Напоминание

ППД


Автор: Колесникова Татьяна Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Д/С №67 "Умка"
Населённый пункт: г. Нижневартовск
Наименование материала: Формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста о правилах дорожного движения
Тема: ППД
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование представлений у детей старшего

дошкольного возраста о правилах дорожного

движения

Пусть движутся потоками машины,

Водители спокойствие хранят

Ведь правила движения едины-

Для взрослых пешеходов и ребят!

Проблема обеспечения безопасного поведения человека в дорожном движении

возникла одновременно с появлением первого автомобиля и обострилась в процессе

интенсивной автомобилизации. Высокая скорость движения, плотность транспортных

потоков на улицах и дорогах нашей страны быстро возрастают, и будут прогрессировать в

дальнейшем. Обеспечение безопасности, сохранение жизни и здоровья участников

дорожного

движения

является

задачей

государственной

важности.

Учитывая, что участниками дорожного движения дети становятся намного раньше, чем

учениками школы, необходимо целенаправленно организовать работу образовательных

учреждений по подготовке детей к безопасному поведению на дорогах, начиная с

дошкольного возраста.

Анализ статистических данных, проведенный совместно с сотрудниками ГИБДД,

позволил выявить основные причины дорожных нарушений:

незнание дошкольниками элементарных правил;

стремление к самостоятельности, но неумение адекватно оценивать свои силы и

возможности;

безучастное отношение взрослых к поведению детей на дорогах.

В этих условиях, опираясь на возможности дошкольного детства, особенно

актуально проводить работу по обучению правилам безопасного поведения ребенка на

улицах и дорогах. Именно в этом возрасте закладывается фундамент жизненных

ориентировок в окружающем, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется

у него навсегда.

Основными целями подготовки дошкольников к безопасному поведению на дорогах

являются снижение дорожно-транспортного травматизма среди детей дошкольного

возраста, формирование культуры общественного поведения в процессе общения с

дорогой.

Важнейшими задачами воспитания и обучения детей в детском саду является

подготовка

ребенка

к

безопасному

участию

в

дорожно-транспортном

процессе,

обеспечение личной безопасности в условиях ускоряющегося жизненного ритма на

дорогах.

По безопасному поведению на улицах города в отечественной педагогической

практике накоплен достаточный опыт Н.Н.Авдеевой, Р.Б. Стеркиной, Н.Л. Князевой, А.В.

Гостюшиным, Н.И. Клочановым, М.М Котик, О.А. Скоролуповой, Т.А. Шорыгиной и др.

Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» разработана кандидатами

психологических наук Р. Б. Стеркиной, О. Л. Князевой, Н. Н. Авдеевой на основе проекта

государственного стандарта дошкольного образования. Она предполагает решение

важнейшей

социально-педагогической

задачи

-

воспитания

у

ребенка

навыков

адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях. Содержит комплекс

материалов, обеспечивающих стимулирование в дошкольном детстве самостоятельности

и ответственности за свое поведение.

Цели программы так и звучат: сформировать у ребенка навыки разумного

поведения; научить адекватно вести себя в опасных ситуациях дома и на улице, в

городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с

пожароопасными

и

другими

предметами,

животными

и

ядовитыми

растениями;

способствовать становлению основ экологической культуры, приобщению к здоровому

образу жизни. В программу входит раздел «Ребенок на улице города».

В программе «Детство» выделен раздел «Формирование основ безопасного

поведения в быту, социуме, природе», в котором

поставлены следующие задачи

образовательной деятельности для детей старшего возраста:

1.

Формировать

представления

детей

об

основных

источниках

и

видах

опасности в быту, на улице, в природе и способах безопасного поведения; о правилах

безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного

средства.

2.

Формировать

умения

самостоятельного

безопасного

поведения

в

повседневной жизни на основе правил.

Содержание образовательной деятельности

Обогащение представлений о разнообразии источников и причин опасности в быту,

на улице, в природе, о типичных ошибках, в ситуациях, опасных для жизни и здоровья

(пожар, мороз, гроза, жаркое солнце, купание в незнакомом водоеме, переход по льду,

контакты с бездомными животными и пр.). Представления о последствиях неосторожных

действий (ушиб, обморожение, ожог, укус и пр.). Освоение правил поведения на улице,

при переходе проезжей части дороги. Знание сигналов светофора, указателей перехода

улицы, остановок транспорта. Правила поведения с незнакомыми людьми: вступать в

общение только в присутствии и с разрешения родителей, не принимать угощения,

подарки от незнакомых людей без согласия родителей, не открывать дверь чужим людям

и пр.

