Напоминание

Использование приёмов мнемотехники на уроках математики в начальной школе


Автор: Митина Елена Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа №68"
Населённый пункт: город Дзержинск, Нижегородская область
Наименование материала: Статья
Тема: Использование приёмов мнемотехники на уроках математики в начальной школе
Раздел: начальное образование





Назад




ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИКИ МНЕМОТЕХНИКИ НА УРОКАХ

МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Как и любое состояние, младший школьный возраст богат скрытыми

возможностями развития, которые важно своевременно улавливать и

поддерживать. Основы многих психических качеств личности закладываются

и культивируются именно в младшем школьном возрасте. Поэтому особое

внимание ученых направлено на выявление резервов развития младших

школьников. Использование этих резервов позволит более успешно готовить

детей к дальнейшей учебной и трудовой деятельности [1, 69].

С поступлением ребёнка в школу под влиянием обучения начинается

перестройка всех его познавательных процессов, приобретение ими качеств,

свойственных взрослым людям. Это связано с тем, что дети включаются в

новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений,

требующих от них наличия новых психологических качеств. Общими

характеристиками всех познавательных процессов ребёнка должны стать их

произвольность, продуктивность и устойчивость.

В процессе усвоения учебного материала у младших школьников

обогащается и совершенствуется память. Придя в школу, дети уже умеют

запоминать

произвольно,

однако

это

умение

несовершенно.

Так,

первоклассник часто не помнит, что было заданно на дом (для этого

требуется произвольное запоминание), хотя легко и быстро запоминает то,

что интересно [4,27].

Непроизвольное

запоминание

играет

большую

роль

в

учебной

деятельности младшего школьника. Как показывают исследования А.А.

Леонтьева и других учёных [3,35], дети без особых усилий запоминают

материал, с которым они действуют.

К 4 классу непроизвольное запоминание становится более продуктивным.

На протяжении всего младшего школьного возраста идёт развитие

произвольного и осмысленного запоминания.

Память

развивается

в

двух

направлениях

произвольности

и

осмысленности. Дети непроизвольно запоминают материал, вызывающий у

них интерес, преподнесённый в игровой форме, связанный с яркими

наглядными пособиями или образами – воспоминаниями и т.д. Но, в отличие

от дошкольников, они способны целенаправленно, произвольно запоминать

материал, им не интересный. С каждым годом всё в большей мере обучение

строится с опорой на произвольную память [5, 178].

Младшие

школьники

обладают

хорошей

механической

памятью.

Многие из них на протяжении всего обучения в начальной школе

механически заучивают учебные тексты, что приводит к значительным

трудностям в средних классах, когда материал становится сложнее и больше

по объёму. Они склонны дословно воспроизводить то, что запомнили.

Совершенствование смысловой памяти в этом возрасте даёт возможность

освоить

достаточно

широкий

круг

мнемонических

приёмов,

т.е.

рациональных способов запоминания. Когда ребёнок осмысливает учебный

материал, понимает его, он его одновременно и запоминает. Таким образом,

интеллектуальная

работа

является

в

то

же

время

мнемонической

деятельностью, мышление и смысловая память оказываются неразрывно

связанными. Следует отметить, что младший школьник может успешно

запомнить и воспроизвести и непонятный ему текст. Поэтому взрослые

должны контролировать не только результат (точность ответа, правильность

пересказа), но и сам процесс – как, какими способами ученик это запомнил.

[2, 261]

Л.Ф. Обухова [6, 287] считает, что одна из задач учителя в начальных

классах – научить детей использовать определённые мнемонические приёмы.

Это,

прежде

всего,

деление

текста

на

смысловые

части

(обычно

придумывание к ним заголовков, составление плана), прослеживание

основных смысловых опорных пунктов или слов, возвращение к уже

прочитанным частям текста для уточнения их содержания, мысленное

припоминание прочитанной части и воспроизведение вслух и про себя всего

материала, а также рациональные приёмы заучивания наизусть. В результате

учебный материал понимается, связывается со старым и включается в общую

систему знаний, имеющуюся у ребёнка. Такой осмысленный материал легко

"извлекается" из системы связей и значений и воспроизводится.

Произвольная память становится функцией, на которую опирается

учебная деятельность.

Наблюдения за детьми в течение нескольких последних лет показали, что

данная функция у современных младших школьников снижена. Это связано

со многими причинами, в том числе и с глобальной информатизацией и

компьютеризацией жизни современного человека. Поэтому учитель должен

найти такие методы и приёмы, которые могли бы увлечь детей.

Изучение математики в

школе направлено на формирование

определённого типа мышления; развитие познавательных способностей;

формирование и развитие операций сравнения, анализа и синтеза; на

развитие памяти, внимания и других психических процессов.

