Напоминание

Использование приема развития лексики «комбинирование» при постановке стилизованного народного танца


Авторы: Дементьева Валерия Андреевна, Ермакова Елена Александровна
Должность: студентка IV курса, преподаватель
Учебное заведение: ТОГБПОУ "Тамбовский колледж искусств"
Населённый пункт: Тамбов, Тамбовская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Использование приема развития лексики «комбинирование» при постановке стилизованного народного танца
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ОСОБЕННОСТИ ПОСТАНОВОЧНОЙ РАБОТЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

ПРИЕМА РАЗВИТИЯ ЛЕКСИКИ «КОМБИНИРОВАНИЕ»

ПРИ ПОСТАНОВКЕ СТИЛИЗОВАННОГО НАРОДНОГО ТАНЦА

1.1 Композиционный план постановки стилизованного народного танца

«Любит – не любит»

1. Название номера: «Любит – не любит».

2. Тема номера – предрассудок.

3. Идея номера заключается в том, что не стоит слепо верить гаданиям, а

стоит доверять только искренним чувствам.

4. Время действия, место: день, улица в деревне.

5. Форма: малая группа (5 человек); стилизация русско-народного танца.

6. Характеристика действующих лиц.

Главное действующее лицо – влюбленная молодая девушка. Она суеверна и

доверчива.

Второстепенные действующие лица – подруги главной героини, которые с

интересом следят за гаданием девушки, поддерживают ее и дают советы.

7. Костюмы:

платье синего цвета с узорами «Гжель» и белыми рукавами,

белые носки и кроссовки (рисунок 1).

Прическа: высокий хвост с синей банданой.

Реквизит: искусственный цветок (ромашка).

8. Драматургия.

Экспозиция: на сцене появляется молодая девушка, которая гадает на

ромашке, постепенно появляются ее подруги, которые с интересом следят за

гаданием.

Завязка: девушка отрывает лепесток за лепестком, гадание показывает, что

чувства любимого не взаимны.

Развитие действия: девушка расстроена и даже зла на любимого, она не

ожидала такого результата гадания, подруги удивлены, они поддерживают

главную героиню и пытаются успокоить.

Кульминация: на сцене появляется возлюбленный, который преподносит

главной героине букет цветов и признается в любви, главная героиня не

верит происходящему, подруги удивлены.

Развязка: влюбленная и счастливая пара уходит, подруги провожают их.

9. Сюжет.

Девушка гадает на ромашке. Последний лепесток говорит: «Не любит». Она

расстроена и зла на возлюбленного. Своим несчастьем она делиться с

подругами, которые поддерживают ее и успокаивают. В конце номера

появляется возлюбленный, который признается девушке в любви. Гадание

оказывается ложным. Влюбленные счастливые уходят вместе.

10. Музыкальный материал: «Порушка-Параня».

Исполнитель: Музыкальный коллектив «Ариэль».

Современная обработка: ансамбль «Любовь с выражением».

Музыка имеет непостоянный характер. Присутствует сменный ритм, темп и

настроение.

Основная тема в композиции подходит под настроение солистки. В ней

отражаются

все

ее

чувства,

переживания,

а

также

в

последующем

показывается изменение ее настроения.

Своим звучанием музыка раскрывает настроение произведения. Во время

развития мелодии к игре на инструменте прибавляются биты, акценты на

сильные доли в музыке.

Композиция хорошо подходит для рассказа сюжета с помощью элементов

синтеза движений народного и современного танца.

Рисунок 1 – Костюмы и прическа к номеру «Любит-не любит»

2

Рисунок 1 позывает, что основную часть костюма составляют белая

женская рубаха и сарафан.

Рубаха присборена у горловины, окантована бейкой в тон основной

ткани. Завязкой служит синяя ленточка, которая подходит в тон к обшивке

горловины. Низ рукава присборен.

Сарафан имеет полуприлегающий силуэт. Отделкой служит ткань

контрастного темно-синего цвета. Верх сарафана выполнен на широких

бретелях и отделан тканью контрастного цвета с декоративной тесьмой. По

низу сарафана — полоска ткани с гжельевой росписью.

Завершает костюм девичий головной убор — бандана. Она выполнена

их хлопчатобумажной ткани.