Главная

цель

работы:

формирование

практических

навыков

безопасного

поведения на дорогах у всех участников педагогического процесса.

Задачи:

• Формировать навыки безопасного поведения на дорогах у детей через практическую

деятельность.

• Закреплять правила дорожного движения и практические навыки поведения в условиях

игрового пространства.

• Обучение детей применению своих знаний в конкретных ситуациях.

• Расширить педагогическую грамотность родителей по вопросам безопасного поведения

детей на дорогах.

Направления воспитания безопасного поведения на улице у дошкольников.

I направление – через непосредственное восприятие окружающего мира, в процессе

которого дети активно знакомятся с различными дорожными ситуациями. Воспринимают

и называют предметы, явления, действия людей, их взаимоотношения между собой,

анализируя эти отношения и делая выводы.

II направление - через познание действительности с помощью рассказов родителей,

воспитателей,

чтения

художественной

литературы,

просмотра

мультфильмов,

телепередач, диафильмов, подвижных, настольных и дидактических игр.

И, наконец – через специальную работу по формированию у детей значимых для

безопасного

поведения

двигательных

навыков

и

установок

восприятия.

Эти

направления

необходимо

объединить

для

того,

чтобы

обогащались,

закреплялись

и

уточнялись

все

сведения,

полученные

детьми,

как

в

процессе

непосредственного наблюдения окружающей жизни, так и из других источников.

Формируя у дошкольников умения, навыки и привычки безопасного поведения на

улицах и дорогах, воспитатель одновременно и воспитывает их, применяя методы

внушения, убеждения, примера. В этом возрасте дети особенно поддаются внушению. Им

необходимо внушить, что выходить самостоятельно за пределы детского сада нельзя. На

улице можно находиться только со взрослыми. Воспитывать детей следует постоянно в

процессе игр, прогулок, при выполнении каких-либо заданий по рисованию, лепке,

конструированию, развитию речи с использованием слов, выражений, имеющих

отношение к дорожной тематике.

Воспитание организуется на основе педагогических принципов, закономерностей,

форм и методов, отражаемых в общей программе работы с детьми. Для каждой

возрастной группы определяются цели и ориентиры, к которым должен стремиться

воспитатель. При этом необходимо учитывать следующую закономерность воспитания и

обучения: чем больше у ребенка сформировано полезных навыков и привычек

безопасного поведения на улицах и дорогах, тем легче ему будут даваться знания по

дорожной тематике в общеобразовательном учреждении.

В дошкольном учреждении у детей должны быть сформированы соответствующие

их возрасту, необходимые представления, умения и навыки безопасного поведения на

улицах и дорогах.

Каждое новое знание по основам дорожной безопасности должно опираться на уже

усвоенное

детьми,

что

достигается

использованием

дидактических

принципов

преемственности,

доступности,

наглядности,

развивающего

обучения,

единства

воспитания и обучения.

Не следует заставлять детей зазубривать сложные технические понятия и ме-

ханически

запоминать

непонятную

дошкольникам

информацию

по

безопасности

дорожного движения.

В зависимости от возрастных особенностей детей воспитатель самостоятельно

определяет формы и методы проведения дидактических занятий по следующей тематике.

Дорога в дошкольное учреждение.

Опасные места на территории, прилегающей к дошкольному учреждению.

Предвидение опасности на улицах.

Виды транспортных средств.

Правила поведения на тротуаре, во дворе, на детской площадке (жилая зона).

Нахождение на улице со взрослыми. Правила перехода проезжей части дороги.

Опасные и безопасные действия пешеходов и пассажиров.

Виды и сигналы светофоров.

Пешеходный переход (подземный, надземный и наземный «зебра»).

Дорожные знаки для пешеходов.

Развитие глазомера по определению расстояния до приближающихся транспортных

средств, определение направления их движения, опасные повороты автомобилей.

