Автор: Попова Елена Ильинична
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ № 194
Населённый пункт: город Киров
Наименование материала: статья
Тема: Развиваемся играя
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей
«Развиваемся играя»
Каждый шаг родителей должен быть направлен на развитие и воспитание
вашего ребенка. Целесообразно, начиная с раннего возраста, общаться с
ребенком, разговаривать с ним, предоставлять различную информацию в
зависимости от возраста и состояния познавательных (интеллектуальных)
процессов,
с
помощью
которых
человек
познает
окружающий
мир
(восприятие, память, мышление речи и др.).
Поэтому предлагают придерживаться следующих рекомендаций:
Нужно называть предметы, окружающие ребенка в вашем доме,
которыми пользуетесь вы и ребенок Во время питания (посуда), одевания
(названия одежды), отдыха (кровать, стул, стол и др.), организации досуга,
игровой деятельности (названия игрушек), прогулок. По мере взросления
добавлять названия различных заведений (поликлиника, зоопарк, магазин,
цирк и т.д.) и всех предметов и объектов, которые там встречаются.
Также следует называть действия, которые выполняются ("будем есть,
одеваться", "берем ложку, тарелку, хлеб", "одеваем штанишки, рубашку» и
др."Моем руки" и т.д.).
Ежедневно
называть
основные
цвета
предметов,
с
которыми
непосредственно сталкивается ребенок (мячик красный, огурец зеленый,
кубик зеленый, красный, желтый и т.д.). Во время прогулки называть
животных, которые встречаются во дворе и на улице, растения (это дерево,
это цветок, это травка), здания (это дом, детская площадка), средства
передвижения (машина, автобус, самолет, велосипед и др.).
Ребенок должен знать и видеть, что каждый член семьи имеет
определенные
обязанности
перед
семьей,
выполняет
временные
или
постоянные поручения. Об этом нужно рассказывать ребенку и привлекать
его к выполнению элементарных поручений: сначала под руководством
взрослого класть игрушки на место, поливать комнатные растения, кормить
домашних животных (кошку, рыбок и др.), убирать посуду со стола после
еды, раскладывать ложки, ставить чашки.
Ребенок должен принимать посильное участие в уборке помещения,
наблюдать за подготовительными работами к приготовлению завтрака,
обеда, ужина.
Необходимо давать информацию ребенку о продуктах питания, как они
называются, кто, как и что производит, откуда что берется: овощи
выращивают, фрукты - яблоки, груши растут на деревьях, можно приобрести
в магазине (хлеб, колбасы, сыр, конфеты и др.). Иногда уместно привлекать
ребенка,
особенно
старшего
дошкольного
возраста,
к
приобретению
продуктов питания, игрушек, одежды.
Целесообразно по возможности привлекать ребенка к разнообразному
посильному труду (помочь разложить овощи, кастрюли, подобрав к ним
крышки, убрать со стола и пр.). При этом необходимо сообщать ребенку,
куда пойдете с ним, почему, что там будете делать ("Мы с тобой пойдем в
магазин купить хлеб", "Пойдем выбирать спелые огурцы на грядке" и т.д.).
В процессе деятельности следует обращать внимание ребенка на то,
кто что делает ("Что я сейчас делаю?", "А ты, что сейчас делаешь?"). После
завершения работы нужно учить ребенка рассказывать кому-то из членов
семьи, где он был, что делал, что видел ("Мы с мамой собирали на грядке
огурцы", "Мы ходили в магазин, там купили хлеб" и т.д.). Важно научить
ребенка задавать вопросы, чтобы получать информацию о предметах ("Что
это?", "Как называется?", "Где можно использовать?"), о животных,
растениях, действиях взрослых или детей и др.
Следует помнить, что особенности умственного развития ребенка
проявляются в том, что ему сложно овладеть игровой деятельностью, понять
роли, правила и нормы, диктуемые игровой ситуацией. Ребенок больше
фиксируется на самой игре (на манипуляции с предметами) и не всегда
проявляет инициативу в восприятии ролей, правил и норм. Такая игра с
предметами не обеспечивает развития у ребенка необходимых способностей
(понимание, восприятие, произвольности в деятельности и др.) и навыков
(повторение, принятие ролевых позиций, техническое исполнение ролевых
позиций
и
др.),
от
которых
зависит
успешное
овладение
учебной
деятельностью в школе. Именно поэтому целесообразно постоянно в
ненавязчивой форме, учитывая возможности ребенка, объяснять правила и
нормы сюжетно-ролевой игры и обязательно получать обратную связь от
ребенка (уточнение, как он их воспринимает и понимает). Игра обеспечивает
формирование самооценки ребенка.
Период дошкольного детства принято рассматривать, как возраст
познавательных эмоций, доминирующими из которых являются удивление,
любопытство, заинтересованность. Ребенку с нарушением умственного
развития присущ замедленный темп формирования познавательных эмоций.
Многим детям присуще выражение таких эмоций, как агрессивность,
тревожность, беспокойство, взволнованность, радость, как в прямой форме,
так и непосредственно в поведении. Поведенческие действия могут иметь
характер капризов, несоблюдение требований взрослого, агрессивных,
иногда вредоносных действий. Следует помнить: такие проявления в
поведении не являются осознанными и осмысленными ребенком, поэтому
они и выражают непосредственные ее чувства. Взрослый должен знать, что
относиться
к
таким
проявлениям
поведения
надо
с
пониманием
и
уступчивостью. Особое значение имеет телесный контакт. Так, ребенка
можно прижать, обнять, погладить. Голос в выражении требований к ребенку
должен быть спокойным, ласковым, уравновешенным. Следует задавать
такие вопросы ребенку, чтобы он пытался проговаривать каждое свое
действие или эмоцию.
Особое значение приобретает постоянный речевой контакт в игре
ребенка со взрослым. Взрослый должен выполнять роль положительно
настроенного, понимающего "контролера" эмоций и поведения ребенка,
направлять его, помогать ему выражать эмоции и действия, но не оценивая
ребенка в процессе.
Это будет способствовать формированию навыков сознательного и
осмысленного овладения собственными эмоциями и поведением в будущем.
Следует помнить, что именно такое отношение взрослого к эмоциональным
проявлениям ребенка будет способствовать развитию его самокритичности и
самоконтроля.
Следует помнить, что ребенок, находясь длительное время в домашних
условиях, имеет тенденцию к недостаточно интенсивному и позитивному
развитию поведения, как на уровне моторных умений и физической
активности, так и в формировании социального поведения. Именно поэтому,
родители должны постоянно расширять сферы контактов ребенка со
сверстниками, а также не сдерживать его желание к занятиям, которые будут
способствовать формированию навыков моторики
поведения.