Автор: Керкеева Лариса Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия города Юрги"
Населённый пункт: город Юрга, Кемеровская область
Наименование материала: Курс внеурочной деятельности
Тема: Курс внеурочной деятельности "Занимательная грамматика", 7 класс
Раздел: среднее образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГИМНАЗИЯ ГОРОДА ЮРГИ»
Курс внеурочной деятельности
«
»
Занимательная грамматика
7
класс
Составитель Керкеева Лариса Александровна,
учитель русского языка и литературы
Содержание
Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Занимательная
грамматика» …………………………………………………….
2
Содержание курса внеурочной деятельности «Занимательная грамматика»
с указанием форм организации и видов деятельности…..
4
Тематическое планирование……………………………………………..
8
2
Результаты освоения курса
внеурочной деятельности «Занимательная грамматика»
7 класс
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений,
с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования
уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками,
детьми
старшего
и
младшего
возраста,
взрослыми
в
процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
-
умение
самостоятельно
планировать
пути
достижения
целей,
в
том
числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
-
умение
определять
понятия,
создавать
обобщения,
устанавливать
аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать
причинно-следственные
связи,
строить
логическое
рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение.
3
редактировать собственные тексты;
4
Содержание курса внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» с указанием форм организации и
основных видов деятельности
№
Содержание учебного предмета
Формы
организации
учебных занятий
Основные виды учебной деятельности
1.
Не ошибись. Орфограммы, изученные в 5-6 кл.
Трудные орфограммы (о-ё после шипящих, ь после
шипящих. Орфограммы глагола).
Практическая работа
Урок - лабораторная
работа
Работать со справочной литературой. Составлять
обобщающую тематическую таблицу.
Составлять орфографический диктант.
Работать в парах по индивидуальным заданиям.
2.
Часть речи, причастная глаголу, в образе прилагательного.
Причастие.
Свойства прилагательных и глаголов у причастия.
Синтаксическая роль причастий в предложении.
Причастный оборот, выделение запятыми причастного
оборота. Склонение полных причастий и правописание
гласных в падежных окончаниях причастий. Не с
причастиями. Правописание гласных в суффиксах дей-
ствительных и страдательных причастий. Одна и две
буквы н в суффиксах полных причастий и
прилагательных, образованных от глаголов. Одна
буква н в кратких причастиях.
Практическая работа
Урок-зачёт
Проект
Составление опорных таблиц.
Работать с дополнительной литературой.
Подготовить сообщение.
Выступать с сообщением по выбранным темам.
Анализировать
выступления
учащихся.
Составлять пунктуационные и орфографические
тесты.
3.
Деепричастие.
Глагольные и наречные свойства деепричастия.
Синтаксическая роль деепричастий в предложении.
Деепричастный оборот, знаки препинания при
деепричастном обороте. Выделение одиночного
Практическая работа
Урок-зачёт
Проект
Составление опорных таблиц.
Работать
с
дополнительной
литературой.
Составлять обобщающую тематическую таблицу.
Составлять
развернутые
ответы
на
вопросы.
Составлять устные и письменные высказывания
5
деепричастия запятыми. Не с деепричастиями.
по заданной теме.
Составлять тестовые задания.
4.
Узнай меня по суффиксу. Наречие.
Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в
предложении. Степени сравнения наречий и их
образование. Правописание не с наречиями на -о и -
е; не- и ни- в наречиях. Суффиксы -о и -а на конце
наречий. Дефис между частями слова в наречиях.
Слитные и раздельные написания наречий. Буква ъ после
шипящих на конце наречий.
Практическая работа
Проект
Урок-обобщение
Работать
с
дополнительной
литературой.
Составлять обобщающую тематическую таблицу.
Составлять
развернутые
ответы
на
вопросы.
Составлять устные и письменные высказывания
по заданной теме.
Составлять опорные таблицы.
Составлять тестовые задания.
5.
Служу всегда, служу везде, служу я в речи и в письме.
Предлоги.
Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль
предлогов в предложении. Непроизводные и производные
предлоги. Простые и составные предлоги. Слитные и
раздельные написания предлогов (в течение, ввиду,
вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.
Употребление существительных с
предлогами благодаря, согласно, вопреки.
Практическая работа
Проект
Урок-обобщение
Работать с текстом.
Составлять тестовые задания.
