Напоминание

Роль игровой деятельности в формировании здорового образа жизни дошкольников


Автор: Горощенко Людмила Ильинична
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 339 комбинированного вида" Московского района г. Казани
Населённый пункт: Республика Татарстан
Наименование материала: Методическая статья
Тема: Роль игровой деятельности в формировании здорового образа жизни дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Роль игровой деятельности в формировании здорового образа

жизни дошкольников

Проблема сохранения и укрепления здоровья человека становиться все

боле острой, требующая серьезного педагогического осмысления и решения.

От уровня психического и физического положения населения, от состояния

его здоровья зависит благополучие общества в целом, поэтому проблема

формирования представлений детей о здоровом образе жизни является

актуальной в современном обществе.

Изучению

вопросов

формирования

представлений

у

детей

дошкольного возраста о здоровом образе жизни посвящены исследования

А.А.

Бодалева,

А.Л.

Венгера,

В.Д.

Давыдова,

М.И.

Лисиной,

В.А.

Сластенина, Е.О. Смирновой. Анализ работ В.А.Деркунской, С.А.Козловой,

Л.Г. Касьяновой, О.А.Князевой, И.М. Новиковой и др. показывает, что уже в

дошкольном возрасте у ребенка появляется устойчивый интерес к своему

здоровью, бережное отношение к своему организму (жизни, здоровью) как

ценности.

На

сегодняшний

день

в

соответствии

с

Федеральными

государственными

требованиями

направление

«Физическое

развитие»,

включающее образовательные области «Здоровье», «Физическая культура»

занимает

ведущее

место

в

воспитательно-образовательном

процессе

дошкольников.

Именно поэтому, одной из приоритетных задач, стоящих перед

педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и

обучения, формирование у детей элементарных знаний о человеческом

организме и бережном отношении к своему здоровью.

Дошкольный возраст, по утверждению специалистов, является важным

и

ответственным

периодом

в

создании

фундамента

психического

и

физического здоровья ребенка. В этот период происходит перестройка

функционирования разных систем детского организма, поэтому крайне

необходимо всячески способствовать воспитанию у детей этого возраста

привычек и потребностей к здоровому образу жизни, поддержанию и

укреплению своего здоровья.

Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на

котором можно будет выстроить потребность в здоровом образе жизни. Эта

потребность зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя

как человека и личности. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит

от сформированности в его сознании этого понятия.

Воспитать у дошкольников осознанное отношение к здоровью – задача

не из легких. Как и каким образом способствовать формированию культуры

здорового образа жизни ребенка и когда начинать эту деятельность?

Нужна ежедневная работа, проводимая в различных формах обучения

и воспитания. Сохранению здоровья надо учить ребенка так же, как обучать

счету, письму, чтению. Именно до семи лет ребенок проходит огромный путь

развития. Этот возраст – самый благоприятный для выработки правильных

привычек. В этот период ребенок должен четко усвоить, что такое хорошо и

полезно, а что такое вредно и плохо. Это направление в воспитании

дошкольника должно решаться созданием целостной системы по сохранению

физического, психического и социального благополучия ребёнка.

Реализация работы по формированию здорового образа жизни у детей в

условиях ДОУ осуществляется через занятия, через режимные моменты,

игру, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций,

прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность.

Именно поэтому в детском саду и дома следует воспитывать у ребенка:

- привычку к чистоте, аккуратности, опрятности, порядку;

- основы культурно-гигиенических навыков;

- элементов самоконтроля во время разнообразной деятельности;

- понимание того, как влияют физические упражнения на организм

человека, его самочувствие;

- использовать знания о том, что полезно и что вредно для организма.

Так,

как

в

детском

возрасте

игра

является

основным

видом

деятельности, можно использовать сюжетно-ролевые игры, дидактические

игры, игры-тренинги, игры-забавы, подвижные игры, пальчиковые игры.

Использование игры как формы организации обучения и воспитания,

сознательное облачение процесса обучения

в форму игры известно на

протяжении многих веков.

