесс, когда

качественная работа над техникой способствует активной работе слухового

сознания, слух как бы очищается, совершенствуется, поднимается на новую

ступень качества и тем самым, возбуждает слуховое сознание и воображение,

слуховые представления и ощущения.

2

В процессе профессионального развития исполнитель непрерывно

приобретает знания, навыки и умения и ищет новые формы технической

работы. Каждое новое произведение ставит перед исполнителем не только

новые художественные, но и технические задачи. Следовательно, для их

разрешения необходима комплексная техническая и звуковая работа. Для их

решения музыкант не только опирается на приобретённый опыт, но и

постоянно совершенствует его: либо отбирает приёмы из накопленных знаний,

либо формирует новые. Только в том случае, если этот процесс постоянно

продолжается, музыкант может надеяться на достижение в своём мастерстве

единства художественного и технического. Если же многочасовая работа

исполнителя

за

инструментом,

теряет

одухотворённую

осмысленность,

притупляет сознание, то в результате творческая работа над музыкальным

произведением,

требующая

много

внимания,

инициативы

и

фантазии,

превращается в механическую тренировку, в совершенствование «техники» в

узком понимании этого термина. Развитая музыкальная интуиция на базе

технических навыков и умений помогает найти необходимые приёмы,

целесообразные для каждого конкретного звучания.

Однако главной движущей силой формирования совершенной техники

исполнителя является всё же музыкальный талант, уровень, качество

индивидуальных музыкальных способностей. Подчиняясь, руководствуясь

ими,

музыкант

стремится

сыграть

разучиваемое

произведение

более

совершенно, он постоянно находится в творческом поиске необходимых

двигательных приёмов, соответствующих богатству и особенностям его

слухового восприятия, всему комплексу его индивидуальных способностей.

Стремление

к

музыкальному

идеалу

не

позволяет

ему

мириться

с

недостатками и способствует всё более и более интенсивной, напряжённой

работе за инструментом. Этот, сложнейший с точки зрения творческого

напряжения,

процесс

работы,

активно

стимулирует

развитие

всего

технического аппарата.

3

Важно

отметить,

что

стремление

достичь

необходимого

исполнительского совершенства заставляет его не только усердно работать за

инструментом, искать способы и приёмы воплощения, но и думать, осознавать,

анализировать, обобщать, то есть, активно размышлять. Эта способность

размышлять

рождает

изобретательность

в

преодолении

трудностей

и

собственных недостатков.

Взаимосвязь

художественного и технического подхода в работе над

музыкальным произведением

Существует два подхода в работе над музыкальным произведением – это

художественный и технический подход. Техническая сторона исполнения

произведения выполняет подчиненную роль по отношению к художественной

стороне. Для музыканта – исполнителя главной целью является раскрытие

авторского

замысла

(художественного

образа).

Исполнитель

должен

учитывать стилевые и жанровые особенности произведения, особенности

эпохи и традиций исполнительства. Все эти факторы влияют на манеру

исполнения какого-либо произведения. Вместе с тем, сам исполнитель с его

интеллектом и техническим мастерством раскрывает музыкальный образ

произведения и как бы является соавтором композитора. Его эмоциональная

сторона восприятия образа диктует те особенности, которые он вносит в

исполнение произведения.

Чем большим арсеналом технических средств исполнения обладает

музыкант, тем больше возможностей в раскрытии художественного образа.

Другими словами, техника исполнения дает широкие возможности музыканту.

Под этим подразумеваем владение звуком, тембровой палитрой, агогикой. Под

владением звуком мы понимаем четкость интонаций, яркость звукоизвлечия,

динамику звучания. Тембровая палитра позволяет разнообразить и украшать

детали произведения.

4

Ни для кого не секрет, что целью тренировки музыканта-исполнителя

является достижение виртуозности владения инструментом. Зачастую на

какой-либо концерт зритель идет, чтобы услышать конкретного исполнителя.

