Автор: Жирнова Альбина Рашитовна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 17
Населённый пункт: городской округ город Октябрьский
Наименование материала: методическая разработка урока (в условиях ФГОС)
Тема: Технологическая карта урока "Солнце. Состав и внутреннее строение."
Раздел: среднее образование
Форма для методической разработки урока по астрономии (технологическая карта)
Название методической разработки: Методическая разработка урока астрономии ( в условиях ФГОС)
Автор разработки: Жирнова Альбина Рашитовна, МБОУ СОШ № 17, город Октябрьский, Республика Башкортостан
Общая часть
Предмет
Класс
Тема урока
Астрономия
11
Солнце, состав и внутреннее строение.
Используемый учебник
Название
Класс
Авторы
Астрономия
11
Б.А.Воронцов - Вельяминов, Е.К.Страут
Планируемые образовательные результаты
Предметные
Метапредметные
Личностные
1.
Характеризовать физическое состояние
вещества Солнца и источники его энергии.
2.
Описывать внутреннее строение Солнца и
способы передачи энергии из центра к
поверхности.
3.
Объяснять механизм возникновения на
Солнце грануляции и пятен.
4.
Описывать наблюдаемые проявления
солнечной активности и их влияние на
Землю.
Извлекать информацию из различных источников
(включая средства массовой информации и
интернет-ресурсы) и критически ее оценивать;
выполнять познавательные и практические
задания (в том числе с использованием средств
ИКТ).
Формировать навыки самостоятельной работы с
книгами и техническими средствами
информационных технологий;
формировать умение взаимодействия и
сотрудничества в процессе учебной деятельности
ТСО (оборудование)
Средства ИКТ (ЭФУ, программы, приложения, ресурсы сети Интернет)
Компьютер с проектором и колонками или интерактивная доска (ИД)
1)
tesis.lebedev
2)
origins/page.php?id_story=1999
3)
s://ru.wikipedia/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%BB%D0%BD
%D1%86%D0%B5
4)
xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/%D1%81%D0%BE%D0%BB
%D0%BD%D1%86%D0%B5.html
Организационная структура урока
Этап урока
Образовательные задачи
(планируемые результаты)
Используемые ресурсы, в
т.ч. ЭФУ (для ЭФУ
укажите названия
конкретных объектов и
страницу)
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
длит.
этап
а
(мин)
Целеполагание
Мотивация учащихся.
Постановка «своих» целей
и задач учащимися.
Аудиозапись фрагмента
песни Муслима Магомаева
« Луч Солнца золотого» из
мультфильма «Бременские
музыканты» (компьютер,
ИД)
Включает для прослушивания
фрагмент песни Муслима
Магомаева « Луч Солнца
золотого» из мультфильма
«Бременские музыканты»
называет тему урока, предлагает
классу сформулировать цель
урока.
Формулируют цель с
использованием опорных
глаголов (проанализировать,
изучить и уметь, выяснить,
доказать и обобщить, сравнить,
закрепить)
3 мин
Орг. момент
Учебно-познавательный
интерес к новому учебному
материалу и способам
решения новой частной
задачи
Распечатанные шаблоны с
изображением Солнца и
лучей , внутри которых
нужно вписать сведения о
Солнце, которыми ребята
уже владеют
(бумага для записей,
маркеры)
На обратной стороне
шаблона имеется таблица
для заполнения сведений о
Солнце, пользуясь
учебником, а также
интернет источниками
Для достижения поставленных
учащимися целей предлагает
ребятам заполнить в группах
шаблоны с изображением
Солнца и лучей , внутри
которых нужно вписать
сведения о Солнце, которыми
ребята уже владеют.
Далее предлагает перевернуть
шаблон и заполнить совместно в
группах таблицу для заполнения
сведений о Солнце, пользуясь
учебником, а также интернет
источниками
Конкретизируют перечень
неосвещенных сведений,
вопросов, распределяют их
между собой, готовят
учебники, планшеты
5 мин
Продуктивная
самостоятельная
деятельность
Осознание необходимости
новых знаний. Осознание
проблемы («Я не знаю…»).
Определение цели («Я хочу
узнать»). Планирование
действий по достижению
результатов («Я должен
определить и выполнить
действия…»).
Успешность действий с
предметным содержанием
(«Я узнал…», «Я
установил…», «Я знаю,
как…» и т.п.)
