Автор: Екатерина Алексеевна Петроченкова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1554
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Классный час "Памятники и мемориалы воинам Великой Отечественной войны"
Раздел: начальное образование
Методическая разработка проведения классного часа
«Памятники и мемориалы воинам Великой Отечественной
войны» (для 2-х классов)
В одном из выступлений президент Российской Федерации В.В.Путин
сказал: «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И
такой фундамент – это патриотизм».
Тема патриотизма одинаково важна как для молодого человека, так и для
людей среднего и пожилого возраста. Но патриотическое воспитание всегда
являлось одной из важнейших задач школы, ведь детство и юность - самая
благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.
Без патриотического воспитания мы можем потерять страну. В слове
патриотизм заключены высшие смыслы человеческого существования,
связанные с историей державы, с памятью ушедших поколений и их славных
дел. В моём понимании, патриотизм – это качество нравственное, это
сокровенное чувство, которое находится глубоко в душе человека. И о
патриотизме судят не по словам, а по делам человека.
Для детей в возрасте от 7 до 10 лет воспитание патриотизма должно
осуществляться в игровой форме во время посещений интересных
мероприятий, понятных школьникам этого возраста. В числе основных
мероприятий, нацеленных на формирование патриотизма у младших
школьников, находятся тематические классные часы, различные деловые
игры, праздничные встречи с ветеранами, личные беседы, захватывающие
викторины, коллективные соревнования, творческие дела, выездные
экскурсии, различные поездки, ознакомление с важным историческим
прошлым родного края, уникальными традициями и обычаями русского
народа.
Воспитание у детей чувства патриотизма способствует формирования
правильной гражданской позиции, чувства любви и уважения к старшему
поколению, поэтому важность этого аспекта развитии личности
недооценивать не стоит. Участие в этом процессе семьи, где воспитывается
ребенок, также немаловажно, поскольку практически в каждой семье
присутствуют моменты, когда их предки совершали героические подвиги,
служа и защищая отчизну во время войны. Необходимо чаще рассказывать
детям младших классов об их знаменитых прабабушках и прадедах, об их
вкладе в историю времен Великой отечественной войны, вместе
пересматривайте военные снимки, изучайте полную историю собственного
клана, это также способствует воспитанию юных патриотов. Изучение
семейных писем и дневников дает детям возможность соприкоснуться с
историями собственной семьи, пережить их нелегкие судьбы.
Патриотическое воспитание обучающихся – процесс сложный и
многогранный. Воспитать человека любящим свою землю, свой народ, быть
готовым к защите своей Родины – очень непростая задача. Но она,
безусловно, осуществима, если мы, педагоги, будем выполнять ее с любовью
и добротой, не забывая мудрых слов: «Ученик – это не сосуд, который
нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!»
Всё, что вкладываем мы в наших детей сегодня, завтра даст
соответствующие результаты. Сегодня мы воспитываем патриотов, деловых
людей, значит, можно быть уверенными в развитии и становлении
нормального общества и сильной державы.
Патриотами люди не рождаются. Честь, настойчивость, чуткость не
приходят сами по себе. Эти и другие качества необходимо целенаправленно
и ежедневно воспитывать в детях, прежде всего в семье, но и в значительной
степени в школе.
«России не станет тогда, когда не станет последнего патриота» - Н. М.
Карамзин.
Будем надеяться, что наши ученики будут настоящими патриотами!
Уверена - нас будет много! Россия – великое государство – будет всегда!
ПАМЯТНИКИ И МЕМОРИАЛЫ ВОИНАМ ВОв
1 учитель:
Покуда сердца стучатся, —
помните!
2 учитель:
Какою ценой завоевано счастье, —
пожалуйста, помните!
3 учитель:
Мечту пронесите через года
и жизнью наполните!..
1 учитель:
Но о тех, кто уже не придет никогда, —
заклинаем, — помните!
2 учитель:
В преддверии дня Победы мы хотим поговорить с вами о памятниках и
мемориалах. Памятник – от слова «память».
Мемориал – это архитектурное сооружение, призванное увековечить память
о каком-то трагическом событии.
3 учитель:
Обычно они ставятся на том самом месте, где происходили эти события
(например, битва). Часто перечисляются фамилии погибших людей. Это знак
памяти, скорби, почитания, благодарности.
1 учитель:
Конечно, о всех мемориалах и памятниках мы не сможем сегодня рассказать
– попросту не хватит времени. Но о них вы сможете найти информацию и
узнать – где установлены, кому…Главная наша цель – рассказать о
мемориалах Победы, чтобы помнить, «какой ценой завоёвано счастье».