Формы и методы проведения дидактических занятий по

формированию у дошкольников навыков и положительных привычек безопасного

поведения на улицах и дорогах

В качестве методов и форм обучения, с учётом возрастных особенностей детей

используются:

комплексные занятия;

экскурсии;

целевые прогулки;

походы;

подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные, проблемные

игры;

игры-соревнования;

сочинение историй;

наблюдения;

беседы;

чтение специальной детской литературы;

упражнения;

рассматривание;

анализ заданных ситуаций;

выполнение поручений;

экспериментирование;

ситуационно - имитационное моделирование (под ситуативно-имитационным

моделированием понимается процесс конструирования модели реальной ситуации

например: опасной обстановки на дороге, в природе и постановка экспериментов на

этой модели с целью понять различные стратегии поведения в ней).

Объяснительно - иллюстративные: (объяснение, показ, рассматривание). Это

наиболее эффективные способы передачи детям систематизированного опыта. При

помощи их за короткие сроки можно помочь ребёнку осознать, почему на данном

участке улицы или в транспорте или в природе нужно вести себя так, а не иначе,

что обозначает каждый

из дорожных знаков. Кроме того, объяснительно-

иллюстративные методы позволяют сделать

следующий шаг – сформировать

умения и навыки поведения в той или иной ситуации

путём действий по

предложенному образцу. (На этом этапе особенно важно взаимодействие с

родителями, ведь они значительно больше (по сравнению с воспитателями) бывают

со своими детьми.)

1. Изготовление с детьми атрибутов и игрушек для занятий по тематике дорожной

безопасности

Дошкольники очень любят лепить из пластилина и делать игрушки: светофор,

дорожный знак, автомобиль, регулировщик и т.д. С самодельными игрушками дети

играют обычно с большим интересом и особенно бережно относятся к ним.

Дети самостоятельно смогут сделать различные дорожные знаки. Для этого им

понадобится шаблон знака, картон, бумага, фломастеры, краски, тесьма. Дети на-

кладывают шаблон на картон, обводят его и вырезают, например, круги (для круглых

дорожных знаков) или квадраты (для квадратных дорожных знаков). Затем склеивают их

по два (вклеивают при этом между кругами петельку, чтобы знак можно было повесить на

стойку).

Одну

сторону

знака

оформляют

аппликацией,

вырезанной

из

бумаги

соответствующего цвета. Образцами для работы являются изображения дорожных знаков

на иллюстрациях.

Кроме дорожных знаков, дети могут вырезать из плотной бумаги или тонкого

картона белые полосы для накладывания на пол (изображение пешеходного перехода

«зебра»).

Дети могут делать и картонные модели автомобилей. Для этого воспитатель рисует

контур машины на картоне, а ребенок вырезает одну деталь, затем ее обводит и вырезает

другую деталь. Затем они склеиваются. Затем рисует красками изображение автомобиля.

Во время игры дети надевают картонное изображение автомобиля на тесемках на шею и

изображают водителя.

Светофор можно сделать из коробки. Дети обклеивают коробку бумагой, вырезают

круги красного, желтого и зеленого цветов и наклеивают их на боковые грани коробки.

Можно сделать светофор, который может зажигаться, если вставить карманные фонарики,

чтобы попеременно включались разные цвета.

Игрушки, которые дети сами сделали, используются на дидактических занятиях по

дорожной тематике.

2. Рисование, лепка из пластилина, конструирование, наклеивание аппликаций.

Дошкольники любят рисовать отдельные предметы и сюжеты по тематике до-

рожной безопасности. Воспитатель в процессе рисования выясняет, что дети рисуют. Как

они понимают значение отдельных предметов и явлений, которые видели на улице.

Можно предложить детям нарисовать рисунки о том, что может мешать на улице обзору

дороги. Дети рисуют картинки, пример: «Девочка в капюшоне», «Пешеход с зонтом», «На

улице дождь», «Осенний день», «Зима в городе» и др. Каждый ребенок рассказывает

сюжеты своих картинок, акцентируя внимание на предметах, которые могут мешать

обзору дороги.

Как правило, воспитатели часто проводят конкурсы детских рисунков. Поэтому

важно, чтобы дети не делали ошибок в рисовании дорожных знаков, переходов и т.д.

Воспитатель должен подсказать, поправить детей, показать образец на других картинках.

Можно научить детей лепить из пластилина или делать из коробок, картина дома,

киоски, автомобили, деревья, фигурки регулировщика - инспектору дорожно-патрульной

службы (ДПС) Госавтоинспекции, пешеходов, водителей, пассажиров и т.д. Интересны

также занятия по наклеиванию аппликаций. В процессе таких занятий у дошкольников

развиваются воображение, логическое мышления, память и другие познавательные

процессы,

а

также

чувства

и

эмоции.

