Напоминание

Проблема развития познавательного интереса обучающихся среднего школьного возраста в истории педагогики


Автор: Наталья Михайловна Капленко
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: Воронежская школа-интернат № 3 для детей с ОВЗ
Населённый пункт: г. Воронеж
Наименование материала: статья
Тема: Проблема развития познавательного интереса обучающихся среднего школьного возраста в истории педагогики
Раздел: среднее образование





Назад




Проблема развития познавательного интереса обучающихся среднего

школьного возраста в истории педагогики

Развитие познавательного интереса является одной из актуальных

проблем современного образования. Актуальность этой проблемы можно

объяснить тем, что методика и практика обучения все больше стали

обращаться к личности обучающегося.

Проблема формирования познавательных интересов обучающихся –

одна из важнейших задач и в основной школе, и в системе дополнительного

образования. Как известно, стойкий познавательный интерес формируется

при сочетании эмоционального и рационального в обучении. Формирование

и развитие познавательных интересов – часть широкой проблемы воспитания

всесторонне развитой

личности. Если определить эту проблему более

конкретно, то ее можно сформулировать так: должен быть путь, с помощью

которого

можно,

добиваясь

полноценного

усвоения

обучающимися

образовательных программ, обеспечивать развитие их познавательных

возможностей.

Современная педагогика выводит на первое место обучающегося, его

ценности, его личную свободу и умение прогнозировать и контролировать

свою собственную жизнь. Главное в этом направлении то, что оно

устремлено в будущее человека, утверждает, что все зависит от его

собственных усилий, собственной активности.

Основные

подходы

к

изучению

личности,

позволяют

раскрыть

факторы,

оказывающие

влияние

на

формирование

и

развитие

познавательных интересов, позволяют сделать вывод об их проявлении через

творчество человека, посредством достижения высокого уровня активности,

необходимости ее реализации. Совокупность педагогических условий,

направленных на развитие творческой личности содействует гуманизации

образования

в

"обновленной"

обучающей

среде,

обеспечивающей

многомерность и многоцельность образовательного процесса.

На современном этапе реформирования всего общества усиливается

значение школы, призванной вооружать учащихся не только определенным

объемом знаний, но и формировать у них умение самостоятельно добывать

знания и оперировать ими. Новый подход к образовательному процессу

способствует

разработке

эффективных,

более

совершенных

методов

обучения и включает в себя управление учебной деятельностью с целью

формирования познавательного интереса. Интерес, являясь базой активности

субъекта в процессе деятельности или учебы, играет основную роль в

решении

главных

задач

воспитания

и

образования

подрастающего

поколения.

Учёные обращались к проблеме познавательного интереса и значению его

в воспитании личности с XVII века. В XX веке этой проблемой занимались

многие

известные

педагоги.

В.А.

Сухомлинский

установил,

что

любознательность

это

особенность

познавательного

интереса.

Она

становится устойчивой чертой характера, имеет значительную ценность в

формировании личности.

Историко-педагогический анализ проблемы развития познавательной

активности обучающихся подросткового возраста в учебном процессе

позволил выявить особенности в ее становлении, составить адекватное

представление

о

современном

состоянии

исследуемой

проблемы

и

определить научно-педагогические предпосылки ее дальнейшего развития.

Изучение

научной

литературы

показало,

что

проблема

развития

познавательной

активности

относится

к

числу

«вечных

проблем»

в

педагогике, поскольку о деятельностной позиции детей в учении рассуждали

педагоги и прогрессивно мыслящие люди во все времена. При этом в

становлении проблемы был отмечен ряд особенностей: истоки проблемы

кроются в решении вопроса о гармоничном развитии личности и ее свободы;

решение данной проблемы всегда зависело от социально-экономических

условий в стране, социального заказа (социальный фактор) и уровня развития

педагогической

науки

и

основных

направлений

в

ее

развитии

(педагогический фактор); в процессе становления педагогической науки

проблема развития познавательной активности учащихся всегда была связана

с проблемой совершенствования учебного процесса.

В результате историко-педагогического анализа исследуемой проблемы

пришли к заключению, что наиболее плодотворный период ее развития в

России начался с 60 гг. ХХ века, когда ученые-психологи обосновали и

предложили положить в основу обучения мысль о том, что личность

развивается в процессе собственной деятельности. Используемый в рамках

работы научно-теоретический анализ привел нас к выводу о том, что

предпосылкой

для

целенаправленной

разработки

проблемы

развития

познавательной активности учащихся подросткового возраста в учебном

процессе стали исследования по вопросам определения критериев и уровней

познавательной активности, позволяющих оценить степень развития данного

свойства личности обучающегося.

Проведенный анализ современных исследований позволил выделить

следующие характеристики процесса развития познавательной активности

обучающихся:

1) зависит от особенностей деятельности участников;

2) является управляемым процессом или процессуальной системой;

3) направлен на достижение качественно нового уровня развития;

4) связан с формированием деятельности обучающихся;

5) зависит от качественной организации процесса, от результативно-

качественного протекания процесса;

6)

для

его

организации

нужно

использовать

средства

активизации

познавательной деятельности.

В целом, необходимость усиления внимания к проблеме стимулирования

познавательных

интересов

обучающихся

обусловлена

противоречиями,

присущими

современному

процессу

образования.