2 учитель: (звучит начало песни «О 28 панфиловцах»)
Подвиг Панфиловцев
16 ноября 1941 года неподалеку от Волоколамска под Москвой началось
новое наступление фашистских войск на столицу. Нацистам оставалось
преодолеть только один рубеж, расположенный возле железнодорожного
разъезда Дубосеково. Взяв под контроль эту зону, немцы смогли бы
беспрепятственно проникнуть в Москву.
В бою у разъезда Дубосеково осенью 1941 года под командованием генерал-
майора Ивана Васильевича Панфилова участвовали более 100 человек. Среди
воинов наибольшую известность получили 28 бойцов под
командованием политрука Василия Клочкова. В течение четырех часов 28
героев-панфиловцев под шквальным огнем артиллерии и бомбежками
с воздуха сдерживали танки и пехоту врага. Они отразили несколько атак
противника и уничтожили 18 танков из 50. У бойцов было всего лишь два
противотанковых ружья, и поэтому им приходилось выскакивать из траншей,
чтобы вручную бросать в танки связки с гранатами или коктейли Молотова.
После подобной вылазки солдаты чаще всего погибали на месте. Как раз во
время подобного маневра погиб политрук панфиловцев Василий Клочков.
Именно ему принадлежат легендарные слова: «Велика Россия, а отступать
некуда - позади Москва!»
В результате немцы так и не смогли взять под контроль Волоколамское
шоссе, признав свое бессилие в этой невероятной схватке. Историки
отмечают, что, если бы 28 панфиловцев не удержали оборону под Москвой,
события войны могла бы развиваться совершенно по другому сценарию.
Легендарному подвигу героев-панфиловцев в 1975 году открыт мемориал
«Подвигу 28». Центральное место занимает памятник в виде
монументальной скульптурной группы из 6 человеческих фигур высотой 10
метров. Они размещены на обширном холме у дороги, где шли бои.
Мужественные и строгие фигуры воинов возвышаются над окрестностями,
словно присматривая за ними. Группа состоит из 3 отдельно стоящих
скульптур:
• "Вперёдсмотрящий" или "Дозорный" (спереди справа) ассоциируется с
политруком;
• "К бою готовы!" (чуть позади слева), изображающая двух солдат с
противотанковыми гранатами;
• "Клятва на верность Родине" (сзади по центру), выполненная в виде трёх
воинов с решительными лицами, один из которых указывает рукой вперёд.
Лица бетонных воинов обращены на запад - к огромному полю, по которому
в 1941 году двигались немецкие танки. На одной из бетонных плит слова:
"Защищая Москву в суровые ноябрьские дни 1941 года на этом рубеже в
жестокой схватке с фашистскими захватчиками стояли насмерть и
победили 28 Героев-панфиловцев"
3 учитель:
«Родина-Мать зовёт» (звучит песня «Вставай, страна огромная»)
В городе-герое Волгограде, на Мамаевом кургане, есть мемориал «Героям
Сталинградской битвы». Он известен во всём мире своим уникальным
памятником - статуей «Родина-Мать зовёт!». Статуя Родины занимает 11
место в книге рекордов Гиннеса как одна из самых высоких статуй-
памятников мира. Высота её без меча составляет 52 метра, а вместе с мечом –
85 (длина меча – 33 метра)! Вес статуи без меча составляет 8 тысяч тонн, меч
весит 14 тонн. Такая высота и мощь статуи свидетельствуют об уникальности
памятника.
Автором памятника является скульптор Евгений Викторович Вучетич.
Строительство статуи шло 8 лет: 1959-1967. В 1978 году скульптура была
укреплена, расчет устойчивости проводил доктор технических наук
Н.В.Никитин. Именно он делал необходимые расчеты при строительстве
Останкинской башни в Москве.
Перед началом строительства на Мамаевом кургане был заложен фундамент
глубиной 15 метров, на который была установлена плита высотой 2 метра.
Для строительства «Родины-матери» было использовано 95 металлических
тросов, именно они удерживали каркас статуи в вертикальном положении.
Толщина железобетонных стен статуи составляет около 30 см.
Место, на котором воздвигнут величественный монумент, выбрано не
случайно. В 200 метрах от статуи Родины Матери находится легендарная
102 высота, за которой в течение 140 дней шли кровавые бои во время войны.