При

рисований,

лепке

из

пластилина,

конструировании, изготовлении аппликаций у детей развиваются двигательные навыки,

мелкая моторика рук.

3. Обучающие и развивающие игры по тематике дорожной безопасности.

Игра — это одна из наиболее привлекательных для детей, наиболее ярких эмоци-

онально окрашенных форм детской деятельности по усвоению правил дорожной без-

опасности. Если игра идет по инициативе детей, то она является формой их самовы-

ражения. Если игра проходит по инициативе педагога, то в ней происходит усвоение

новых, специально подобранных, педагогически целесообразных умений и навыков -

действий, которые обеспечивают безопасное поведение ребенка на улице.

Игры бывают образно-ролевые, сюжетно-ролевые или е правилами, настольные,

компьютерные и другие.

В процессе игры воспитатель обогащает опыт детей разнообразными сенсорными

впечатлениями, что способствует развитию интереса к дорожной среде, средствам

передвижения, правилам поведения. При этом обязательно обращается внимание на

опасные и безопасные места на улицах и дорогах.

Настольные игры. В настольных играх могут быть модели дорожных знаков,

светофоров, фигурки пешеходов и др., с помощью которых дети выполняют опре-

деленные действия или передвигают фишки по игровому полю.

Двигательные игры. Одни игры развивают моторику рук, другие - координацию

движений.

Например, можно отрабатывать путем многократных упражнений действия с

поворотами головы при переходе проезжей части. Воспитатель определяет с детьми, где

левая и где правая сторона (обычно по руке).

Затем рисуется пешеходный переход «зебра» или изображается с помощью на-

резанных детьми белых полос из бумаги.

Дети воображают, что они стоят на тротуаре и собираются перейти на противо-

положную сторону дороги по пешеходному переходу «зебра». Делают повороты налево,

направо, опять налево, идут, доходят до середины, делают поворот направо, осматривают

дорогу со всех сторон и продолжают движение до конца.

Двигательная игра может быть использована и при объяснении детям, почему

автомобиль не может сразу остановиться, если на его пути появился пешеход или какое-

либо препятствие.

Сначала воспитатель объясняет название (виды) транспорта, используя игрушки, и

показывает разницу при движении: игрушка-автомобиль останавливается мгновенно.

Настоящий автомобиль мгновенно остановить нельзя, и в этом главная опасность

транспорта при его движении.

С детьми организуется игра, когда один ребенок бежит, а другой встает на его пути.

В результате первый ребенок не ожидает появления другого и по инерции продолжает

движение. Дети видят, что движущиеся предметы не могут сразу остановиться.

Автомобиль - это техническое средство. При торможении водитель пытается его

остановить, но какое-то время продолжает движение по закону инерции.

Сюжетно-ролевая игра «Пассажиры».

Между детьми распределяются роли. Одни дети выступают в роли пассажиров,

другие - взрослых, которые держат их за руку. Один ребенок - водитель.

В определенном порядке отрабатываются следующие действия:

1) нахождение на посадочной площадке; 2) вход в автобус; 3) нахождение в салоне

автобуса; 4) высадка из автобуса; 5) переход на противоположную сторону дороги при

высадке из автобуса.

В игре отрабатываются следующие правила поведения:

1.

На остановке маршрутного транспорта стоять надо на тротуаре, не близко к проез-

жей части. Ногами не наступать и не заходить за бордюр. Воспитатель объясняет,

почему именно так надо стоять. Потому что, если близко стоять к проезжей части,

переступить бордюр или стоять на нем, может задеть проезжающий транспорт.

2.

Во время посадки входить в автобус следует со стороны тротуара. Входить надо

первым, потом идет взрослый. Чтобы не остаться на улице одному, если взрослый

уедет, а водитель закроет дверь, не заметив ребенка.

3.

Войдя в салон нельзя толкаться, громко разговаривать, стоять в проходе. Потому

что это мешает другим пассажирам. При наличии мест следует сесть. Стоять нужно,

держась за поручни.

4.

В процессе поездки нельзя отвлекать водителя разговорами, нельзя высовывать

руки и голову из окон. Может произойти авария. Руки может оторвать встречный

транспорт.