Зритель хочет услышать музыкальное произведение в исполнении конкретного

исполнителя в его интерпретации. При этом он наслаждается виртуозностью

исполнителя, богатством технических средств, яркостью образов.

Существует

три

основных

этапа

в

работе

над

музыкальным

произведением. Первоначальное ознакомление с музыкальным произведением,

детальная работа, подготовка к публичному выступлению. На всех трех этапах

от исполнителя требуются определенные технические навыки. На этапе

первоначального ознакомления от музыканта требуется хорошее чтение нот с

листа, выбор нужной аппликатуры с учетом его технических возможностей.

На

этом

этапе

исполнитель

просчитывает

перспективы

исполнения

произведения, знакомится с творчеством композитора, его стилем. Любое

музыкальное произведение предъявляет какие-либо технические задачи,

которые исполнитель решает на этапе детальной работы над произведением.

Он выявляет трудноисполнимые места, анализирует и решает задачи

преодоления этих трудностей. Работа над техникой исполнения может идти по

двум направлениям. Первое – это непосредственная работа над текстом

произведения, где встречаются технические трудности, а второе – это работа

над собственным игровым аппаратом исполнителя, который доводится

тренировками

до

оптимального

состояния,

при

котором

конкретные

технические трудности перестают быть проблемой. Такая техническая работа

проходит у исполнителя в течение всей творческой жизни. Исполнение

инструктивного материала – упражнений, гамм, этюдов, способствуют

повышению технического мастерства исполнителя. Рассмотрим некоторые

особенности работы над гаммами. На гаммах и других компонентах гаммового

комплекса воспитывается техническое мастерство исполнителя: беглость, а

также ровность, четкость, артикуляционное и динамическое разнообразие

5

звучания, т.е. все то, что составляет понятие техники в широком значении

этого слова. Наряду с артикуляционными, динамическими, темповыми

вариантами при работе над гаммами полезно применять и варианты

ритмические, например, исполнение гаммы в пунктирном ритме.

Выразительные средства музыкального исполнительства охватывают

все

стороны

воспроизведения

музыки:

собственно

звукоизвлечение,

динамику звучания, музыкальный темп и ритм, исполнительскую агогику и

артикуляцию, педализацию и т.д. Каждое из них связано с выполнением

определенных художественных задач, каждое имеет свои основные функции.

Исполнительские выразительные средства дают возможность музыканту с

достаточной полнотой раскрыть содержание музыкального произведения и

выявить его форму, создавая исполнительский художественный образ. Все

эти средства, мера применения которых не фиксируется композитором в

нотной записи и фиксирована относительно, количественно и качественно

определяются исполнителем и составляют основу специфики музыкального

исполнительства.

Своеобразие

музыкально-исполнительских

средств

выразительности состоит в том, что многие из них связаны непосредственно

со звукоизвлечением, с характером, окраской звучания. Реальный звук – это

только

исполнительский

звук.

Если

его

высотная,

ритмическая

и

динамическая стороны в той или иной мере определены автором, то в

качественном отношении звук слишком зависит от исполнителя. Один и тот

же звук на одном и том же инструменте может звучать совершенно по-

разному у одного и разных исполнителей в зависимости от приема

звукоизвлечения и контекста интонации. Красота звука – понятие не

относительное. Критерием красоты здесь является соответствие типа

звучания сущности создаваемого художественного образа.

Процесс достижения единства художественного и технического, являясь

главным

определяющим

качеством

и

необходимым

фактором

исполнительского процесса, может осуществляться двумя подходами: с

6

помощью целенаправленного совершенствования художественных задач и с

помощью целенаправленного и качественного решения технических задач.

Чем выше профессионализм и мастерство музыканта-исполнителя, тем

взаимосвязаннее художественные и технические задачи, стоящие перед ним,

то есть вся музыкально-художественная работа является технической, а вся

техническая – музыкальной.

