Автор: Матвиенко Яна Викторовна
Должность: тренер
Учебное заведение: МАУ СШ "Комплекс Молодежный"
Населённый пункт: г. Ковров Владимирской области
Наименование материала: cтатья
Тема: Использование здоровьесберегающих технологий в тренировочном процессе юных пловцов
Раздел: дополнительное образование
Использование здоровьесберегающих технологий в тренировочном
процессе юных пловцов
Матвиенко Яна Викторовна
С появлением городов индустриальной и постиндустриальной эпохи
человек начинает жить в мире антропогенных, искусственных экосистем, но его
физиологические потребности, требования к качеству воды, воздуха, продуктов
питания и к сенсорной среде остаются прежними. Это противоречие между
изменившимися
параметрами
экологической
ниши
и
консервативностью
человеческой природы рождает множество болезненных проблем. Значительное
ухудшение всех параметров как физического, так и духовного здоровья
человека – это свидетельство нарушения целостности системы саморегуляции
индивида, личности и общества, сбоя в механизмах адаптации к условиям
быстроменяющейся среды. Исследования экологов, биологов и психологов
показали, что современный человек, несмотря на всю свою техническую мощь,
по-прежнему остается одним из биологических видов, который не в состоянии
полностью "выйти" из природы, как бы того ни желали отдельные земляне.
Как отклик на эти негативные кризисные явления возрастает интерес к
любым формам и методам релаксации и восстановления человеческого
организма,
особенно
к
оздоровлению
так
называемыми
«природными»
способами, в педагогике формируется такое направление как педагогика
здоровья.
Основу педагогики здоровья составляют здоровьесберегающие
технологии.
Под
здоровьесохраняющими
технологиями
в
системе
образования
понимают системы методов, приемов и форм деятельности, направленные на
укрепление, поддержание и обогащение здоровья всех участников данного
процесса. При этом обязательным условием достижения положительных
результатов является формирование у воспитанников смыслов, ценностей,
мотиваций, знаний и навыков здорового образа жизни.
Здоровьесберегающие
образовательные
технологии
имеют
определенную структуру и включают аксиологические, акмеологические,
личностные,
эмоционально-волевые
и
физкультурно-оздоровительные
элементы. Акмеологические компоненты здоровьесберегающих технологий
связаны с определением высоких целей развития здоровья личности в
триединстве физического, душевного и духовного здоровья, а также создания
фасилитативной
среды,
способствующей
реализации
способностей
и
талантов. Достижение высоких целей невозможно без сформированной
морально-волевой сферы личности, поэтому волевые компоненты занимают
ведущее положение в структуре здоровьесберегающих образовательных
технологий. Аксиологические компоненты касаются определения базовых
ценностей здоровья, здорового образа жизни и здоровой окружающей среды.
При этом важно сформировать понимание неразрывного единства здоровья
человека и здоровья вмещающих его природных и антропогенных экосистем.
Личностные компоненты определяют необходимость учета индивидуальных
особенностей субъектов воспитательного и образовательного процесса.
Физкультурно-оздоровительные компоненты пронизывают всю структуру
ЗОТ и определяют особенности организации всего педагогического процесса
(организацию образовательной среды, режим дня, чередование видов
деятельности в течение занятия и т.п.).
Поскольку здоровьесберегающих технологий достаточно много в
методической литературе существует достаточно много их классификаций. В
рамках данной статьи интерес представляет классификация, предложенная
Т.П. Лаврентьевой, которая выделяет технологии сохранения здоровья,
обучению здоровому образу жизни и коррекционные технологии. В
тренировочном процессе подготовки юных пловцов используются все
отмеченные типы образовательных здоровьесберегающих технологий. Само
плавание
как
вид
спорта
обладает
огромными
возможностями
для
расширения адаптивного потенциала человека, для восстановления его
душевного и физического здоровья, коррекции повреждений опорно-
двигательной, дыхательной систем и системы кровообращения. Плавание
является одним из самых полезных видов физической активности.
Исходя
из
принципов
здоровьесберегающих
технологий
тренировочный процесс юных пловцов строится с учетом естественно и
постепенно повышающихся тренировочных требований, по мере реализации
которых решаются задачи укрепления здоровья спортсменов, развития у них
специфических качеств, необходимых в плавании, ознакомления их с
техническим арсеналом данного вида спорта, привития любви к спорту и
устойчивого интереса к дальнейшим занятиям.
На этапе начальной подготовки юных пловцов особое внимание
уделяется
следующим
здоровьесберегающим
технологиям:
обучения
теоретическим основам здорового образа жизни (спортивное питание,
спортивный образ жизни, техники безопасности при плавании, профилактика
негативного
поведения),
методикам
закаливания,
методикам
самообследования и самонаблюдения.
На тренировочном этапе, когда начинается активная соревновательная
деятельность,
в
тренировке
юных
спортсменов
активно
используют
коррекционные
технологии,
такие
как
стрейчинг,
занятия
цигун,
гимнастикой Стрельниковой, терапию сенсорной интеграции.
На этапе спортивного мастерства спортсмены уже определяются в
здоровьесберегающих технологий, которые подходят лично им, и их запросы
склоняются в пользу образовательных курсов по каким-то отдельным более
глубоким аспектам здорового образа жизни, прежде всего технологиям
релаксации, восстановления духовного здоровья,диетотерапии.
Тренер, руководящий физическим и духовным развитием юного
спортсмена на протяжении десятка лет должен обладать обширными
знаниями в области зоровьесберегающих технологий и непрерывно их
пополнять.