Автор: Щёголева Лия Вячеславовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №21"
Населённый пункт: город Старый Оскол, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Экологическое воспитание младших школьников"
Раздел: начальное образование
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация: статья посвящена актуальной на сегодняшний день про-
блеме экологического воспитания младших школьников. Обосновывается
мысль о том, что в любой учебный предмет в школе можно внести эле-
менты экологического воспитания. Рассматриваемая тема будет инте-
ресна педагогам, работающим с детьми школьного возраста. Автор при-
водит в качестве примера фрагмент урока окружающего мира, одной из
целей которого является воспитание экологической культуры подраста-
ющего поколения.
Ключевые слова: экологическое воспитание, окружающий мир, эко-
логия, природа, здоровье, экологизация, экологическая культура.
Экологическое воспитание – это единство экологического сознания и
поведения, гармоничного с природой, которая составляет основную часть
нравственного воспитания. Резкое ухудшение и изменение экологической
обстановки во многих регионах нашей страны остро ставит проблему эко-
логической ситуации. Одна из важнейших задач современного общества –
это экологическое воспитание, формирование бережного отношения к
природе, рационального использования её богатств.
Особую роль в этом процессе занимают детские годы – дошкольный и
в особенности младший школьный возраст. В наши дни под влиянием но-
вейших психолого-педагогических исследований и передовой педагоги-
ческой практики идёт переосмысление роли и значимости этого возраст-
ного этапа в системе общешкольного образования. Детство – это период
бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружаю-
щей среде, мире, в котором мы живём; формирование многогранных от-
ношений к природе и людям.
Исследования психологов В.В. Давыдова, Л.Н. Занкова, Д.Б. Элько-
нина, В.С. Мухиной, С.Д. Дерябо и других доказали возможность форми-
рования у младших школьников значительно более высокого уровня пси-
хологического развития, элементов логического, абстрактного мышле-
ния, культуры поведения в природном и социальном отношении.
Особая чувствительность и эмоциональность младших школьников
создают особые предпосылки для появления интереса к самому себе, к
людям, к своему здоровью, к состоянию природной и социальной среды,
что является непременным условием эффективности экологического об-
разования на этом возрастном этапе.
Можно сказать, что начальная школа – важнейший этап в становлении
научно-познавательных, эмоционально-нравственных, практически-дея-
тельностных отношений детей к окружающей среде и своему здоровью на
основе единства чувственного и рационального познания природного и
социального окружения человека.
Вопросам экологического воспитания всегда уделялось значительное
внимание. На формирование экологического сознания оказывают влия-
ние экологические знания и убеждения. Экологические представления
формируются на всех уроках, особенно на окружающем мире.
В качестве примера хочется привести фрагменты урока окружающего
мира экологической направленности по теме «Трава у нашего дома» из
раздела «Осень» УМК «Перспектива» 2 класс. Целью данного урока ста-
вилось познакомить учащихся с наиболее часто встречающимися травя-
нистыми растениями. Среди планируемых результатов достижений, обу-
чающихся уделялось особое место личностным: стимулировать бережное
отношение к природе. На уроке применялись словесный, наглядный,
практический методы; используется групповой вид работы.
Слова учителя.
– Мы живём на огромной и прекрасной планете-Земля! Наша пла-
нета – наш общий зелёный дом. Как вы думаете, почему так говорят? (По-
тому, что на планете много разнообразных зеленых растений, которые
растут вокруг нас.)
– А какие растения мы встречаем каждый день, выходя из дома? (Де-
ревья, цветы, зеленую траву.)
– На какие группы делятся растения? (Деревья (имеют один ствол),
кустарники (много тонких стволов), травы (не имеют ствол)).
– К какой природе можно отнести растения? (К живой, ведь они рас-
тут, питаются, умирают).
– На электронной доске Слайд «Травы» (репейник, крапива, полынь) и
дерево (ель). Задание «Найди лишний предмет».
(Дети называют лишним предметом ель)/
– Ребята, а почему вы решили, что ель – лишний предмет? (Ель – это
дерево, оно имеет ствол). Слайд «Ель».
– Молодцы. А что вы знаете о ели? Чем это дерево отличается от дру-
гих? (Ель – это хвойное дерево, круглый год зеленое).
– Давайте вспомним слова из детской песни «Срубил он нашу елочку
под самый корешок». В честь чего срубили елочку? (В честь Нового
года).
– Да, ребята, близится любимый детский праздник Новый год (Слайд
«Новогодняя елка»). Конечно же, каждый дом будет украшать пушистая
нарядная елочка. Наверное, вы уже ждете этого дня, когда домой прине-
сут ароматную свежую елочку, мама достанет из коробки елочные шары,
искрящиеся от света гирлянды, и вы дружно будете украшать вашу зеле-
ную красавицу? (Да, конечно!)
–Ребята, а у всех вас живые ели дома к Новому году? (Нет_______, а у нас
искусственная. Мы каждый год ее достаем и украшаем).
– Здорово, вы большие молодцы. Ребята, а вы знали, чтобы вырастить
елочку ростом в 1,5 метра, нужно прождать целых 10 лет? Целых 10 лет
растить дерево, чтобы срубить его под самый корешок, а потом через 2
недели выбросить на помойку! Вот (имя ученика) у нас украшает искус-
ственную елочку, которую можно использовать много лет, тем самым
каждый год давать возможность еще выше вырасти какой-то елочке.