Обобщая вышесказанное, следует отметить, что художественное и

техническое

-

это

две

важные

составляющие

двусторонней

формулы

деятельности исполнителя, два столпа творческого подхода к исполнению, при

непременном условии волевого и качественного отношения к

работе

музыканта-исполнителя,

неважно

касается

это

художественной

или

технической стороны. В процессе работы каждый исполнительский вариант, в

той или иной степени по своему качественному уровню должен быть выше

предыдущего,

в

каждом

конкретном

процессе

интерпретации

роль

вышеназванного единства является главной целью, однако степень её

достижения будет различной. Успех в достижении данного единства будет

определяться тем, насколько музыкант приближается или отдаляется от

поставленной цели.

Главный

путь

достижения

данного

единства

заключается

в

согласованности технически полезного с музыкально прекрасным, то есть, где

нет антагонизма между сухим упражнением и музыкальным произведением.

Опираясь

на

исторический

музыкально-педагогический

опыт

прошлых

поколений, можно сделать главный методический вывод, что вся работа над

музыкальным произведением есть работа над воссозданием музыки с

помощью игры на инструменте, то есть над художественным образом и

гитарной техникой.

Художественный и технический подходы в работе

музыканта, если они осуществляются на высоком качественном уровне, то

есть на продуктивном (а не репродуктивном) уровне, в сущности, оба глубоко

творческие

и

потому

с

методической

точки

зрения

целесообразны,

7

обоснованны. Выбор того или иного подхода зависит и определяется

несколькими

факторами:

индивидуально-личностной

составляющей

музыканта-исполнителя, конкретно исполняемым им произведением, уровнем

приобретённого профессионального мастерства и многими другими.

Выразительные средства музыкального исполнительства охватывают все

стороны воспроизведения музыки: собственно звукоизвлечение, динамику

звучания,

музыкальный

темп

и

ритм,

исполнительскую

агогику

и

артикуляцию, и т.д. Каждое из них связано с выполнением определенных

художественных

задач,

каждое

имеет

свои

основные

функции.

Исполнительские выразительные средства дают возможность исполнителю с

достаточной полнотой раскрыть содержание музыкального произведения и

выявить его форму, создавая исполнительский художественный образ. Все эти

средства, мера применения которых не фиксируется композитором в нотной

записи

и

фиксирована

относительно,

количественно

и

качественно

определяются исполнителем и составляют основу специфики музыкального

исполнительства.

Таким образом, достижение исполнительского мастерства

основывается на глубоком сочетании максимальной мобилизации духовных,

эмоциональных и физических сил, на работе ума, сердца и рук.

Литература

1. Алексеев А.Д. Работа над музыкальным произведением с учениками

школы и училища. - М.: Изд. «Музыка», 1957

2. Баренбойм Л. Музыкальная педагогика и исполнительство. – Л.:

Музыка, 1974

3. Браудо И. Артикуляция. - Л.: Музыка, 1961

4. Бузони Ф. Эскиз новой эстетики музыкального искусства.

СПб: 1912.

8

5. Гинзбург Л.С. О работе над музыкальным произведением. – М.:

Изд. «Музыка», 1968

6.

Землянский

Б.Я.

О

музыкальной

педагогике.

-

М.:

Изд.

«Музыка», 1987

7. Казальс П. Об интерпретации. //Советская музыка, №1,

1956.

9. Мазель Л. А., Цуккерман В. А. Анализ музыкальных произведений. - М.:

Изд. «Музыка», 1967

10.

Медушевский

В.В.

О

закономерностях

и

средствах

художественного воздействия музыки. - М.: Изд. «Музыка», 1976

11. Музыкальный энциклопедический словарь/Гл.ред. Г.Келдыш.-

М.: Советская энциклопедия, 1990

12. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. - М.: Изд.

«Музыка», 1988

15. Фейнберг С.Е. Пианизм как искусство. - М.: Изд. «Музыка»,

1969

16. Цыпин Г. М. Обучение игре на фортепиано. – М.: Изд. «Музыка»,

1984

9



В раздел образования




Яндекс.Метрика