На ногах белые кроссовки и белые носки.

Таким образом, внешний вид костюма также является результатом

преобразования стилей и их комбинирования.

1.2 Рисунок стилизованного народного танца «Любит – не любит» и

описание движений в нем

Таблица 3 – Символы и их значение в рисунке номера «Любит-не любит»

СИМВОЛ

ЕГО ЗНАЧЕНИЕ

Солист женского пола (D1)

Солист мужского пола (М1)

Второстепенные исполнители (D2, D3, D4, D5)

Движение

Рисунок 2 – Фигура 1 (24 такта)

На 24 такта из кулис по прямой выходят исполнители D2, D3, D4, D5,

которые следуют за солистом D1.

3

Рисунок 3 – Фигура 2 (24 такта)

D1 начинает гадать на своего возлюбленного. Остальные следят за

результатом.

Рисунок 4 – Фигура 3 (20 тактов)

D1 выходит вперед, чтобы танцем рассказать о своих чувствах.

Рисунок 5 – Фигура 4 (16 тактов)

D1 на счет «раз» делает шаг на пятку, на счет «два» – соскок на каблук.

Работающая нога поднимается в атитют. Правая рука уходит за голову,

левая – ставится на пояс.

На счет «три-четыре» D1 делает абертас:

«раз» – подскок на низких полупальцах левой ноги в небольшом

приседании, правую ногу, согнув в колене, закрыть сзади левой носком

под колено, стопу вытянуть;

4

«и» – продолжая поворот на полупальцы правой ноги сзади левой,

перейти в третью выворотную позицию, левую ногу поднять невысоко

над полом;

«два» – закончив поворот, переступить на полупальцы левой ноги (она

будет сзади правой ноги) и вывести правую ногу перекрестно с левой

на 30°, колено и стопу вытянуть;

«и» – вывести правую ногу приемом demi rond в сторону на 90°,

положение корпуса – en face, руки во время выполнения поворота

открыты в стороны, тяжесть корпуса находится на левой ноге, когда

правая нога открывается в сторону на 90° необходимо следить за тем,

чтобы корпус оставался ровным, не допускать наклонов корпуса к ноге

или от ноги, завалов тела затылком назад; руки находятся в одной

плоскости с корпусом, не отставая и не обгоняя его во время поворота.

При помощи данного вращения D1 разворачивается по диагонали.

Переносит вес тела на правую ногу (правая нога согнута в калено). Руки

ставятся на колено стоящей впереди ноги.

D2, D3, D4, D5 становятся в положение, идентичное D1. Далее по

очереди

на

сильную

долю

опускают

головы.

За

последней

голова

поднимается вверх у всех.

Вес тела у всех исполнителей переносится сначала вправо, потом влево

со скольжением ног по полу. Руки делают «восьмерку».

Исполнители наступают на правую ногу, левую выносят вперед с

согнутым коленом, делают перескок на две ноги назад.

Рисунок 6 – Фигура 5 (8 тактов)

Дробными выстукиваниями исполнители выстраивают две линии.

5

Рисунок 7 – Фигура 6 (24 такта)

Голова поворачивается на сильную долю влево. Затем возвращается на

следующую сильную долю обратно.

Следующий такт: работает грудная клетка – вперед-назад.

Шаг в право.

Перескок с ноги на ногу, сначала правое колено остается наверху,

потом левое, перескок на левую ногу – мах ногой, которую следует вернуть к

себе через согнутое колено.

Прыжок поджатый: ноги поджимаются точно под себя, колени

направлены вперед, стопа вытянута. Не нужно излишне поднимать колени

вперед-наверх и не следует уводить стопы назад, так как это приводит к

нарушению равновесия во время прыжка.

Переступаниями делаются шаги вправо, затем влево.

Нога ставится на каблук, а затем делается соскок на всю стопу с

переводом веса тела на ногу. Нога, стоящая сзади, поднимается в аттитюд, с

сокращением.

Руки через круговое движение совершают хлопок и также через круг

открываются во вторую позицию. Нога, стоящая сзади, переносится вперед с

ударом.

Рисунок 8 – Фигура 7 (8 тактов)

Простым шагом исполнители переходят вперед. Руки через стороны

поднимаются вверх, делают «галочку» и акценты вниз.