5.

При высадке первым должен выходить взрослый и держать ребенка за руку. До

полной остановки выходить нельзя. Чтобы ребенок не остался один в салоне, если

водитель закроет дверь, не заметив ребенка, и чтобы не упал под колеса автобуса.

Все эти действия в сюжетно-ролевой игре отрабатываются до автоматизма -

приобретения навыка.

4. Целевые прогулки

Проводя целевые прогулки по территории и вокруг детского сада, воспитатель

развивает у детей наблюдательность, концентрацию внимания, целостность восприятия

дорожной среды. Во время прогулок воспитатель наглядно показывает реальные

светофоры, пешеходные переходы, дорожные знаки, движение транспортных средств и

т.д. для того, чтобы дошкольники имели представление реальных картин дорожного

движения и могли рассуждать об увиденном в процессе дидактических занятий в детском

саду.

Поскольку прогулки бывают в разное время года и в любую погоду, воспитатель

рассказывает детям об опасностях, которые могут быть при плохой погоде.

Например, в пасмурный день обращается внимание детей на то, что повышается

опасность. Из-за недостатка освещения пешеходы не видят движения автомобилей.

Водитель тоже плохо видит пешеходов, если туман, идет дождь, снег и т.д.

Ниже приводятся примерные беседы воспитателя с детьми во время прогулок в

разное время года.

Зима. Дорога покрылась ледяной коркой. Стало скользко. В этих условиях дви-

жение по тротуару и пешеходным переходам осложняется, можно поскользнуться и

упасть. Когда идет снег и холодно, стекла автомобилей покрываются изморозью, и

водителям очень трудно наблюдать за дорогой. Если на пути автомобиля появился

пешеход, то он не может сразу остановиться, а в плохую погоду, когда гололед, это

сделать еще труднее. Опасны сугробы снега, которые сужают ширину тротуара и

затрудняют движение. На тротуаре может быть скользко, поэтому, чтобы не упасть и не

получить травму, нужно быть внимательными, смотреть под ноги, держать за руку

взрослого. Ледяные горки рядом с проезжей частью очень опасны. Возрастает

вероятность заноса автомобиля на скользкой дороге на тротуар. Предупреждает детей об

осторожности по пути домой из детского сада.

Осень. Идут дожди. Дорога скользкая. Стекла автомобилей покрываются водой.

Видимость ухудшается. В таких условиях водителям трудно работать. Расстояние,

нужное для остановки автомобиля, на мокрой дороге увеличивается. Во время дождя

даже самый опытный водитель не может мгновенно остановить автомобиль. Он

некоторое время едет сам после нажатия водителем на тормоз, поэтому может произойти

наезд на пешехода, который находится вблизи.

Осенью часто бывает туман, во время которого видимость дороги становится очень

плохой. Не видно движение автомобилей и может произойти наезд. В тумане расстояние

до транспорта воспринимается дальше, а его скорость кажется меньше, чем на самом

деле.

Весна. Самая скользкая дорога бывает в оттепель, когда температура воздуха ноль

градусов. На дороге лежит лед или снег. В оттепель тормозной путь транспорта в 10 раз

увеличивается и становится самым большим. Даже на тротуаре появляется вода, а под ней

лед, и дети могут упасть. Поэтому каждый шаг нужно делать осторожно, чтобы не упасть.

5. Рассматривание иллюстраций, плакатов, книг, наглядных пособий по дорожной

тематике.

Рассматривая вместе с детьми иллюстрации, плакаты, другие наглядные средства,

воспитатель просит детей рассказать по картинкам, что на них изображено. Развивается

речь ребенка, понимание и осознания им опасных и безопасных действий на улице.

Например, воспитатель просит детей ответить на вопрос: какие опасности могут быть во

время дождя? Какие предметы могут мешать обзору дороги, закрывают видимость

приближающегося транспорта (капюшон, тугой шарф, зонт)?

6. Фольклорные занятия с использованием стихов, загадок, пословиц по тематике

дорожной безопасности и др.

Во многих дошкольных учреждениях при проведении занятий по дорожной те-

матике детям читают сказки, стихи, рассказы, пословицы, скороговорки с использованием

слов, выражений и слоганов по тематике дорожной безопасности.

