Автор: Абдуллина Разия Рафиковна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Данауровская начальная школа - детский сад" Чистопольского муниципального района РТ
Населённый пункт: д.Данауровка
Наименование материала: статья
Тема: "Социально-правовое воспитание школьников"
Раздел: начальное образование
СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ
Абдуллина Разия Рафиковна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Данауровская начальная школа – детский сад» Чистопольского
муниципального района Республики Татарстан
Воспитание невозможно отделить от процесса обучения, так как
воспитывается, формируется человек в повседневной своей деятельности.
Школа – это особое воспитательное пространство, где ребенок проводит
большую
часть
своего
времени,
поэтому в
учебно-воспитательном
процессе необходимо создавать условия, обеспечивающие возможность
самореализации и самовыражения личности ребенка.
Глубокие социальные перемены, происходящие в нашем обществе,
резко обострили положение детей в России: растут преступность и
правонарушения среди несовершеннолетних, приобретают серьёзные
масштабы детский алкоголизм и наркомания, возрастает число детей,
имеющих отклонения в физическом и психическом развитии. Причина
этих явлений в значительном снижении уровня жизни, слабости
здравоохранения,
социальной
сферы.
В
этих
условиях
одним
из
приоритетных направлений социальной политики государства является
защита прав ребёнка, его социально – педагогическое сопровождение в
школе.
Основной груз социально – педагогической работы ложится на
общеобразовательные
учреждения,
где
обучается
основная
масса
школьников. Школа призвана координировать совместные усилия семьи
и общественности по формированию социально благоприятной среды
воспитания детей и взрослых. В ней создаются условия, которые снимают
противоречия между целями воспитания и естественными потребностями
нормально развивающегося человека. Современная школа осуществляет
свою деятельность в сложившихся социально-экономических условиях, в
обществе с кризисом политики, экономики, социальной сферы и
общественного сознания. В этих условиях борьбы за своё собственное
существование школа сегодня, как никогда, призвана оставаться для
детей родным домом, второй семьёй, в которой не только дают
образование, но и создают условия для формирования, развития и
реализации личности, для развития социальной адаптации учащихся в
современном обществе.
Проблемы ребёнка и семьи заставляют учебное заведение и учителя
стать реальным защитником детей. Способность видеть и понимать,
спокойное дружелюбие, искренний уважительный тон, умение заражать
своей корректностью обладает большой силой воздействия, формирует
мотивы
созидания,
утверждает
жизнеспособность
ребёнка.
Это
становится щитом от отрицательных эмоций и реакций среды.
Содержание деятельности классного руководителя определяется его
функциями как руководителя педагогическим процессом в определённой
группе
учащихся.
Социально-гуманитарные
функции
педагога
направлены на создание условий для социального развития учащихся,
ориентированы на помощь ребёнку, как в решении его актуальных
личностных проблем, так и в подготовке к самостоятельной жизни. Среди
них необходимо выделить три, определяющие основное содержание
деятельности классного руководителя: воспитание учащихся; социальная
защита ребёнка от неблагоприятных воздействий окружающей среды;
интеграция
усилий
всех
педагогов
для
достижения
поставленных
воспитательных задач.
Успех воспитательной социально - педагогической работы школы в
значительной степени определяется тем, насколько эффективно школа
взаимодействует со средой, использует потенциал социума, в котором
находится, насколько тесны её контакты с другими воспитательными
учреждениями. Сегодня школа призвана уделять внимание той среде, где
дети проводят большую часть свободного времени. Задача же классного
руководителя
заключается в том, чтобы способствовать созданию
наиболее благоприятных условий для развития и самоутверждения
личности. Классный руководитель должен творчески подходить к работе
с классным коллективом, умело использовать возможности библиотеки,
Дома культуры, музеев и выставок.
Взаимодействие с социумом
позволяет
разнообразить
жизнь
класса,
даёт
возможность
смены
обстановки, расширяет кругозор, воспитывает различные социальные
навыки.
На всех этапах социальной адаптации учащихся главная роль
отводится классному руководителю. Основная цель деятельности -
развитие самостоятельности в
решении
проблемных
ситуаций,
предотвращение
дезадаптации
ребёнка,
возникновения
острых
проблемных ситуаций.
Воспитательная система, основанная на принципах гуманистической
педагогики, направлена на деятельность конкретных людей-педагогов,
классных руководителей. Невозможно воспитать в ребёнке какое-либо
качество, не обладая им самому.
Институт классного руководства сложился очень давно, практически
вместе с возникновением учебных заведений. В России до 1917 г. эти
педагоги назывались классными наставниками, классными дамами.
Классный наставник, воспитатель обязан был вникать во все жизненные
события вверенного ему коллектива, следить за взаимоотношениями в
нём, формировать доброжелательные отношения между детьми. Педагог
должен был быть примером во всём, даже его внешний вид был образцом
для подражания. В истории педагогики есть чему поучиться. В наше
время институт классного руководства не менее значим, а личность
классного руководителя во многом определяет успешность данного
класса. Поэтому хочется пожелать нам творчества, педагогической
мудрости, человеческого сострадания, беспокойного и неравнодушного
отношения к своим воспитанникам, полного взаимопонимания с их
семьями, словом, всего того, что необходимо для успешной социально –
педагогической работы.