Автор: Горощенко Людмила Ильинична
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 339 комбинированного вида" Московского района г. Казани
Населённый пункт: Республика Татарстан
Наименование материала: Методическая статья
Тема: Роль игровой деятельности в формировании здорового образа жизни дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Роль игровой деятельности в формировании здорового образа
жизни дошкольников
Проблема сохранения и укрепления здоровья человека становиться все
боле острой, требующая серьезного педагогического осмысления и решения.
От уровня психического и физического положения населения, от состояния
его здоровья зависит благополучие общества в целом, поэтому проблема
формирования представлений детей о здоровом образе жизни является
актуальной в современном обществе.
Изучению
вопросов
формирования
представлений
у
детей
дошкольного возраста о здоровом образе жизни посвящены исследования
А.А.
Бодалева,
А.Л.
Венгера,
В.Д.
Давыдова,
М.И.
Лисиной,
В.А.
Сластенина, Е.О. Смирновой. Анализ работ В.А.Деркунской, С.А.Козловой,
Л.Г. Касьяновой, О.А.Князевой, И.М. Новиковой и др. показывает, что уже в
дошкольном возрасте у ребенка появляется устойчивый интерес к своему
здоровью, бережное отношение к своему организму (жизни, здоровью) как
ценности.
На
сегодняшний
день
в
соответствии
с
Федеральными
государственными
требованиями
направление
«Физическое
развитие»,
включающее образовательные области «Здоровье», «Физическая культура»
занимает
ведущее
место
в
воспитательно-образовательном
процессе
дошкольников.
Именно поэтому, одной из приоритетных задач, стоящих перед
педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и
обучения, формирование у детей элементарных знаний о человеческом
организме и бережном отношении к своему здоровью.
Дошкольный возраст, по утверждению специалистов, является важным
и
ответственным
периодом
в
создании
фундамента
психического
и
физического здоровья ребенка. В этот период происходит перестройка
функционирования разных систем детского организма, поэтому крайне
необходимо всячески способствовать воспитанию у детей этого возраста
привычек и потребностей к здоровому образу жизни, поддержанию и
укреплению своего здоровья.
Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на
котором можно будет выстроить потребность в здоровом образе жизни. Эта
потребность зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя
как человека и личности. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит
от сформированности в его сознании этого понятия.
Воспитать у дошкольников осознанное отношение к здоровью – задача
не из легких. Как и каким образом способствовать формированию культуры
здорового образа жизни ребенка и когда начинать эту деятельность?
Нужна ежедневная работа, проводимая в различных формах обучения
и воспитания. Сохранению здоровья надо учить ребенка так же, как обучать
счету, письму, чтению. Именно до семи лет ребенок проходит огромный путь
развития. Этот возраст – самый благоприятный для выработки правильных
привычек. В этот период ребенок должен четко усвоить, что такое хорошо и
полезно, а что такое вредно и плохо. Это направление в воспитании
дошкольника должно решаться созданием целостной системы по сохранению
физического, психического и социального благополучия ребёнка.
Реализация работы по формированию здорового образа жизни у детей в
условиях ДОУ осуществляется через занятия, через режимные моменты,
игру, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций,
прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность.
Именно поэтому в детском саду и дома следует воспитывать у ребенка:
- привычку к чистоте, аккуратности, опрятности, порядку;
- основы культурно-гигиенических навыков;
- элементов самоконтроля во время разнообразной деятельности;
- понимание того, как влияют физические упражнения на организм
человека, его самочувствие;
- использовать знания о том, что полезно и что вредно для организма.
Так,
как
в
детском
возрасте
игра
является
основным
видом
деятельности, можно использовать сюжетно-ролевые игры, дидактические
игры, игры-тренинги, игры-забавы, подвижные игры, пальчиковые игры.
Использование игры как формы организации обучения и воспитания,
сознательное облачение процесса обучения
в форму игры известно на
протяжении многих веков.