Преподавая математику в начальной школе, мы используем методику

мнемотехники.

Мнемотехника известна с давних времён и насчитывает как минимум две

тысячи лет. Считается, что термин «мнемоника»

введён Пифагором

Самосским в 6 веке до н.э. Первый сохранившийся труд по мнемонике

приписывают Цицерону. Мнемотехнику изучал, разрабатывал и преподавал

Джордано Бруно, ею интересовался Аристотель и обучал этому искусству

своего

ученика

Александра

Македонского.

Феноменальной

памятью,

основанной на мнемотехнике, обладали Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт.

В настоящее время интерес к мнемотехнике не угас. Более того, виды

мнемонической техники запоминания постоянно совершенствуются на

основе новых представлений о механизмах памяти человека. Сейчас

феноменальная память из разряда чудес переходит в разряд обыкновенных,

доступных каждому навыков запоминания, которые можно сформировать,

как и любые другие навыки.

Мнемотехника-это искусство запоминания, совокупность приёмов и

способов, облегчающих запоминание и увеличивающее объём памяти путём

образования искусственных ассоциаций.

Эта методика рассчитана на

системную работу с детьми по нескольким направлениям:

-развитие логического и образного мышления;

-развитие внимания и памяти;

-развитие речи и воображения;

-математическая подготовка;

-подготовка руки ребёнка к письму;

-психологический практикум.

Предлагаемые мнемотаблицы, т.е. схемы, в которых заложена

определённая информация, решают следующие задачи:

-развитие памяти (тренинг по разным приёмам запоминания);

-умение анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое;

умение систематизировать;

-развитие логики;

-развитие образного мышления;

-умение связно мыслить, составлять рассказ, перекодировать информацию;

-решение дидактических общеобразовательных задач;

-составление информации по всем направлениям учебной программы;

-развитие смекалки;

-тренировка внимания;

-выработка навыка правильно воспроизвести графически.

Пример работы с мнемотаблицей.

Работа с мнемотаблицей проходит в несколько этапов:

1 этап. Детям показывается таблица и разбирается то, что в ней изображено

(буквы, цифры, абстрактные символы, т.е. информация группируется).

2 этап. Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных

символов в образы, связки между картинками, образование ассоциаций.

3 этап. После перекодировки идёт составление сюжета, т.е. отработка одного

из методов запоминания.

В зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей

учащихся, педагог сам решает, как будет проходить работа с мнемотаблицей.

Если это первая (пробная) мнемотаблица, то основную задачу берёт на себя

педагог. В дальнейшем, уяснив правила работы с мнемотаблицей, дети

смогут самостоятельно находить связки, группировать предметы и символы,

а также составлять связный рассказ, тем самым облегчая приём запоминания.

4 этап. Воспроизведение данной мнемотаблицы.

На данном этапе учитель должен использовать индивидуальный подход к

каждому

ученику,

предлагая

дифференцированные

задания.

Можно

предложить два варианта.

I

вариант:

«Сильные»

ученики

самостоятельно

воспроизводят

мнемотаблицу на листе бумаги. Для «слабых» учеников необходимо

заготовить бланк с 2-3 пустыми клетками, куда нужно вставить необходимые

элементы или предложить разрезной дубликат мнемотаблицы.

II вариант: Можно организовать работу по колонкам или подгруппам (в

данном случае учащимся предлагается воспроизвести только 1 строчку или 1

столбик мнемотаблицы). Затем всё объединяется и анализируется. В этом

варианте задача усложняется, так как теряется связка ассоциаций.

Данная методика прошла многолетнюю апробацию. Дети, которые

занимаются по ней, хорошо усваивают школьный обучающий материал,

творчески подходят к любому делу и успешно справляются с любыми

задачами.

Примеры мнемотаблиц:

Библиография:

1.

Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед.ин-

тов/ Под ред. А.В. Петровского (2-е изд.). – М.: Просвещение, 1979.- 288с.

2.

Кулагина

И.Ю.,

Колюцкий

В.Н.

Возрастная

психология:

Полный

жизненный цикл развития человека. – М., 2001.- 378с.

3.

Люблинская А.А. Детская психология. – М.: Просвещение, 1971.- С. 210-

212

4.

Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство,

отрочество. – М.: Академия, 2002. – 424с.

5.

Немов Р.С. Психология.Кн. 2.- М.: Владос, 2001.- 560с.

6.

Обухова Л.Ф. Детская психология:теории, факты, проблемы. – М.:

Тривола, 1995.- С. 287



В раздел образования




Яндекс.Метрика