6

Рисунок 9 – Фигура 8 (24 такта)

Все исполнители делают «моталочку» (движение исполняется на

едином demi-plie). Далее следуют скачки на опорной ноге, на начале

обучения.

Их

надо

сделать

утрированными,

чтобы

исполнители

почувствовали ритм движения. Этот ритм присутствует во всех видах

«моталочек». Далее делаются мазки от себя к себе (флик-фляк), исполняются

от колена, бедро стараться удерживать на месте. В конечной точке флика,

стопа натянута (для успешного освоения движения следует разучить

подготовительные упражнения).

Делается «ковырялочка» на воздух:

«

и» (затакт) – одновременно с поворотом корпуса влево на низких

полупальцах левой ноги правой ногой, согнув ее в колене и вытянув

носок, сделать сильный взмах от колена назад-вправо, голову

повернуть вправо, взгляд через плечо на стопу правой ноги;

«раз» – правую ногу, согнуть в колене и, направив его влево, опустить

носком в пол, пятка направлена вправо, положение корпуса и головы

не меняется;

«и» – одновременно со скользящим движением на низких полупальцах

левой ноги (колено свободно) корпус и голову повернуть к правой

ноге, одновременно с поворотом корпуса правую ногу, выпрямляя в

колене, поднять вперед, стопа сокращена;

«два» – правую ногу, выпрямив в колене, опустить на ребро каблука в

ту точку, где раньше находился носок; подъем сокращен, носок

направлен

вверх,

колено

левой

опорной

ноги

в

этот

момент

выпрямлено или полусогнут, взгляд на носок правой ноги или прямо

перед собой.

«и» – пауза.

При повторении движения с другой ноги центр тяжести следует

перенести на правую ногу, которая переходит с ребра каблука на каблук.

Перевести вес тела на эту ногу, корпус «скинуть» за ногой.

Вращение вокруг себя припаданием два раза.

Исходная позиция ног – третья свободная. Руки раскрыты в стороны

или лежат на талии. Это положение используется чаще при проучивании.

7

Корпус и голову держать прямо. Движение занимает 1 такт 2/4. Пример

вращения в правую сторону.

– «раз» – начиная поворот, наступить на всю стопу правой ноги в третью

точку в небольшое приседание, левую ногу слегка поднять от пола сзади

правой ноги в открытом положении, стопа свободна, голову держать прямо;

– «и» – продолжая поворот, наступить на низкие полупальцы левой ноги,

слегка вытягивая ногу в колене, правую ногу поднять невысоко от пола в

открытом положении, стопа свободна, взгляд все еще направлен в точку 1;

– «два» – наступить на всю стопу правой ноги в седьмую точку перейти в

небольшое приседание, левую ногу слегка поднять от пола сзади правой ноги

в открытом положении, стопа свободная, голову резко повернуть направо, и

снова направить взгляд в точку 1;

– «и» – заканчивая поворот, наступить на низкие полупальцы левой ноги,

правую ногу поднять невысоко от пола в открытом положении, стопа

свободна, голову оставить в точке 1.

Затем переступанием на каблук правой ноги вперед, руки вывести

вперед два раза.

Соскок на правую ногу, стоящую сзади, выполнение sur le cou-de-pied

сзади. Руки за голову.

Рисунок 10 – Фигура 9 (8 тактов)

С помощью tour chaine (

б

ыстрые повороты с ноги на ногу на

полупальцах или на пальцах с продвижением вперед, в сторону или назад)

исполнители перестраиваются в одну линию.

Рисунок 11 – Фигура 10 24 такта)

8

Завершая повороты, D2, D3, D4, D5 делают «ковырялочку» к центру.

D1 делает разножку с притопом в конце.

Руки всех исполнителей открываются во вторую позицию, затем

закрываются на пояс.

D1, D2, D3, D4, D5 делают шаги из стороны в сторону с ударом.

Сокращенные руки работают попеременно из третьей в первую позицию.

Циклы повторяются четыре раза.

Рисунок 12 – Фигура 11(8 тактов)

D1 уходит, чтобы догадать на ромашке.