Мамаев курган вызывает чувство гордости и боли, заставляя вспомнить
жертвы, принесенные во имя Победы: каждый сантиметр земли пропитан
кровью доблестных защитников Родины. Именно поэтому местом для
памятника советским солдатам был выбран Мамаев курган.
Скульптура Родина-мать поднимает свой меч к небесам чествуя и благодаря
павших защитников Отечества. Она призывает людей объединиться и, если
понадобится, снова выстоять в нелегком бою.
1 учитель:
Памятник «Алёша» (звучит песня «Алёша»)
При освобождении от фашистов народов и стран много полегло советских
воинов. По всей Европе разбросаны памятники неизвестным солдатам. В
Болгарии, в городе Пловдив, один из самых известных и трагических
памятников, который все называют «Алёша». Идея запечатлеть в камне образ
солдата-освободителя родилась у болгар в 1948 году. Тогда, в 1948 году, был
создан общественный комитет по разработке макета монумента, и произошло
символическое заложение основ для будущего постамента в центре города. В
конкурсном отборе выбор пал на макет Василя Радославова под названием
"Красный богатырь".
Памятник торжественно открыли 5 ноября 1957 года. Его можно увидеть из
любой точки города. 11,5-метровый железобетонный советский солдат
смотрит на восток. В его руке – пистолет-пулемет, направленный к земле.
Образ солдата вылеплен с реального солдата Алексея Ивановича Скурлатова.
Он был рядовым сводной роты Украинского фронта, бывшим стрелком
лыжного батальона стрелкового полка, переведённый из-за тяжёлого ранения
в связисты. В Пловдиве Алексей Иванович подружился с рабочим
телефонной станции Методи Витановым, участником болгарского
Сопротивления. Именно Витанов и передал фотографию Алексея
скульптору, и тот создавал памятник, основываясь на этом изображении.
Скульптура водружена на 6-метровый постамент, облицованный сиенитом и
гранитом. Постамент украшен барельефами «Советская армия бьёт врага» и
«Народ встречает советских воинов». К монументу, стоящему посреди
большой смотровой площадки, ведёт широкая лестница из ста ступеней.
Поэт Роберт Рождественский посвятил монументу стихотворение «Памятник
солдату Алёше в Пловдиве».
Отсюда видно далеко-далеко.
Горизонт —
почти невесом.
Как Ангел-хранитель солдат Алеша
Над Пловдивом
вознесен…
Туман упадет легко и белесо
На неподвижный лес…
Сейчас я старше тебя, Алеша,
Почти что на десять лет.
Это я просто родился позже,
А так — достаточно смел.
Я многое видел,
ты видел больше:
Ты видел однажды смерть…
Мертвых не принято зря тревожить,
Не надо. Уйди. Откажись…
Спросить бы проще: ‘Как смерть, Алеша?’
Я спрашиваю: ‘Как жизнь?’
Вопрос мой пусть не покажется странным,
Мне это надо решить:
Той ли жизнью живу, за которую
Ты перестал жить?
Верь.
Это мой постоянный экзамен!
Я все время сдаю его.
Твоими безжизненными глазами
Смотрю на себя самого.
И этот взгляд никуда не денешь —
Он в каждом идущем дне…
Мне за две жизни думать и делать!
Два сердца бьются во мне!
Не струшу, что бы мне не грозило, —
мне в душу смотрит солдат!
Алеша,
Я уезжаю в Россию.
Что маме твоей передать?
В 1962 году композитор Эдуард Колмановский во время экскурсии по
Болгарии посетил Пловдив. По возвращении в Советский Союз
Колмановский поделился впечатлениями от увиденного памятника с поэтом
Константином Ваншенкиным. Тот через несколько дней написал стихи, а
композитор положил их на свою музыку. (звучит песня «Алёша»)
Белеет ли в поле пороша
Иль гулкие ливни шумят,
Стоит над горою Алеша,
В Болгарии русский солдат.
И сердцу по-прежнему горько,
Что после свинцовой пурги
Из камня его гимнастерка,
Из камня его сапоги.
Немало под страшною ношей
Легло безымянных парней.
Но то, что вот этот — Алеша,
Известно Болгарии всей.
К долинам, покоем объятым,
Ему не сойти с высоты.
Цветов он не дарит девчатам —
Они ему дарят цветы.
Привычный, как солнце, как ветер.
Как солнце и ветер.
Привычный, как солнце и ветер,
Как в небе вечернем звезда.
Стоит он над городом этим.
Над городом этим.
Как будто над городом этим
Вот так и стоял он всегда.
Белеет ли в поле пороша
Иль гулкие ливни шумят,
Стоит над горою Алеша,
Болгарии русский солдат.