Правда здорово, что есть такая возможность? (Да, мы тоже хотим в этом
году украсить искусственную елку).
– Я буду очень рада, а лес скажет вам: «Спасибо», ведь и без Нового
года ежегодно незаконно вырубается очень много лесов, от чего страдает
вся экосистема.
– И так, ребята, мы нашли лишний предмет ель в задании и что же у
нас осталось? (Разные травы).
– Попробуйте определить тему нашего сегодняшнего урока (Травы).
– Чем мы будем сегодня заниматься на уроке? (Будем изучать травы).
Слайд «Травы».
– Верно. Сегодня вы работаете в группах. Вы команда юных ученых,
которые будут исследовать травы.
– Ученики работают в группах по 4 человека. На столе каждой группы
лежит карточка, которая включает в себя раскраску и краткую информа-
ция о траве. Ученики раскрашивают рисунок, выделяют в тексте самую
интересную информацию о траве и презентуют классу.
Слова учителя.
– Ребята, какие вы молодцы! Так дружно и плодотворно поработали в
командах! А самое главное, узнали много нового и интересного о разных
травах, которые так часто видите.
– А теперь давайте проверим ваши знания, полученные сегодня на
уроке. Встаем на интеллектуальную физминутку. Я буду говорить утвер-
ждения. Если я говорю правду, вы хлопаете в ладошки, если неправду, то
топаете ногами.
1. В крапиве очень мало витаминов (нет).
2. Конский щавель не едят коровы и кони, так как это растение горькое
на вкус (да).
3. Крапива лечит раны, останавливает лёгкие кровотечения (да).
4. Подорожник любят путешественники (да).
5. Подорожник назвали так потому, что он растёт у дороги (да).
6. Полынь очень сладкая и вкусная трава (нет).
7. Птичью гречишку в народе называют трава-мурава (да).
8. Пижма-ядовитое растение (да).
9. Из корней лопуха можно приготовить варенье (нет).
10. Пастушью сумку любят есть кролики (да).
– Какие вы молодцы! И так, ребята, близится к концу наш урок. Да-
вайте подведем итоги.
– Что нового вы узнали на уроке? (Узнали, что бывают искусствен-
ные елки. Узнали, что бывают ядовитые и полезные травы).
– Назовите травы, которые мы сегодня изучили. (Крапива, полынь,
пижма, пастушья сумка.)
– Ребята, нужно ли беречь нашу природу? (Да, нужно беречь природу.
– Конечно, ребята, берегите природу. Давайте беречь наш общий дом-
нашу планету Земля!
Таким образом, можно внедрить элементы экологического воспитания
практически на любом уроке. К примеру, на литературном чтении уча-
щихся можно познакомить с авторами книг о природе – В. Бианки, М.
Пришвин, К. Ушинский, С. Михалков и другие. Формирование у школь-
ников уважительного отношения к природе – важная часть воспитатель-
ного процесса. Чтение с детьми произведений про природу помогает в до-
ступной форме донести до ребёнка эту важную мысль. После прочтения
нужно проводить беседу и обращать внимание на моменты, в которых ге-
рои демонстрировали заботу о природе.
Чтение произведений о природе должно сочетаться с практическими
занятиями. Это могут быть как походы в лес, так и реальная помощь жи-
вотным и птицам (изготовление кормушек, скворечников и др.), а также
посадка саженцев деревьев на пришкольном участке.
Экология имеет большое влияние на здоровье человека и его потом-
ство. Уже стали заметны последствия загрязнения окружающей среды:
многие дети в больших городах страдают хроническими заболеваниями с
рождения. Забота об окружающей среде – это забота о нашем будущем. В
связи с этим можно проводить классные часы на тему охраны окружаю-
щей среды. Здесь можно уделить внимание теме раздельного сбора му-
сора, переход на электромобили.
На уроках русского языка экологическое воспитание прослеживается
в употребляемой лексике. Начиная с 1 класса учащиеся знакомятся со сло-
варными словами (здоровый, природа, крапива, береза, сорока, ворона,
земляника и другие). Осваивая различные орфограммы, учащиеся также
пополняют свой лексический запас новыми словами и повышают уровень
грамотности. К примеру, земля, река, пятнистый олень, спортсмен –
слова с безударной гласной в корне.
Экологизация уроков русского языка и литературного чтения предпо-
лагает привлечение в качестве дидактического материала не только спе-
цифическую лексику, но и специальные тексты (художественные, учеб-
ные, публицистические, официально-деловые), содержащие экологиче-
скую информацию. На уроках русского языка используется большое ко-
личество текстов о природе, содержащих проблемные вопросы, требую-
щие решения, обучающие умению делать собственные выводы.
Экологическое воспитание начинают прививать еще в детском саду. В
школе же тема экологии гармонично вливается в любую учебную про-
грамму. Учащимся предлагается уже больше практических, исследова-
тельских работ, которые непременно зажгут интерес у любого юного пыт-
ливого ума, а креативный подход педагога способствует достижению всех
поставленных целей, а именно: воспитать экологическую культуру под-
растающего поколения.
Список литературы
1. Окружающий мир. 2 класс. Часть 1 / под ред. А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой. – М.:
Перспектива, 2016.
2. Отношение школьников к природе / под ред. И.Д. Зверева, И.Т. Суравегиной. – М.:__