D2, D3, D4, D5 делают C-walk («затакт» - первая позиция - правая нога

на подушечке, левая на пятке):

«раз-и» – правая нога разворачивается на подушечке, а левая – на пятке

в невыворотное положение (носок к носку), опускание на пол;

«два-и» – производится разворот в выворотное положение (пятка к

пятке) с правой ногой на пятке, а левой на подушечке.

Движение исполняется 4-8 раз в правую сторону, затем столько же раз

в левую.

Рисунок 13 – Фигура 12 (24 такта)

D2, D3, D4, D5 делают «до за до» пропаданиями:

9

«и» — открыть правую ногу в сторону, подъем вытянут, колено

ровное, левая нога на полупальце;

«раз» — опуститься на всю стопу правой ноги, стопа левой ноги в

выворотном положении касается щиколотки правой ноги, колени двух

ног согнуты, направлены в стороны;

«и» — пауза;

«два» — встать на полупальцы (левая нога), правую открыть в сторону,

колени ровные, стопу вытянуть;

«и» — пауза.

Затем D2, D3, D4, D5 выполняют перескоки с ноги на ногу сначала

вправо – затем влево.

Рисунок 14 – Фигура 13 (4 такта)

D2, D3, D4, D5 сходятся в круг.

Делаются шаги из стороны в сторону с

ударом. Руки работают попеременно из третьей в первую позицию,

сокращенные. Циклы повторяются четыре раза.

Рисунок 15 – Фигура 14 (8 тактов)

D1 расстроена и даже зла на любимого. Она не ожидала такого

результата гадания.

D2, D3, D4, D5 удивлены, они поддерживают главную героиню и

пытаются успокоить, поддержать в танце. Все собираются в колонну

обычным шагом.

10

Рисунок 16 – Фигура 15 (32 такта)

D1,

D2,

D3,

D4,

D5 делают волну корпусом через одного. Цикл

повторяется четыре раза.

Затем D1, D2, D3, D4, D5 поднимают руки круговым движением снизу-

вверх. Цикл повторяется четыре раза.

Далее D1, D2, D3, D4, D5 разбегаются на следующий рисунок.

Рисунок 17 – Фигура 16 (32 такта)

D1,

D2,

D3,

D4,

D5 делают перескоки через скольжение. Цикл

повторяется четыре раза. Выполняется кик правой ногой вперед, опорная

нога проскальзывает назад. D1, D2, D3, D4, D5 перескакивают на правую

ногу, левую выносят в сторону. То же самое делается с другой ноги. D1, D2,

D3, D4, D5 собираются в группу.

11

Рисунок 18 – Фигура 17 (32 такта)

D1, D3, D5 делаю перескоки с переносом корпуса с ноги на ногу. Этим

движением продвигаются вперед. Цикл повторяется четыре раза.

Руки вдоль корпуса опущены вниз.

D2,

D4 делают круговые движения руками снизу вверх. Затем

присоединяются к D1, D3, D5.

Наклонив корпус на 90 градусов, все исполнители разбегаются на круг.

Рисунок19 – Фигура 18 (36 тактов)

D1, D2, D3, D4, D5, стоя лицом из круга, делают шаги из стороны в

сторону с ударом. Сокращенные руки работают попеременно из третьей в

первую позицию. Циклы повторяются четыре раза.

Затем D1, D2, D3, D4, D5 продвигаются на одно место по часовой

стрелке обычными шагами. Руки делают акцент вверх.

D1, D2, D3, D4, D5 начинают делать «качь» из стороны в сторону. Руки

согнуты в локтях и делают акцент к себе.

D1, D2, D3, D4, D5 дробными выстукиваниями обходят вокруг себя и

продолжают двигаться ими по кругу.

Затем через верх каждый из исполнителей берет впереди стоящего

человека за руку.

D3 заводит всех в одну линию.

12

Рисунок 20 – Фигура 19 (24 такта)

D1, D2, D3, D4, D5 выполняют работу грудным отделом влево-вправо,

вперед-назад. D2 делает шаг вперед, затем возвращается обратно.

Рисунок 21 – Фигура 20 (16 тактов)

D1 выходит вперед навстречу М1.

Рисунок 22 – Фигура 21 (16 тактов)

M1 поднимает D1 на руки кружит и уводит за кулисы.

D2, D3, D4, D5 радуются за подругу и провожают D1 и М1.

13



В раздел образования




Яндекс.Метрика