2 учитель:
Памятник «Братьям Газдановым» (звучит песня «Журавли»)
В Осетии есть один уникальный скорбный памятник.
В 1963 г. в селении Дзуарикау был сооружен памятник семи братьям
Газдановым, уроженцам этого селения. В семье Газдановых было семеро
братьев и каждый, услышав о мобилизации, не задумываясь ушел на фронт, и
не один из них не вернулся домой. Газдановы получали похоронки одну за
другой. Хаджисмел и Магомед погибли под Севастополем, Дзарахмат – в
Новороссийске, Созрико – в Киеве, Махарбек под Москвой, Хасанбек – в
Белоруссии, Шамиль был смертельно ранен в канун Дня Победы – у стен
Берлина. Дзарахмат Газданов - единственный из братьев, кто успел жениться
перед тем как уйти на фронт. Неизвестно, узнал ли он о рождении дочери
Милы.
Последнюю похоронку отцу семерых сыновей так и не успели отдать.
Увидев, что старейшины направляются к дому, он умер держа маленькую
внучку Милу на руках.
Не вынесла смерти детей и мать. Она умерла, когда пришла третья
похоронка. Сельчане рассказывают, как Тассо Газданова каждое утро
выходила на дорогу, по которой уходили ее сыновья. Она ждала писем от
сыновей, ждала их домой. Она так и не узнала, что все семеро погибли...
Над черной скалой взметнулись в небо семь белых журавлей. Это семь
братьев Газдановых. Стоит их седая мать Тассо. Шершавой рукой она гладит
немую скалу. Здесь застыли в вечном полете семь ее отважных сыновей.
Памятник создан скульптором Сергеем Санакоевым по мотивам
стихотворения Расула Гамзатова "Журавли". Это один из лучших памятников
о ВОв. Скорбящую мать и солдат, превратившихся в журавлей забыть
трудно…
3 учитель: (звучит музыка)
- В Осетии не случайно есть ещё один Мемориал, посвящённый ВОв.
Мемориал «Барбашово поле»
Селение Гизель. Именно здесь осенью 1943 года, в разгар Великой
Отечественной войны шли ожесточенные сражения на подступах к
Владикавказу. Именно здесь совершил свой бессмертный подвиг молодой
солдат Петр Барбашов: закрыл своим телом амбразуру вражеского дзота и
тем самым спас от верной гибели десятки своих товарищей. Свой подвиг
совершил до Александра Матросова. Величественный памятник Герою
Советского Союза Петру Барбашову, братская могила сотен погибших в
битве за Кавказ солдат много лет являются местом памяти, скорби и
поклонения подвигу советского солдата. На этом месте был открыт
мемориальный комплекс памяти погибшим воинам «Барбашово поле», где
сложили головы 312 бойцов Красной армии. Их имена золотом высечены на
скрижалях Мемориала.
У входа расположилась Аллея Героев Советского Союза – уроженцев
Северной Осетии. Здесь наглядно представлены фотографии и описание
подвигов всех героев, чтобы благодарные потомки знали, помнили и
гордились прославленными земляками.
Впечатляет экспозиция настоящей военной техники времен Великой
Отечественной войны. Почетное место среди представленной техники занял
легендарный танк Победы – ИС-3, участвовавший в историческом Параде
Победы в Берлине. Артиллерийские, зенитные и минометные системы
различных калибров, установлены на специальных постаментах, которые до
сих пор хранят на себе отпечатки героических сражений на фронтах Великой
Отечественной войны.
Особой достопримечательностью военно-исторического мемориала стал
легендарный дзот, который накрыл своим телом 23-летний сибиряк Петр
Барбашов, дав возможность своим однополчанам занять заветную высоту.
Сегодня закрытый, полуразрушенный дзот превратился в полноценный
музей.
1 учитель:
Памятник Воину-освободителю в Трептов-парке
В Берлине, в Трептов парке, 8 мая 1949 г. был торжественно
открыт памятник Воину-освободителю - русскому солдату с девочкой на
руках.
Этот мемориал был воздвигнут в память о 20 тысячах советских солдат,
погибших в боях за освобождение Берлина, и стал одним из самых известных
символов Победы в Великой Отечественной войне.
Мемориал был воздвигнут на месте захоронения 5 тысяч советских воинов,
погибших при взятии столицы фашистской Германии. Наряду с Мамаевым
курганом в России это один из самых больших и самых известных из
подобных памятников в мире. Решение о его сооружении было принято на
Потсдамской конференции через два месяца после завершения войны.