Выделим

наиболее

существенные из них: приоритетное использование фронтальных форм

работы

в

образовательном

процессе

и

стремление

подростков

к

удовлетворению индивидуальных потребностей и интересов; значительное

изменение потребностей; стимулов, мотивов обучения и воспитания в

современных

условиях

и

недостаточное

внимание

к

корректировке

педагогического стимулирования познавательных интересов учащихся в

реальной школьной практике; потребность педагогической практики в

научном обеспечении воспитательного процесса средствами педагогического

стимулирования познавательных интересов подростков и недостаточная

разработанность этой проблемы в педагогической науке на современном

этапе.

Познавательный интерес может с различной силой влиять на

формирование различных качеств личности, даже у школьников с одинаково

высоким познавательным потенциалом. В одних случаях он обращен к

приложению

приобретенных

знаний

с

целью

получения

ощутимых

результатов. У других – лежит у основания глубокой теоретической

направленности личности. У третьих – уже может определять жизненные

планы. Таким образом, познавательный интерес способствует общей

направленности ребенка, может играть роль в структуре его личности.

По мнению многих педагогов, движущей силой формирования

познавательного интереса является противоречие между новой информацией

и имеющимися знаниями.

В настоящее время проблема становления познавательного интереса стала

актуальной в связи с тем, что произошли значительные изменения в

обществе и образовании. В нашей стране идет процесс преобразований и

реформ, которые затронули все стороны общественной жизни.

Одной из

проблем, с которой сталкиваются учителя в школе в процессе преподавания

иностранного языка в школе является отсутствие познавательного интереса у

школьников. Поэтому в педагогической сфере идёт постоянный поиск путей

активизации познавательного интереса у учеников. Одним из условий

формирования познавательного интереса у школьников исследователи

считают педагогическое творчество. Творчество – это всегда созидание чего-

то нового на основе преобразования познанного: нового результата или

оригинальных путей и методов его получения.

Познавательный интерес

в его общем определении представляет

собой избирательную направленность личности на предметы и явления

окружающей

действительности.

Эта

направленность

характеризуется

постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким

знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес

становится основой положительного отношения к учению, которое одни

определяют как «жажду знаний», другие – как «охоту учиться». При наличии

такого

отношения

школьников

к

учению

оно

приобретает

характер

увлекательной, продуктивной деятельности.

Познавательный интерес – это один из важнейших мотивов учения

школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного

интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более

продуктивно.

Конечно, уровень, глубина и дифференцированность познавательных

процессов при этом у различных школьников могут быть далеко не

одинаковыми, но общее у всех одно – то, что под влиянием познавательного

интереса учение приобретает для них «особый личностный смысл», а

поэтому

становится

более

плодотворным.

Познавательный

интерес

выступает и как сильное средство обучения. Когда ребёнок занимается из-

под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, а когда дети

занимаются с охотой, то дело идёт совсем по-другому. Активизация

познавательной деятельности ученика без развития его познавательного

интереса не только трудна, но и почти невозможна, вот почему в процессе

обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять

познавательный интерес обучающихся и как важный мотив учения, и как

стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения,

повышения его качества.

Познавательный интерес, как и всякая черта личности и мотив

деятельности школьника, развивается и формируется в деятельности, и

прежде

всего

в

учении.

Рассмотрим

технологию

формирования

познавательного интереса обучающихся к изучению английского языка. 1.

Создание положительных эмоций по отношению к деятельности. 2. Создание

мотива, идущего от этой деятельности. Следовательно, переживания будут

интенсивнее, а усвоение информации глубже и качественней. 3. Создание

ситуации занимательности (использование знаний по другим дисциплинам,

факты из жизни). 4. Использование аналогий в процессе объяснения нового

материала.

Зная структуру интереса к учению, можно всегда организовать учебную

работу так, чтобы она всегда давала как можно больше пищи мыслям,

чувствам

и

волевым

проявлениям

личности.

Формирование

познавательных

интересов

в

обучении

иностранному

языку

может

происходить по двум основным каналам. Первый – само содержание

учебного предмета, второй – путь организации познавательной деятельности

учеников. Каждая из этих линий имеет свою специфику.

Содержание

обучения, учебный материал – вот та основа, на которой ученики расширяют

свой кругозор, открывают мир.

Очевидно, что это может и должно

представлять для них интерес. Важно, чтобы учебный материал содержал в

себе не только учебную нагрузку (лексические единицы, грамматические

правила), но и основную интересную базу, контекст, который содержал бы в

себе новые знания о мире в целом и в котором этот учебный материал

представлен. Тем самым мы делаем этот процесс интересным. Ведь

неизвестное всегда удивляет, поражает, а это уже, в свою очередь, является

сильным стимулом познания. Но познавательный интерес к учебному

материалу не может поддерживаться всё время только новыми фактами, а его

привлекательность

невозможно

сводить

только

к

удивляющему

и

поражающему воображение. Предмет, для того, чтобы стать интересным,

должен быть лишь отчасти нов, а отчасти знаком. Новое и неожиданное

всегда в учебном материале выступает на фоне уже известного и знакомого.

Вот почему для поддержания познавательного интереса важно учить

школьников в знакомом видеть новое.

Таким

образом,

педагогическое

стимулирование

развивается

от

доминирующей роли учителя в педагогическом процессе к преобладанию

стимулирования внутренних движущих сил развития личности школьника.

Гуманистический характер педагогического стимулирования заключается в

поиске способов мобилизации личной инициативы в процессе деятельности и

самодеятельности подростков, что способствует формированию интереса к

познанию как мотиву деятельности и ведет к развитию познавательных

интересов.



В раздел образования




Яндекс.Метрика