Игра - это первая школа воспитания общественного поведения. На
основе взаимоотношений со сверстниками формируются чувства, привычки,
умение действовать совместно и целенаправленно, понимание личных и
общих интересов; развивает чувство содружества, подчинения и равенства.
Формирования и развития этих качеств можно достигнуть лишь при
правильном руководстве детскими играми.
В игре созданы условия не только для воспитания, но и для
самовоспитания. Переход от воспитания к самовоспитанию и сознательной
работе над своей волей, характером, к выработке положительных привычек и
приобретению необходимых умений происходит естественно и незаметно.
Ни
в
какой
другой
деятельности
ребенок
не
проявляет
столько
настойчивости, целеустремленности, неутомимости, как в игровой.
В игре ребенок не только обучается, но и развивается.
Игры
обучающие, которые предусматривают присутствие взрослого. Он создает
правила и координирует работу детей до достижения ими результата.
Используются эти игры с целью обучения, развития, воспитания. К данной
группе можно отнести игры-развлечения, игры-драматизации, музыкальные,
дидактические, подвижные игры. От игры обучающего типа можно плавно
перенаправлять деятельность ребенка на этап обучения. Эти виды игровой
деятельности обобщают ее, в них можно выделить еще много подвидов с
разным сценарием и различными целями.
Игровая деятельность детей основана на знаниях, умениях и навыках,
приобретенных детьми в прошлом. Педагогу надо стараться увидеть мир
глазами ребенка, понять, что он знает, и в соответствии с этим побуждать
ребёнка через игру преодолевать свою неосведомлённость или неумение. «От
взрослых требуется такое поведение, которое помогает детям почувствовать
себя осведомлёнными и уверенными в своей способности преодолевать
трудности».
Для
детей
характерны
эмоциональное
переживание,
образное
мышление, умение интуитивно схватывать смысл ситуации.
Учитывается в работе и принцип здоровьесберегающей системы в
триедином представлении о здоровье ребёнка, т.е. не только о физическом,
но и духовно-нравственном. Для укрепления эмоционального здоровья детей
используются психогимнастика, сказкотерапия, игры с водой и песком, игры
и упражнения на развитие эмоциональной сферы, игры-тренинги на
подавление отрицательных эмоций.
Вокруг детей с самого раннего детства необходимо насыщать
предметно-развивающую
среду,
в которой должны быть спортивные
принадлежности и атрибуты, развивающие игры, символика, терминология,
ритуалы и обычаи валеологического характера. Это ведет к формированию
потребности вести здоровый образ жизни, к сознательной охране своего
здоровья и здоровья окружающих людей, к овладению необходимыми для
этого практическими навыками и умениями. Тщательно продуманная
развивающая среда ДОУ сама побуждает детей к исследованию, активности,
проявлению инициативы и творчества.
Главными воспитателями ребёнка являются родители. От того, как
правильно организован режим дня ребёнка, какое внимание уделяют
родители здоровью ребёнка, зависит его настроение, состояние физического
комфорта. Здоровый образ жизни ребёнка, к которому его приучают в ДОУ,
может или находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться,
или не находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной
для ребёнка.
Информационно-просветительская деятельность выражается в :
формировании
у
родителей
здорового
образа
жизни
как
ценности,
в знакомстве родителей с различными формами работы по
физическому воспитанию в ДОУ,
информировании о состоянии здоровья и физическом развитии,
об уровне двигательной подготовленности их ребёнка,
привлечении родителей к участию в различных совместных
физкультурных досугах и праздниках.
Итак, состояние здоровья детей в настоящее время становится
национальной проблемой, а формирование здорового образа жизни у детей
дошкольного возраста является государственной задачей, решение которой
во многом зависит от организации работы по данному направлению в
дошкольном учреждении.
Используемая литература:
1. Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья. Методическое пособие по
развитию дошкольника. – М.:ТЦ Сфера, 2011
2. Интернет-ресурсы
3. Основная образовательная программа дошкольного образования /под ред.
Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. - М.:МОЗАИКА –СИНТЕЗ,
2015