Напоминание

"Экологическое воспитание младших школьников"


Автор: Щёголева Лия Вячеславовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №21"
Населённый пункт: город Старый Оскол, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Экологическое воспитание младших школьников"
Раздел: начальное образование





Назад




ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация: статья посвящена актуальной на сегодняшний день про-

блеме экологического воспитания младших школьников. Обосновывается

мысль о том, что в любой учебный предмет в школе можно внести эле-

менты экологического воспитания. Рассматриваемая тема будет инте-

ресна педагогам, работающим с детьми школьного возраста. Автор при-

водит в качестве примера фрагмент урока окружающего мира, одной из

целей которого является воспитание экологической культуры подраста-

ющего поколения.

Ключевые слова: экологическое воспитание, окружающий мир, эко-

логия, природа, здоровье, экологизация, экологическая культура.

Экологическое воспитание – это единство экологического сознания и

поведения, гармоничного с природой, которая составляет основную часть

нравственного воспитания. Резкое ухудшение и изменение экологической

обстановки во многих регионах нашей страны остро ставит проблему эко-

логической ситуации. Одна из важнейших задач современного общества –

это экологическое воспитание, формирование бережного отношения к

природе, рационального использования её богатств.

Особую роль в этом процессе занимают детские годы – дошкольный и

в особенности младший школьный возраст. В наши дни под влиянием но-

вейших психолого-педагогических исследований и передовой педагоги-

ческой практики идёт переосмысление роли и значимости этого возраст-

ного этапа в системе общешкольного образования. Детство – это период

бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружаю-

щей среде, мире, в котором мы живём; формирование многогранных от-

ношений к природе и людям.

Исследования психологов В.В. Давыдова, Л.Н. Занкова, Д.Б. Элько-

нина, В.С. Мухиной, С.Д. Дерябо и других доказали возможность форми-

рования у младших школьников значительно более высокого уровня пси-

хологического развития, элементов логического, абстрактного мышле-

ния, культуры поведения в природном и социальном отношении.

Особая чувствительность и эмоциональность младших школьников

создают особые предпосылки для появления интереса к самому себе, к

людям, к своему здоровью, к состоянию природной и социальной среды,

что является непременным условием эффективности экологического об-

разования на этом возрастном этапе.

Можно сказать, что начальная школа – важнейший этап в становлении

научно-познавательных, эмоционально-нравственных, практически-дея-

тельностных отношений детей к окружающей среде и своему здоровью на

основе единства чувственного и рационального познания природного и

социального окружения человека.

Вопросам экологического воспитания всегда уделялось значительное

внимание. На формирование экологического сознания оказывают влия-

ние экологические знания и убеждения. Экологические представления

формируются на всех уроках, особенно на окружающем мире.

В качестве примера хочется привести фрагменты урока окружающего

мира экологической направленности по теме «Трава у нашего дома» из

раздела «Осень» УМК «Перспектива» 2 класс. Целью данного урока ста-

вилось познакомить учащихся с наиболее часто встречающимися травя-

нистыми растениями. Среди планируемых результатов достижений, обу-

чающихся уделялось особое место личностным: стимулировать бережное

отношение к природе. На уроке применялись словесный, наглядный,

практический методы; используется групповой вид работы.

Слова учителя.

– Мы живём на огромной и прекрасной планете-Земля! Наша пла-

нета – наш общий зелёный дом. Как вы думаете, почему так говорят? (По-

тому, что на планете много разнообразных зеленых растений, которые

растут вокруг нас.)

– А какие растения мы встречаем каждый день, выходя из дома? (Де-

ревья, цветы, зеленую траву.)

– На какие группы делятся растения? (Деревья (имеют один ствол),

кустарники (много тонких стволов), травы (не имеют ствол)).

– К какой природе можно отнести растения? (К живой, ведь они рас-

тут, питаются, умирают).

– На электронной доске Слайд «Травы» (репейник, крапива, полынь) и

дерево (ель). Задание «Найди лишний предмет».

(Дети называют лишним предметом ель)/

– Ребята, а почему вы решили, что ель – лишний предмет? (Ель – это

дерево, оно имеет ствол). Слайд «Ель».

– Молодцы. А что вы знаете о ели? Чем это дерево отличается от дру-

гих? (Ель – это хвойное дерево, круглый год зеленое).

– Давайте вспомним слова из детской песни «Срубил он нашу елочку

под самый корешок». В честь чего срубили елочку? (В честь Нового

года).

– Да, ребята, близится любимый детский праздник Новый год (Слайд

«Новогодняя елка»). Конечно же, каждый дом будет украшать пушистая

нарядная елочка. Наверное, вы уже ждете этого дня, когда домой прине-

сут ароматную свежую елочку, мама достанет из коробки елочные шары,

искрящиеся от света гирлянды, и вы дружно будете украшать вашу зеле-

ную красавицу? (Да, конечно!)

–Ребята, а у всех вас живые ели дома к Новому году? (Нет_______, а у нас

искусственная. Мы каждый год ее достаем и украшаем).

– Здорово, вы большие молодцы. Ребята, а вы знали, чтобы вырастить

елочку ростом в 1,5 метра, нужно прождать целых 10 лет? Целых 10 лет

растить дерево, чтобы срубить его под самый корешок, а потом через 2

недели выбросить на помойку! Вот (имя ученика) у нас украшает искус-

ственную елочку, которую можно использовать много лет, тем самым

каждый год давать возможность еще выше вырасти какой-то елочке.