Идеей для композиции памятника послужил реальный сюжет:
26 апреля 1945 г. сержант Николай Масалов во время штурма Берлина вынес
из-под обстрела немецкую девочку.
Сам он позже так описывал эти события: «Под мостом я увидел трехлетнюю
девочку, сидевшую возле убитой матери. У малышки были светлые, чуть
курчавившиеся у лба волосы. Она все теребила мать за поясок и звала:
«Муттер, муттер!». Раздумывать тут некогда. Я девочку в охапку – и
обратно. А она как заголосит! Я ее на ходу и так, и эдак уговариваю:
помолчи, мол, а то откроешь меня. Тут и впрямь фашисты начали палить.
Спасибо нашим – выручили, открыли огонь со всех стволов».
Сержант был ранен в ногу, но девочку донес до своих. После Победы
Николай Масалов вернулся в село Вознесенка Кемеровской области.
Прототипом Воина-освободителя стал Николай Масалов, но позировал
скульптору другой солдат – Иван Одарченко из Тамбова, служивший в
Берлинской комендатуре.
В первоначальном варианте мемориала воин держал в руках автомат, но его
решили заменить на меч. Он был точной копией меча псковского князя
Гавриила, который сражался вместе с Александром Невским, и это было
символично: русские воины разгромили немецких рыцарей на Чудском
озере, а через несколько столетий одержали над ними победу еще раз.
Работы над мемориалом велись на протяжении трех лет. Архитектор
Я. Белопольский и скульптор Е. Вучетич отправили макет памятника в
Ленинград, и там была изготовлена 13-метровая фигура Воина-освободителя,
весившая 72 тонны. В Берлин скульптуру переправляли частями. По рассказу
Вучетича, после того, как ее привезли из Ленинграда, один из лучших
немецких литейщиков осмотрел ее и, не обнаружив изъянов, воскликнул: «Да
это же русское чудо!».
Памятник
Георгий Рублёв
Это было в мае, на рассвете.
Настал у стен рейхстага бой.
Девочку немецкую заметил
Наш солдат на пыльной мостовой.
У столба, дрожа, она стояла,
В голубых глазах застыл испуг.
И куски свистящего металла
Смерть и муки сеяли вокруг.
Тут он вспомнил, как прощаясь летом
Он свою дочурку целовал.
Может быть отец девчонки этой
Дочь его родную расстрелял.
Но тогда, в Берлине, под обстрелом
Полз боец, и телом заслоня
Девочку в коротком платье белом
Осторожно вынес из огня.
И, погладив ласковой ладонью,
Он ее на землю опустил.
Говорят, что утром маршал Конев
Сталину об этом доложил.
Скольким детям возвратили детство,
Подарили радость и весну
Рядовые Армии Советской
Люди, победившие войну!
… И в Берлине, в праздничную дату,
Был воздвигнут, чтоб стоять века,
Памятник Советскому солдату
С девочкой спасенной на руках.
Он стоит, как символ нашей славы,
Как маяк, светящийся во мгле.
Это он, солдат моей державы,
Охраняет мир на всей земле.
(презентация с фото памятников, обелисков, мемориалов под музыку)
2 учитель:
Помните!
Через века, через года,— помните!
О тех,
кто уже не придет никогда,— помните!
3 учитель:
Не плачьте!
В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!
1 учитель:
Хлебом и песней,
Мечтой и стихами, жизнью просторной,
каждой секундой, каждым дыханьем
Будьте достойны!
2 учитель:
Люди! Покуда сердца стучатся,—
помните!
Какою ценой завоевано счастье,—
пожалуйста, помните!
3 учитель:
Песню свою отправляя в полет,— помните!
О тех, кто уже никогда не споет,— помните!
1 учитель:
Детям своим расскажите о них,
чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них,
Чтобы тоже запомнили!
2 учитель:
Во все времена бессмертной Земли - помните!
К мерцающим звездам ведя корабли,— о погибших помните!
3 учитель:
Встречайте трепетную весну, люди Земли.
Убейте войну, прокляните войну, люди Земли!
1 учитель:
Мечту пронесите через года и жизнью наполните!..
Но о тех, кто уже не придет никогда,— заклинаю,— помните!
2 учитель:
Помните!
Через века
́
, через года, — помните!
3 учитель:
О тех,
кто уже не придёт никогда, —помните!
Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!
Объявляется минута молчания (метроном)
Звучит песня «Поклонимся великим тем годам» (на экране – вечный
огонь)