Анализ используемой воспитателями литературы показывает, что во всех до-

школьных учреждениях субъектов Российской Федерации детям читают одни и те же

стихи, сказки, загадки, которые переписываются из разных методических разработок с

ошибками. Дошкольников обучают словам, которых давно уже нет в Правилах дорожного

движения: «мостовая», «постовой», «шофер», «островок безопасности» и другие.

Дети любят фольклорные занятия, чтение вслух художественной литературы,

стихов, разгадывание загадок и т.д.

7. Просмотры телевизионных передач, видеороликов, мультфильмов по дорожной

тематике, мультимедийных презентаций

Использование принципа наглядности как основного в обучении дошкольников

направлено на развитие целостности восприятия ими дорожной среды, наблюдательности,

включенности в процесс познания азбуки и основ безопасности дорожного движения.

Рекомендуется применение интерактивного метода обучения детей, направленного

на активное включение детей в диалог, с помощью которого воспитатель может помочь

дошкольникам визуально представить движение транспорта и пешеходов, понять опасные

и безопасные действия в конкретных ситуациях; сформировать у детей умение

наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать наглядную информацию и переносить

ее в конечном итоге на реальные дорожные условия

Используя показ наглядных образов, рассказ, интерактивный опрос, игру, тре-

нировочные упражнения, воспитатель развивает познавательные способности детей и

приобщает их к дорожной лексике и познанию основ безопасности дорожного движения.

Очень важно при обучении детей основам безопасности дорожного движения не

делать акценты только на том, что нельзя делать на дорогах. На каждое «нельзя» должно

быть «можно». Если воспитатель говорит, например, что играть на проезжей части дороги

нельзя, то нужно показать и рассказать детям, где можно играть: во дворе, на детской

площадке, в парке и т.д.

8. Моделирование дорожных ситуаций

На макете микрорайона с улицами, прилегающими к территории детского сада,

воспитатель

объясняет,

показывает,

рассказывает

про

город,

улицы,

светофоры:

транспортные и пешеходные, пешеходные переходы и т.д. Используя фигурки пешеходов

и транспорта, наглядно показывает, что может произойти, если нарушать ПДЦ.

Объясняет, как правильно нужно вести себя на улицах и дорогах, показывает опасные

повороты транспорта на перекрестках и т.д.

На сегодняшний день необходима реализация комплексного, системного подхода к

проблеме непрерывного обучения детей, начиная с дошкольного возраста, и продолжения

образовательного

процесса

в

общеобразовательных

учреждениях

и

учреждениях

дополнительного образования детей.

Средства обучения

В качестве средств обучения, с учётом возрастных особенностей детей, я использовала:

Плакаты;

Иллюстрации;

Сюжетные картинки, отображающие различные ситуации;

Разрезные картинки;

Мозаики;

Настольно-печатные игры;

Дидактические игры;

Атрибуты для сюжетно-ролевых игр;

Компьютерные презентации;

Карточки для индивидуальной работы;

Костюмы: милиционера, врача, незнакомца, пожарного, светофора;

Видеоуроки по ОБЖ;

Игрушечный транспорт различного функционального назначения (грузовые,

легковые машины, автобусы, пожарные машины, скорой медицинской помощи и т.

д.);

Транспортные средства: (самокаты, машинки на аккумуляторах, велосипеды);

Макеты: светофоров, деревьев, улиц, домов, фигурки людей (пешеходов, водителей,

регулировщиков);

Настольный макет, моделирующий улицы и дороги;

Альбомы по ОБЖ;

Маски автомобилей;

Автоплощадка для практических занятий;

Дорожные знаки;

Муляжи съедобных и несъедобных грибов, плодов;

Аптечка;

Карточки с телефонами служб спасения;

Телефон;

Картотека подвижных игр по ОБЖ;

Подборка художественной литературы по теме;

Конспекты занятий, бесед, досугов, развлечений;

Папки-передвижки;

Цикл консультаций для детей, воспитателей и родителей.

В старшей, затем в подготовительной группах дети должны получить чёткие

представления о том, что правила дорожного движения направлены на сохранение жизни

и здоровья людей, поэтому все обязаны их выполнять. Необходимо выработать у детей

положительное отношение к закону.

