Автор: Геращенко Регина Салаватовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: БГПУ им.М. Акмуллы
Населённый пункт: Уфа
Наименование материала: статья
Тема: ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ФОРМЕ ПРЕДМЕТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раздел: дошкольное образование
ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ФОРМЕ ПРЕДМЕТОВ В
ПРОЦЕССЕ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистрант 2 курса
Р.С. Геращенко
БГПУ им. М. Акмуллы
Научный руководитель:
канд. пед. наук, доцент
Акчулпанова А.А.
Наглядные, словесные и практические методы и приемы обучения на
занятиях по математике в старшем дошкольном возрасте в основном
используются в комплексе. Дети способны понять познавательную задачу,
поставленную педагогом, и действовать в соответствии с его указанием.
Постановка задачи позволяет возбудить их познавательную активность.
Создаются
такие
ситуации,
когда
имеющихся
знаний
оказывается
недостаточно для того, чтобы найти ответ на поставленный вопрос; и
возникает потребность узнать что-то новое, научиться новому: Например,
педагог спрашивает: «Как узнать, на сколько длина стола больше его
ширины?» Известный детям прием приложения применить нельзя. Педагог
показывает им новый способ сравнения длин с помощью мерки [5].
Побудительным мотивом к поиску являются предложения решить
какую-либо игровую или практическую задачу (подобрать пару, изготовить
прямоугольник, равный данному, выяснить, каких предметов больше, и др.).
Организуя самостоятельную работу детей с раздаточным материалом,
педагог также ставит перед ними задачи (проверить, научиться, узнать
новое).
Закрепление и уточнение знаний, способов действий в ряде случаев
осуществляется
предложением
детям
задач,
в
содержании
которых
отражаются близкие, понятные им ситуации. Так, они выясняют, какой
длины шнурки у ботинок и полуботинок, подбирают ремешок к часам и пр.
Заинтересованность детей в решении таких задач обеспечивает активную
работу мысля, прочное усвоение знаний [9].
В работе с детьми старшего дошкольного возраста повышается роль
словесных приемов обучения. Указания и пояснения педагога направляют и
планируют деятельность детей. Давая инструкцию, он учитывает, что дети
знают и умеют делать, и показывает только новые приемы работы. Вопросы
педагога
в
ходе
объяснения
стимулируют
проявление
детьми
самостоятельности и сообразительности, побуждая их искать разные способы
решения одной и той же задачи: «Как еще можно сделать? Проверить?
Сказать?» [14].
Детей учат находить разные формулировки для характеристики одних
и тех же математических связей, и отношений. Существенное значение имеет
отработка в речи новых способов действия. Поэтому в ходе работы с
раздаточным материалом педагог спрашивает то одного, то другого ребенка,
что, как и почему он делает. Один ребенок может выполнять в это время
задание у доски и пояснять свои действия. Сопровождение действия речью
позволяет детям его осмыслить. После выполнения любого задания следует
опрос. Дети отчитываются, что и как они делали и что получилось в
результате.
В старшей группе начинают использовать словесные игры и игровые
упражнения, в основе которых лежат действия по представлению: «Скажи
наоборот!», «Кто быстрее назовет?», «Что длиннее (короче)?» и др.
Усложнение и вариантность приемов работы, смена пособий и ситуаций
стимулируют проявление Детьми самостоятельности, активизируют их
мышление. Для поддержания интереса к занятиям педагог постоянно вносит
в них элементы игры (поиск, угадывание) и соревнования: «Кто быстрее
найдет (принесет, назовет)?» и т. д. [10]
В работе с детьми используются дидактические игры с народными
игрушками - вкладышами (матрешки, кубы), пирамидами, в конструкции
которых заложен принцип учета величины. На этот принцип обращается
особое внимание детей: в большую матрешку можно поставить маленькую; в
большой куб - маленький; чтобы сделать пирамиду, надо вначале вставить
большое кольцо, затем поменьше и самое маленькое. С помощью этих игр
дети упражняются в нанизывании, вкладывании, собирании целого из частей;
приобретали практический, чувственный опыт различения величины, цвета,
формы предмета, учились обозначать эти качества словом. Дидактические
игры используются как для закрепления, так и для сообщения новых знаний
(«Одевание кукол», «Покажи, что больше, а что меньше», «Чудесный
мешочек», «Три медведя», «Что изменилось?», «Палочки в ряд», «Наоборот»,
«Сломанная лестница», «Чего не стало?», «Узнай по описанию» и др.)
Перспективным методом обучения дошкольников математике на
современном этапе является моделирование: оно способствует усвоению
специфических, предметных действий, лежащих в основе понятия числа.