Правда здорово, что есть такая возможность? (Да, мы тоже хотим в этом

году украсить искусственную елку).

– Я буду очень рада, а лес скажет вам: «Спасибо», ведь и без Нового

года ежегодно незаконно вырубается очень много лесов, от чего страдает

вся экосистема.

– И так, ребята, мы нашли лишний предмет ель в задании и что же у

нас осталось? (Разные травы).

– Попробуйте определить тему нашего сегодняшнего урока (Травы).

– Чем мы будем сегодня заниматься на уроке? (Будем изучать травы).

Слайд «Травы».

– Верно. Сегодня вы работаете в группах. Вы команда юных ученых,

которые будут исследовать травы.

– Ученики работают в группах по 4 человека. На столе каждой группы

лежит карточка, которая включает в себя раскраску и краткую информа-

ция о траве. Ученики раскрашивают рисунок, выделяют в тексте самую

интересную информацию о траве и презентуют классу.

Слова учителя.

– Ребята, какие вы молодцы! Так дружно и плодотворно поработали в

командах! А самое главное, узнали много нового и интересного о разных

травах, которые так часто видите.

– А теперь давайте проверим ваши знания, полученные сегодня на

уроке. Встаем на интеллектуальную физминутку. Я буду говорить утвер-

ждения. Если я говорю правду, вы хлопаете в ладошки, если неправду, то

топаете ногами.

1. В крапиве очень мало витаминов (нет).

2. Конский щавель не едят коровы и кони, так как это растение горькое

на вкус (да).

3. Крапива лечит раны, останавливает лёгкие кровотечения (да).

4. Подорожник любят путешественники (да).

5. Подорожник назвали так потому, что он растёт у дороги (да).

6. Полынь очень сладкая и вкусная трава (нет).

7. Птичью гречишку в народе называют трава-мурава (да).

8. Пижма-ядовитое растение (да).

9. Из корней лопуха можно приготовить варенье (нет).

10. Пастушью сумку любят есть кролики (да).

– Какие вы молодцы! И так, ребята, близится к концу наш урок. Да-

вайте подведем итоги.

– Что нового вы узнали на уроке? (Узнали, что бывают искусствен-

ные елки. Узнали, что бывают ядовитые и полезные травы).

– Назовите травы, которые мы сегодня изучили. (Крапива, полынь,

пижма, пастушья сумка.)

– Ребята, нужно ли беречь нашу природу? (Да, нужно беречь природу.

– Конечно, ребята, берегите природу. Давайте беречь наш общий дом-

нашу планету Земля!

Таким образом, можно внедрить элементы экологического воспитания

практически на любом уроке. К примеру, на литературном чтении уча-

щихся можно познакомить с авторами книг о природе – В. Бианки, М.

Пришвин, К. Ушинский, С. Михалков и другие. Формирование у школь-

ников уважительного отношения к природе – важная часть воспитатель-

ного процесса. Чтение с детьми произведений про природу помогает в до-

ступной форме донести до ребёнка эту важную мысль. После прочтения

нужно проводить беседу и обращать внимание на моменты, в которых ге-

рои демонстрировали заботу о природе.

Чтение произведений о природе должно сочетаться с практическими

занятиями. Это могут быть как походы в лес, так и реальная помощь жи-

вотным и птицам (изготовление кормушек, скворечников и др.), а также

посадка саженцев деревьев на пришкольном участке.

Экология имеет большое влияние на здоровье человека и его потом-

ство. Уже стали заметны последствия загрязнения окружающей среды:

многие дети в больших городах страдают хроническими заболеваниями с

рождения. Забота об окружающей среде – это забота о нашем будущем. В

связи с этим можно проводить классные часы на тему охраны окружаю-

щей среды. Здесь можно уделить внимание теме раздельного сбора му-

сора, переход на электромобили.

На уроках русского языка экологическое воспитание прослеживается

в употребляемой лексике. Начиная с 1 класса учащиеся знакомятся со сло-

варными словами (здоровый, природа, крапива, береза, сорока, ворона,

земляника и другие). Осваивая различные орфограммы, учащиеся также

пополняют свой лексический запас новыми словами и повышают уровень

грамотности. К примеру, земля, река, пятнистый олень, спортсмен –

слова с безударной гласной в корне.

Экологизация уроков русского языка и литературного чтения предпо-

лагает привлечение в качестве дидактического материала не только спе-

цифическую лексику, но и специальные тексты (художественные, учеб-

ные, публицистические, официально-деловые), содержащие экологиче-

скую информацию. На уроках русского языка используется большое ко-

личество текстов о природе, содержащих проблемные вопросы, требую-

щие решения, обучающие умению делать собственные выводы.

Экологическое воспитание начинают прививать еще в детском саду. В

школе же тема экологии гармонично вливается в любую учебную про-

грамму. Учащимся предлагается уже больше практических, исследова-

тельских работ, которые непременно зажгут интерес у любого юного пыт-

ливого ума, а креативный подход педагога способствует достижению всех

поставленных целей, а именно: воспитать экологическую культуру под-

растающего поколения.

Список литературы

1. Окружающий мир. 2 класс. Часть 1 / под ред. А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой. – М.:

Перспектива, 2016.

2. Отношение школьников к природе / под ред. И.Д. Зверева, И.Т. Суравегиной. – М.:__



В раздел образования




Яндекс.Метрика