Старшая группа (5-6 лет)

Закрепляется умение детей свободно ориентироваться на территории и вокруг

детского сада в присутствии воспитателей и взрослых. Дети могут объяснить, каким

маршрутным транспортом пользуются родители по дороге в детский сад, что они видели

на улице. Продолжается ознакомление детей с понятиями: проезжая часть, тротуар,

пешеходная дорожка, пешеходный переход, дорожный знак, светофор - транспортный и

пешеходный, правила перехода проезжей части, держа за руку взрослого.

Во время целевых прогулок обращается внимание детей на то, что за крупно-

габаритным транспортом (автобусы, троллейбусы, трамваи, грузовые автомобили) может

скрываться маленький (легковые автомобили, мотоциклы, велосипеды). Объясняется, что

водители не видят за большим транспортом пешеходов, а пешеходы не видят маленький

транспорт, который может ехать очень быстро и наехать на пешеходов, если они не

соблюдают правила перехода проезжей части дороги. Дети наблюдают за правильными и

неправильными действиями пешеходов во время прогулок, по дороге в детский сад, а

затем рассказывают, что неправильно делают некоторые пешеходы и почему такие

действия опасны.

Таким образом, в старшей группе расширяются представления о правилах без-

опасного поведения на улицах и дорогах, проверяется осознание и понимание опасных и

безопасных действий. В специальных двигательных упражнениях отрабатываются

правила перехода проезжей части дороги, закрепляются навыки безопасного поведения, в

играх отрабатываются навыки по выполнению правильных действий при переходе

проезжей части со взрослым и понимание пространственной терминологии (левая -

правая сторона, впереди - сзади, рядом, далеко - близко, навстречу, напротив, движение

прямо, наискосок и другие).

Подготовительная группа (6-7 лет)

Продолжаются занятия по развитию познавательных процессов: концентрации

внимания, наблюдательности, развитию памяти, способности к восприятию про-

странственных отрезков и пространственной ориентации; дети обучаются самостоятельно

давать оценку действиям водителя, пешехода и пассажира. Им разъясняется, что они

будущие школьники, которым придется самостоятельно переходить дорогу, выполнять

обязанности пешехода и пассажира.

Дети изучают на макетах безопасные маршруты движения в детский сад, рас-

сказывают взрослым, как правильно и безопасно можно идти по улицам микрорайона, что

находится на территории, прилегающей к детскому саду; показывают умение наблюдать,

оценивать дорожную обстановку с помощью зрения, слуха (увидел сигнал светофора,

услышал предупредительный звуковой сигнал, подаваемый водителем автомобиля и т.д.),

осознанно объясняют опасные места в окружающей дорожной среде.

Перед поступлением в школу у дошкольников должны быть определенные знания,

представления и понимание значения некоторых терминов по тематике дорожной

безопасности. Дошкольник должен знать ответы на следующие вопросы:

кого называют пешеходом, водителем, пассажиром;

что такое транспорт, его виды;

что такое «проезжая часть», тротуар, обочина, пешеходная дорожка;

что такое дорожные знаки и назначение основных знаков для пешеходов;

какие бывают пешеходные переходы (наземный «зебра», подземный, надземный);

какие могут быть опасности на улицах (закрытый обзор проезжей части из-за до-

мов, деревьев, киосков, стоящих автомобилей и т.д., недостаточная видимость при

плохой погоде, особенности движения по улицам в разное время года: во время

снега, гололеда, оттепели, дождя, тумана и др., возможное появление автомобилей

во дворах, на тротуаре, выездах из арок домов, неожиданное появление

велосипедистов, мотоциклистов, ходьба вдоль проезжей части, игра на ней или

вблизи дорог с интенсивным движением транспорта и др.).

У дошкольников должны быть сформированы следующие навыки и положительные

привычки безопасного поведения: осматриваться вокруг, наблюдать, видеть, слышать

движение транспорта, держать за руку взрослого, находясь на улице, переходить с ним

проезжую часть на зеленый сигнал светофора, но не мигающий, переходить дорогу

только по пешеходным переходам, осматриваясь по сторонам отработанными на занятиях

поворотами головы, не бегать по улице самостоятельно, ходить быстрым шагом и

обращать внимание на возможные опасности, кататься на велосипеде, роликах, коньках,

санках и т.д. во дворах и специально отведенных для этого местах, не оглядываться на

оклик знакомых, не бежать к ним, за мячом, собакой и т.д., не вырываться из рук

взрослого, находясь на улице, переходить проезжую часть со взрослым только прямо, а не

наискосок, сидеть в автомобиле на заднем сиденье, соблюдать правила посадки и высадки

из маршрутного транспорта, правильно вести себя в салоне, уступать место пожилым

пассажирам и другие.