Игра - это первая школа воспитания общественного поведения. На

основе взаимоотношений со сверстниками формируются чувства, привычки,

умение действовать совместно и целенаправленно, понимание личных и

общих интересов; развивает чувство содружества, подчинения и равенства.

Формирования и развития этих качеств можно достигнуть лишь при

правильном руководстве детскими играми.

В игре созданы условия не только для воспитания, но и для

самовоспитания. Переход от воспитания к самовоспитанию и сознательной

работе над своей волей, характером, к выработке положительных привычек и

приобретению необходимых умений происходит естественно и незаметно.

Ни

в

какой

другой

деятельности

ребенок

не

проявляет

столько

настойчивости, целеустремленности, неутомимости, как в игровой.

В игре ребенок не только обучается, но и развивается.

Игры

обучающие, которые предусматривают присутствие взрослого. Он создает

правила и координирует работу детей до достижения ими результата.

Используются эти игры с целью обучения, развития, воспитания. К данной

группе можно отнести игры-развлечения, игры-драматизации, музыкальные,

дидактические, подвижные игры. От игры обучающего типа можно плавно

перенаправлять деятельность ребенка на этап обучения. Эти виды игровой

деятельности обобщают ее, в них можно выделить еще много подвидов с

разным сценарием и различными целями.

Игровая деятельность детей основана на знаниях, умениях и навыках,

приобретенных детьми в прошлом. Педагогу надо стараться увидеть мир

глазами ребенка, понять, что он знает, и в соответствии с этим побуждать

ребёнка через игру преодолевать свою неосведомлённость или неумение. «От

взрослых требуется такое поведение, которое помогает детям почувствовать

себя осведомлёнными и уверенными в своей способности преодолевать

трудности».

Для

детей

характерны

эмоциональное

переживание,

образное

мышление, умение интуитивно схватывать смысл ситуации.

Учитывается в работе и принцип здоровьесберегающей системы в

триедином представлении о здоровье ребёнка, т.е. не только о физическом,

но и духовно-нравственном. Для укрепления эмоционального здоровья детей

используются психогимнастика, сказкотерапия, игры с водой и песком, игры

и упражнения на развитие эмоциональной сферы, игры-тренинги на

подавление отрицательных эмоций.

Вокруг детей с самого раннего детства необходимо насыщать

предметно-развивающую

среду,

в которой должны быть спортивные

принадлежности и атрибуты, развивающие игры, символика, терминология,

ритуалы и обычаи валеологического характера. Это ведет к формированию

потребности вести здоровый образ жизни, к сознательной охране своего

здоровья и здоровья окружающих людей, к овладению необходимыми для

этого практическими навыками и умениями. Тщательно продуманная

развивающая среда ДОУ сама побуждает детей к исследованию, активности,

проявлению инициативы и творчества.

Главными воспитателями ребёнка являются родители. От того, как

правильно организован режим дня ребёнка, какое внимание уделяют

родители здоровью ребёнка, зависит его настроение, состояние физического

комфорта. Здоровый образ жизни ребёнка, к которому его приучают в ДОУ,

может или находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться,

или не находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной

для ребёнка.

Информационно-просветительская деятельность выражается в :

формировании

у

родителей

здорового

образа

жизни

как

ценности,

в знакомстве родителей с различными формами работы по

физическому воспитанию в ДОУ,

информировании о состоянии здоровья и физическом развитии,

об уровне двигательной подготовленности их ребёнка,

привлечении родителей к участию в различных совместных

физкультурных досугах и праздниках.

Итак, состояние здоровья детей в настоящее время становится

национальной проблемой, а формирование здорового образа жизни у детей

дошкольного возраста является государственной задачей, решение которой

во многом зависит от организации работы по данному направлению в

дошкольном учреждении.

Используемая литература:

1. Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья. Методическое пособие по

развитию дошкольника. – М.:ТЦ Сфера, 2011

2. Интернет-ресурсы

3. Основная образовательная программа дошкольного образования /под ред.

Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. - М.:МОЗАИКА –СИНТЕЗ,

2015



В раздел образования




Яндекс.Метрика