Составлять опорные таблицы.
6
6.
Соединю простое в сложное. Тоже, также или зато?
Союзы.
Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и
подчинительные; сочинительные союзы — соеди-
нительные, разделительные и противительные.
Употребление сочинительных союзов в простом и
сложном предложении; употребление подчинительных
союзов в сложном предложении. Слитные и раздельные
написания союзов. Отличие на письме союзов зато,
тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и
союза также от наречия так с частицей же.
Практическая работа
Урок-зачёт
Проект
Работать
с
дополнительной
литературой.
Составлять обобщающую тематическую таблицу.
Составлять опорные таблицы.
Составлять тестовые задания.
7.
Уточню, скажу, на вопрос отвечу. Частицы.
Формообразующие и смысловые частицы. Различение на
письме частиц не и ни. Правописание не и ни с
различными частями речи.
Практическая работа
Урок-зачёт
Проект
Работать
с
дополнительной
литературой.
Составлять обобщающую тематическую таблицу.
Составлять опорные таблицы.
Составлять тестовые задания.
7
Тематическое планирование
№
Наименование разделов и тем
Кол-во
часов
1.
Не ошибись.
3
1.1.
Правописание о-ё после шипящих. Обобщающая таблица.
1
1.2.
Правописание ь после шипящих. Составление алгоритма выбора буквы.
1
1.3.
Правописание окончаний глагола. Составление опорной таблицы.
1
2.
Часть речи, причастная глаголу, в образе прилагательного. Причастие.
6
2.1.
Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль
причастий в предложении. Составление пунктуационного диктанта.
1
2.2.
Внимание: причастный оборот. Причастный оборот; выделение
запятыми причастного оборота. Составление опорной таблицы.
2
2.3.
Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных
окончаниях причастий.
1
2.4.
Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных
и страдательных причастий. Составление теста.
1
2.5.
Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных,
образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.
Составление опорной таблицы.
1
3.
Деепричастие.
5
3.1.
Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль
деепричастий в предложении.
1
3.2.
Коварство деепричастного оборота. Деепричастный оборот, знаки
препинания при деепричастном обороте. Составление пунктуационного
диктанта.
2
3.3.
Выделение одиночного деепричастия запятыми. Составление
пунктуационного диктанта.
1
3.4.
Не с деепричастиями. Составление опорной таблицы.
1
4.
Узнай меня по суффиксу. Наречие.
5
4.1.
Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения
наречий и их образование. Составление опорной таблицы.
1
4.2.
Некогда или никогда? Правописание не с наречиями на -о и -
е; не- и ни- в наречиях. Составление опорной таблицы.
1
4.3.
Суффиксы -о и -а на конце наречий. Составление орфографического
диктанта.
1
4.4.
Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные
написания наречий. Составление орфографического диктанта.
1
4.5.
Буква ъ после шипящих на конце наречий. Составление опорной
таблицы.
1
5.
Служу всегда, служу везде, служу я в речи и в письме.
Предлоги.
5
5.1
Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в
предложении.
1
5.2
Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные
предлоги. Составление опорной таблицы.
1
5.3.
Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду,
1
8
вследствие и др.). Составление опорной таблицы.
5.4.
Дефис в предлогах из-за, из-под. Составление теста.
1
5.5.
Употребление существительных с предлогами благодаря, согласно,
вопреки. Составление теста.
1
6.
Соединю простое в сложное. Тоже, также или зато? Союзы.
5
6.1
Простые и составные союзы. Составление опорной таблицы.
1
6.2.
Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы —
соединительные, разделительные и противительные. Составление
опорной таблицы.
1
6.3.
Употребление сочинительных союзов в простом и сложном
предложении; употребление подчинительных союзов в сложном
предложении. Составление пунктуационного диктанта.
1
6.4.
Слитные и раздельные написания союзов. Составление теста.
1
6.5.
Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с
предлогом и частицами и союза также от наречия так с
частицей же. Составление опорной таблицы.
1
7.
Уточню, скажу, на вопрос отвечу. Частицы.
5
7.1.
Формообразующие и смысловые частицы. Составление опорной
таблицы.
1
7.2.
Различение на письме частиц не и ни.
1
7.3.
Правописание не и ни с различными частями речи. Составление теста.
1
7.4.
Защита проектов «Электронная книга по русскому языку»
2
Итого
34
9