Авторы: Аубекижева Алтынай Абасовна, Кирясова Ольга Викторовна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МАДОУ "ДС "Гнездышко"
Населённый пункт: город Новый Уренгой, ЯНАО
Наименование материала: Проект
Тема: "Профессия программист"
Раздел: дошкольное образование
Паспорт проекта
Наименова
ние
проекта
Тема: Профессия «Программист».
Актуальность
Технологии стремительно проникают в нашу жизнь и делают
реальностью то, о чем вчера мы могли только мечтать. На место
привычных нам вещей приходят инновационные решения, без
которых мы уже не можем существовать. Все эти изменения
приводят к появлению новых профессий. Уже сегодня необходимо
понимать, что ждет нас впереди, и постоянно развиваться, учиться
жить по-новому и получать те знания, которые будут применимы
в будущем. Профориентация – в настоящее время является важным
направлением работы образовательных учреждений. Грамотно
построенная система профориентационной работы на начальном
этапе обучения способствует формированию в сознании старших
дошкольников разнообразных представлений о мире труда и
профессий, воспитывает у них бережное отношение к результатам
труда, а также понимание значимости труда специалистов для
жизни и развития общества. Современные подходы к
профессиональной ориентации старших дошкольников
рассматривают ее как комплекс средств, направленных на
формирование у ребёнка отношения к себе как к субъекту будущей
профессиональной деятельности. В связи с этим, педагогу
необходимо владеть разнообразными методами и приемами,
позволяющими эффективно выстраивать профориентационную
работу со старшими дошкольниками. Для успешной работы в сфере
программирования важны профессиональные умения и особые
навыки, а также особенности личного развития. Необходимо не
только иметь развитые абстрактное и логическое мышления, но и
обладать глубокими знаниями в сфере информационных
технологий. Более того, нужно уметь организовывать собственное
время, расставлять приоритеты, ориентироваться на требования
клиента и знать тренды в профессии. Такая работа является
коллективной, поэтому хороший специалист должен комфортно
чувствовать себя в команде.
В этом помогут Soft Skills навыки. Главная цель развития мягких
навыков – это формирование основы для дальнейшего
самосовершенствования.
1.Цель
Формирование ранней профориентации детей старшего дошкольного
возраста посредством знакомства с профессиями взрослых на основе
проектной деятельности.
2.Задачи
Для детей:
Познакомить детей с профессией программист используя мягкие
навыки (Soft Skills) и с понятиями: программа, алгоритм, команда,
«язык программирования».
Оформить практический и познавательный материал для детей по
профессии – программист.
Создавать в группе условия для развития воображения,
формирования логического и критического мышления, умения
мыслить и составлять последовательный план действий,
эмоциональный комфорт в семье и группе, атмосферу творческого
поиска.
Использовать инновационную технологию начального
программирования и алгоритмики ПиктоМир в образовательном
процессе и модель трёх вопросов;
Формировать умения отражать в игровой и продуктивной
деятельности свои впечатления, знания.
Стимулировать развитие познавательных, коммуникативных,
творческих способностей детей.
Воспитывать познавательный интерес к профессиям будущего и
бережное отношение к труду и его результатам.
Для педагогов
Разработать совместную работу с родителями по расширению
знаний детей о профессиях будущего.
Сопровождать родителей при оказании ребёнку
квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения
в мир профессии.
Для родителей
Побуждать к активному участию в жизни дошкольного
учреждения, группы.
Способствовать зарождению профессионально
ориентированных интересов и склонностей у детей под
влиянием личного примера.
3.Целевая
аудитория
Дети 6 -7 лет, воспитатели, педагог-психолог и родители.
4.Сроки
реализации
Октябрь-ноябрь 2021г.
5.Содержа
1. Подготовительная работа
ние
проекта
Разработка проекта «Программист».
Сбор информации, оформление презентации о профессии (интернет
– ресурсы).
Оформление уголков в группе по профориентации: в группе – для
детей; в прихожей – для родителей.
Оформление наглядно - иллюстративного материала о работе
программиста.
Поисковая деятельность о профессиях родителей «Мой папа и мама
– программисты».
Оформление дидактических игр (картотека).
2. Практическая работа
Проведение СД, познавательной беседы на тему «Программист -
великий волшебник».
«Мозговой штурм» (ТРИЗ).
Сюжетно-ролевая игра «Ток-шоу – моя будущая профессия».
НОД «Такие разные профессии»
Игра «Важная профессия» (социо-игровая технология).
Рисование «Мой компьютер», выставка рисунков «Мы – будущие
программисты»
«В эфире дети!» - блиц-опрос родителями детей «Кто такие
программисты?» (Видео материал от родителей)
Работа с педагогом - психологом
Игры на развитие эмоционального интеллекта: «Путешествие к
медведю Норду»; «Весёлая карусель»; «В гостях у клоуна»;
Упражнение «Покажи эмоцию».
Просмотр мультфильма «Ми-ми-мишки в Цирк».
Работа с педагогом по дополнительному образованию
Образовательная ситуация по программированию с мини – роботом
«Умная пчёлка» (составление алгоритмов) – «Азбука профессий» и
«Открытые задачки».
Составление программ в ПиктоМире.
3. Заключительный этап.
СД «Мы играем в ПиктоМир!»
Создание информационных уголков для детей и взрослых.
Пополнение картотеки карт по составлению алгоритмов.
6.Новизна,
идея
проекта
Развитие мягких навыков (англ. soft skills) – комплекс
неспециализированных, надпрофессиональных навыков, которые
отвечают за успешное участие в рабочем процессе, высокую
производительность и являются сквозными, то есть, не связаны с
конкретной предметной областью. Не зависят от специфики
конкретной работы, тесно связаны с личностными качествами и
установками (ответственность, дисциплина, самоменеджмент), а
также социальными навыками (коммуникация, в частности,
слушание; работа в команде, эмоциональный интеллект) и
менеджерскими способностями (управление временем, лидерство,
решение проблем, критическое мышление).
7. Технологии
Программирование и Алгоритмика.
Модель трёх вопросов.
Игровая
Социо-игровая
ИКТ
ТРИЗ
Soft Skills навыки
8. Результат
проекта,
продукт
Работа в рамках проекта позволила сформировать базовые компетенции:
нацеленность на определение маршрута развития
способность сотрудничать
социальная и познавательная активность
креативность
умение решать проблемные задачи
формирование интереса к профессии программист и к инженерным
профессиям в целом
развитие навыков инженерного мышления
развитие мягких навыков.
А также: дети познакомились с профессией «Программист», узнали, что такое
«компьютерная программа», «Язык программирования» и из чего состоит
программа. Дети научились программировать робота Пчелку и составлять
программы в ПиктоМире. Вся практическая деятельность была организована с
использованием Soft Skills навыков.
Созданные условия способствовали применению знаний в совместной
деятельности. Обогатился словарный запас детей, умение рассказывать о
профессии программиста, понимая его значимость и трудовые действия.
С чего начался проект?
Во время просмотра презентации «Мой любимый детский сад» (лексическая
тема), погас экран компьютера и исчезло изображение на интерактивной доске.
Воспитатель обратился к детям за помощью: «Ребята, что делать? Кто сможет нам
помочь?»
Дети начали перечислять варианты: тот, кто ремонтирует компьютеры; мастер по
ремонту компьютеров; к программисту (ответ Ромы).
«А кто такой программист, вы знаете?» – спросил воспитатель.
Детские ответы разместили на плакатах: кто такой программист; построили
модель трех вопросов; выдвинули гипотезу по поводу программ и что такое код
программы.