Автор: Бурдина Нина Вячеславовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №89 "Крепыш"
Населённый пункт: г. Сургут
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: «Роль семьи в развитии опытно-экспериментальной деятельности ребенка»
Раздел: дошкольное образование
Выступление на родительском собрании
«Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности
ребенка»
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу
нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного
взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны
осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером.
Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его
личность.
В индивидуальных беседах, консультациях через различные виды
наглядной агитации мы убеждаем родителей в необходимости повседневного
внимания к детским радостям и огорчениям. Насколько правы те, кто строит
свое общение с ребенком как с «равным», поддерживает познавательный
интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить
непонятное,
желание
вникнуть
в
сущность
предметов,
явлений,
действительности.
Чтобы родители следовали мудрому совету В.А. Сухомлинского:
«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что – то одно, но
открывать так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками
радуги. Оставляйте всегда что – то недосказанное, чтобы ребенку захотелось
еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».
Вот несколько советов для родителей по развитию поисково –
исследовательской активности детей.
Что нельзя и что нужно делать:
Для
поддержания
интереса
детей
к
познавательному
экспериментированию.
Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам
кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое
важнейшее качество, как любознательность.
Поощрять любознательность, которое порождает потребность в новых
впечатлениях: она порождает потребность в исследовании.
Нельзя отказывать от совместных действий с ребенком, игр и т.п. –
ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.
Предоставлять
возможность
ребенку
действовать
с
разными
предметами
и
материалами,
поощрять
экспериментирование
с
ними,
формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать
новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим
участием.
Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и
самостоятельность ребенка.
Если у вас возникает необходимость что – то запретить, то обязательно
объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или
как можно.
Не
следуйте
бесконечно
указывать
на
ошибки
и
недостатки
деятельности ребенка. Осознание своей не успешности приводит к потере
всякого интереса к этому виду деятельности.
С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до
конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша
положительная оценка для него важнее всего.
Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной
активностью, а также неумение его предвидеть последствия своих действий
часто приводит к поступкам, которые мы, взрослые, считаем нарушением
правил, требований. Так ли это?
Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребенка,
инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель
навредить кому – либо, то это не проступок, а шалость.
Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним
о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию), о том, как добиться
желаемого
результата
(это
поможет
осознать
процесс
деятельности).
Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он
приобретает умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).
«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам!»
Ральф У. Эмерсон