Напоминание

ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ФОРМЕ ПРЕДМЕТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Автор: Геращенко Регина Салаватовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: БГПУ им.М. Акмуллы
Населённый пункт: Уфа
Наименование материала: статья
Тема: ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ФОРМЕ ПРЕДМЕТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раздел: дошкольное образование





Назад




ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ФОРМЕ ПРЕДМЕТОВ В

ПРОЦЕССЕ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Магистрант 2 курса

Р.С. Геращенко

БГПУ им. М. Акмуллы

Научный руководитель:

канд. пед. наук, доцент

Акчулпанова А.А.

Наглядные, словесные и практические методы и приемы обучения на

занятиях по математике в старшем дошкольном возрасте в основном

используются в комплексе. Дети способны понять познавательную задачу,

поставленную педагогом, и действовать в соответствии с его указанием.

Постановка задачи позволяет возбудить их познавательную активность.

Создаются

такие

ситуации,

когда

имеющихся

знаний

оказывается

недостаточно для того, чтобы найти ответ на поставленный вопрос; и

возникает потребность узнать что-то новое, научиться новому: Например,

педагог спрашивает: «Как узнать, на сколько длина стола больше его

ширины?» Известный детям прием приложения применить нельзя. Педагог

показывает им новый способ сравнения длин с помощью мерки [5].

Побудительным мотивом к поиску являются предложения решить

какую-либо игровую или практическую задачу (подобрать пару, изготовить

прямоугольник, равный данному, выяснить, каких предметов больше, и др.).

Организуя самостоятельную работу детей с раздаточным материалом,

педагог также ставит перед ними задачи (проверить, научиться, узнать

новое).

Закрепление и уточнение знаний, способов действий в ряде случаев

осуществляется

предложением

детям

задач,

в

содержании

которых

отражаются близкие, понятные им ситуации. Так, они выясняют, какой

длины шнурки у ботинок и полуботинок, подбирают ремешок к часам и пр.

Заинтересованность детей в решении таких задач обеспечивает активную

работу мысля, прочное усвоение знаний [9].

В работе с детьми старшего дошкольного возраста повышается роль

словесных приемов обучения. Указания и пояснения педагога направляют и

планируют деятельность детей. Давая инструкцию, он учитывает, что дети

знают и умеют делать, и показывает только новые приемы работы. Вопросы

педагога

в

ходе

объяснения

стимулируют

проявление

детьми

самостоятельности и сообразительности, побуждая их искать разные способы

решения одной и той же задачи: «Как еще можно сделать? Проверить?

Сказать?» [14].

Детей учат находить разные формулировки для характеристики одних

и тех же математических связей, и отношений. Существенное значение имеет

отработка в речи новых способов действия. Поэтому в ходе работы с

раздаточным материалом педагог спрашивает то одного, то другого ребенка,

что, как и почему он делает. Один ребенок может выполнять в это время

задание у доски и пояснять свои действия. Сопровождение действия речью

позволяет детям его осмыслить. После выполнения любого задания следует

опрос. Дети отчитываются, что и как они делали и что получилось в

результате.

В старшей группе начинают использовать словесные игры и игровые

упражнения, в основе которых лежат действия по представлению: «Скажи

наоборот!», «Кто быстрее назовет?», «Что длиннее (короче)?» и др.

Усложнение и вариантность приемов работы, смена пособий и ситуаций

стимулируют проявление Детьми самостоятельности, активизируют их

мышление. Для поддержания интереса к занятиям педагог постоянно вносит

в них элементы игры (поиск, угадывание) и соревнования: «Кто быстрее

найдет (принесет, назовет)?» и т. д. [10]

В работе с детьми используются дидактические игры с народными

игрушками - вкладышами (матрешки, кубы), пирамидами, в конструкции

которых заложен принцип учета величины. На этот принцип обращается

особое внимание детей: в большую матрешку можно поставить маленькую; в

большой куб - маленький; чтобы сделать пирамиду, надо вначале вставить

большое кольцо, затем поменьше и самое маленькое. С помощью этих игр

дети упражняются в нанизывании, вкладывании, собирании целого из частей;

приобретали практический, чувственный опыт различения величины, цвета,

формы предмета, учились обозначать эти качества словом. Дидактические

игры используются как для закрепления, так и для сообщения новых знаний

(«Одевание кукол», «Покажи, что больше, а что меньше», «Чудесный

мешочек», «Три медведя», «Что изменилось?», «Палочки в ряд», «Наоборот»,

«Сломанная лестница», «Чего не стало?», «Узнай по описанию» и др.)

Перспективным методом обучения дошкольников математике на

современном этапе является моделирование: оно способствует усвоению

специфических, предметных действий, лежащих в основе понятия числа.