Персональные средства
доступа в сеть Интернет
(планшеты, смартфоны,
телефоны, ноутбуки),
либо ПК (если урок
проводится в
компьютерном кабинете).
Учебник и(или) ЭФУ
«Астрономия.11 класс».
Б.А.Воронцов -
Вельяминов, Е.К.Страут
(с.130-143)
Предлагает заполнить файл-
шаблон с таблицей .
Разрешается добавлять
вопросы, но удалять нельзя.
Просматривает заполнение
документа в динамике,
фиксирует степень
включенности в работу
каждого учащегося
Работают с интернет-
источниками, обсуждают
варианты ответов, вносят
ответы на вопросы
Задают уточняющие вопросы
учителю и друг другу,
помогают друг другу в случае
затруднений
22
мин
Контроль
(самоконтроль с
элементами
рефлексии)
Выявление уровня
овладения новым знанием,
способом действий при
решении учебно-
познавательных и учебно-
практических задач.
ИД , компьютер
Выводит на экран заполненный
файл-шаблон (таблицу),
предлагает учащимся оценить
свою работу и работу группы.
Также внести коррективы в
представленный вариант ответа,
дополнительную информацию,
не отраженную на экране
Представитель каждой
группы (спикер) кратко
оценивает работу группы по
примерному плану:
1.
Ответили на все (не на
все) вопросы
2.
Добавили (не добавили)
свои вопросы
3.
Наиболее активно
работали ученики…
4.
Нашли (не нашли) доп.
информацию
6 мин
Домашнее задание
Представление о
возможностях для
дальнейшего исследования
темы, перспективах
развития (творческий
подход к решению задач и
т.п.).
ИД, компьютер
Объявляет задание на дом:
§21 прочитать, уметь отвечать
на вопросы ,
дополнить файл-шаблон
«интересными фактами» (по
желанию),
сделать (по желанию)
Фиксируют д/з (тетрадь,
дневник)
2 мин
«астрономический анализ»
стихотворения М.В.
Ломоносова «Случились
вместе два Астронома в пиру»
Рефлексия
Выводы обучающихся о
достигнутых результатах,
способах действий и
условиях их достижения.
ИД, листочки бумаги для
рефлексии
Предлагает учащимся оценить
свою деятельность на уроке по
пятиступенчатой шкале (шкала
выводится на экран):
1) Я ничего не достиг на уроке
2) Я понял не все, мне нужно
подумать, изучить материал
самостоятельно
3) Я в целом понял всё, но у
меня были затруднения
4) Я всё понял, но не всё успел
записать
5) Я всё понял, всё успел
сделать
Учащиеся оценивают свою
деятельность, указав
соответствующую цифру на
листочке бумаги. Листочки
сдают учителю.
2 мин
Приложение 1. Файл-шаблон для заполнения ребятами
Вопрос
Ответ
Кем предложен
Какие проявления солнечной активности существуют?
Какова периодичность солнечной активности?
Как влияет Солнце на Землю?
Что такое “протон-протонный цикл”? Как он связан с Солнцем?
Что является источником энергии Солнца?
Что такое солнечная постоянная?
Что позволяет вычислить закон Стефана-Больцмана?
С помощью какого инструмента астрономы изучают Солнце?
Каков химический состав Солнца? Как его определили?
К каким типам небесных тел относят Солнце? По каким признакам?
Основные характеристики Солнца (не менее 5)
Внутреннее строение Солнца
Атмосфера Солнца (по слоям, с указанием протяженности каждого слоя)
Интересная информация (по желанию)
Приложение 2. Творческое домашнее задание Случились вместе два Астронома в пиру...
Случились вместе два Астронома в пиру
И спорили весьма между собой в жару.
Один твердил: земля, вертясь, круг Солнца ходит;
Другой, что Солнце все с собой планеты водит:
Один Коперник был, другой слыл Птолемей.
Тут повар спор решил усмешкою своей.
Хозяин спрашивал: "Ты звезд теченье знаешь?
Скажи, как ты о сем сомненье рассуждаешь?"
Он дал такой ответ: "Что в том Коперник прав,
Я правду докажу, на Солнце не бывав.
Кто видел простака из поваров такова,
Который бы вертел очаг кругом жаркова?"
Ломоносов М.В.