Напоминание

Использование здоровьесберегающих технологий в тренировочном процессе юных пловцов


Автор: Матвиенко Яна Викторовна
Должность: тренер
Учебное заведение: МАУ СШ "Комплекс Молодежный"
Населённый пункт: г. Ковров Владимирской области
Наименование материала: cтатья
Тема: Использование здоровьесберегающих технологий в тренировочном процессе юных пловцов
Раздел: дополнительное образование





Назад




Использование здоровьесберегающих технологий в тренировочном

процессе юных пловцов

Матвиенко Яна Викторовна

С появлением городов индустриальной и постиндустриальной эпохи

человек начинает жить в мире антропогенных, искусственных экосистем, но его

физиологические потребности, требования к качеству воды, воздуха, продуктов

питания и к сенсорной среде остаются прежними. Это противоречие между

изменившимися

параметрами

экологической

ниши

и

консервативностью

человеческой природы рождает множество болезненных проблем. Значительное

ухудшение всех параметров как физического, так и духовного здоровья

человека – это свидетельство нарушения целостности системы саморегуляции

индивида, личности и общества, сбоя в механизмах адаптации к условиям

быстроменяющейся среды. Исследования экологов, биологов и психологов

показали, что современный человек, несмотря на всю свою техническую мощь,

по-прежнему остается одним из биологических видов, который не в состоянии

полностью "выйти" из природы, как бы того ни желали отдельные земляне.

Как отклик на эти негативные кризисные явления возрастает интерес к

любым формам и методам релаксации и восстановления человеческого

организма,

особенно

к

оздоровлению

так

называемыми

«природными»

способами, в педагогике формируется такое направление как педагогика

здоровья.

Основу педагогики здоровья составляют здоровьесберегающие

технологии.

Под

здоровьесохраняющими

технологиями

в

системе

образования

понимают системы методов, приемов и форм деятельности, направленные на

укрепление, поддержание и обогащение здоровья всех участников данного

процесса. При этом обязательным условием достижения положительных

результатов является формирование у воспитанников смыслов, ценностей,

мотиваций, знаний и навыков здорового образа жизни.

Здоровьесберегающие

образовательные

технологии

имеют

определенную структуру и включают аксиологические, акмеологические,

личностные,

эмоционально-волевые

и

физкультурно-оздоровительные

элементы. Акмеологические компоненты здоровьесберегающих технологий

связаны с определением высоких целей развития здоровья личности в

триединстве физического, душевного и духовного здоровья, а также создания

фасилитативной

среды,

способствующей

реализации

способностей

и

талантов. Достижение высоких целей невозможно без сформированной

морально-волевой сферы личности, поэтому волевые компоненты занимают

ведущее положение в структуре здоровьесберегающих образовательных

технологий. Аксиологические компоненты касаются определения базовых

ценностей здоровья, здорового образа жизни и здоровой окружающей среды.

При этом важно сформировать понимание неразрывного единства здоровья

человека и здоровья вмещающих его природных и антропогенных экосистем.

Личностные компоненты определяют необходимость учета индивидуальных

особенностей субъектов воспитательного и образовательного процесса.

Физкультурно-оздоровительные компоненты пронизывают всю структуру

ЗОТ и определяют особенности организации всего педагогического процесса

(организацию образовательной среды, режим дня, чередование видов

деятельности в течение занятия и т.п.).

Поскольку здоровьесберегающих технологий достаточно много в

методической литературе существует достаточно много их классификаций. В

рамках данной статьи интерес представляет классификация, предложенная

Т.П. Лаврентьевой, которая выделяет технологии сохранения здоровья,

обучению здоровому образу жизни и коррекционные технологии. В

тренировочном процессе подготовки юных пловцов используются все

отмеченные типы образовательных здоровьесберегающих технологий. Само

плавание

как

вид

спорта

обладает

огромными

возможностями

для

расширения адаптивного потенциала человека, для восстановления его

душевного и физического здоровья, коррекции повреждений опорно-

двигательной, дыхательной систем и системы кровообращения. Плавание

является одним из самых полезных видов физической активности.

Исходя

из

принципов

здоровьесберегающих

технологий

тренировочный процесс юных пловцов строится с учетом естественно и

постепенно повышающихся тренировочных требований, по мере реализации

которых решаются задачи укрепления здоровья спортсменов, развития у них

специфических качеств, необходимых в плавании, ознакомления их с

техническим арсеналом данного вида спорта, привития любви к спорту и

устойчивого интереса к дальнейшим занятиям.

На этапе начальной подготовки юных пловцов особое внимание

уделяется

следующим

здоровьесберегающим

технологиям:

обучения

теоретическим основам здорового образа жизни (спортивное питание,

спортивный образ жизни, техники безопасности при плавании, профилактика

негативного

поведения),

методикам

закаливания,

методикам

самообследования и самонаблюдения.

На тренировочном этапе, когда начинается активная соревновательная

деятельность,

в

тренировке

юных

спортсменов

активно

используют

коррекционные

технологии,

такие

как

стрейчинг,

занятия

цигун,

гимнастикой Стрельниковой, терапию сенсорной интеграции.

На этапе спортивного мастерства спортсмены уже определяются в

здоровьесберегающих технологий, которые подходят лично им, и их запросы

склоняются в пользу образовательных курсов по каким-то отдельным более

глубоким аспектам здорового образа жизни, прежде всего технологиям

релаксации, восстановления духовного здоровья,диетотерапии.

Тренер, руководящий физическим и духовным развитием юного

спортсмена на протяжении десятка лет должен обладать обширными

знаниями в области зоровьесберегающих технологий и непрерывно их

пополнять.



В раздел образования




Яндекс.Метрика