Дети использовали модели (заместители) при воспроизведении такого же

количества предметов (покупали в магазине шапок столько, сколько кукол;

при этом количество кукол фиксировали фишками, так как поставлено

условие - кукол в магазин брать нельзя); воспроизводили такую же величину

(строили дом такой же высоты, как образец; для этого брали палочку такой

же величины, как высота дома-образца, и делали свою постройку такой же

высоты, как величина палочки). При измерении величины условной меркой

дети фиксировали отношение мерки ко всей величине либо предметными

заместителями (предметы), либо словесными (словами-числительными) [3].

Одним из современных методов обучения математике являются

элементарные опыты. Детям предлагается, например, перелить воду из

бутылочек

разной

величины

(высокая,

узкая

и

низкая,

широкая)

в

одинаковые сосуды, чтобы определить: объем воды одинаков; взвесить на

весах два куска пластилина разной формы (длинная колбаска и шар), чтобы

определить, что они одинаковые по массе; расставить стаканы и бутылочки

один к одному (бутылочки стоят в ряд далеко друг от друга, а стаканы в

кучке близко друг к другу), чтобы определить, что их количество (равное) не

зависит от того, сколько места они занимают.

Для формирования полноценных математических представлений и для

развития познавательного интереса у дошкольников очень важно наряду с

другими методами использовать занимательные проблемные ситуации. Жанр

сказки позволяет соединить в себе и собственно сказку, и проблемную

ситуацию. Слушая интересные сказки и переживая с героями, дошкольник в

то же время включается в решение целого ряда сложных математических

задач, учится рассуждать, логически мыслить, аргументировать ход своих

рассуждений [7].

Таким

образом,

формирование

у

детей

дошкольного

возраста

представлений о форме предметов при помощи продуктивной деятельности

играет большую роль для развития дошкольника. Они связаны между собой

и активизируют работу друг друга. Чем больше ребенок умеет делать своими

руками, тем он умнее. Создавая что-то руками, дошкольник развивает

индивидуальные черты характера.

Список использованной литературы:

1.

Белошистая, А.В. Что такое математическое развитие дошкольников

[Текст] / А.В. Белошистая // Детский сад: теория и практика. 2012. № 1. С. 6-

17.

2.

Вавилов, Ю.П. Игры для внимательных и сообразительных [Текст] /

Ю.П.Вавилов. – Ярославль 2013. – 122 с.

3.

Валова, В. Развитие математических способностей детей младшего

дошкольного возраста [Текст] / В Ю. Валова // Педагогика: традиции и

инновации: материалы V междунар. науч. конф. (г.Челябинск, июнь 2014 г.).

— Челябинск: Два комсомольца, 2014. — С. 28-30

4.

Венгер, Л.А. Дидактические игры и упражнения но сенсорному

воспитанию дошкольников: Пособие для воспитателя детского сада [Текст] /

Л. А. Венгера. 2-е изд., перераб. и доп.– М.: Просвещение, 2012. – 96 с.

5.

Виноградова,

Е.А.

Формирование

элементарных

математических

представлений [Текст] / Е.А.Виноградова - Издательство АСТ.-М,2012.

6.

Данилова, В.В. Обучение математике в детском саду [Текст] /

Т.Д.Рихтерман, З.А.Михайлова – М.: Академия, 2014 – 160 с.

7.

Житомирский, В.Г. Математическая азбука [Текст] / В.Г.Житомирский,

Л.Н.Шеврин - Москва: Педагогика, 1988 - с.200

8.

Жуковская, Р.И. Игра и её педагогическое значение

[Текст] /

Р.И.Жуковская - М.: Просвещение, 2014. – 111 с.

9.

Зеер,

Э.Ф.

Психология

профессий

[Текст]

/

Э.Ф.Зеер

М.:

Академический проект, 2008.

10.

Коваленко, В.Г. Дидактические игры на уроках математики [Текст] /

В.Г. Коваленко – М.: Астра, 2012.

11.

Кожухова,

Н.Н.

Математика

в

ДОУ

[Текст]

/

Н.Н.Кожухова,

Л.А.Рыжкова - М., 2014. 84 с.

12.

Корнеева, Г. Современные подходы к обучению дошкольников

математике [Текст] / Г. Корнеева, Е. Родина // Дошкольное воспитание. – №3,

2003.

13.

Корнеева,

Г.А.

Методические

указания

к

изучению

курса

«Формирование элементарных математических представлений у детей

дошкольного возраста» [Текст] / Г. А. Корнеева, Т. А. Мусеибова; - М.: 2010.

14.

Левинова, Л.А. Приключение Кубарика и Томатика, или Веселая

математика» [Текст] / Л.А.Левинова, К.А.Сапгар - М., «Педагогика», 1977.

15.

Левитов, Н. О психических состояниях человека [Текст] / Н. Левитанов

- М., 2014.



В раздел образования




Яндекс.Метрика