Дети использовали модели (заместители) при воспроизведении такого же
количества предметов (покупали в магазине шапок столько, сколько кукол;
при этом количество кукол фиксировали фишками, так как поставлено
условие - кукол в магазин брать нельзя); воспроизводили такую же величину
(строили дом такой же высоты, как образец; для этого брали палочку такой
же величины, как высота дома-образца, и делали свою постройку такой же
высоты, как величина палочки). При измерении величины условной меркой
дети фиксировали отношение мерки ко всей величине либо предметными
заместителями (предметы), либо словесными (словами-числительными) [3].
Одним из современных методов обучения математике являются
элементарные опыты. Детям предлагается, например, перелить воду из
бутылочек
разной
величины
(высокая,
узкая
и
низкая,
широкая)
в
одинаковые сосуды, чтобы определить: объем воды одинаков; взвесить на
весах два куска пластилина разной формы (длинная колбаска и шар), чтобы
определить, что они одинаковые по массе; расставить стаканы и бутылочки
один к одному (бутылочки стоят в ряд далеко друг от друга, а стаканы в
кучке близко друг к другу), чтобы определить, что их количество (равное) не
зависит от того, сколько места они занимают.
Для формирования полноценных математических представлений и для
развития познавательного интереса у дошкольников очень важно наряду с
другими методами использовать занимательные проблемные ситуации. Жанр
сказки позволяет соединить в себе и собственно сказку, и проблемную
ситуацию. Слушая интересные сказки и переживая с героями, дошкольник в
то же время включается в решение целого ряда сложных математических
задач, учится рассуждать, логически мыслить, аргументировать ход своих
рассуждений [7].
Таким
образом,
формирование
у
детей
дошкольного
возраста
представлений о форме предметов при помощи продуктивной деятельности
играет большую роль для развития дошкольника. Они связаны между собой
и активизируют работу друг друга. Чем больше ребенок умеет делать своими
руками, тем он умнее. Создавая что-то руками, дошкольник развивает
индивидуальные черты характера.
Список использованной литературы:
1.
Белошистая, А.В. Что такое математическое развитие дошкольников
[Текст] / А.В. Белошистая // Детский сад: теория и практика. 2012. № 1. С. 6-
17.
2.
Вавилов, Ю.П. Игры для внимательных и сообразительных [Текст] /
Ю.П.Вавилов. – Ярославль 2013. – 122 с.
3.
Валова, В. Развитие математических способностей детей младшего
дошкольного возраста [Текст] / В Ю. Валова // Педагогика: традиции и
инновации: материалы V междунар. науч. конф. (г.Челябинск, июнь 2014 г.).
— Челябинск: Два комсомольца, 2014. — С. 28-30
4.
Венгер, Л.А. Дидактические игры и упражнения но сенсорному
воспитанию дошкольников: Пособие для воспитателя детского сада [Текст] /
Л. А. Венгера. 2-е изд., перераб. и доп.– М.: Просвещение, 2012. – 96 с.
5.
Виноградова,
Е.А.
Формирование
элементарных
математических
представлений [Текст] / Е.А.Виноградова - Издательство АСТ.-М,2012.
6.
Данилова, В.В. Обучение математике в детском саду [Текст] /
Т.Д.Рихтерман, З.А.Михайлова – М.: Академия, 2014 – 160 с.
7.
Житомирский, В.Г. Математическая азбука [Текст] / В.Г.Житомирский,
Л.Н.Шеврин - Москва: Педагогика, 1988 - с.200
8.
Жуковская, Р.И. Игра и её педагогическое значение
[Текст] /
Р.И.Жуковская - М.: Просвещение, 2014. – 111 с.
9.
Зеер,
Э.Ф.
Психология
профессий
[Текст]
/
Э.Ф.Зеер
–
М.:
Академический проект, 2008.
10.
Коваленко, В.Г. Дидактические игры на уроках математики [Текст] /
В.Г. Коваленко – М.: Астра, 2012.
11.
Кожухова,
Н.Н.
Математика
в
ДОУ
[Текст]
/
Н.Н.Кожухова,
Л.А.Рыжкова - М., 2014. 84 с.
12.
Корнеева, Г. Современные подходы к обучению дошкольников
математике [Текст] / Г. Корнеева, Е. Родина // Дошкольное воспитание. – №3,
2003.
13.
Корнеева,
Г.А.
Методические
указания
к
изучению
курса
«Формирование элементарных математических представлений у детей
дошкольного возраста» [Текст] / Г. А. Корнеева, Т. А. Мусеибова; - М.: 2010.
14.
Левинова, Л.А. Приключение Кубарика и Томатика, или Веселая
математика» [Текст] / Л.А.Левинова, К.А.Сапгар - М., «Педагогика», 1977.
15.
Левитов, Н. О психических состояниях человека [Текст] / Н. Левитанов
- М., 2014.