Сохранение жизни и здоровья детей – важнейшая задача современной педагогики.

Обеспечение здоровья детей – основная цель, главная задача цивилизованного общества.

Детей дошкольного возраста необходимо знакомить с правилами дорожного движения и

учить навыкам правильного поведения на дороге, так как эти знания формируют культуру

поведения личности, внимание, ответственность за жизнь и безопасность на улицах

города.

Литература

1.

Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б.Основы безопасности детей дошкольного

возраста»: Просвещение, 2007.

2.

Авдеева Н.Н., Князева, О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. Ребенок в городе: Рабочая

тетрадь 1 - 4: Для детей старшего дошкольного возраста. - М.; Просвещение. - 2006.

3.

Борисова,

Л.В.

Методическое

пособие

для

педагогов

и

детей

по

ПДД/

Л.В.Борисова.- Наб. Челны,2006.

4.

Белая К.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольнику /К.Ю. Белая. – М.: Детство,

2006. – 210с.

5.

Вдовиченко Л.А. «Ребенок на улице». «Детство-пресс», 2008

6.

Добрякова Н.В., Борисова Т.А., Панина С.А. Уклонская Т.В. «Три сигнала

светофора».

7.

Извекова Н.А., Медведева, А.Ф., Полякова Л.Б., Фетодова А.Н. «Правила

дорожного движения для детей дошкольного возраста под редакцией Романовой

Е.А., Малюшкина А.Б. «Правила дорожного движения для детей дошкольного

возраста» - М.: ТЦ Сфера, 2006. 64с.

8.

Майорова Ф.С «Изучаем дорожную азбуку», М., « Издательство Скрипторий

2003», 2005

9.

Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора /Т.Ф. Саулина. – М.: Просвещение, 1989. –

75с.

10.Шорыгина Т.А. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5 – 8 лет. – М.:

ТЦ Сфера, 2010.

ПДД / Памятка для родителей детей старшего дошкольного возраста

Уважаемые родители!

В старшем дошкольном возрасте ребёнок должен усвоить:

Кто является участником дорожного движения, и его обязанности;

Основные термины и понятия правил (велосипед, дорога, дорожное движение,

железнодорожный переезд, маршрутное транспортное средство, мопед, мотоцикл,

перекрёсток,

пешеходный

переход),

линия

тротуаров,

проезжая

часть,

разделительная полоса, регулировщик, транспортное средство, уступите дорогу);

Обязанности пешеходов;

Обязанности пассажиров;

Регулирование дорожного движения;

Сигналы светофора и регулировщика;

Предупредительные сигналы;

Движение через железнодорожные пути;

Движение в жилых зонах;

Перевозка людей;

Особенности движения на велосипеде.

Методические приёмы обучения ребёнка навыкам безопасного поведения на дороге:

В дорожной обстановке обучайте ориентироваться и оценивать дорожную

ситуацию;

Разъясняйте необходимость быть внимательным, осторожным и осмотрительным на

дороге;

Воспитывайте у ребёнка потребность быть дисциплинированным, вырабатывайте у

него положительные привычки в безопасном поведении на дороге;

Разъясняйте

необходимость

быть

постоянно

бдительным,

на

дороге,

ноне

запугивайте транспортной ситуацией;

Указывайте на ошибки пешеходов и водителей;

Разъясняйте, что такое дорожно-транспортное происшествие (ДТП) и причины их;

Закрепляйте знания безопасного поведения с помощью игр, диафильмов, читайте

книги, стихи, загадки с использованием дорожно-транспортных ситуаций;

Используйте прогулки для закрепления и объяснения правил работы светофоров,

показывайте дорожные знаки и дорожную разметку, а если регулировщик будет

регулировать движение, то поясните его сигналы, чаще обращайтесь к ребёнку с

вопросами по дорожной обстановке.

Помните!

Ребёнок учится законам дорог, беря пример с членов семьи и других взрослых.

Не жалейте времени на обучение детей поведению на дороге.

Берегите ребёнка! Старайтесь сделать всё возможное, чтобы оградить его от

несчастных случаев на дороге!



В раздел образования




Яндекс.Метрика